СВIДОМЕ ТА НЕСВIДОМЕ

Наряду с сознанием в психике человека существует сфера бессознательного. Популярная энциклопедия по психоанализу даёт такое определение:

«Бессознательное– в наиболее распространённых значениях: 1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, не осознаваемых им без применения специальных методов; 2) самая обширная и содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т.д.) психики человека; 3) форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не является предметом специальной вне научной рефлексии; 4) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания».(1)*

Этому феномену можно дать и такое определение:

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчётных и не поддающихся в данный момент контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояние невменяемости и т.п.

К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания.

Так называемые автоматизм и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. (Автоматизм – это достаточно сложные действия человека, которые, первоначально действуя под контролем сознания, в результате многократного повторения приобретают бессознательный характер: навыки игры на музыкальных инструментах, езда на велосипеде, различные трудовые операции и т.д.)

В структуре бессознательного важное место занимает установка – состояние готовности, предрасположенности субъекта к определённой активности в определённой ситуации.

Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении определённым образом воздействовать на сознание.

В той или иной форме проблема бессознательного ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей их истории.

В рациональной европейской традиции идея о бессознательном восходит к древнегреческой классической философии – к учению Сократа и Платона об анамнесисе – знании как припоминании.

Существенный вклад в изучение проблемы бессознательного внесли Б. Спиноза (учение о неосознаваемых причинах, детерминирующих желание), Г. Лейбниц (трактовка бессознательного как низшей формы душевной деятельности), И. Кант (связь бессознательного с проблемами интуитивного и чувственного познания), А. Шопенгауэр (идеи о бессознательных внутренних импульсах), Э. Гартман («философия бессознательного»), В. Вундт («неосознаваемое мышление»), Г. Гельмгольц (учение о «бессознательных умозаключениях»), И.М. Сечёнов («бессознательные ощущения»), И.П. Павлов («бессознательная психическая жизнь»), В.М.Бехтерев (активность «бессознательного») и др.

В XX в. наиболее подробно и систематически представление о бессознательном разрабатывается в границах психоаналитической традиции. Принципиально важные результаты были получены З. Фрейдом,* создавшим психологическое определение бессознательного и учение о бессознательном; К. – Г. Юнгом, развившем идеи о личном и коллективном бессознательном; Дж. Морено, разработавшем концепцию «общего бессоз­на­тель­ного» и Э. Фромом, развившем идеи о «социальном бес­соз­на­тель­ном». В целом эти психоаналитически ориентированные концепции дают определённое представление о природе сущности бессознательного и его проявлениях на индивидуальном, групповом и социальном уровнях.

С точки зрения психоанализа содержание бессознательного включает в себя: 1) содержание, которое никогда не присутствовало в сознании человека и 2) содержание, которое присутствовало сознании, но было вытеснено из него в бессознательное.

Рассматривая бессознательное и его содержание как источник неврозов и личностных конфликтов, З. Фрейд создал психоаналитическую теорию, ориентированную на познание бессознательного и излечение пациентов через осознание этого вытесненного бессознательного.

Трактуя бессознательное как «истинно реальное психическое» и подчёркивая, что «все душевные процессы, по существу, бессознательны», З. Фрейд вместе с тем обращал особое внимание на борьбу бессознательного и сознания как одну из атрибутивных и базисных основ психической деятельности и поведения человека.

По К.-Г. Юнгу (1875 – 1961), бессознательное состоит из трёх слоёв:

1) «Личностное бессознательное», т.е. поверхностный слой бессознательного, включающий в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности.

2) «Коллективное бессознательное», т.е. врожденный глубокий слой бессознательного, некий «общий центр», «ядро» психики, имеющий не индивидуальную, а всеобщую природу, сконцентрировавшую в себе опыт всех предшествовавших поколений людей; это ядро психики включает в себя сверх личное универсальное содержание и архетипы – наследуемые всеобщие образы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения. К общечеловеческим первообразам (архетипам) относятся образы матери-земли, героя, мудрого старца и др. Архетип «Тень» представляет собой образ всего низменного в человеке. Архетип «Персона» – это та «маска», которой пользуется человек, чтобы скрыть своё истинное «Я». Архетипы тесно связаны с символикой и проявляются в сновидениях, художественном творчестве.

3) «Психоидное бессознательное», т.е. самый глубинный слой, обладающий свойствами, общими со всем органическим миром; «психоидное бессознательное», не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически не доступно сознанию.

Э. Фромм (1900 – 1980) – один из важнейших представителей неофрейдизма, является также признанным реформатором учения Фрейда. Э. Фромм видит перед собой не обособленного внесоциального индивида, а человека, вписанного в конкретный социальный фон. По мнению Фромма, человек, плохо приспособившийся к социальной структуре, вовсе не должен третироваться как невротик. В той же мере хорошо приспособленного преуспевающего индивида не разумно относить к более высокому уровню по шкале человеческих ценностей. Хорошая приспособленность часто достигается путём отказа от собственной индивидуальности.

Э. Фромм считает, что значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности играет «социальное бессознательное», представляющее собой «вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества» и содержащие то, что данное общество «не может позволить своим членам довести до осознания». В результате невозможности реализовать свои глубинные потребности у человека возникают деформированные стремления и влечения. Фромм выделяет такие типы непродуктивной психической ориентации, как мазохистский, садистский, деструктивистский и конформистский.

Фромм известен как один из глубоких и проницательных исследователей «авторитарного характера». Предложенная им модель сыграла огромную роль в изучении нацизма. Но учёный показал, что «бегство от свободы» как специфическое явление современности присущее не только тоталитарному строю. В демократических обществах также присутствуют механизмы, которые уводят человека от спонтанности и свободы.

В настоящее время в психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания бессознательного, а также диагностики и терапии используются: анализ свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т.д.

Существующая фрагментарность представлений о бессознательном дает основание полагать, что создание современной общей теории бессознательного психического является одной из актуальных задач теоретической психологии.

В плане социально-философского анализа проблема бессознательного оказывается частью проблемы детерминации человеческой жизни и деятельности, взаимодействий и поступков человеческих индивидов. Связи и зависимости социального процесса далеко не всегда находят своё выражение в сознании людей. Бессознательное, не фиксируемое в мотивации человека или находящее там для себя превращённые формы, тем не менее становится предметом познания. Возникает сложная методологическая задача косвенной интерпретации бессознательного, включение его в теоретические модели социальных процессов.

 


ЛЕКЦIЯ 13. ФIЛОСОФСЬКЕ ВЧЕННЯ ПРО ПIЗНАННЯ

 

ПЛАН

 

1. Iстина як мета пiзнання

2. Чуттеве та рациiональне пiзнання

3. Методи та форми наукового пiзнання

4. Спостереження та експеримент

5. Моделi та моделювання

6. Творчiсть як фiлософська проблема

 








Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 608;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.