Этнический характер
1.2.3. Этнический менталитет
1.2.4. Этническое самосознание
1.2.5. Этнические чувства
2. Этническая идентификация личности
1. Сущность и структура психологии этноса
[Под влиянием различных географических, климатических, социально-политических, хозяйственных и иных факторов у этносов формируются устойчивые психофизиологические механизмы восприятия и мышления, определяющие характерные для данного этноса способы выражения мыслей и эмоций, обычаи и традиции, формы поведения и общения, отношение к другим этносам и т.д.]
1) Психология этноса - совокупность характерных особенностей восприятия, мышления, поведения и общения, присущих каждому этносу.
2) Структура психики: рациональные (сознание) и иррациональные (глубинные, неосознаваемые) элементы психики.
3) Рациональный (лат. ratio – "разум") – разумный, осмысленный, целесообразный.
4) Иррациональный (лат.) – недоступный пониманию разума.
5) 1.1. Иррациональные (неосознаваемые)элементы психики: биосоциальные инстинкты и архетипы.
[После того, как психоанализ открыл роль подсознания на индивидуальном уровне, естественным шагом является осмысление роли бессознательного на социальном уровне.
Психологию больших социальных групп людей нельзя понять без анализа глубинных неосознаваемых структур психики.]
6)Архетипы (гр. archaios – "древний"; + typos – "отпечаток" – прообраз, первичная форма, образец) - неосознаваемые базовые схемы представлений, общие для всех людей (независимо от их этнической принадлежности).
Архетипы формируются на биологическом уровне и сами по себе не имеют этнических различий. Но проявляются они у разных этносов по-разному.
7)Инстинкт (лат. instinctus – побуждение, наитие) – врожденная форма поведения; внутреннее чутье.
[З. Фрейд указал на сексуальность человека, как на характеристику, имеющую фундаментальное значение для анализа его поведения в обществе. Но эта характеристика не единственна. Существует ряд других, среди которых можно назвать стремления к обладанию собственностью, к свободе (т.е. к самостоятельному выбору и нестесненности своих действий), к удовлетворению своих потребностей (эгоизм) и др. Это – основные инстинкты человека, укорененные в нем. Во всех исторических эпохах - при самых разных моделях экономики и состояниях общественного сознания - мы обнаруживаем всегда одно и то же: человеческие радости и страдания, любовь и ненависть, стремление к роскоши и жажду власти, беззаветную веру и готовность к самопожертвованию.
Если этнический менталитет и этническое самосознание формируются в течение веков, то в сфере подсознания каждое новое поколение людей начинает с одного и того же стартового комплекса инстинктов человеческой натуры. Развитие в области подсознания начинается всякий раз как бы с одной и той же точки. Вот почему люди разных исторических эпох так похожи.
Но на протяжении жизни человека его подсознание не остается неизменным. Под влиянием развивающегося сознания и изменения условий социальной среды одни стремления и инстинкты в подсознании угасают, подавляются, уходят в тень; другие, напротив, возрастают, усиливаются. Подсознание людей по-разному реагирует на различные внешние условия, и отсюда своеобразие облика человека каждой эпохи.
Процессы, происходящие в сознании и подсознании, теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены.
На уровне подсознания происходит "чистый" прием (регистрация) поступающей извне информации: жизненная реальность воспринимается подсознанием такой, как она есть.
Сознание же заменяет регистрацию информации ее селекцией, производя отбор на основе некоторой (например, идеологической) установки или стараясь как бы не замечать тех фактов, которые ей противоречат.
Иными словами, подсознание видит вокруг себя все, сознание – только то, что ему хочется видеть. Это позволяет сознанию в течение более или менее длительного времени игнорировать реальность, логически подстраивая ее под свою установку. Недаром отмечено: самый опасный плен – это плен собственной любимой мысли
Но стоит давлению внешних жизненных обстоятельств усилиться и достичь определенной критической отметки, как подсознание начинает диктовать свои условия; преодолевая сопротивление сознания, ломая ставшими уже привычными схемы, оно заставляет признать реальное положение вещей. В этот момент и происходит осознание человеком того, что уже усвоено им на уровне подсознания и до поры дремлет там.
Эта модель индивидуального психологического механизма изменений в сознании проецируется на социальный уровень.
Без социального психоанализа нельзя понять психологию этноса. Наряду с самосознанием подсознание определяет природу этнических чувств и отношения к другим этносам.]
8) 1.2. Этническое сознание
9)Структураэтнического сознания:
· этнический темперамент,
· этнический характер,
· этнический менталитет,
· этническое самосознание,
· этнические чувства и настроения.
10) 1.2.1.Этнический темперамент- определенный стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, присущий большей части членов данной этнической группы и проявляющийся в темпе речи, количестве и энергичности движений и жестов, социальной дистанции, открытости проявления чувств.
Своеобразие этнического темперамента объясняется влиянием климатической среды, образом жизни, родом занятий, спецификой этнической культуры.
Если тип индивидуального темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) обусловлен силой нервной системы, ее подвижностью или возбудимостью, то этнический темперамент не зависит от типа нервной системы, он обусловлен устоявшимися в культуре конкретного народа стереотипами реагирования.
11) Экспрессивность(лат. exspressio – "выразительность, сила проявления") - склонность целиком подчиняться своим эмоциям и открыто выражать их.
12) Репрессивность (лат. repressio – "подавление") – подавление эмоций, самоконтроль.
Есть народы, в характере которых доминирует экспрессивность.
К другой категории можно отнести народы, в характере которых преобладает репрессивность, и которые рассматривают свободное, необузданное проявление чувств как нечто неподобающее, вульгарное, антиобщественное.
В обыденном сознании обычно выделяют "горячий" темперамент южных народов и "холодный" темперамент северных.
В науке больше принято говорить не о национальном темпераменте, а о специфическом сочетании отдельных его свойств у представителей конкретной этнической группы.
[Например, англичанин, получив известие о несчастье, останется невозмутимым, итальянец будет рыдать и рвать на себе волосы, а японец - улыбаться, чтобы не огорчить других.]
13) 1.2.2. Этнический характер- исторически сложившаяся система отношений этнической группы к различным сторонам окружающей действительности, проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, эмоциональных реакциях и поведении.
[К чертам национального характера относятся такие качества, как активность-инертность, ответственность-безответственность, достоинство-чувство превосходства или чувство неполноценности, уверенность-нерешительность (склонность к сомнениям), умеренность-расточительность, выносливость-изнеженность, искренность-лицемерие (лживость, ханжество), простодушие-хитрость (расчетливость), храбрость-трусость, сострадание-равнодушие, открытость-замкнутость и др.
В реальности каждый народ является носителем той или иной комбинации перечисленных качеств, что и определяет его место среди других народов.
Так, трудолюбие (в той или иной мере) присуще всем этническим группам и общностям. Оно проявляется в таких в формах, как деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность и т.д.
Но есть разница между трудолюбием американцев, японцев, немцев и представителей других народов. Трудолюбие японца - это кропотливость, терпеливость, ловкость, прилежание, упорство. Трудолюбие немца - это аккуратность, основательность, пунктуальность, точность, дисциплинированность. Трудолюбие американца - это размах, энергичная напористость, неиссякаемый деловой азарт, склонность к риску, инициативность, рационализм.]
14) 1.2.3. Этнический менталитет – психофизиологические и культурные особенности восприятия и осмысления окружающей действительности, характерные для данного этноса ("способ видения мира").
В основе менталитета лежат социальные представления – как особая форма коллективного знания, усваиваемая индивидами.
15) 1.2.4. Этническое самосознание – сформировавшаяся в общественном сознании этноса система представлений о себе (как отдельной целостности со своими этническими особенностями, отличающими данный этнос от других этносов) и о других этносах.
В основе этнического самосознания лежит разделение всех людей на "мы – они".
Ощущение и осознание этносом себя как этнической целостности – основа социальных взаимосвязей людей, составляющих этот этнос. Разрушение этнического самосознания приводит к распаду этноса.
Этнический менталитет и этническое самосознание находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии, т.к. насколько "способ видения мира" зависит от представлений субъекта о самом себе, настолько и эти представления зависят от особенностей его восприятия и мышления.
16) Компоненты этнического самосознания: этническая идентичность и этнические представления (этнические стереотипы и автостереотипы).
17) Этнический стереотип (гр. stereos – "твердый"; + typos – "отпечаток") – упрощенный, устойчивый, эмоционально окрашенный образ какой-либо этнической группы или общности.
18) Автостереотипы (гр. autos – "сам"; + гр. stereos – "твердый"; + typos – "отпечаток") – устойчивые представления этносов о своих качествах.
19) 1.2.5. Этнические чувства- эмоциональное отношение людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам.
[Этнические чувства людей рождаются внутри этнических групп, занимающих общую территорию, ведущих сходный образ жизни, говорящих на одном языке, благодаря чему и возникает особое чувство привязанности к своему этносу, его традициям, культуре, быту, обычаям.]
Этнические чувства передаются от поколения к поколению, но при этом они более динамичны и подвижны, чем этническое сознание.
20) Позитивные этнические чувства - чувство национальной гордости, любви к своему народу, дружелюбное отношение к другим этносам.
21) Негативные этнические чувства - существуют в форме национализма, шовинизма, национальных и расовых предрассудков, состояния отчужденности по отношению к другим этническим группам и т.д.
22) Комплиментарность (фр. compliment – "лестное замечание, комплимент") – взаимная симпатия (антипатия) индивидов, определяющая деление на "своих" и "чужих".
Л.Н. Гумилев определил этнос как коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности – подсознательного ощущения взаимной симпатии или антипатии общности людей (определяющего деление на "мы-они").
23) Этнические вкусы –психологические явления оценочного характера (поскольку различные явления рассматриваются с позиций эталонов вкуса, принятых в данной этнической группе).
С их помощью формируются образы "хороших" и "плохих" народов и тем самым создается позитивное или негативное к ним отношение.
24) Этнические интересывыражают мотивы деятельности и поведения представителей той или иной этнической группы, служащие сохранению ее единства и целостности.
[Мировой истории известно огромное число примеров столкновения этнических интересов различных этнических групп и общностей, которые чаще всего становились причинами вооруженных конфликтов или войн. Особенно часто подобного рода события возникают в периоды обострения межэтнических противоречий.
Попытка ограничить или ущемить этнические интересы всегда рассматривается как покушение на жизненные устои группы, как угроза ее безопасности. Поэтому этнические группы и общности, обладающие развитым этническим самосознанием, обычно не поступаются своими интересами, защищая их всеми возможными способами.
В то же время для обеспечения своих интересов этнические группы могут пойти на сознательное ущемление интересов других этнических групп.]
25) Мотив (фр. motif) - побудительная к действию причина.
26) Четыре типа мотивации социальных действий (по классификации М. Вебера):
· целерациональное действие,
· ценностно-рациональное действие,
· традиционное действие,
· аффективное действие.
27) Аффект (лат. affectus – "душевное волнение, страсть") – кратковременное бурно протекающее эмоциональное переживание.
2. Этническая идентификация личности
28) Идентичный (лат. identicus) – тождественный, одинаковый.
29) Этническая идентификация (лат. identificare – "отождествлять") – причисление человека к этнической группе (общности).
30) Факторы этнической идентификации: морфологический и культурно-психологические.
31) Морфологическийфактор этнической идентификации – отсутствие очевидных внешних различий.
[Если явных морфологических различий во внешности нет, то группа примет индивида, даже если по крови он "чужой". Такой легкий путь выбора своей этнической принадлежности возможен у белорусов, русских и украинцев, культура и облик которых во многом близки.
Очевидные внешние различия могут затруднять этническую идентичность. Даже люди, имеющие объективные основания причислять себя к какой-либо этнической общности (например, дети от смешанных в расовом отношении браков) часто оказываются чужими для этой общности: кем бы сам себя ни осознавал мулат, но для белых он - негр, а для черных - белый.]
32)Культурно-психологическиефакторы этнической идентификации – это совокупность особенностей жизнедеятельности этноса, естественных и привычных для членов данного этноса и неизвестных, непонятных и чуждых для иностранцев.
Это – традиции общества и его неписанные законы.
Это система ценностных ориентаций, определяющих жизненные цели данного этноса (система не всегда осознанная, но формирующая и воспитываемая в течение всей жизни человека с момента его рождения, становящаяся неотъемлемой частицей его души).
Это отличительные признаки этноса: в языке, религии, искусстве, обрядах, нормах поведения, привычках и т.п. Сюда относятся также принятые жесты вежливости и приветствия, этика в еде, гигиенические привычки и т.п., которые, передаваясь из поколения в поколение, и образуют специфическое своеобразие каждой этнической культуры.
33) Этническая идентичность-ощущение индивидом себя частью определенного этноса, чувство тождества с одной этнической группой и отделения от других групп ("Я – русский").
Ощущение себя членом какой-либо (и в том числе этнической) группы дает человеку чувство психологического равновесия, он не чувствует себя одиноким и беспомощным. Среди людей, близких по языку и культуре, человеку комфортно, с ними ему достаточно легко взаимодействовать ("Мы с тобой одной крови").
У человека, покинувшего свою этническую территорию и находящегося среди представителей другого этноса, как правило, обостряется этническое самосознание. Члены своей этнической группы представляются ему близкими людьми, с ними он чувствует себя уверенней. Чувство одиночества и неуверенности, возникающее в окружении другого этноса, компенсируется осознанием того, что он принадлежит к определенной этнической группе и не одинок в этом мире.
34) Чувство социабильности - потребность человека ощущать себя принадлежащим к какой-то группе (притом, чем больше и мощнее группа, тем увереннее, "защищеннее" чувствует себя субъект, к ней принадлежащий).
35) Этническое самоопределение– процесс осознания человеком себя как представителя определенного этноса (этническое самоопределение).
[Новорожденный ребенок не имеет возможности выбирать себе национальность. С появлением на свет его личность формируется в определенной этнической среде - в соответствии с ее установками и традициями.
У человека, родители которого принадлежат к одной и той же этнической группе (и в ней же проходит его жизненный путь), как правило, не возникает проблемы этнического самоопределения.
Такой человек легко и безболезненно идентифицирует себя со своей этнической группой, поскольку механизмом формирования этнических установок и стереотипов поведения здесь служит подражание.
В практике повседневной жизни индивидом усваивается язык, культура, традиции, социальные и этические нормы родного этнического окружения. Этническое сознание такого человека строится гармонично, не вступая в противоречие ни с окружающими людьми, ни с собственным внутренним миром.]
36) Механизмы этнического самоопределения – подражание, принуждение, свободный выбор.
Этническое самоопределение может происходить:
1) на основе подражания (индивид осознанно или неосознанно копирует стереотипы поведения той этнической группы, в которой он живет – механизм социальной автосинхронизации);
2) на основе принуждения (индивид вынужден подчиняться традициям и ценностным ориентациям этнической группы);
3) на основе свободного и осознанного выбора. В этом случае индивид может отказаться от своей этнической принадлежности и стать космополитом. Но этот отказ всегда основывается на свободном выборе.
37) Характер этнической идентичности– эмоциональная оценка своей этнической группы. Может иметь позитивный или негативный характер. Во многом зависит от социального статуса этноса.
· [Высокий социальный статус (в прошлом или настоящем) может порождать чувство национального превосходства, выражающееся в стремлении подавлять другие народы, властвовать или доминировать над ними.
· Низкий социальный статус может порождать чувство национальной неполноценности, представление о непрестижности принадлежать к своему народу и готовность отказаться от нее.]
38) Позитивная этническая идентичность заключается в удовлетворенности человека своим членством в этнической общности, в желании принадлежать ей, гордости за достижения своего этноса.
39) Негативная этническая идентичность основывается на отрицательном отношении к своей этнической общности, что проявляется в чувстве униженности, стыда, предпочтении других групп и народов в качестве референтных.
40)Референтная группа– реальная или условная группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы и ценности которой ориентируется в своем поведении.
41) Основныетипы этнической идентичности
1. Нормальная идентичность:образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории.
2. Этноцентрическая идентичность:некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификацию индивида с ней.
3. Этнодоминирующая идентичность:этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, семейной, профессиональной и т.д.).
[Иными словами, среди всех связей и отношений человека этническая принадлежность воспринимается как безусловно доминирующая ценность.
Такая идентичность обычно сопровождается признанием "прав народа" выше "прав человека", представлениями о превосходстве своего народа, дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности "этнических чисток", стремлением "не смешиваться" с другими этносами.]
4. Этнический фанатизм:абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто понимаемых иррационально, сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия.
Это крайне агрессивная форма идентичности.
5. Этническая индифферентность:практическое равнодушие к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, к культурным ценностям своего и других народов.
Этот тип независим от норм и традиций собственной этнической группы, а на жизненные поступки и поведение носителей этого типа никак не влияют ни их собственная этническая принадлежность, ни этническая идентичность других людей.
6. Этнонигилизм (космополитизм): полное отрицание этничности, любых этнических и этнокультурных ценностей.
Обычно этот тип идентичности возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, с признанием ее неравноценности по сравнению с другими этническими группами.
Следствием такого положения становится избегание демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрицание любого другого типа этничности.
7. Амбивалентная этничность- тип с явно невыраженной этнической идентичностью, который чаще всего распространен в смешанной этнической среде.
42) Амбивалентность (гр. amphi – "вокруг, около, с обеих сторон" – приставка, обозначающая двойственность, двойную функцию; + лат. valentia - "сила") – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.
Реальное содержание типов этнической идентичности может определяться сочетанием нескольких признаков, образуя их переходные варианты.
Контрольные вопросы:
1. Какие факторы определяют специфику психологии этноса?
2. Какую роль в жизнедеятельности людей играют архетипы?
3. Раскройте механизм взаимодействия сознания и подсознания.
4. Какие психологические механизмы определяют схожесть и различия людей разных исторических эпох?
5. Чем определяется соотношение в поведении людей рациональных и иррациональных факторов?
6. В каком соотношении находятся понятия "этническое сознание" и "этнические чувства"?
7. Дайте краткую характеристику национального характера Вашего этноса.
8. Как проявляется национальный характер Вашего народа в Вашем собственном поведении? Какую роль играет этническая психология в жизнедеятельности людей?
9. Прочитайте фрагмент статьи В.М. Межуева "О национальной идее" и кратко сформулируйте суть этого текста.
10. В каком соотношении находятся понятия "национальный интерес" и "национальная идея"?
11. Является ли наличие национальной идеи необходимым условием сохранения целостности этноса?
Лекция 12. ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И
МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
1. Актуальность проблем национальной политики.
2. Дискриминационные типы межэтнических отношений.
3. Межэтнические конфликты.
3.1. Актуальностьпроблемы этнических конфликтов
3.2.Природа этнических конфликтов и их специфика
3.3.Причины возникновения этнических конфликтов.
3.4. Фазы развития этнических конфликтов
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 8109;