Что можно прочитать. Ионин Л. Социология культуры

 

Ионин Л. Социология культуры. - М., 1996.

Смелзер И. Социология. - М., 1994.

 

 

Конт О., Comte O. (1798 - 1857) - основатель социологии, придумавший этот термин. Французский социальный мыслитель, философ, прожектер. Автор многочисленных трудов на тему усовершенствования социальной жизни. Он полагал, что обществоведение сродни физике и потому должно стремиться к максимальной точности и инвариантности в своих суждениях.

Лекция IV

Динамика культуры

1. Культура как исторический процесс. Культурная эпоха.

2. Источник культурных инноваций.

3.Культурные инновации: механизм принятия и отторжения.

 

Основные категории: культурный процесс, культурная эпоха, цикл культуры, культурный шок, культурная инновация.

 

1. В предыдущей лекции мы анализировали культуру как неотъемлемый и необходимый элемент общества. При этом общество рассматривалось в виде устойчивой социальной системы, обладающей внутренней завершенностью и пребывающей в ситуации покоя. О.Конт сказал бы, что общество находилось в состоянии статики. Такой подход правомерен для выяснения структурной композиции, как общества, так и культуры, но вместе с тем ограничен и неполон, ибо он не учитывает постоянных их изменений, социальной и культурной динамики.

Социальная динамика касается изменений в предметном мире, создаваемом человеком, но также и обновлений, технологий, отмирания и появления новых социальных институтов, а вместе с ними норм, ценностей и моделей поведения, т.е. всей человеческой культуры.

Итак, общество нельзя понять, не принимая во внимание общественные процессы, постоянно видоизменяющиеся. Одним из таких процессов является культурный процесс.

Спенсер Г., Spencer G. (1820 - 1903) - английский социальный философ и социолог, популярный в среде российской интеллигенции в начале ХХ века. Поборник свободы личности, критик военщины и мракобесия.

Культурный процесс предполагает изменение во времени социальных технологий, художественных стилей, социально значимых норм и ценностей, моделей культуры.

Морган Л., Morgan L. (1818 - 1881) - американский этнограф, первооткрыватель первобытного общества, признанный друг индейцев.

Проблема направления культурного процесса - тема неутихающих дискуссий среди культурологов. Можно выделить две основные школы: эволюционную и циклическую. Первая, связанная с именами Г.Спенсера, Д.Фрезера, Л.Г.Моргана, утверждает, что культура во всем мире единообразна в соответствии с одними и теми же тенденциями: от низшего к высшему, от простого к сложному. Это очень оптимистичная школа, позволяющая свысока глядеть на культурные достижения прошлых эпох: мы все равно прогрессивней и изощренней. Правда, эволюционисты оставили гигантские труды, описывающие во всех деталях некогда существовавший мир человека. Им принадлежит и трехчленное деление культуры на материальную, социальную и духовную. Первая касается предметных элементов культуры, вторая - социальных институтов, третья - идей, ценностей, художественных образов.

В отечественных учебниках используется двухчленное деление культуры на материальную и духовную. Первая служит удовлетворению материальных, а вторая - духовных запросов человека. Символ первой - кусок колбасы - продукта, в природе не существующего, но зато весьма притягательного. Символ второй - мелодия, напеваемая в минуты душевного подъема.

Фрезер Д., Frazer D. (1854 - 1941) - английский этнограф, автор книги «Золотая ветвь» - путеводителя по архаичной культуре.

Циклическая школа Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, П.Сорокина признает множественность культур, каждая из которых эволюционизирует по своим собственным законам, но всегда циклически.

Цикл, подобно течению человеческой жизни, предполагает:

- последовательность фаз (этапов) в развитии каждой культуры;

- их повторяемость в человеческой истории.

Каждая культура индивидуальна и непохожа на другую, она всегда переживает детство, юность, возмужалость и старость, за которой следует ее смерть (О.Шпенглер).

Сорокин П. (1889 - 1968) - русско-американский социолог, преподаватель социологии, высланный из России в 1922 г. за антимарксистские взгляды и небольшевистское прошлое. С. предложил концепцию социокультурной динамики маятникового типа. Часть трудов С. переведена на русский язык.

Обе эти школы образуют культурологическую традицию; опираясь на нее, можно определить некоторые общие характеристики культурного процесса:

n культурный процесс есть составная часть общесоциального процесса, его важнейшая и относительно автономная сторона, соединенная с иными системными связями;

n содержание культурных процессов определяется типом обществ, в которых они протекают;

n культурные процессы не однолинейны; развитие одних элементов культуры происходит на фоне угасания других. Культурный прогресс сопровождается культурными потерями;

n культурный процесс складывается из исторически преходящих фаз, именуемых культурными эпохами.

Культурная эпоха- исторически сложившийся этап культурного процесса (общемирового или локального), обладающий внутренним единством всех элементов на основе общности стиля.

Заметим только, что эта общность может существовать в разных формах: моностилистической, когда во всех моделях культуры всего общества господствует один-единственный стиль и усложненной - полистилистической, когда в культуре взаимодействуют множество стилей. Во втором, более современном случае, речь идет об определенной системе стилей, отличной от других.

n культурный процесс предполагает усложнение всех культурных форм и структурных элементов .

 

2. Говоря о динамике культуры, необходимо выяснить источник ее изменений, причины появления и проникновения в нее новшеств, иначе называемых инновациями.

Замечено, что культура - самый инертный элемент социальной системы. Человек может менять предметный мир, совершенствовать или заново создавать социальные институты, оставаясь внутри освоенной им с детства культуры, сохраняя в неприкосновенности ее ценности, действуя в соответствии с нормами, прибегая к наличным средствам.

Тойнби А., Toynbee A. (1889 - 1975) - английский историк и культуролог. Главный труд «Исследование истории» частично опубликован на русском. Т. Отличался энциклопедическими знаниями и умением подчинять исторический материал готовой теоретической модели.

Само по себе изменение жизненной ситуации не приводит к перемене культурных ориентиров. Общее правило таково: человек, оказавшийся в новых условиях, ведет себя по-старому, стараясь следовать принятым раз и навсегда моделям культуры.

Тем не менее, динамика культуры реальна и, стало быть, надо ответить на вопрос, отчего она происходит.

Файнбург З.И. (1922 - 1990) - отечественный социолог, социальный философ, теоретик экономики. Последние 30 лет жил и работал в Перми.

Первопричиной изменений в культуре является общественный вызов, иначе говоря, новые социальные или экологические ситуации, возникшие в обществе, которые, во-первых, угрожают его существованию, а, во-вторых, не могут быть решены людьми при помощи освоенных моделей культуры (А.Тойнби).

Появление этих ситуаций не случайно. Социальные процессы в обществе протекают неравномерно, повинуясь своим собственным ритмам. Причем, ритмы культуры наиболее замедлены. Шаг культурных перемен равен жизни поколения: 25-33 гг. (З.И.Файнбург) так что конфликты между культурной и иными социальными подсистемами общества определяются природой социальных изменений.

Вызов принимает разные формы; но всегда конфликтные.

Первым случаем конфликта можно считать оппозицию культуры другим подсистемам общества: экономике, политике...

Вторым - встречу с иной культурой, принадлежащей самим народам, создателям собственной цивилизации.

Оба этих конфликта влекут за собой культурный шок. Выйти из него можно разными способами, в том числе и замкнуться хотя бы на время от импульсов, поступающих извне. В этой ситуации общество вызова не принимает.

Иным вариантом является ответ на вызов, т.е. обновление культуры в соответствии с ее традициями и изменившимися условиями.

Выбор вариантов зависит от содержания культуры, столкнувшейся с иными культурами, либо с новыми ситуациями.

Если культура по своей природе замкнута на самое себя, враждебна всяческим новшествам, она не в состоянии принять вызов и в конечном счете гибнет.

Если, напротив, культура открыта для новшеств, она справляется с шоком и приобретает иное содержание, не утратив своей иден-
тичности.

3. Рассмотрим, как происходит процесс включения инноваций в культуру, механизм культурных изменений.

Инновации по своему происхождению уместно поделить на два класса: изобретения и заимствования. Первая - продукт внутрикультурного конфликта, вызванного необходимостью привести в соответствие новым ситуациям в экономике или политике культуру общества. Вторая - порождение встречи (столкновения) двух культур.

Изобретение предполагает фигуру изобретателя или изобретателей, творчески созидающих нечто новое.

Заимствование имеет дело с переводчиками, способными перенести готовый культурный институт в иную среду.

Изобретение появляется первоначально в грубом, неотшлифованном виде, похожем на прежние образцы.

Заимствование имеет за плечами историю и потому существует в уже законченной форме.

Надо заметить, однако, что их противополагание не абсолютно. Изобретатели прибегают к инокультурной традиции для того, чтобы предложить некое новшество. В первую очередь, переводчики предлагают продукт, не имеющий аналогов в собственной культуре, - продукт, приобретающий признаки изобретения.

По этой причине можно говорить об общем механизме распространения инноваций.

Обозначим условия:

n Первым является соответствие инновации культурным традициям и потребностям общества. Это соответствие не может быть полным ни по отношению к традиции, ни по отношению к общественному вызову. Более того, мы здесь имеем дело с разнонаправленными требованиями .

Тард Г., Tarde G. (1843 - 1904) - французский социолог, один из основателей психологической школы в социальном знании. Т. видел в истории процесс возникновения, повторения и наследования продуктов человеческого творчества. Т. Писал много. Некоторые его руды переведены на русский язык.

n Вторым - наличие информационных каналов, достаточных для распространения культурных инноваций: будь-то средства массовой коммуникации в современных обществах или базар в древних восточных.

n Третьим - существование организованных и влиятельных общественных групп, заинтересованных в культурных инновациях и способных навязать свой интерес обществу, в том числе и силовыми методами.

Престиж- социологический термин, означающий почет и уважение, которым пользуются в обществе отдельные группы населения, занятые важными и труднодоступными видами деятельности и (или) располагающие властью, большими доходами, влиянием или значимыми культурными ценностями.

Технология распространения инноваций опирается на подражание, повторение и наследование моделей культуры (Г.Тард).

Как правило, люди подражают тем, кто занимает престижные позиции в обществе. В этом смысле обычный путь инноваций сверху - вниз. Здесь надо только учесть, что престиж определяется культурной ситуацией общества не в меньшей мере, нежели экономической или политической.

Престижные группы совсем не обязательно располагаются на самом верху социальной лестницы по доходам, либо по объему власти. Здесь важно иное: их модели поведения общество воспринимает как эталонные.

Этапы инновационного процесса следующие:

· культурный шок;

· частичное принятие;

· привыкание, в процессе которого происходит согласование инноваций с культурной традицией;

· наконец, ее интеграция в культуру.

В течение этого процесса инновация видоизменяется, она принимает очертания культуры, в которую интегрируется. (Первый автомобиль всегда похож на карету).

Таким образом,

Ø культура переживает процесс исторических перемен вместе с обществом, но по своим особым правилам;

Ø состояние культуры в определенной пространственно-временной протяженности, с присущим ей стилем (стилями) характеризуется как культурная эпоха.

Ø источником культурного процесса является вызов общества, принимающий разные исторические формы.

Ø культурный процесс осуществляется путем возникновения, распространения и интеграции культурных инноваций (изобретений и заимствований).








Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 630;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.