ПОЗДНИЙ ПЕРИОД: XXI—XXXII династии, 11—4 вв. до н. э.
- Время правления VII—X династий – первый период распада централизованного египетского государства.
- В течение правления XIII — XIV династий происходит второй распад.
- Во время XV—XVI династий в страну вторгаются гиксосы. XVII династия, успешно боровшаяся с гиксосами, также не оставила значительных памятников.
История Египта – это история создания, начиная с 5 тыс. до н.э. древневосточного деспотического государства в нижнем течении реки Нил, в северо-восточной Африке.
В додинастический период имело место возникновение “удельных княжеств” – номов, затем происходило постепенное объединение их в два царства – Верхнего и Нижнего Египта. Борьба между ними привела к победе Севера и созданию единого государства во главе с фараоном – правителем Верхнего и Нижнего Египта.
В результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта к 3000 до н. э. сложилось единое государство Египет. По исчислению египетского жреца Манефона до 341 до н. э. (до 2-го завоевания Египта персами) было 30 династий.
Древнеегипетское искусство, главным образом призванное обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествлённого фараона, выражало свои идеи в строго канонической форме, но пережило эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египетского общества.
Были выработаны многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.).
Древнеегипетскими художниками были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств:
объём, масса, опора и перекрытие - в архитектуре;
плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно - в рельефе и живописи; текстура камня и дерева - в монументальной и станковой скульптуре; ритм.
Сложилась канонизированная форма изображения человеческой фигуры на плоскости - одновременно в фас (глаз, плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги). И цвет фигур: женщины – белые, мужчины – коричневые.
Основные принципы древнеегипетского искусства начали складываться в период и II династий (ок. 3000-ок. 2800 до н. э.). Ведущую роль приобрела архитектура, тесно связанная с заупокойным культом (гробница-мастаба). Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывали влияние на развитие скульптуры и живописи, которым также свойственны геометрическая обобщённость, симметрия и статика, строгая фронтальность (статуя фараона Хасехема, начало 3-го тыс. до н. э., Каир).
В период Древнего царства (ок. 2800-ок. 2250 до н. э.) найденные ранее художественные приёмы обрели стилистическую законченность. Был выработан новый архитектурный тип гробницы фараона - пирамиды, предельная простота форм которой в сочетании с гигантскими размерами создавала исполненный отчуждённого, сверхчеловеческого величия, архитектурный образ (пирамиды в Саккаре и Гизе). Заупокойные комплексы у подножия пирамид (поминальные храмы, соединённые длинными коридорами, величественная фигура сфинкса, строгие ряды мастабаобразных гробниц придворных) отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества. В росписях и рельефах на стенах гробниц (картины благополучной жизни в царстве мёртвых) проявляются свойственные египетским художникам острая наблюдательность, чувство ритма, красота обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3-го тыс. до н. э.).
Большое развитие получил скульптурный портрет. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Чётко разграниченные на типы (идущий человек с выставленной вперёд ногой, сидящий со скрещенными ногами), торжественно статичные портретные статуи отличаются ясностью и точностью передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, Каир, писца Каи, Лувр), объёмы изваяний обобщены; складки одежды, парики и головные уборы, ювелирные украшения тщательно проработаны.
В эпоху Среднего царства (ок. 2020-ок. 1700 до н. э.) пирамиды утратили грандиозность. В архитектуре проявилось влияние провинциальных традиций - мастаба сменились скальными гробницами, с 2-или 4-колонным портиком. Поминальные храмы часто отделены от гробниц, имеют удлинённую осевую композицию, в них значительное место отведено колоннадам и портикам (храм Ментухотепа 1 в Деир-эль-Бахри).
В изобразительном искусстве усилились тенденции к правдоподобию. В стенных росписях гробниц изображения приобрели большую композиционную свободу, появились попытки передачи объёма, обогащалась цветовая гамма. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, растений, животных (росписи гробниц в Фивах, 21 в. до н. э.). В скульптурном портрете проявилось более индивидуализированное отношение к человеку. При сохранении канонов композиции фиксировались возрастные черты модели, появились элементы раскрытия характера (портретные головы и статуи фараонов Сенусерта III и Аменемхета III, 19 в. до н. э.); выявляли чёткую структуру лица, подчёркивая его суровость, придавали изображению драматическую экспрессию.
Яркий расцвет искусство Египта пережило в эпоху Нового царства (ок. 1580-ок. 1070 до н. э.). Успешные походы в Азию и приток богатств обусловили исключительную роскошь быта египетской знати этого времени. Суровые, драматические образы эпохи Среднего царства сменились утончённо-аристократическими. Усилилось стремление к изяществу и декоративной пышности. В архитектуре получили дальнейшее развитие тенденции предыдущего периода. В храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, который представляет собой развёрнутый в пространстве архитектурный комплекс, частично вырубленный в скалах, строгие линии карнизов и протодорических колонн контрастируют своей разумной упорядоченностью с хаотическими расщелинами скал. Мягко моделированные статуи, рельефы и росписи придают храму просветлённость и гармоническую ясность. В рельефах линии стали изящнее, обработка поверхности камня тоньше. Особое развитие получил углубленный рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, начало 15 в. до н. э.). В стенных росписях появились невиданная ранее свобода движений и ракурсов, тонкость красочных сочетаний, в композиции широко вводился пейзаж (росписи гробниц в Фивах, конец 15 в. до н. э.). В наземных храмах, развивавших идею грандиозной архитектурно-пространственной композиции, основными элементами стали развёрнутые по продольной оси открытый двор, обнесённый колоннадой, гипостиль с рядами монументальных лотосовидных или папирусовидных колонн и святилище со статуями богов; вход в храм оформлялся 2 пилонами, перед которыми воздвигались обелиски и статуи (храмы в Карнаке и Луксоре).
Следующий период - искусство времени Эхнатона (1-я половина 14 в. до н. э.) называют ПЕРИОДОМ АМАРНЫ.
КУЛЬТУРА ПЕРИОДА АМАРНЫ
Фараон Эхнатон и его жена Нефертити. Развитие искусства и культуры при их царствовании.
На рубеже 15 - 14 веков до н. э. в Египте царствовал фараон Аменхотеп IV. Он убеждению, что бог един, повелел молиться единому богу Атону. Символ - олотой диск солнца. Лучи диска Атона достигали земли. Фараон сменил имя и в честь Атона стал называться Эхнатоном ("угодный Атону"). Перенес столицу страны в построенный город Ахетатон – «Горизонт Атона".
Так был установлен культ единого бога. Волей фараона истребляются человекоподобные и звероподобные фигуры богов и древняя система, где каждый ном имел свою систему божеств.
Во времена Эхнатона поклонялись Атону и приносили ему жертвы во дворах открытых храмов, молитвы обращали непосредственно к самому "диску". Солнцепоклоннические храмы имели вид обнесённых каменной оградой открытых дворов с длинными рядами жертвенников по обе стороны от входа. Вход был ориентирован на восток (за исключением храма "Проводы Атона на покой", вход которого был обращен на запад).
Для древнеегипетского атонизма характерны два основных религиозных устоя:
- любовь к "земной" жизни. Культ земной жизни возобладал. На ахетатонских стелах, на стенных росписях Ахетатонского дворца - всюду изображается любовь Эхнатона и Нефертити, их родительская нежность к дочерям. В ахетатонском искусстве впервые в истории Египта появляется пейзаж, прославляется красота природы. Многие залы дворца были расписаны в "пейзажном" стиле.
- Солнцепоклонники считали, что душа умершего проводит день среди живых людей, а ночью уходит на покой.
Талататы — блоки храма Атона в Карнаке с изображениями важнейших событий «фиванского периода» правления Аменхотепа IV, в том числе его празднества Сед. Найдены в массивах II и X пилонов храма Амона, куда были помещены при Хоремхебе.
Рельефы царской гробницы Ахетатона — свод полных реализма иллюстраций к трагической истории царского дома, в т. ч. сцена смерти принцессы Макетатон.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 943;