Что можно прочитать. Белл Д. Постиндустриальное общество // Американская модель: с будущим в конфликте

Белл Д. Постиндустриальное общество // Американская модель: с будущим в конфликте. - М., 1984.

Бердяев Н. Философия неравенства. - М., 1990.

Бродель Ф. Динамика капитализма. - Смоленск, 1993.

Миллс Ч. Властвующая элита. - М., 1959.


Лекция IX

Субкультуры в культуре индустриального общества.

1. Полистилизм - условие существования субкультур.

2. Социокультурные группы как носители особых субкультур.

3. Взаимодействие субкультур.

 

Основные категории: жизненная форма, полистилизм, субкультура, социокультурная группа, контркультура, культурное пространство.

 

1. На предыдущей лекции упоминалось о том, что отличительной чертой культуры индустриального общества считается полистилизм.

Полистилизм предполагает взаимодействие в рамках одной и той же культуры множества жизненных форм.

Под жизненной формой понимаются исторически сложившиеся правила восприятия, суждения и поведения людей в обществе. В этих правилах находят свое выражение их ценности, символы и идеалы.

Источники полистилизма коренятся в особенностях социальной жизни индустриального общества: в далеко идущей дифференциации его обособленных социальных подсистем, в разнообразии социокультурных институтов, в динамизме социальной ситуации, в усложнении социальных процессов.

Полистилизм находит свое выражение

· в многообразии художественных направлений и школ в искусстве, в их взаимопроникновении и смешении;

· в восприятии разнородных традиций, восходящих к различным цивилизациям и эпохам;

· в открытости для новаций и заимствований;

· в постоянном диалоге между разными культурами по поводу отношения к миру;

· в расщеплении единой картины мира на несколько образных систем.

Полистилизм характеризует разобщенную и специализированную ментальность общества.

На институциональном уровне полистилизм проявляется в обособлении субкультур.

Под субкультуройпонимаются сложившиеся в индустриальном обществе автономные и равноправные модели культуры, отличающиеся друг от друга носителями, технологиями поведения, символами, ценностями и нормами.

Каждая субкультура по-своему преломляет общие черты культуры индустриального общества. Последняя и существует в виде множества конкретных субкультур.

Маргинальный- находящийся с краю; социологический термин, описывающий ситуацию социокультурных групп и отдельных персонажей, занимающих неустойчивое, промежуточное положение в социальной структуре, не адаптированных к социальной ситуации. Маргиналы - это те, кто покинул свою социальную группу и не смог ни слиться с новой, ни вернуться в старую.

Если рассматривать культуру индустриального общества как систему, то ее структурирующим элементом является субкультура.

Носителем субкультуры выступает социокультурная группа населения.

 

2. На предшествующей лекции уже говорилось о том, что в индустриальном обществе социокультурные группывыделяются по двум ключевым параметрам: экономическому и образовательному.

Герцен А. (1812 - 1870) - русский либерал, писатель, революционер, издатель русской вольной прессы, поборник европейских свобод, остроумный критик самодержавия в России и буржуазности на Западе. Обладал великолепным стилем письма.

Есть сложившийся образ социальной структуры индустриального общества: «Дом из семи комнат», некогда предложенный Р.Дарендорфом. Основные помещения в нем занимает средний класс.

Субкультура среднего класса доминирует в обществе. К ней тяготеют или от нее отталкиваются иные субкультуры, иначе говоря, по отношению к субкультуре среднего класса происходит самоопределение всех остальных социокультурных групп. Более того, ценности среднего класса, правила и нормы распространяются на его соседей сверху, на властвующую элиту (А.Герцен).

Модели культуры, принятые средним классом, ориентированы на упорядочение действительности в соответствии с его представлениями о рациональности и правах человека.

Средний класс - хранитель традиций частной собственности, созданной трудом и им же поддерживаемой. Средний класс опирается на институт семьи как некоторого стабилизирующего начала в динамичном мире. Он потребитель и инициатор домашнего комфорта - всего того, что упрощает, облегчает и эстетизирует повседневность.

Доминирующее положение субкультуры среднего класса проявляется в том, что оппонирующие (противопоставленные) ей модели культуры оцениваются и их носителями, и их критиками как контркультура. Последняя представляет собой особый вид субкультуры, созданный и воспроизводимый в маргинальных социокультурных группам во второй половине ХХ века.

Контркультура отрицает индивидуализм, протестантскую этику труда и упорядоченной семейной жизни, предлагая взамен следовать культурным образцам восточных религий, вроде дзен-буддизма, либо создавать новые, внеэкономические, внесемейные жизненные формы.

Появление в обществе контркультуры свидетельствует о том, что выделение социокультурных групп не исчерпывается двумя показателями: величиной дохода и образованием.

Необходимо учесть профессиональную дифференциацию общества. Специальное образование, сложившиеся культурные традиции, отработанные трудовые и организационные технологии, наконец, статус профессии в обществе; требования, предъявляемые к новичкам, - все это создает условия дальнейшего дробления социокультурных групп на профессиональные группировки с соответствующей субкультурой инженеров, военных, медиков, научных работников, водителей большегрузных автомобилей и т.д. и т.п.

Индустриальное общество динамично. Каждое новое поколение вступает в мир, не похожий на тот, что осваивали его родители, сталкиваясь с новой культурной ситуацией. Это провоцирует соответствующие изменения в ментальности и, как следствие, возрастные различия в культуре. Если добавить к этому институализированное деление общества на молодежь, которая учится и пользуется свободой в сфере межполового общения; взрослых, которые работают под контролем института семьи и людей третьего поколения - пенсионеров, со своим особенным укладом жизни, то мы поймем причины существования самых различных и многообразных субкультур в культуре индустриального общества.

Демография - наука о населении, его составе, структуре, распределении; демографические признаки учитывают, в первую очередь, пол и возраст людей.

Как мы уже убедились, они выделяются по экономическим, образовательным, профессиональным, демографическим признакам, но также и по территориальности.

Личность - социологический термин, описывающий социальные черты человека: его культуру, социальные роли, положение в обществе, установку на определенные модели поведения.
Бахтин М.М. (1895 - 1973) - философ, культуролог, филолог, классик гуманитарного знания, открывший новые перспективы в изучении мира человека. Арест. Концлагерь. Ссылка. Работа в Саранском пединституте. Труды Б. - предмет изучения особой научной дисциплины - «бахти-нологии».

Каждое поселение: крупный, средний или малый город, деревня, - представляет собой особое культурное пространство со своими символами, традициями, ритмами жизни, образцами поведения, коммуникациями, - пространство меняющееся, становящееся (М.Бахтин).

Культурное пространство - это мир человека в его конкретном, доступном для освоения виде. Оно формирует культурный облик личности, включенной в территориальную общность людей: городскую или сельскую.

Коган Л. Н.(1923-1997) - философ, культуролог, социолог, создатель Уральской школы философии культуры. Эрудит, острослов, эстет.

В силу этого, субкультуры индустриального общества приобретают дополнительное территориальное измерение.

 

3. Субкультуры взаимодействуют друг и с другом. Между ними происходит постоянный обмен ценностями, стилевыми особенностями, символическими знаками, алгоритмами поведения. Конечным продуктом этого обмена становится общее пространство культуры, достаточное для взаимопонимания его немногочисленных и непохожих создателей и потребителей. Это пространство структурировано в зависимости от исторически конкретных форм культуры. Оно делится на пространство искусства, экономической, политической, повседневной культур, образуя сложнейшие конфигурации (Л.Коган).

Одним из наглядных проявлений единого культурного пространства индустриального общества является институт моды, быстрого и согласованного распространения новых элементов культуры во всем обществе.

В каждой из субкультур содержатся компоненты, присущие а той или иной мере всем другим субкультурам. Укажем только на один из них: четкое распределение публичной и приватной моделей поведения. Первая ориентируется на общепринятые нормы, по устоявшейся системе символов, рациональна и экономична, открыта. Вторая применима в тесном кругу людей, связанных личностными, индивидуальными отношениями, в ней преобладают эмоциональные мотивы поведения над сугубо рациональными. Нормы представляют собой причудливое сочетание общесоциальных правил с сугубо частными установлениями - продуктом семейных традиций и межличностного общения. Символы приватной жизни не читаемы для других людей, ибо наполнены особым смыслом.

Итак,

Ø Полистилизм культуры индустриального общества находит свое выражение в развитии и функционировании множества особых субкультур.

Ø Носителем субкультуры является отдельная социокультурная группа.

Ø Социокультурные группы складываются в процессе взаимодействия различных факторов: доходов, образования, рода деятельности, возраста, места проживания.

Ø Между социокультурными группами происходит постоянный обмен продуктами культуры, в результате чего формируется единое пространство культуры в обществе.








Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 486;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.