МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Мозаика также является разновидностью монументальной живописи. Она использует разноцветные твердые вещества (смальта, мрамор и т.д.). Мозаикой древние называли картины посвященные музам, поэтому они должны были быть вечны. Особенно распространена была мозаика в римском искусстве. Основной элемент римской мозаики - модуль. Мелкомодульные мозаики - в декоративно-прикладном искусстве. Основная область применения мозаики - монументальное искусство (Алтарь Софийского собора в Киеве). В Италии (Флоренции) в 16 веке существовал другой вид мозаичной техники: картины набирались из более крупных кусков мрамора, вырезанных по шаблонам, соответствующим основным линиям рисунка. Такая мозаика получила название мраморной или флорентийской. Кроме этого мозаика может быть выполнена из кусков цветной поливной керамики - майолики, даже из кирпичей, одна сторона которых покрыта цветной глазурью (Ближний Восток, Средняя Азия. Различают прямой и обратный набор.

Витраж- сюжетная декоративная или орнаментальная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет.

Сграффито - процарапанное металлическим инструментом изображение на штукатурке (многоцветной, послойно). Сграффито чаще используется для орнаментальных композиций. Этот термин часто используют керамисты для определения похожей техники процарапывания рисунка на поверхности изделия.

Диорама, панорама.

Диорама - от греческого “диа” - сквозь, через; и “орама” - зрелище, вид. Живописные картины в виде длинной ленты, изогнутой ( в отличие от панорамы) полукругом. Перед живописным изображением на переднем плане помещаются различные сооружения, реальные или бутафорские предметы.

Искусственным освещением различных участков диорамы достигается иллюзия непосредственного перехода пространства реального переднего плана в живописное пространство картины.

Панорама от греческого “пан” - все; и “орама” - зрелище, вид. В отличие от диорамы сочетает живописную картину в виде круглой замкнутой ленты и объемные предметы и макеты переднего плана. Как и в диорама, в панораме важную роль играет искусственное освещение.

В монументальном искусстве, по сравнению со станковым - большая обобщенность образа, большая условность в его решении.

ЖАНРЫ ИСКУССТВА

Жанр - исторически устойчивая форма образно-композиционной организации художественного произведения, возникающая и развивающаяся в зависимости от многообразия отражаемой в искусстве действительности и тех задач, которые ставит перед собой художник. Жанры различаются по предмету изображения.

Пейзаж - от французского “природа”, изображение природы; натюрморт - вещей; человека - портрет; событий жизни - сюжетно-тематическая картина.

Каждый жанр имеет свои разновидности, в свою очередь также иногда называемые жанрами.

Пейзаж - сельский, городской. индустриальный, пейзаж-марина.

Натюрморт - флористический (цветы и растения), со снедью, предметный.

Портрет - парадный, интимный (камерный), автопортрет, портрет-тип (портрет-картина), групповой портрет.

Интерьер – внутреннее убранство комнаты, кабинета, дворца и др. помещений.

Анималистический жанр – изображение животных.

Сюжетно-тематическая картина –с изображениями сюжетных сцен. Внутри сюжетно-тематической живописи есть жанры:

Бытовой жанр –изображениесцен быта.

Исторический жанр –картины истории. А внутри исторического жанра существуют ещё и батальный жанр, мифологический и религиозно-мифологический и т.д.

Нередко в одном произведении сочетаются черты нескольких жанров.

Деление на роды и жанры сложилось в европейском изобразительном искусстве в 15-16 веках и способствовало более глубокому и конкретному отражению действительности в искусстве, а также выработке необходимых для этого художественных средств. На протяжении исторического развития жанры изменяются, все более дифференцируются.

ГРАФИКА

Гравюра - оттиск на бумаге, полученный с изображения, награвированного на доске из какого-либо материала. В зависимости от избранных автором техники гравюры и материала доски, с которой печатается изображение, гравюра существует в нескольких разновидностях.

1.Уникальная, рукотворная графика - рисунки, наброски, зарисовки, шаржи, карикатуры, выполненные художником в одном экземпляре.

Акварель -живопись на бумаге красками, разведенными водой.

Материалы:

Карандаш графитный - быстро стирается резинкой, поэтому очень удобен и для быстрых набросков и зарисовок, и для рисунков, требующих кропотливой работы.

Уголь- обладает большими пластическими возможностями, богатством оттенков и бархатистым тоном. Сыпучий материал, его необходимо закреплять.

Сангина - мягкий карандаш различных красно-коричневых тонов.

Пастель - цветные карандаши из спрессованного красочного порошка.

Перо - инструмент для рисования при помощи жидкого красящего вещества (чернил, туши). Особенность рисунка - контурная или штриховая манера исполнения.

Фломастер - инструмент для рисования, пишущий элемент - пористый (волокнистый) стержень, пропитанный специальным красителем.

2.Печатная графика - искусство достаточно трудоемкое: художник сначала рисует жирным карандашом на типографском камне или процарапывает штихелем изображение на основе - доске, а уже затем с помощью печатного станка и краски воспроизводит изображение на бумаге. Этот оттиск (эстамп) и есть окончательное произведение. В зависимости от выбранного автором материала для основы и технических приемов мы разделяем графику на техники: акватинта, офорт, литография, ксилография, линогравюра, монотипия и др. Особенности каждой техники выявляются при печати - бумага сохранит и тонкие линии резца, и разную насыщенность пятен, зависящую от кислоты, протравливающей основу так, чтобы места на доске, не закрытые кислотоупорным лаком приняли серый или черный цвет или оттенок. Графический лист может быть легким и лирическим, где белой плоскости его едва касаются легкие серебристые линии, а может быть драматическим, доходящим до трагедийности не только в самом сюжете, но и в тоновой передаче композиции.

Техники печатной графики:

Авторская техника - техника графики, в которой автор применяет приемы, изобретенные им самим или соединяет традиционные приемы техники в оригинальном синтезе.

Акватинта - подогретая доска покрывается смолистым порошком, зерна которого пристают к металлу и друг к другу. При травлении кислота проникает в поры между зернами, оставляя на доске след из отдельных точечных углублений. Темные места на рисунке травят дольше, светлые после короткого травления покрывают жидким лаком.

Гравюра резцом - вид гравюры на металле. Линии рисунка различной глубины и ширины вырезаются резцом или штихелем на металлической доске. В углубления втирается краска и под прессом отпечатывается на влажную бумагу.

Ксилография - гравюра на деревянной доске, которая предварительно грунтуется, затем наносится рисунок, затем линии с обеих сторон обрезаются, а дерево между ними выбирается особым долотом. При торцовой гравюре режут доску специальными резцами - штихелями, дающими в оттиске белую линию.

Литография- изображение наносится на типографский камень специальными карандашами или красками и отпечатывается на бумаге.

Линогравюра - изображение вырезается на линолеуме, покрывается краской и отпечатывается на бумаге.

Меццо-тинто - “черная манера”, гравирование производится путем выглаживания светлых мест на зернистой фактуре доски, дающем при печатании сплошной черный тон, т.е. изображение создается путем проработки светлых мест на черном фоне.

Офорт - рисунок иглой выцарапывается поверх кислотоупорного лака, которым покрыта доска, выявляя поверхность металла. Доска погружается в кислоту, протравливающую в металле изображение.

Пунктир - на покрытую лаком доску наносится изображение, состоящее из точек, затем протравливается, иногда лак и травление не используются а рисунок наносится специальными пунсонами.

Резцовая гравюра -в нейлинии рисунка различной глубины и ширины вырезаются штихелем на медной доске, в углубления втирается краска и под прессом отпечатывается на бумаге.

Сухая игла - изображение процарапывается офортной иглой на металле, не покрытом лаком и без протравливания. Краска остается в царапинах и “барбах” (заусеницах).

Все печатные техники подразделяются на плоскую когда печатающие и непечатные части доски находятся на одном уровне (литография); высокую, при которой печатающие элементы доски лежат выше непечатающих, лист накладывается сверху и прижимается к доске ля получения оттиска (ксилография, линогравюра) и глубокую печать, при которой печатающие элементы доски (клише) углублены по отношению к непечатающим (офорт, сухая игла, акватинта).

Графика бывает:

Станковая- рисунки, эстампы, имеющие самостоятельное художественное значение.

Книжная графика - система оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы - заглавные буквы в начале глав, заставки - рисунки в начале главы, концовки - рисунок в конце главы, виньетка - украшение в виде небольшого рисунка, чаще орнаментального характера).

Иллюстрация. В старину рукописные книги украшались миниатюрами, иллюстрирующими книгу, позднее их заменила книжная гравюра. Иллюстрация-гравюра имела двух авторов: художника, придумавшего и нарисовавшего ее и гравера, который ее вырезал. С 19 века фотомеханический способ позволил делать репродукции иллюстраций, выполненных в любой технике.

Разновидностью печатной книжной графики является русский лубок (с 17 века) - русская народная картинка. предназначенная для широких масс народа

Особняком в книжной графике стоитэкслибрис - книжный знак, указывающий на принадлежность книги тому или иному владельцу. Он не является искусством книжной графики, поскольку разрабатывается не художником, оформляющим книгу, и является собственным знаком владельца. Экслибрисы можно разделить на следующие типы: гербовый ( в16-17 вв. он воспроизводил герб владельца книги), вензелевый (орнамент с инициалами владельца книги), сюжетный (состоит из архитектурных мотивов, эмблем, фигур, говорящих о вкусах владельца). Сегодня экслибрис превращается в самостоятельный, выставочный вид искусства, приближаясь к станковой графической миниатюре, выполненной в разных техниках. Связанный с литературой, почти прикладной вид графики превращается в станковое искусство.

Прикладная или промышленная графика - товарные, почтовые, денежные знаки, эмблемы, этикетки.

 








Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1755;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.