Воспитательные традиции мусульман
Воспитательные традиции мусульман – воспитание подрастающего поколения в традициях Ислама. Ислам – одна из наиболее распространенных религий мира, но характер его влияния на культуру человеческих сообществ неоднозначен и зависит от конкретно-исторических обстоятельств данного общества. Так, говоря о сегодняшних реалиях существования ислама, мы должны иметь в виду два варианта его религиозно-культурологического влияния на людей. Первый из них отражает условия существования Ислама в так называемых странах «исламскою мира», где он обладает силой, максимально детерминирующей мировоззрение и нравственность самых широких слоев населения. Другой вариант характерен для государства, в котором признаки мусульманской цивилизации не являются преобладающими, хотя и присущи по культурно-историческим традициям части его населения, как это характерно для некоторых народов Поволжья.
Основа и суть ислама – это воспитание высоконравственных, мыслящих, справедливых и добродетельных людей. Эти качества служат мерой умственного развития правоверного мусульманина. Люди с положительными качествами считаются лучшими людьми перед Аллахом. Поэтому мусульманин, не стремящийся сознательно выработать эти качества, тем более, если он занимает руководящие посты и проповедует Коран, скорее походит на бездушный, не мыслящий граммофон: только милость и милосердие, человечность и порядочность, благовоспитанность и добродетельность, знание и трудолюбие, справедливость и любовь ко всем людям и творениям Аллаха превращают человека в истинно правоверного мусульманина. Проповедовать Коран и Сунну, не вырабатывая сознательно в себе этих качеств – это позор и насмешка над религией Аллаха.
Основополагающей установкой исламской этики является идея нерасторжимой связи веры и нравственности. Согласно мусульманской традиции, вера (иман) состоит из 3 элементов: внутреннее восприятие (итикад), исповедование словом (икрар), совершение добрых дел (амаль). Вера должна соединяться с добродетелью (исхан) и с исламом (вручением себя Аллаху с чувством зависимости). Из всего этого складывается религия (дин) в общем смысле слова.
Таким образом, вера без дел греховна, и лишь единство веры и добродетели представляет нравственную ценность. Это главный принцип исламской социально-нравственной доктрины. Долг родителей перед своими детьми состоит в том, чтобы дать им нравственное благовоспитание и привить добродетельность. Все это возможно только путем знаний и стремления к истине, таково требование ислама.
Вот только некоторые воспитательные идеи, заключенные в хадисах:
1.-Не будьте тунеядцами и обузой для других людей.
2. В Судный день каждый будет опрошен о следующих пяти вещах: на что он истратил свою жизнь? Куда использовал свою молодость? Какими путями приобрел земные блага? Как и куда истратил приобретенное богатство? Как использовал приобретенные знания?
3. Лучшее наследство и подарок отца сыну – это прекрасное воспитание.
4. Сперва делай добро матери, затем матери и еще раз матери, а потом отцу.
5. Устанавливайте справедливость между детьми.
6. Никого ни в чем не загружай, не обязывай, не эксплуатируй. Если даже сидишь на коне или подводе и упал кнут, то и тогда не проси, чтобы тебе подали кнут. Слезь и сам возьми кнут.
7. Прекрасный характер – половина Ислама.
8. Лучший из вас тот – у кого характер прекрасней.
9. Чрезмерная любовь к жизненным благам и богатству – начало всех грехов.
10. Лучший из вас тот, кто более полезен другим людям, ориентирует их в сложной обстановке.
11. Не ругайтесь, не отворачивайтесь, не завидуйте, будьте братья-ми.
12. Аллах больше всего любит тех, кто призывает других к добру, справедливости и истине.
13. От бессовестного не жди добра.
14. Одиночество лучше плохого друга.
15.Рай находится у ног ваших матерей (в исполнении сыновнего долга перед матерью).
16. Долг детей перед родителями: если родители голодны, их накормить (содержать), если без одежды, одеть, если призывают, откликаться, если что-то поручают, выполнять, разговаривать с ними, не забегая вперед, любить для них то же самое, что любишь для себя.
Среди положительных общечеловеческих качеств личности Ислам выделяет чистосердечность, отсутствие высокомерия, добродетельность, щедрость, разумную бережливость (рачительность). Среди отрицательных черт – необоснованный обман, высокомерие, показуху, зависть, жадность (скупость), расточительность.
В Исламе представлен достаточно богатый выбор воспитательных средств и приемов, обеспечивающих формирование в детях высоких моральных качеств и принципов. В частности, своеобразно трактуется в источниках ислама сам процесс воспитания ребенка, сравниваемый с возведением здания – кирпич за кирпичом, что подчеркивает его постепенность, последовательность накопления в личности нравственных качеств и полезных привычек. Об этом есть указания в Хадисах. В воспитании рекомендуется пользоваться многообразием существующих методов, ставя их в зависимость от особенностей личности воспитуемого. Из воспоминаний о деятельности пророка Мухаммеда следует, что те или иные моральные воздействия по отношению к сироте, ребенку из благополучной семьи, взрослому, подростку должны быть абсолютно разными, что вполне созвучно известному принципу научной педагогики индивидуального подхода в воспитании. В качестве наиболее значимого способа воздействия на личность рассматривается стимулирование.
Своеобразны в системе исламского воспитания словесные методы воздействия: диагностичность, рассуждающий характер текстов Корана и в Хадисах помогают моральному самоуглублению подростка; эмоциональность изречений, содержащихся в этих же источниках, стимулирует пробуждение нравственных чувств; увлекательность и образность коранических сказок облегчает доведение их морального смысла до ума ребенка. Большое эмоциональное воздействие способна оказывать проповедь, в которой содержатся ценные нравственные наставления, призывы к справедливости, добрым делам и воспитывается отвращение к мерзости порока.
Ислам и проповедуемая им нравственность не только не противоречит общечеловеческим ценностям, а напротив усиливает их, способствует их закреплению, подводит молодежь к непреложной истине: только вера, чистые помыслы, высокая нравственность есть точка опоры в любых, даже самых неразрешимых обстоятельствах. Культивируемая исламом испокон века физическая и нравственная чистота источала силу духа. Человек не может выжить без того, что называют душой. Убийство духовности, в конечном счете, означает самоубийство. Вот почему загрязнение окружающей среды есть не что иное, как следствие загрязнения человеческой души.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 5430;