Этнические традиции и обычаи
11) Традиция (лат. traditio – "передача") – передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Большинство традиций и обычаев возникали на основе понимания целесообразности данной формы поведения.
С течением времени представления о целесообразности уходят в подсознание людей. В сознании остается сам только ритуал, обычай или традиция – как алгоритм действия или норма поведения, которые усваиваются новыми поколениями людей бессознательно, путем подражания (механизм социальной автосинхронизации).
12) Социальный стереотип(гр. stereos – "твердый"; + typos – "отпечаток, образец") – устойчивый, упрощенный, схематизированный, привычный образ восприятия и поведения (например, жесты вежливости и приветствия, этика в еде, гигиенические привычки и т.п.)
13) Этнические традиции и обычаи - передающиеся из поколения в поколение нормы, правила, стереотипы поведения, действий, общения людей.
При межэтнических контактах надо иметь в виду, что люди, как правило, чувствительны к внешней оценке своих национальных особенностей, и к этому важно относиться с пониманием. Недостаточное знание этнических стереотипов поведения или проявление неуважения к ним может привести к серьезным конфликтам с представителями других этносов. Любой жест может нести определенную символическую нагрузку, свойственную данной культуре, и эту символику нужно знать для правильной интерпретации поведения.
[Широко известен пример с болгарами, у которых в отличие от подавляющего большинства народов мира, кивок головой сверху вниз означает отрицание, а кивок справа налево - согласие. Американец закидывает ногу на ногу иначе, чем русский или француз, - он кладет на колено одной ноги щиколотку другой. Европейцы хлопают в ладоши в знак восхищения или радости, а китайцы - в знак горя или разочарования.
"Низкие поклоны, которыми японцы постоянно обмениваются между собой, не являются символом приниженности, как может предположить европеец. Традиционные поклоны японцев есть выражение уважения и расположения к своему собеседнику. Христианин, входя в церковь, снимает головной убор, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В Европе цвет траура черный, а в Китае - белый. Когда китаец видит, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрезмерно стыдным. Если в дом к европейцу приходит гость и восхищается каким-нибудь предметом, то хозяин доволен. Но если европеец начнет восторгаться какой-либо вещью в доме китайца, то хозяин подарит ему этот предмет - так требует поступать китайская традиция. В Китае к чашке риса, которую подают к концу обеда, никто не притрагивается - нужно показать, что ты сыт" (Саракуев Э.А., Крысъко В.Г. Введение в этнопсихологию. - М., 1996. - С. 54).]
14) 6. Типы межэтнических отношений – толерантный и интолерантный.
Перспектива развития человечества во многом зависит от способности людей понимать и доброжелательно воспринимать друг друга. Ни одна культурная ценность не появилась в результате неприязни, враждебности или взаимной борьбы.
15) Толерантность (лат. tolerantia – "терпение") - терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо.
16) Толерантный тип межэтнических отношений - готовность принять другие этнические культуры такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Согласие между различными культурами может быть достигнуто только путем диалога, в котором ни одна культура не может претендовать на право исключительного голоса. Разумный цивилизованный диалог строится на принципах плюрализма и консенсуса.
17) Плюрализм (лат. pluralis – "множественный") - многообразие мнений, взглядов.
18) Консенсус (лат. consensus) – общее согласие по спорному вопросу.
Несмотря на все различия, в каждой культуре есть общечеловеческие позитивные ценности, на основе которых можно и нужно достигать согласия.
19) Интолерантныйтипмежэтнических отношений - неприятие культурных особенностей других народов, убеждение, что собственная культура, своя система взглядов, свой образ жизни выше и лучше других.
20) Этноцентризм – восприятие и оценка окружающего мира через призму традиций и ценностей собственного этноса.
21) Национализм – принцип исключительности, приоритетности интересов одной нации и пренебрежения к другим нациям и народностям.
22) Шовинизм(фр.) – принцип национальной исключительности; крайняя форма национализма, направленная на разжигание национальной вражды и ненависти.
23) Ксенофобия (гр. xenos – "чужой"; + phobos – "страх") – враждебное отношение к иностранцам и и их культуре: языку, образу жизни, стилю мышления и т.п.
Варианты ксенофобии в России - антисемитизм (неприязнь к евреям), кавказофобия (неприязнь к народам Кавказа), синофобия (неприязнь к китайцам), цыганофобия, азиатофобия и др.
7. Концепция культурного шока
Термин введен в научный обиход американским исследователем К. Обергом (в 1960 г.). для обозначения социокультурных и психологических проблем, с которыми сталкиваются мигранты.
Главная причина культурного шока - различие культур.
24) Культурный шок - особое состояние сознания, возникающее у людей в инокультурной среде (в результате конфликта старых и привычных культурных норм с новыми и непривычными).
* Подробнее – в воспоминаниях М. Козакова, М. Любимова "На чужбине", романы Э.М. Ремарка "Земля обетованная" и "Тени в раю".
Симптомы культурного шока: от преувеличенной заботы о чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи до психосоматических расстройств, общей тревожности, бессонницы.
По сути дела, культурный шок – это защитная реакция психики индивида на чрезмерно большой объем информации, с которым человек (в течение какого-то времени) не может справиться.
В худшем варианте культурный шок переходит в депрессию, приводит к алкоголизму и даже самоубийству.
В последние годы многим россиянам (эмигрантам, туристам, коммерсантам) пришлось испытать на себе чувство культурного шока. Опыт взаимодействия с развитыми культурами стал для них шоковым, поскольку (по принципу "все познается в сравнении") привел к негативной оценке собственной культуры и сформировал комплекс национальной неполноценности.
Особенно сильный культурный шок переживают люди, выезжающие за границу на постоянное место жительства. К комплексу неполноценности и неспособности воспринять большой объем новой информации у многих присоединяется чувство ностальгии.
Поэтому среди иммигрантов - больше психических заболеваний, чем среди коренных жителей (причем выявлена связь между конкретными группами мигрантов и характером психических расстройств. Например, британцы в Австралии - страдают алкоголизмом, а индийцы в Англии – шизофренией. Видимо, чем больше разница культур, тем болезненнее воспринимает ее психика).
Процесс адаптации к инокультурной среде может продолжаться от нескольких месяцев до 4-5 лет.
Пять этапов адаптации:
1. "Медовый месяц". Большинство мигрантов, оказавшись за границей, полны надежд и энтузиазма. К тому же часто к их приезду готовятся родственники или официальные органы, их ждут, на первых порах они получают помощь и могут иметь некоторые привилегии. Однако этот период быстро проходит.
2. На втором этапе непривычная окружающая среда, культура, непонимание местных жителей начинают оказывать свое негативное воздействие. Результат – разочарование и фрустрация (разлад психики). Мигранты в этот период пытаются убежать от реальности, общаясь преимущественно со своими земляками и жалуясь им на жизнь.
3. Третий этап – критический, культурный шок достигает своего максимума. Это может привести к физическим и психическим заболеваниям. Часть мигрантов сдается и возвращается домой, на родину.
Но большая часть находит в себе силы преодолеть культурные различия, учит язык, знакомится с местной культурой, обзаводится местными друзьями, от которых получает необходимую поддержку
4. Четвертый этап: как правило, появляется оптимистический настрой, человек становится более уверенным в себе и удовлетворенным своим положением в новом обществе и культуре. Приспособление и интегрирование в жизнь нового общества продвигается весьма успешно.
5. Пятый этап: полная адаптация к новой культуре. С этого времени индивид и окружающая среда взаимно соответствуют друг другу.
Индивидуальные факторы степени и продолжительности культурного шока (возраст, образование, пол, мотивация):
· Возраст - наиболее критический элемент адаптации человека к условиям жизни в другом обществе. Чем старше люди, тем труднее они адаптируются к новой культурной системе. Маленькие дети адаптируются быстро и успешно, школьники испытывают больше затруднений в этом процессе, пожилые люди. практически не способны к адаптации и аккультурации.
· Образование - чем оно выше, тем успешнее проходит адаптация (образование расширяет внутренние возможности человека, а это способствует более легкому и быстрому восприятию новой информации).
· Пол человека также имеет значение: женщины труднее приспосабливаются к новому социокультурному окружению, чем мужчины (уточним однако, что это относится к женщинам из традиционных обществ, удел которых - занятие домашним хозяйством и ограниченное общение с новыми людьми. Женщины из развитых стран не обнаруживают различий в своих способностях к аккультурации по сравнению с мужчинами).
· Мотив к адаптации (психологический фактор). Самая сильная мотивация - у тех эмигрантов, которые стремились переехать на постоянное место жительства в другую страну и хотят стать полноправными членами новой культуры.
Сильная мотивация у студентов, получающих образование за границей - они тоже стремятся адаптироваться как можно быстрее и полнее, чтобы достичь своих целей.
Намного хуже обстоит дело с вынужденными переселенцами и беженцами, которые не хотели покидать свою родину и не желают привыкать к новым условиям жизни.
Внешние факторы степени и продолжительности культурного шока(культурная дистанция, особенности родной культуры, условия страны пребывания)
· Культурная дистанция (т.е. степень различий между родной культурой и той, к которой необходимо адаптироваться).
Причем на адаптацию влияет даже не сама культурная дистанция, а то, как она воспринимается самим человеком. На это влияет множество факторов: характер и история взаимоотношений старой и новой родины, знание чужого языка, обычаев, традиций и т.д.
Субъективно культурная дистанция может восприниматься как более длинная, так и как более короткая, чем она есть на самом деле - и в том, и в другом случае адаптация затруднена, а культурный шок продлевается.
· Особенности родной культуры
Труднее адаптируются к инокультурной обстановке представители культур, в которых очень важное значение имеет понятие "лица" и где боятся его потерять (японская, китайская и другие восточные культуры). Для представителей этих культур очень важно вести себя правильно, поэтому они чрезвычайно болезненно воспринимают неизбежные в этом процессе ошибки и незнание.
Плохо адаптируются также представители так называемых великих народов и культур, которые обычно считают, что приспосабливаться должны не они, а другие к ним.
· Условия страны пребывания: насколько доброжелательны местные жители к приезжим, готовы ли они психологически помочь им, общаться с ними.
Лучше всего проходит адаптация там, где на государственном уровне проводится политика культурного плюрализма (например, в Канаде и Швеции).
Контрольные вопросы:
1. Как соотносятся понятия "этническая культура" и "культура этноса"?
2. Какие факторы определяют специфику этнической культуры?
3. Какие факторы способствуют сохранению этнической культуры?
4. Какую роль играют этнические традиции и обычаи в жизнедеятельности этносов?
5. Приведите примеры (и раскройте значение) обычаев и традиций вашей этнической культуры?
6. В чем различие понятий "национализм" и "патриотизм"?
7. Какими факторами вы можете объяснить рост национализма и ксенофобии в современном российском обществе?
8. Какую помощь могут оказать специалисты по социальной работе в преодолении культурного шока?
Лекция 11. ПСИХОЛОГИЯ ЭТНОСА
1. Сущность и структура психологии этноса
1.1. Иррациональные (неосознаваемые)элементы психики
1.2. Этническое сознание
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 8069;