Этнические традиции и обычаи. 6. Типы межэтнических отношений
6. Типы межэтнических отношений
7. Концепция культурного шока
Термин "культура" многозначен. Его понимают как:
· мир ценностей, созданных трудом человека;
· всеобщий способ существования человеческого рода;
· уровень воспитанности человека и пр.
1. Этническая культура
Отечественная этнология исходит из понимания этнической культуры как специфической формы адаптации человека к условиям своего существования. Именно культура отличает человеческое общество от любого объединения животных особей.
На ранних ступенях развития люди выделились из животного мира в результате особого способа организации своей жизнедеятельности, вырабатывая новые формы взаимоотношения с природой и между собой. Не имея теплой шкуры, острых когтей и клыков, люди не могли удовлетворять свои биологические потребности (в пище, в тепле и в безопасности) в одиночку. Способность ограничить себя в своих желаниях, видоизменить их, подчинить интересам своей популяции была единственным средством выжить.
В постоянном процессе совместного труда и борьбы за выживаемость сообщества первобытных людей формировали то, что мы называем общественным поведением или нравственностью - т.е. систему нравов, необходимых для сохранения своего стабильного существования.
Это привело к утверждению системы табу (запретов), ограничивающих действие биосоциальных законов. Среди них особое место занимает табу "не убий!", утверждение которого перевело процесс развития человеческого рода из канала биологической эволюции в канал культурной эволюции и общественного развития.
Согласно "трудовой" гипотезе антропосоциогенеза Ф. Энгельса, в начале эволюции стоит животное, чьи биологические механизмы адаптации уже не справляются с изменившимися условиями окружающей среды. В конце биологической эволюции – homo sapiens (человек разумный), изготовляющий орудия труда, обладающий сознанием и речью, испытывающий потребность жить в коллективе и осуществляющий свою жизнедеятельность, руководствуясь надбиологическими – культурными - общественными законами.
Развитие (в процессе социальной жизнедеятельности) человеческого мозга (его способности к абстракции, умозаключению и запоминанию), передача информации от поколения к поколению давало (и продолжает давать) все новые и новые толчки к дальнейшему развитию культуры.
1) Культура (лат. cultus – "почитание, поклонение" и "возделывание, обрабатывание") -
– это внебиологический (т.е. не обусловленный природой и не закрепленный генетически) способ организации совместной жизнедеятельности людей, который проявляется:
· в их деятельности и в поведении (определяемых системой социальных норм и ценностей),
· в материальных и духовных продуктах их деятельности,
· в отношении людей к природе, артефактам, другим людям и к самим себе.
2) Артефакт (лат. arte – "искусственно"; + factus – "сделанный") – вещь или явление, имеющие неприродную основу; "сотворенное человеком".
3) Этническая культура- этосовокупность присущих этносу способов адаптации к условиям своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство всех форм его жизнедеятельности.
Главным здесь является функциональный аспект культуры, понимание ее как адаптивного механизма, облегчающего человеку жизнь в окружающем его мире.
Характерные для каждого этноса черты культуры, быта, социальных структур, этнического сознания и самосознания складывались в процессе этногенеза под влиянием природных (климата, рельефа, флоры, фауны и т.д.), исторических и психологических факторов.
Язык и культура первобытных человеческих коллективов - особенно удаленных друг от друга - получили самое разнообразное выражение.
Сформировавшаяся этническая культура самовоспроизводится за счет этнически однородных браков - путем передачи от поколения к поколению языка, культуры, традиций поведения, этнической ориентации и т.д. Все это обеспечивает устойчивость и сохранение самобытной этнической культуры.
Становясь все более взаимосвязанным и единым, человечество не утрачивает своего этнического многообразия. Самобытность, уникальность и неповторимость культуры каждого этноса делает их все равноценными.
4) Культурный релятивизм (лат. relativus – "относительный") – принцип равноправия всех типов культур, отказ от приоритета какой-либо системы культурных ценностей.
Это означает, что ни одна этническая культура не имеет абсолютной, приоритетной ценности для всего населения планеты. Ценность каждой культуры определяется относительно каждого конкретного этноса и относительно того вклада, который эта культура вносит в интернациональную (общезначимую) культуру.
Культура этноса
Современная жизнедеятельность большинства народов мира выходит за рамки традиционного образа жизни. Этнокультурная замкнутость и ограниченность ведут к оскудению культуры любого народа, ее застою и однообразию.
Этнические культуры, не изолированные (географически или политически) друг от друга, взаимодействуют между собой, впитывают культурные ценности других народов и творчески их перерабатывают. Высшие достижения культуры того или иного народа всегда становятся достижением культур других народов.
Как следствие, этнические модели жизнедеятельности уступают свое место интернационально-стандартным моделям.
Поэтому, если понятие "этническая культура" отражает этническиеособенности жизни и деятельности людей, то понятие "культура этноса" включает в себя и собственно этнические, и интернационально-стандартные ("надэтнические") культурные образцы, ценности и модели жизнедеятельности.
5) Культура этноса -
· способы, формы и уровень организации жизнедеятельности людей.
Современная наука выделяет и изучает культуру быта, культуру различных видов деятельности и т.д.
· совокупность культурных ценностей, как созданных данным этносом, так и полученных в процессе взаимодействия с другими этносами.
6) Ценность - то, что имеет важность, значимость для жизнедеятельности человека.
Далеко не все результаты человеческой деятельности являются культурной ценностью.
7) Культурная ценность - то, что является фактором дальнейшего культурного развития людей.
8) Профессиональная культура – профессиональная деятельность людей, направленная на сохранение и создание культурных ценностей (искусство, наука, литература, философия, теология и т.д).
9) 3. Этнические функции культуры:
· нормативно-ценностная - определение социально-значимых ценностей и норм социального поведения для организации коллективной жизни;
· инструментальная - создание и преобразование окружающей среды для жизнедеятельности человека;
· познавательная - формирование картины мира в виде систематизированных и упорядоченных знаний;
· сигнификативная (знаковая) - формирование имен и названий всех предметов и явлений окружающего мира (которые без соответствующего обозначения для человека не существуют);
· коммуникативная - передача этнокультурной информации как в диахронном (между поколениями), так и в синхронном (одновременном для всех поколений) срезах;
· воспитательная(инкультурация - процесс включения человека в культуру) - формирование социокультурной личности;
· психологическая - ощущение защищенности и безопасности индивида благодаря его принадлежности к большой социальной группе - этносу.
10) 4. Тенденции развития этнической культуры (в условиях глобализации):
1 - модернизация и унификация; 2 - стремление к сохранению этничности.
Процесс глобализации унифицирует культуры разных народов. В настоящее время практически все этносы и этнические группы испытывают воздействие со стороны культур других народов. Активная модернизация всех регионов планеты, процессы межэтнической интеграции, распространение массовой культуры создают приблизительно одинаковые условия существования и в определенном смысле делают людей все больше похожими друг на друга.
При этом почти повсеместно - как у отдельных людей, так и у целых народов - активизируется интерес к своим корням, усиливается стремление сохранить свой культурный облик (возрождением старинных обрядов и т.д.) и культурную целостность (путем восстановления национальной государственности).
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 1191;