Скульптура и прикладное искусство
Мелкая пластика Крита, так же как и живопись, носит изысканно декоративный, динамический характер. Это фигурки животных, коз с козлятами, особенно выразительные изображения быка, почитавшегося на Крите, статуэтки изящных женщин из цветного фаянса и слоновой кости со змеями в руках, вероятно, олицетворяющие богиню растительности, покровительницу всего живого.
Статуэтки богинь из слоновой кости со змеями в руках
Тонким художественным вкусом отличаются керамические вазы разнообразных форм и расцветок, покрытые черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской геометрические и растительные орнаменты в виде спиралей, зигзагов, розеток, лепестков — вазы из пещеры Камарес (ок. 1800 г. до п. э., Гераклион, Крит, Археологический музей).
Более поздние по времени сосуды округлой формы украшены растительными мотивами изысканных расцветок. Таковы вазы с лиловой поверхностью и белыми лилиями по ней, ваза с тюльпаном из Филакопи (ок. 1500 г. до н. э., Афины, Национальный археологический музей). В росписях ваз часто встречаются мотивы морской фауны: рыбы, звезды, раковины. К лучшим образцам относится ваза с осьминогом из Палекастро (ок. 1500 г. до н. э., Гераклион, Крит, Археологический музей).
Ваза с изображением осьминога и морских водорослей из Палекастро
Волнистые колеблющиеся линии подчеркивают текучесть ее формы, очертания изображенного на ней осьминога приведены в полное соответствие с плавными закругленными контурами вазы.
Тиринф. Микены
Выдающиеся памятники - эгейской культуры (период расцвета 17 — 14 вв. до н. э.) были, найдены на территории материковой Греции в Микенах и Тиринфе, древнейших крепостях Европы. Как и в других городах Пелопоннеса и Малой Азии, культура Тиринфа и Микен сложилась в пору разрушения родового строя и образования ряда мелких государств во главе с басилевсами.
Архитектура и скульптура
Художественная культура материковой Греции отличалась от критской большей суровостью и мощью, хотя и имела с ней много общего.
Наиболее ярко самобытность ее - в монументальной архитектуре. В возводившихся на крутых скалистых холмах дворцах и поселениях (которые впоследствии получили название «акрополь», что значит «верхний город») все было подчинено задачам обороны от врагов. Из огромных грубо отесанных камней складывались оборонительные стены, толщина которых доходила до 10 м, высота — до 18-20м. Древним грекам казалось, что только легендарные одноглазые великаны-циклопы могли быть их строителями. Ученые назвали эти стены «циклопическими».
Дворец в Тиринфе
Акрополь в Тиринфе дает полное представление о планировке такого дворца. В отличие от Критского дворца-лабиринта, в Тиринфском дворце все подчинено ясному порядку, симметрии, чем достигнута большая цельность композиции. Акрополь замыкают могучие стены, вход перекрыт тремя воротами. Центр акрополя — дворец с большим двором. В композиции дворца главную роль играет прямоугольное в плане помещение с очагом посередине — мегарон. Он служил для торжественных собраний мужского населения дворца.
К мегарону ведут сени и портик с двумя колоннами, связывающие его с двором.
Мегарон впоследствии явился основой для формирования традиционного типа греческого храма. В частности, так называемый «храм в антах» с двухколонным портиком непосредственно восходит к мегарону.
Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот: Центральные ворота обширной многоярусной крепости Микен «Львиные ворота» (14—13 вв. до н. э.); представляют величественное сооружение, символизирующее могущество микенских царей.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1102;