Деятельность Белорусской Православной Церкви и других религиозных организаций, в системе социальной работы.
Сегодня православная церковь возрождает партнерские отношения с системой государственного образования. Государственная власть обратила внимание на положительную объединительную роль церквей как носителей общемировыхценностей, а церковь стала рассматривать политику как средство достижения конкретных социальных, просветительских ирелигиозных целей, которые стоят перед ними. Следовательно, как государство, так и церковь могут преследовать общие интересы, заключающиеся в решении социально-духовных проблем в обществе. Их общей целью является содействие развитию положительных тенденций в обществе, стремление к социальной справедливости и гражданской солидарности.
С учетомсложившихся реалий можно выделить следующие области взаимодействия государства и церкви в социально-духовной сфере:
• миротворчество на международном и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
• забота о нравственности в обществе;
• духовное, культурное, нравственное и патриотическое воспитание;
• дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
• охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;
• диалог с органами власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;
• духовно-нравственное воспитание сотрудников правоохрани-тельных учреждений;
• профилактика правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;
• наука, включающая гуманитарные исследования;
• здравоохранение;
• культура и творческая деятельность;
• работа церковных и светских средств массовой информации;
• деятельность по сохранению окружающей среды;
• экономическая деятельность на пользу церкви;
• поддержание института семьи, материнства и детства;
• противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.
Как правило, политика контролирует светскую, а христианство – духовную жизнь общества. Церковь пытается выполнять социальные функции: участие в деле образования подрастающего поколения, в деле благотворительности и т.д. Как и государство, она решает задачи, жизненно важные не только для отдельных социальных групп, но и для общества в целом. Таким образом, особенно важным является социальное партнерство, сотрудничество между религиозными организациями и государством в различных сферах общественной жизни.
Существует область совпадения интересов церкви и государства в социальной сфере – это участие церкви в благотворительности, возрождение службы милосердия, духовно-нравственное воспитание молодого поколения и т. д. Церковь видит свою задачу в помощи нуждающимся гражданам подняться, найти себя, дать возможность укрепиться душой. Для церкви сегодня существует возможность широкой благотворительности, которая издавна была свойственна православию. До революции под эгидой церкви была создана широкая сеть антиалкогольных обществ, кружков, союзов. Они в своей деятельности преследовали цель не только помощи, но и попечительства над семьей пьющего или сбившегося с пути.
Со временем характер религиозной деятельности менялся. Сегодня это не только исповедание веры, но и активная социальная, миссионерская, предпринимательская и иная деятельность. Церковь помогает детским домам, домам престарелых; активно участвует в создании детских приютов, в разных городах верующие оказывают помощь в уходе за тяжелобольными, инвалидами, престарелыми, священнослужители с беседами посещают колонии строгого режима, где осужденные собирают деньги на строительство храмов.
Таким образом, религиозные организации приносят пользу не только обществу, но и государству, для которого выполнение этой функции – конституционная обязанность. Церковь активно содействует тому, чтобы ветераны Великой Отечественной войны, участники афганской войны и члены их семей, престарелые, инвалиды, дети, лишенные родителей и пораженные недугом, особенно в результате чернобыльской трагедии, были окружены милосердием, состраданием, любовью и заботой. Такого рода деятельность может быть более эффективной при оказании со стороны государства реальной организационной и материальной поддержки.
Итогом возобновившегося в диалога между светской системой образования и Белорусской Православной Церковью (БПЦ) стало подписанное 31 марта 2004 г. соглашение о сотрудничестве между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью по вопросам духовно-морального воспитания учащейся молодежи. Программа сотрудничества была разработана на основе Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» (ныне отмененном в связи с ведением Кодекса РБ об образовании), «О правах ребенка», «О свободе совести и религиозных организациях», других нормативных актов Республики Беларусь, а также в соответствии с международным правом, Соглашением о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью от 12 июня 2003 г. и ранее подписанными Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью документами.
В настоящее время принята и действует Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2011–2014 гг.
В 1997 г. в Минске было создано диаконическое агентство «Круглый стол» по межцерковной помощи в республике. Агентство в качестве приоритетных направлений определило помощь пострадавшим от аварии на ЧАЭС, а также проблемы просвещения и образования, социальной реабилитации и медицинской помощи обездоленным и нуждающимся. Представительство в созданной координационной группе получили члены зарубежных диаконических агентств, представители евангельских христиан-баптистов, лютеранской и православной церквей.
В Минске по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета состоялся Учредительный съезд по созданию Республиканского общественного объединения «Родители и учителя – за возрождение православного образования» (РОО «РУВПО»). Цели этого объединения изложены в его Уставе, принятом на съезде: содействовать изучению традиций православного образования в Беларуси, России и других странах, исповедующих православие, лучшему ознакомлению с православной культурой, историей, литературой, философией, педагогикой, традициями и обычаями православных народов.
Совершенно новым явлением для Белорусской Православной Церкви стал богословский факультет Европейского гуманитарного университета в Минске (ныне Институт теологии БГУ), который возрождает традиции православного просвещения, способствует созданию христианских духовных, культурных и образовательных структур, учебных и религиозных центров.
Расширяются контакты и сотрудничество с ведущими богословскими школами и университетами России, Западной Европы и всего мира. Международное сотрудничества Института теологии осуществляется через программы Республиканского образовательного фонда имени святых Мефодия и Kирилла. Поддерживаются контакты с Петербургской и Московской духовными академиями, Российским православным университетом, Богословским Свято-Тихоновским институтом, Библейско-Богословским институтом имени Святого апостола Андрея, где курс обучения проходят студенты, стажируются преподаватели, а также с МГУ им. М. В. Ломоносова, факультетом теологии Латвийского университета. Проект по разработке школьных программ нравственного воспитания детей и подростков связывает Институт теологии и Богословский Свято-Тихоновский институт. Деятельность фонда подтверждает возможность и необходимость развития сотрудничества христианских организаций, учебных заведений различных стран.
Наблюдается оживление подобной деятельности и на региональном уровне. Так, в Гомеле ведется определенная работа по воспитанию подрастающего поколения в православных традициях. С этой целью по благословению архиепископа Гомельского и Жлобинского Аристарха организован Православный духовно-просветительский центр, включающий в себя храм, церковно-приходскую гимназию, иконописную школу, библиотеку духовной литературы с читальным залом. Городские власти выделили для них двухэтажное здание. Это учебное заведение действует по образцу школьных групп продленного дня. В программу внешкольных занятий входят предметы духовно-нравственного содержания, такие, как история отечества, жития святых, церковнославянский язык, православная этика. Есть сугубо церковные направления творчества: кружок иконописи, детский хор духовной музыки. Новый приход занимается миссионерской деятельностью: посещаются детские дома, интернаты, дома престарелых. Дети готовят под руководством режиссера выездные спектакли. Проводится работа с родителями с целью профилактики наркомании, алкоголизма и т. д. По инициативе священника Вадима Кочана создана православная газета для семейного чтения «Лампада». Подобная духовно-нравственная, религиозно-просветительская деятельность церкви очень важна, так как она будет способствовать смягчению нравов в обществе, устойчивости семейной жизни и брака, включению христианских принципов в государственное законодательство.
В последнее время многие религиозные организации также активно участвуют в организации оздоровления учащихся. Они имеют право с разрешения местных исполнительных и распорядительных органов открывать оздоровительные лагеря.
Следующее направление, где происходит взаимодействие с церковью – это вооруженные силы. Сегодня ведется сотрудничество по проблеме «Служба в вооруженных силах и церковь». Взаимодействие вооруженных сил и религиозных организаций отвечает необходимости реализации права свободы вероисповедания граждан Республики Беларусь, находящихся на военной службе, а также решения воспитательных задач в воинских коллективах, в том числе с использованием духовно-нравственного потенциала религии. Такое взаимодействие способно обогатить практику патриотического и нравственного воспитания военнослужащих.
Так, в мае 1998 г. состоялась первая научно-практическая конференция внутренних войск МВД Республики Беларусь «Воинская служба и Православная Церковь в Республике Беларусь», на которой рассматривали вопросы необходимости сотрудничества церкви и внутренних войск республики. Результатом конференции стало Соглашение о сотрудничестве по следующим направлениям:
ü патриотическое воспитание воинов,
ü нравственное и духовное просвещение, реализация религиозных потребностей военнослужащих,
ü социальное попечительство военнослужащих и членов их семей,
ü сохранение историко-культурного и духовного наследия.
С 1994 г. осуществляется сотрудничество Белорусского экзархата, МВД Республики Беларусь и международных организаций со штаб-квартирами в США: Международным тюремным братством, Фондом поддержки церквей в СНГ. За пять лет взаимодействия был накоплен опыт духовной и материальной помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы.
Таким образом, в различных сферах общественной жизни задачи государства и церкви совпадают. Церковь, как и государство, может вести диалог с обществом, в числе с другими конфессиями и вероисповеда-ниями, находя новые принципы общежития – терпимость, солидарность, ненасилие. Может играть духовную роль, утверждая и пропагандируя необходимые обществу ценности – достоинство личности, ее права, свободу, любовь.
В целом, реализация религиозной деятельности в республике проводится по следующим направлениям:
ü поддерживая проведение государством политических, образовательных, социальных реформ, церковь способствует духовному возрождению государства, принимает участие в деле образования и воспитания граждан;
ü благотворительность и социальное служение всегда были приоритетной сферой деятельности религиозных организаций, ими накоплен в этом огромный опыт. Отсюда религиозные организации способны внести вклад в решение проблем, связанных с психологическим личностным кризисом, с потребностью в духовной поддержке, в восстановлении системы нравственных ориентиров;
ü государство может создать условия для полной реализации возможностей церкви в разрешении важных проблем: наркомании, алкоголизма, социальной реабилитации заключенных, беженцев, профилактики детской и подростковой преступности, укрепления семейно-брачного института.
Таким образом, участвуя в деле образования, воспитания подрастающего поколения, церковь, как и государство, выполняет задачи жизненно важные не только для отдельных социальных групп, на которые распространяется ее деятельность, но и для общества в целом.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 1705;