Кратической монархии.
Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир (визирь). В раннем Халифате везиры имели огра-ниченные полномочия и только исполняли приказания халифа, важными сановниками они стали позже, при Омейядах.
Центральными органами государственного управления в мусуль-манской империи были специальные ведомства. При Омейядах и Аб-басидах они стали называться диванами (при первом преемнике Мухаммеда Омаре, правившем в 634 - 644 гг., слово "диван" означало список распределения доходов государствами, а также место хране-ния этих списков). К этим правительственным канцеляриям отно-сились:
• военный диван - диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска;
• диван внутренних дел - диван-ал-харадж, налогово-финансовое ведомство;
• диван почтовой службы - диван-ал-барид, который, кроме своих основных функций (доставка почты, строительство и ремонт дорог, караван-сараев и колодцев), исполнял также функции тай-ной полиции. Местное управление осуществлялось через эмиров (по-арабски «повелитель», «князь»), наместников, управлявших провинциями, на которые делилась территория Халифата. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные
вооруженные силы, а также местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели заместителей - наибов. Мелкие административные подразделения (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Часто эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - старейшин (шейхов). Военно-полицейские функции находились в руках наемников мутасибов.
4. К XI в. действие таких факторов, как различный уровень экономического развития входивших в состав Халифата стран, сла-бость хозяйственных связей между областями Халифата, народно-освободительные и антифеодальные восстания, концентрация зе-мельной собственности в руках военной и землевладельческой феодальной знати, борьба внутри класса феодалов, обусловило распад единого государства и привело к возникновению фактиче-ски самостоятельных феодальных государств. В начале IX в. отде-лился Кордовский эмират в Испании, затем Тунис и Марокко, а в середине того же века - Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии.
Восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателя-ми в ХIII в. В западной части Халифата духовная власть халифа со-хранялась до начала XVI в.
Право Халифата
1. Источники права.
2. Право собственности.
3. Семейное право.
4. Наследственное право.
5. Уголовное право.
6. Судопроизводство.
1. Главным источником права у мусульман с возникновения Халифата и до сих пор считается шариат - свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама. Он включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и иджму.
Коран - главная священная книга мусульман,собрание про-поведей, обрядовых и юридических установлений , молитв, назида-тельных рассказов и притч. Содержащиеся в нем предписания но-сят характер религиозно-моральных направляющих установок.
Сунна Пророка - сборники преданий(хадисов)о поступках иизречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значи-тельной своей части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права. Мусульмане-шииты (иранцы, афганцы, таджики) не признают некоторых положений Сунны. Они считают последним пророком и защитником веры халифа Али. Это различие между шиитами и традиционными суннитами иногда приводило к религиозным войнам между ними.
Иджма - согласное мнение авторитетных мусульманскихправоведов, знатоков шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым вопросам, решение которых не может быть основано на Коране и Сунне. Кроме того, в мусульманских странах по каждому важному вопросу общественной жизни обязательным было полу-чение фетвы - юридического заключения высших религиозных авторитетов (муфтия, шейх -уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату.
По мере распространения ислама появились и другие источ-ники права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и др.
2. В мусульманском праве были закреплены следующие правовые земельные статусы:
• хиджаз – священные земли, где жил Мухаммед (Мекка с ок-рестностями; в настоящее время - провинция в Саудовской Аравии), государственная собственность. Для них был установлен особый пра-вовой режим; с проживающих на этих землях мусульман взималась де-сятина;
• вакуф, или вакф, - пожертвования, земли, переданные мече-тям, школам и другим организациям на религиозные и благотвори-тельные цели. Они освобождались от налогов и считались неотчуждае-мыми;
• икта - условные временные пожалованные феодалам за службу земли вместе с проживавшим на них крестьянским населением типа бенефиция. Впоследствии стали превращаться в феодальную собст-венность типа лена, причем ленники, как и в Европе, приобрели со временем не только налоговый, но и судебно-административный имму-нитет;
• мульк - частная земельная собственность. В отличие от икты мульк не был обусловлен несением государственной службы, он мог быть продан, подарен или передан по наследству.
Шариатскому праву было известно деление вещей на движимые
и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся инди-видуальными признаками и не имеющие таковых. Движимое имущест-во тоже могло входить в категорию вакуфа. Особую категорию состав-ляли вещи, которые не могли или не должныбыли находиться в собст-венности. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути. Не призна-валась собственность на «нечистые вещи» - вино, свинину, книги, про-тиворечащие положениям ислама, и др. Практические вопросы обяза-тельственного права получили в шариате всестороннюю разработку.
3. Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность му-сульманина. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты
и женихом.
Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Муж обязывается предоставить каждой жене имуще-ство, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Ислам закреплял зависимое положение женщины в семье. Жена не уча-ствовала самостоятельно в имущественном обороте, а была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.
Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Муж имел право развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода: для этого ему достаточно было прилюдно произнести троекратно словесную формулу «Талак» («Ты отлучена!»). Жена име-ла право потребовать развода через суд по строго определенным осно-ваниям.
4. Наследственное право признавало два порядка наследования: по закону и по завещанию.
При наследовании по закону из имущества умершего сначала по-крывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачива-лись его долги. Оставшееся имущество переходило к законным на-следникам. В первую очередь наследство получали дети умершего, за-тем его братья, дяди и т.д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права веро-отступники, разведенные супруги, лица, которые вызвали смерть на-следодателя. Характерными чертами наследования по завещанию были следующие:
• завещание не могло составляться в пользу законных наслед-ников;
• завещание не могло затрагивать более трети имущества заве-
щателя;
• составление завещания требовало присутствия двух свидете-
лей.
5. Все преступления классифицировались мусульманским правом на три группы:
• преступления, направленные против основ религии и госу-
дарства (хадд). К этой группе относились,в первую очередь,от-
ступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, а затем кра-жи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние. Данные преступления не допускали прощения и часто наказывались смертной казнью;
• преступления против отдельных лиц. Ответственность за со-
вершение преступлений данной группы была основана на принци-пах кровной мести и возмездия;
• правонарушения, наказания по которым строго не установле-
ны. Право выбора наказания было предоставлено суду.Судья-кадийимел право самостоятельно выбирать меру и способ наказания ви-новного (такое право называлось «тазир»).
В качестве мер наказания предусматривались:
• смертная казнь в различных видах;
• членовредительские и телесные наказания;
• лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в мечеть);
• имущественные санкции (конфискации, штрафы);
• ссылка и т.д.
6. Судебный процесс носил обвинительный характер. Основ-ными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие раз-личий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел.
Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не госу-дарственными органами (кроме преступлений, относящихся к пер-вой группе - против основ религии и государства). Стороны должны были сами вести дело. Процесс проходил устно, письменное дело-производство не применялось.
Основными доказательствами были признания сторон,пока-
зания свидетелей, клятвы.
Одним из самых известных правовых трактатов Арабского Востока является «Книга о харадже» (Китаб ал-харадж).
РАЗДЕЛ III
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 759;