Творчiсть як философська проблема.
Творчество изучается многими науками: философией, психологией, науковедением, кибернетикой, теорией информации, педагогикой и др. В последнее десятилетие встал вопрос о создании особой науки, которая бы исследовала творческую деятельность человека, - эвристики (от греч. «эврика», приписываемого Архимеду, - «я нашёл!»).
При изучении феномена творчества возникает много проблем: о специфических чертах творческой деятельности, о соотношении научного и художественного творчества, о структуре и этапах творческого процесса, типах творческой деятельности, о таланте и гениальности, о роли мотивационных и личностных факторов в творческой деятельности, о влиянии социальных условий на становление творческой личности и др. Философия изучает мировоззренческую сторону творческой деятельности, проблемы гносеологического и общеметодологического характера. Философскими являются такие проблемы творчества, как творчество и сущность человека, отражение и творчество, отчуждение и творческие способности, творчество и практика, соотношение анализа и интуиции, социокультурная детерминация творческой деятельности, этика учёных и творческая деятельность и др.
Творчество неоднородно; многообразие творческих проявлений поддаётся классификации по разным основаниям. Существуют такие виды творчества, как производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, художественное, мифологическое, религиозное и т.д., то есть виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности человека.
Что же такое творчество? В общем виде, творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
В разные эпохи на первый план выходят разные аспекты творчества.
В архаических и традиционных обществах творчество и связанное с ним создание нового рассматривалось как удел немногих людей и часто преследовалось, поскольку приходило в противоречие с традициями и общепринятым укладом жизни.
Особое внимание к проблеме творчества формируется в Новое время в связи с индустриализацией и соответствующей промышленному росту модернизацией техники, науки, искусства, образования, быта. В этот период творчество связано с идеей прогресса. Повышается социальный и культурный престиж изобретения в разных сферах деятельности. Вместе с тем сохраняется и трактовка творчества как сугубо личностного, глубинного, даже мистического процесса, не сводимого ни к каким схемам, не подлежащего стандартизации. В философии в этот период противоборствуют школы, пытающиеся, с одной стороны, построить теорию творчества в рамках рационалистического подхода, а с другой – склоняющиеся к психологической трактовке.
В конце 19 в. для многих философов становится ясно, что проблематика творчества не поддается рациональным схемам классической философии.
В 20в. проблема творчества становится одной из самых важных. Но она рассматривается уже не так, как это делается в классической философии, не в общем виде, не через сопоставление всеобщих категорий субъекта и объекта, необходимости и свободы, а как проблема существования конкретного человека (людей) в мире, как вопрос личностного развития, личностного опыта. Объектом творчества становится сам человек в единстве с предметными условиями его существования, с формами общения и самореализации (которые он должен сохранить или обновлять).
В ХХ в. происходит мощный рост массовой культуры, миллионы людей приобщаются к чужому творчеству и даже могут жить за счет творческого труда десятков людей, размноженного, тиражированного, превращенного в готовые схемы и технологии. Появляются теории (О.Шпенглер, А.Тойнби), утверждающие, что такой процесс неизбежно ведет к угасанию творческого потенциала нации или народа. В то же время во многих направлениях своего развития общество зашло в тупик, или подходит к нему – это проявляется в грозящей человечеству экологической катастрофе, в росте насилия и преступности, во вспышках национализма, в падении роли и престижа религии и др. По этому все больше необходимость в новых идеях, новых радикальных рецептах спасения человечества, возрастает потребность в людях, мыслящих оригинально, способных к новому видению, к открытию новых перспектив.
В настоящие время внимание ученых привлекает вопрос о структуре творческого процесса. Так, в процессе научного творчества выделяют следующие этапы:
1) обнаружение научной проблемы, формирование цели и задач исследования;
2) сбор информации и выбор методологии исследования;
3) поиск путей разрешения научной проблемы, «вынашивание» новой научной идеи;
4) научное открытие, «рождение» научной идеи, создание идеальной модели открытого ученым явления;
5) оформление полученных научных данных в логически стройную систему.
Техническое творчество имеет следующие звенья:
- определение технического противоречия, формулировка технической задачи;
- выработка новой технической идеи, создание идеальной модели;
- перевод идеальной модели в материальную;
- внедрение функционирующего технического объекта и его дальнейшее совершенствование.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 570;