Социальная работа и педагогика: пути обеспечения активного взаимодействия.
Педагогические знания имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о формах обучения и воспитания, о стилях поведения, способах и приемах эффективного взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание.
Возникнув как практика подготовки детей к взрослой жизни, ныне педагогика выступает как комплексно-интегративная область знания и деятельности, объектом которой является все общество в целом и отдельный человек на протяжении всех этапов его возрастного существования. Педагогика все больше рассматривается как средство социального проектирования и создания нового вида общества, отдельных его сфер с помощью соответствующей обучающе-воспитательной деятельности по формированию новых образов знания, мышления и чувств, форм индивидуального и общественного поведения. Иными словами, в любом своем проявлении социально-педагогическая деятельность была и остается общественно необходимым видом деятельности. Ее возникновение и развитие, как и деятельности вообще, связано с потребностями общества на каждом этапе его существования. В зависимости от уровня экономического, политического и духовного развития общества различные социальные группы могут изменять масштаб, формы и содержание педагогической деятельности, но не могут полностью отказаться от нее.
Органичной частью педагогики является социальная педагогика. Социальная педагогика – это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого являются приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий).
Термин «социальная педагогика» был предложен немецким педагогом А. Дистервегом в середине XIX в. как обозначение такого направления педагогики, которое изучает общественное воспитание молодежи и старших возрастных групп, процессы адаптации и перевоспитания всех возрастных групп, не вписывающихся в социальную систему или нарушающих установленные в ней нормы. Ряд основоположников социальной педагогики (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее исследования считали социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних.
Принципиально иначе определял предмет социальной педагогики немецкий ученый П. Наторп. Он считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа, т.е. социальная педагогика – отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.
Существуют различные определения социальной педагогики. Вот некоторые из них: «Социальная педагогика – это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах» (Х.Мискес). «Смысл социальной педагогики – помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения» (Е.Молленхауер). «Социальная педагогика – это наука о воспитательных влияниях социальной среды». (В.Д.Семенов).
Исходя из сказанного, можно заключить, что социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в тех, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.)
За рубежом теоретическая разработка проблем социальной педагогики активизировалась только в 50–60-е гг. ХХ в. (Германия). До этого периода в Европе и в США с начала XX в. широкое распространение получила практическая деятельность, обозначавшаяся термином «социальная работа», организуемая государственными институтами и общественными организациями. Содержанием ее была помощь семье, различным группам населения, интеграция воспитательных усилий школы и других социальных институтов. Государственная система социальной работы, которая сложилась к началу 20-х гг. XX в. за рубежом первоначально имела следующие сферы применения: семейное, детское благополучие, психиатрическая, медицинская, школьная социальная работа, позднее к ним добавились сферы профессиональной, промышленной, геронтологической, сельской, полицейской, судебной социальной работы.
Так, за рубежом социальная работа в сфере семейного благополучия предполагает консультации по брачным отношениям, подготовку родителей к воспитанию детей, помощь в решении финансовых вопросов, проблем здоровья, образования, трудоустройства. Школьная социальная работа предполагает содействие учащимся в включении в школьную жизнь; координацию усилий школы и семьи по воспитанию детей; помощь учащимся, учителям и родителям в решении проблем социальной изолированности детей, их агрессивного поведения, недисциплини-рованности и др.
На современном этапе социальная педагогика изучает влияние социальной реальности на ценностные установки человека на протяжении всей его жизни, педагогические последствия этого влияния для человека и общества, разрабатывает соответствующие обучающе-воспитательные системы, программы, методы и средства осуществления поставленных целей и задач с учетом потребностей индивида в социальном самоопределении, самоутверждении и самореализации.
Любой социальный работник (рядовой работник, руководитель, любой специалист социальной работы) должен быть подготовлен и в социально-педагогическом отношении: такого рода знания, умения и навыки являются необходимым компонентом, обеспечивающим его профессиональную состоятельность. Социальный работник должен, по крайней мере, не упускать педагогические аспекты свой деятельности, не забывать об использовании педагогических средств для решения социальных проблем. Он должен научиться давать педагогическую оценку происходящим в его области процессам и предвидеть социальные последствия педагогических технологий, иными словами, владеть основами социально-педагогической деятельности.
В целом социально-педагогическая деятельность носит гуманистический характер, поскольку ее цель – противостоять отчуждению, подавлению и угнетению человека, содействовать индивидуализации, развитию человеческого «Я» в единстве с ценностями свободы, справедливости и равенства, демократии и гуманизма, содействовать социализации личности, осуществлять ее социальное воспитание.
Социальное воспитание понимается как планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации человека в процессе его социализации. Эти условия создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в трех тесно взаимосвязанных и в то же время относительно автономных сферах: образовании, организации социального опыта человека, индивидуальной помощи ему.
Образование включает в себя систематическое обучение, а также просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры, стимулирование самообразования.
Процесс социального воспитания можно представить в виде схемы: включение человека в систему жизнедеятельности воспитательных организаций, приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта, их интериоризация, т. е. превращение внешних знаний во внутреннее достояние человека, в результате чего происходит преобразование внутренних структур психики человека, а затем — экстериоризация, т. е. преобразование внутренних структур психики человека в определенное внешнее поведение (действия, высказывания и т. п.).
Таким образом, объект социального воспитания — процесс относительно целенаправленного и планомерного развития человека в воспитательных организациях.
В процессе социального воспитания принимают участие субъекты трех типов: индивидуальные (конкретные люди), групповые (организованные группы, коллективы), социальные (организации, управленческие структуры).
В основе социального воспитания как создания условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека лежат принципы природосообразности и культуросообразности. Принцип природосо-образности воспитания понимали как согласие с природой, т. е. воспитание должно строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы (Песталоцци); как следование за процессом естественного развития человека на каждом возрастном этапе, учитывая его индивидуальные особенности (Дистервег). Природосообразность воспитания основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов развития природы, человека, ноосферы. В зависимости от пола и возраста необходимо формировать у человека установку на сохранение здоровья и здоровый образ жизни, развивать у него ответственность за развитие самого себя, дальнейшую эволюцию ноосферы, сохранение природы, а также формировать навыки выживаемости в экстремальных условиях.
Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами конкретных национальных и региональных культур, не противоречащих общечеловеческим.
Принцип культуросообразности должен влиять на задачи, цели, содержание и методы социального воспитания, формы его организации, стиль взаимодействия воспитателей и воспитуемых.
В соответствии с ним перед социальным воспитанием стоит задача приобщения человека к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом: бытовой, физической, материальной, производственной, коммерческой, духовной, политической, религиозной, сексуальной, интеллектуальной, нравственной (определяющей отношение к природе, социуму, к людям, к самому себе) и др.
Решение этой задачи предполагает выдвижение соответствующих ей целей, специфических для систем воспитания конкретных общества и государства, для того или иного типа социальных институтов, для отдельных учебно-воспитательных учреждений и организаций, для конкретных воспитателей. Эти цели и необходимые для их достижения содержание, методы и формы организации социального воспитания будут культуросообразными в том случае, если, наряду с общечеловеческими, отражают ценности, присущие конкретным социумам (этносу, обществу, социальной группе), и учитывают исторически сложившиеся в них стиль социализации и традиции воспитания.
Особое место в социальной педагогике занимают проблемы образовательно-воспитательной работы с индивидами и группами индивидов, социализация которых нарушена, и они нуждаются в педагогической помощи. Такие индивиды находятся, главным образом, на попечении учреждений системы социальной защиты. В этой связи возникает проблема, имеющая теоретическое и практическое значение: разумное взаимодействие социальной работы и социальной педагогики. Необходимо выявить общие и особенные моменты между ними, поскольку объекты работы совпадают.
Важно иметь в виду, что социально-педагогическая деятельность реализует социальное проектирование и конструирование. Необходимым условием осуществления этой функции является наличие положительного идеала как цели деятельности, а также умение на основе анализа реального бытия человека или группы людей создать положительный «проект», сценарий будущего. Результатом социально-педагогической деятельности является формирование определенного уровня социальных качеств, самосознания, самоопределения и самоутверждения, то есть личностного бытия, в соответствии с возможностями человека и окружающей среды. С увеличением числа личностей нового социального уровня создаются условия для развития и самого общества.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 1797;