Возникновение и общественно-политический строй Арабского Халифата
1. Возникновение мусульманской империи.
2. Основные черты общественного строя.
3. Характеристика государственного строя.
4. Распад Халифата.
1. Возникновение государственности у арабов сопровождалось становлением новой религии - ислама, - связанной с именем Пророка Мухаммеда. Ядром Арабского Халифата была созданная Мухамме-дом в начале VII в. в За падной Аравии мусульманская община (умма). Мусульманское летоисчисление–Хиджра-началось всентябре 622 года, когда первые мусульмане под давлением языч-ников вынуждены были бежать из Мекки в город Ясриб, позднее переименованный в Медину. В 630 - 631 гг. мусульмане под руко-водством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значительную часть других районов Аравии.
В результате арабских завоеваний Халифат превратился в огромное теократическое мусульманское государство, включав-
шее Тунис, Марокко, Египет, Иран, Ирак и многие другие районы Аравии, в котором господствовали феодальные отношения при сохранении сильных религиозного и патриархального укладов. Историю этого государства принято подразделять на следующие периоды: период правления династии Омейядов (дамасский) - с 661 по 750 гг.; период правления династии Аббасидов (багдадский) - с 750 по 1258 гг. Проповедь Мухаммеда была реакцией на охвативший арабское общество кризис, вызванный начавшимся складыванием раннефео-дальных отношений, разложением родоплеменной общины, подры-вом соответствующих ей политеистических религиозных представлений. Все арабы были призваны составить единую народность вне зависи-мости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, являв-шуюся одновременно политической организацией и религиозной кор-порацией, объединяла единая вера, а не кровные связи.
Проповедь строгого монотеизма и тесно связанная с ним уни-версальность новой веры, провозглашавшей равенство всех своих по-
следователей независимо от их происхождения и родоплеменной при-надлежности, нашли благоприятный отклик у тех представителей общества, которые стремились к централизации и возвышению Ара-вии. В первую очередь, это были средние и бедные слои населения. Вскоре к новой мусульманской правящей элите примкнула старая родоплеменная и купеческая знать, убедившись в том, что новая религия не угрожает их интересам.
Ислам в самом своем зародыше уже был синтезом религии, политических норм и права, в котором религия выступала унифи-цирующим и определяющим фактором. Соединение светской и религиозной сфер в теологической оболочке, отождествление мо-рали и права сделало ислам всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на удовлетворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданно-сти (само слово «ислам» по-арабски означает «преданность», «по-корность») и признания права на контроль над всеми сторонами его жизнедеятельности. Религиозно-элитарный идеал ислама (соци-альная справедливость, ограничение ростовщичества, освобожде-ние рабов) способствовал необходимости объединения различных населявших Халифат этнических, расовых, культурных групп в единый политико-идеологический организм.
2. Общественный строй в мусульманской империи отличался следующими характерными чертами:
• доминирующее положение государственной собственности на землю;
• широкое использование рабского труда в государственном хозяйстве;
• государственная эксплуатация крестьян посредством ренты
- налога в пользу правящей верхушки;
• религиозно-государственная регламентация всех сфер об-щественной жизни;
• отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий.
Мусульмане имели более высокий правовой статус, чем зим-мии (немусульмане). Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды, однако со временем их гражданские права были существенно огра-ничены: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусуль-
манами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать поземельную и подушную подать (харадж).
3. Главой нового исламского государства стал Мухаммед, со-вместивший в своем лице функции религиозного и политического лидера: светским и духовным главой уммы, проповедником, зако-нодателем, верховным главнокомандующим. Источником власти Мухаммеда была не племенная традиция, а та абсолютная религи-озная прерогатива, которой его наделил Бог (Аллах) как своего пророка - посланника.После смерти Мухаммеда(632г.)из средыего ближайших родственников и с подвижников, которые к тому времени консолидировались в привилегированную группу, стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов. Хали-фы считались заместителями Мухаммеда, а начиная с Омейядов - заместителями самого Аллаха на земле. Им принадлежала высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират), неделимая и неог-раниченная. Государство приобрело форму централизованной тео-
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 1099;