ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА.
Первобытные народы не знали различия между постройкой и изображением в отношении их полезности: хижины должны укрывать от дождя, ветра, солнечных лучей, а изображения должны защищать людей от иных сил, в их сознании не менее реальных, чем силы природы. Т.е скульптура и живопись использовались в магических целях.
Часто примитивные народы часто не видят разницы между реальностью и изображением. Когда один европейский художник зарисовал стадо в африканской деревне, ее жители были удручены: «Если вы увезете наших животных, как же мы будем жить?»
Все эти представления следует иметь ввиду при знакомстве с дошедшей до нас древней живописью. Ее возникновение относится ко времени самых ранних проявлений человеческой деятельности. Когда в XIX веке впервые были открыты росписи на стенах пещер в Испании и в Южной Франции, археологи не могли поверить, что человек ледникового периода способен был создавать такие живые, яркие образы зверей. Только по мере нахождения в тех же местах грубых орудий из камня и кости, стало ясно, что процарапанные и расцвеченные красками фигуры бизонов, мамонтов, оленей созданы руками хорошо знавших их охотников.
Периодизация:
- по социальному устройству: эпоха первобытного стада, родового строя, военной демократии;
- по материалу орудий труда: каменный век, век бронзы, век железа.
КАМЕННЫЙ ВЕК.
Палеолит – древний каменный век.
Мезолит – средний каменный век.
Неолит – новый каменный век.
ПАЛЕОЛИТ (40-12 тыс. до н.э.)
Период формирования биологического типа человека, использования каменных орудий труда. Появление первых памятников изобразительной деятельности относится к концу среднего палеолита (Эпоха Мустье) и к позднему палеолиту (Эпохи Ориньяк, Солютре и Мадлен). Все эпохи названы по местам первых находок. В это время возникают гравированные рисунки на камне и роге, росписи пещер, рельеф и круглая пластика. Почти все эти произведения посвящены животным, реже человеку.
В эпоху Ориньяк появляются женские фигурки (5-10 см. высотой). Сильная и цельная пластика тела, выразительность форм, монументальность и полное невнимание к портретной характеристике – вот что отличает эти скульптурки «палеолитических Венер». Они подчеркивают важную функцию древней женщины – продолжение рода. В эпоху Ориньяк на стенах пещер, где обитал человек, встречаются контуры рук с широко расставленными пальцами, обведенные краской и заключенные в круг. К этому периоду относятся и контурные рисунки-наброски животных, глубоко врезанные заостренным орудием на камне или кости.
В эпоху Солютре увереннее становится контурный, линейный рисунок животных, которые изображаются в сложных позах и поворотах. Так первобытные художники углубляли образное познание мира.
Эпоха Мадлен была высшим расцветом искусства палеолита. Шедевры пещеры Ляско во Франции, Альтамира в Испании и других пещер жизненно и убедительно передают изображения животных почти в натуральную величину.
Изображения человека в сложных сюжетных сценах в этот период почти не встречаются. Исключение составляет сцена в пещере Ляско.
В эпоху верхнего палеолита уже встречаются многофигурные композиции, и это не всегда простой ряд отдельно взятых фигур. Существуют шедевры, на которых изображены целые стада оленей и табуны лошадей. Причем это именно композиционное изображение, т.к. можно проследить закономерности построения рисунка такого типа: тщательно прорисованные крупные фигуры переднего плана и уменьшающиеся, более размытые контуры основной массы животных. Пиком расцвета изобразительного искусства эпохи палеолита можно считать 12 тыс. до н.э. Именно к этому периоду относятся замечательные росписи пещер Нио, Руфиньяк, Монтеспан, Ласко, Ла-Мадлен и многие другие. На стене пещеры Трех Братьев встречается одно из редчайших изображений человека. Но люди здесь замаскированы под животных. Предполагается, что этот рисунок использовался для обрядового танца или охоты.
МЕЗОЛИТ (12-8 тыс. до н.э.).
На Земле после отступления ледников установилась современная геологическая эпоха, появились лук и стрелы. В росписях преобладают сюжетные композиции: сцены загона скота, охоты, войны.
В это время человек и животные изображаются силуэтом, залитым одной краской, фигуры кажутся схематичными и примитивными. Теперь художник стремится передать смысл происходящего, экспрессию движений, характер действий.
В этот период формируются первые направления развивающегося изобразительного искусства. Если в рисунках Восточной Испании главенствующее место занимают животные, то франко-кантабрийское направление обращено к жизнедеятельности человека.
Изображение женщины в наскальных рисунках встречается очень редко. Обычно женские фигуры более статичны, в отличие от мужских, полных движения и окрашенных более эмоционально.
Большое влияние на жизнь и искусство начинает оказывать магия. Поклоняясь силам природы, человек изображает божества в виде символов и фантастических персонажей. Тогда же появляется земледельческое направление мифологии. Связи искусства и первобытной религии – анимизма – все больше укрепляются.
НЕОЛИТ (10-4 тыс. до н.э.).
Этот период – предвестник древних цивилизаций. Раннеземледельческая культура приводит к оседлому образу жизни. Значительно расширяется кругозор человека, в круг его интересов входят новые явления.
Появился новый вид строений – крепости. С развитием орудий труда произошло разделение ремесла и земледелия. Появляются первые «профессиональные» художники.
Раскопки захоронений свидетельствуют о появлении заупокойного культа, о развитии верований в загробную жизнь, для которой мертвым дается все, что служило им в земной жизни. Обнаруженные в могильниках драгоценности говорят о процветании экономики и получении избыточного продукта. В этот период люди научились обжигать глину – появление керамики.
Содержание искусства периода неолита становится шире и разнообразнее. Оно наполнено мужеством, силой и простотой. Что-то новое появилось, что-то отжившее утратилось. Искусство становится все более условным. Среди художественных образов человек занимает первое место.
В наскальной живописи неолита изображения людей и животных настолько схематичны, что воспринимаются иногда как знаки. Такие изображения динамичны и довольно изящны. Это петроглифы, высеченные на скалах и гранитных валунах под открытым небом.
Появляется орнаментальная живопись, имеющая культовый смысл. Чаще всего схематическое изображения эпохи неолита включали в себя такие элементы, как круги и полумесяцы, кресты и свастики, спирали и ромбы.
ВЕК БРОНЗЫ.
Происходит накопление богатства, имущественное и социальное расслоение общества, возникает рабовладельческая формация, появляются первые классовые государства. Строятся первые архитектурные сооружения первобытного человека – мегалиты (от греч. «мегос» – большой, «литос» – камень). Эти постройки из огромных, грубо отесанных камней делятся на три вида: менгиры – вертикальные столбы, иногда покрытые рельефом, дольмены – четырехугольные постройки из крупных каменных плит, кромлехи – более сложные сооружения из поставленных кругами камней.
ВЕК ЖЕЛЕЗА.
Большое распространение получает металлическое оружие и декоративно-прикладное искусство. Об этом можно судить по находкам из скифских курганов, погребений Кубани, Северного Кавказа.
ИСТОКИ АРХИТЕКТУРЫ
Архитектура начала складываться на ранней стадии развития человеческого общества. В условиях кочевой жизни, в эпоху палеолита, за несколько десятков тысяч лет до н.э. первый человек использовал для жилья случайные пристанища – пещеры, естественные ветровые заслоны, ямы в земле. На следующей стадии развития общества, связанной с совершенствованием орудий труда, в эпоху неолита осуществляется переход к земледелию и скотоводству. Помимо охоты, широкое распространение получает рыболовство. Все это было возможно лишь в условиях оседлого образа жизни. К эпохе неолита относятся простейшие хижины и древнейшие общинные дома, образуются родовые поселения. В это время создаются также свайные поселения первобытных рыбаков на берегах рек и озер. Сваи, вбивавшиеся в дно, поддерживали деревянный настил, служивший основанием для хижин со стенами, имевшими бревенчатую или плетеную конструкцию. Размещение жилья на сваях давало возможность обезопасить его от зверей и в то же время предохраняло от сырости. Типичны свайные постройки на озерах Швейцарии, следы которых обнаружены во время археологических изысканий.
Поздний этап неолита ознаменовался началом строительства больших сооружений из камня – так называемых мегалитов. Наибольшего развития мегалитическая архитектура получила в последующий период – эпоху бронзы, когда технические сообществ людей, перешедших уже от стадии дикости к стадии варварства, стали более широкими. Овладение металлом – медью и бронзой – позволило им обрабатывать каменные блоки значительных размеров.
Известно несколько типов мегалитических сооружений – менгиры, кромлехи и дольмены. Все они образуются большими глыбами частично обработанных камней, вес которых достигает десятков тонн. Для перемещения и подъема каменных блоков столь крупных размеров требовались объединенные усилия значительного количества людей.
Наиболее простым мегалитическим сооружением были менгиры – одиноко стоящие вертикальные столбы-глыбы (от бретонского «мен» – камень и «хир» – длинный). Высота менгиров достигает 20 с лишним метров. Назначение их не установлено, но по многим данным исследований большинство из них связано было с погребальными обрядами. Возможно, что некоторые были установлены в ознаменование какого-либо значительного события или же как пограничные знаки.
Наиболее сложный в планировочном отношении вид мегалитических памятников – кромлехи. Это концентрические ряды столбов – менгиров, соединенных каменными блоками-балками. В кромлехах, в том числе самом большом, находящемся в Стоунхендже и относящемся к эпохе бронзы, существует строго продуманная система расположения каменных блоков. В пределах центральной круглой площадки находились три так называемых трилитона, каждый их которых состоял из двух вертикальных блоков, перекрытых горизонтальной балкой. В геометрическим центре площадки – самый большой вертикальный каменный блок. Концентрические круги, замыкавшие кромлех, состояли из камней одинакового, специально подобранного размера. Кромлехи могли быть и чисто культовыми ритуальными сооружениями, в частности, примитивными храмами солнца, на что указывает их круглая форма. Однако, есть предположение о их практическом назначении в области астрономии.
Распространены дольмены ( от бретонского «толь» – стол и «мен» – камень), представляющие вполне законченный тип архитектурного сооружения, поскольку в них уже, помимо внешнего объема, существует и внутренний. Дольмены имеют различные очертания в плане – приближающиеся к кругу или овалу, прямоугольную, иногда сильно вытянутую форму, но в целом, как правило, они состоят из вертикальных, ограждающих блоков, составляющих стены, и горизонтальных балок-плит, изолирующих внутреннюю камеру сверху. Известны дольмены в которых стены и перекрытие состоят из горизонтально положенных, сравнительно небольших каменных блоков, в перекрывающей части образующих благодаря постепенному их выпуску подобие свода. Такие дольмены создавались обычно в тех случаях, когда отсутствовали каменные блоки необходимых крупных размеров.
Дольмены, очевидно, были примитивными жилищами родовых вождей. Некоторые, возможно, строились в качестве погребальной камеры, которую предполагалось покрыть земляной насыпью, что по тем или иным причинам не выполнялось. Общность форм жилого дома и заупокойной камеры типична для ранних культур, носители которых (египтяне, этруски и другие народы) представляли себе место погребения как «жилой дом» усопшего, в котором, должны быть обеспечены условия, сходные с теми, в которых умерший находился при жизни.
До нас дошли остатки и других типов мегалитических сооружений, в том числе площадок для совершения магических обрядов, обусловленных особенностями существования людей того времени. Примером служит убежище Дю-Рок во Франции, где площадка округлых очертаний ограничена поярусно расположенными глыбами камня с нанесенными на них рельефными изображениями животных. Во время ритуального обряда его участники «убивали» стрелами изображения животных, что, по их представлению, согласно существующей теории, должно было способствовать удачным результатам реальной охоты. Мегалитические сооружения непосредственно смыкаются с постройками культур Древнего Востока.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 2226;