Благотворительность как основа деятельности добровольчес-ких социальных организаций на белорусских землях: исторический анализ.

Наряду с государством помощь нуждающимся оказывают частные предприятия и организации, негосударственные фонды, церковь и отдельные люди. Помощь, которую они оказывают, является частной и называется благотворительностью.

Нередко можно слышать просьбы помочь лечению детей за границей, отремонтировать старый музей, «стать на ноги» моло­дому театру, построить приют для бездомных. Когда на такие просьбы откликаются банки, крупные фирмы и люди, то это и есть проявления благотворительности. Если человек подает милостыню нищему, то это тоже благотворительность. Хотя в этом случае она имеет особое название – милость (милость – оказание денежной и другой материальной помощи нищим и бездомным).

Оказывающий помощь является благотворителем, который выступает в ситуации помощи как спонсор или меценат. Спонсор– тот, кто оказывает финансовую и иную помощь нуждающимся, рассчитывая на рекламу его основной деятельности. Меценат оказывает финансовую и иную помощь нуждающимся бескорыстно.

Не смотря на позитивный характер благотворительной деятельности, у нее имеется существенный недостаток – эпизодичность, неустойчивость, ибо такая помощь оказывается от случая к случаю.

Рассмотрим, как развивалось явление благотворительности на белорусских землях.

Изначально несколько столетий назад благотворительность рассматривалась как удел церкви, проявляющей милосердие и заботу о престарелых, бедных и инвалидах.

На благотворительной основе развивалось прежде всего общественное при­зрение. В средние века Церковный приход оформился в перво­начальную структурную единицу общественного призре­ния, где проводились различные мероприятия по призре­нию и обучению грамоте сирот, помощи престарелым и инвалидам, защите жен от тирании мужей и др. XVI – конец XVIII веков в Беларуси можно назвать пе­риодом «шпитального призрения», когда монахи пере­писывали и распространяли медицинские книги, при многих церквах и монастырях были аптеки и лазареты. Наряду с престарелыми, вдовами и сиротами в шпиталях призревались слабоумные, калеки и прочие катего­рии инвалидов.

Таким образом, традиции, родившиеся в ранний исто­рический период, закрепились прочно и сохранялись до конца XVIII в. Более того, они обогащались новым прак­тическим опытом, теоретическими выводами. Важно за­метить, что к этому времени в обществе наметился пово­рот к более широкому пониманию всех проблем социаль­ного призрения: ставился вопрос и о развитии профилак­тической компоненты в системе общественного призре­ния, о предупреждении негативных явлений в обществе, предполагалось, что профилактическая работа выступала бы «важной функцией общественного и государственного управления, направленной к смягчению многих зол дей­ствительности, к облегчению значительных страданий и к спасению целого ряда человеческих жизней».

В XIX в. благотворительная деятельность значительно расширилась. Для оказания этой помощи создавались специальные организации – благотворительные общества. Для приходской благотворительности были характерны сле­дующие ее основные формы: материальная помощь; медицинская помощь; просветительская деятельность.

Поддержанная государством православная церковь Бе­ларуси в XIX в. живо откликнулась на призыв правительства о соз­дании церковно-приходских попечительств и к 1902 году вышла на первое место в Российской империи по их ко­личеству.

В западных губерниях наибольшей активностью в благотво­рительной деятельности отличались церковноприходские попечи­тельства Могилевской и Гродненской епархий. Распространенны­ми формами социальной помощи стали выдача нуждающимся единовременных денежных пособий по случаю смерти близких, пожара, безработицы, при выходе бедной девушки в замужество, а также пособия к Рождеству и Пасхе, взносы за обучение и пла­та за проживание и т. п. На селе помощь, в основном, оказыва­лась натурой: снабжение бедных прихожан одеждой, обувью, продуктами, дровами и т.д., обеспечение стройматериалами, вы­дача или продажа по низкой цене хлеба. Денежная помощь осу­ществлялась при покупке коровы или лошади, при постройке до­ма, уплате повинностей за несостоятельных плательщиков. Ежемесячные пособия или «пособия-пенсии» выдавались пре­имущественно женщинам.

При некоторых церквах существовали аптеки попечительств, из которых лекарства для бедных выдавались бесплатно или по низкой цене, а иногда оплачивалась помощь врача, боль­ным выдавались денежные пособия. С введением на Беларуси земств, попечительства стали активно поддерживать земских вра­чей, сами организовывали «медицинскую помощь населению в таких медвежьих углах, где от сотворения мира не ступала нога не только врача, но и захудалого «ротного» фельдшера...» Не за­бывала православная церковь и своих престарелых, одиноких священников. В каждой белорусской епархии существовали попе­чительства о бедных духовного звания. В Гродненской епархии, например, такое попечительство было высочайше утверждено 17 февраля 1900 г.

К 1899 г. на Беларуси действовало 105 благотворительных учреждений, принадлежащих ведомству православного исповеда­ния. В большинстве своем они содержались на средства церковно­приходских попечительств.

Духовное ведомство, а вместе с ним и церковноприходские попечительства, занимались также призрением престарелых и инвалидов. В этой сфере социальной помощи они опережали все отдельно взятые государственные общества и 11 министерств внутренних дел, военное, юстиции, земледелия и государственных имуществ, финансов и т.д., которым на Беларуси принадле­жало немалое количество домов призрения и богаделен.

Существовали на Беларуси и приходские приюты для детей, которых призревались сироты или дети, брошенные родителями. Попечительства обеспечивали им уход, питание и одежду, обучение в церковноприходской школе и духовно-нравственное воспитание, обучение ремеслу и трудоустройство. Здесь попечи­тельства действовали по старому доброму принципу: «Не строй церкви — пристрой сироту!» Детям бедных родителей выплачива­лись приходские стипендии для продолжения образования, оказывалась другая материальная помощь, в частности выдавались безвозмездные или с незначительными процентами ссуды. Работали воскресно-праздничные школы для детей и воскресные школы для взрослых. Одной из первых вРоссийской империи такая школа открылась в Могилеве. Преподавали в них священники и студенты семинарий.

На страницах периодической печати широко обсуждались вопросы об устройстве миссионерских пунктов, курсов, кружков проповедников, о расширении сети учебных заведений для простых людей, постоянных и передвижных церковных библиотек, читален, специальных обществ, братств и т.д.

Немалое количество благотворительных обществ в этот период открывались в Минске. Одно из первых благотворительных обществ в Минске – Попечительское общество о домах трудолюбия, основанное в 1898 г. Принимались все приходящие и ищущие труда и приюта без различия вероисповедания и сословий. Наряду с чернорабочими в дом трудолюбия приходили интеллигенты, временно лишившиеся средств существования. Женщины обычно занимались изыманием пуха из гусиных перьев, а мужчины – уборкой могил, изго­товлением крестов и оград.

В 1901 г. в городе было основано Товарищество защиты женщин. Здесь можно было бесплатно получить юридическую консультацию, послушать лекции о гигиене, истории, литературе, астрономии. Членами товарищества были организованы воскресные школы и ясли для детей рабочих.

Минское Благотворительное братолюбивое общество, основанное в 1907 г., занималось улучшением положения нищих, безработных и бездомных.

Заботу о судьбе бывших заключенных взяло на себя Общество покровительства лицам, освобожденным из мест заключения (1910 г.). Оно снабжало подопечных одеждой, пищей, содействовало поиску работы, помещению в приюты и больницы.

Благотворительную деятельность активно вели и так на­зываемые «медовые братства», которые в начале XX века действовали при большинстве православных церквей. Ими открывались потребительские лавки, в которых бедным людям товары продавались по сниженной цене; бесплатно раздавались иконки, Евангелия, учреждались кассы для вы­дачи нуждающимся беспроцентных ссуд на приобретение одежды, обуви, орудий труда, а также по случаю смерти, болезни, родах. При церквах и монастырях, находившихся под их опекой, учреждались богадельни, госпитали, школы для бедных и т.д.

В начале XX в. появились первые благотворительные фонды. Их основателями были крупные предприятия и богатые бизнесмены. Последним дореволюционным благотворительным обществом в Минске оказалось Белорусское товарищество по оказанию помощи потерпевшим от войны, созданное в 1915 г.

Таким образом, система социальной защиты в Беларуси начала ХХ в. представляла собой разветвленную структуру, подразделявшуюся на общественную, общественно-государственную и частную.

Вместе с тем создаваемая система страдала рядом су­щественных недостатков, нерешенных проблем. Тормозом в развитии общественного призрения являлось и несовер­шенное законодательство. В конце XIX века для изучения и внесения предложений по совершенствованию социаль­ной защиты населения была создана специальная комис­сия, но первая мировая война помешала реализации этих планов. Решать проблемы обездоленных людей в России пришлось другому правительству, пришедшему к власти после Октябрьской революции 1917 года.

В целом частная благотворительность на территории Бе­ларуси развивались по самым разнообразным направлениям и в различных формах. Частные благотворители финансиро­вали различные общества и заведения, осуществляли социаль­ный патронаж нуждающихся, участвовали в строительстве и содержании больниц, колоний для ослабленных детей, дет­ских приютов, приютов попечительства о бедных, богаде­лен для пожилых женщин, открывали начальные и средние общеобразовательные и специальные учебные заведения, частные школы (например, рисования), организовывали вы­ставки, музеи и другие учреждения культуры.

Оказание помощи через благотворительные фонды – самый распространенный вид и современной благотворительной деятельности. Нередко основатели фондов передают руководство деятельностью доверенным лицам. В этом случае благотворитель­ные фонды получают название трастов. Траст – благотворительный фонд, руководство которым осуществляется не основателем фонда, а доверенными ему людьми и по его поручению.








Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 1795;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.