Бе‑12 на боевой службе
Авиация флотов к моменту поступления самолетов Бе‑12 располагала ограниченными запасами буев, которых с трудом хватало для поддержания профессиональных навыков экипажей. Поэтому не по причине выдающихся возможностей магнитометров, а именно из‑за лимитирования и высокой стоимости буев стали планироваться вылеты на поиск ПЛ с магнитометрами, Масштабы магнитометрического поиска расширялись, о ничтожной вероятности обнаружения и отсутствии на ленте регистратора классификационных признаков упоминали все реже.
В 1968 г. 33 Центр получил задание подготовить предложения по использованию группы из двух ‑четырех Бе‑12 в Средиземном море, оценить их эффективность. Последний вопрос, ввиду его абсурдности, в комментариях не нуждался. Необходимые предложения подготовили, причем некоторые расчеты, как например, ожидаемые дальности обнаружения АПЛ буями, производившиеся впервые, выполнила гидрометеообсерватория КЧФ, и они оказались даже хуже, чем в Черном море.
В начале 1968 г. между СССР и Объединенной Арабской Республикой (объект 015} было достигнуто соглашение о размещении на территории последней авиационной группы морской авиации из шести самолетов Ту‑16Р для ведения воздушной разведки в Средиземном море в интересах обеих стран. Согласно первоначальной договоренности численность этого подразделения, получившего название – 90 отдельная дальнеразведывательная авиационная эскадрилья особого назначения (90 одраэ он), определили в 130 чел.
Согласно полученным из Главного штаба ВМФ указаниям 19 августа 1968 г. три Бе‑12 из состава 318 оплап дд авиации КЧФ, проследовав по воздушной трассе через Венгрию, Югославию, произвели посадку на аэродроме «Каир‑Вест» и вошли в состав 90 одраэ он. Командовал группой подполковник В. И. Голян. Впоследствии Бе‑12 перебазировались на аэродром небольшого курортного городка Мерса‑Матрух на побережье. Таким образом, Бе‑12 оказались первыми противолодочными самолетами авиации ВМФ, которые приступили к разведывательным полетам и поиску ПЛ в Средиземном море, базируясь на зарубежный аэродром.
Самолет Бе‑12 во второй фазе разбега, видно, что хвост поднят слишком высоко
Торжественное построение. Авиация КТОФ, аэродром Николаевкэ
Кабина штурмана, левый борт
Октябрь 1968 г. ознаменовался первыми двумя обнаружениями ПЛ в Средиземном море. За первой слежение производилось 1 ч 37 мин, за второй – 48 мин.
Б том же году экипажи самолетов Бе‑12 авиации ТОФ установили первый контакт с ПЛ в Японском море. Это было только начало, Самолеты Бе‑12 все активнее втягивались в деятельность противолодочных сил флота и прекрасно проявили себя на самых крупных в истории ВМФ маневрах «Океан» в марте ‑апреле 1970 г.
Прибывшие экипажи уже через неделю приступили к полетам. Они производились парой самолетов. Согласно указаниям они должны были производить до трех вылетов в неделю продолжительностью по 3 – 4 ч. каждый на магнитометрический поиск. В целях экономии буи разрешалось применять только для классификации контакта и слежения за ПЛ. Самолеты Бе‑12 находились в Египте до лета 1971 г.
С поступлением в авиацию флота Бе‑12 и увеличением поставок буев положение стало изменяться. Кроме дежурства экипажей, группы самолетов различного состава, применяя магнитометры и буи, в соответствии с планами боевой службы флотов стали более часто производить контрольные обследования назначенных районов моря. Задача их состояла в том, чтобы обнаружить ПЛ (обычно непрошенную) или убедиться, что в районе ее нет. Самолеты Бе‑12 постепенно завоевывали признание, донесения их экипажей позволяли получить оперативную информацию об обстановке в районах ответственности флотов.
До 1974 г. самолеты Бе‑12 авиации КСФ и КТОФ при самостоятельных действиях обнаруживали в среднем по три ‑четыре ПЛ в,год, Если проводились поисковые противолодочные операции силами флота, то помощь самолетов Бе‑12 оказывалась не только неоценимой, но иногда предопределяла ее успех. Один из ярких эпизодов – поисковая противолодочная операция, проведенная 18 августа 1974 г. в Баренцевом море, когда пара самолетов Бе‑12 403 оплац авиации КСФ выставила для первичного поиска поле буев, с помощью которого обнаружили ПЛ и поддерживали контакт с ней в течение времени, необходимого для подготовки к вылету и прибытию в район пары самолетов Ил‑38 (а впоследствии и Ту‑142), принявших его и продолживших слежение более двух суток.
Высокий уровень шумов в кабинах самолета нередко приводил к ошибочным выводам о достоверности контакта. Но в процессе эксплуатации постепенно выявлялись недостатки и иного рода.
Начиная с 1975 г. количество обнаружений иностранных ПЛ стало резко возрастать, О причинах подобного явления можно только гадать, подробно их никто исследовать не удосужился. Всех устроило объяснение, что увеличение количества обнаружений, является следствием возросших поисковых усилий и более широким применением для первичного поиска буев. Действительно поставки их из промышленности возросли и если в 1967 г, авиация флота получала 5000 буев в год, то в 1977 г, их число увеличилось более чем в два раза, достигнув максимума в 1983 г, (16000), причем в этот период почти половина их расходовалась на боевую службу.
Кабина штурмана, правый борт. Впереди самописец АПМ‑60Е, справа внизу командный прибор прицельно‑вычислительного устройства
Логика и здравый смысл свидетельствовали, что по количеству обнаружений ПЛ ввиду эпизодичности вылетов на их поиск в различные районы и по ряду других причин нельзя оце‑' нивать результаты деятельности экипажей, а следовательно, и эффективность боевой службы. Тем не менее, такая оценка все же существовала.
За первые 17 лет эксплуатации налет самолетов Бе‑12 на боевую службу по поиску ПЛ составил 37205 ч.
По донесениям экипажей самолетов Бе‑12 авиации всех флотов следовало, что с 1968 г. по 1982 г. обнаружено 110 иностранных ПЛ, причем на период с . 1977 г. по 1982 гг. когда выполнялись регулярные поиски, приходится 83 обнаружения. До 30% обнаружений получено в результате магнитометрического поиска, 15 ПЛ обнаружены визуально или с помощью РЛС.
За многими обнаруженными ПЛ выполнялось слежение с помощью буев. Час слежения, без учета расхода топлива на полет в район поиска и обратно, с применением буев РГБ‑НМ (РГБ‑НМ‑1) обходился в 22‑30 тыс. руб. в ценах 1970 г.
Пик активности боевой службы по поиску ПЛ приходится на 1989‑ 1990 годы.
В 1989 г. экипажи самолетов Бе‑12 всех флотов обнаружили 29 иностранных ПЛ. После развала СССР количество вылетов авиации на боевую службу существенно сократилось.
Кабина штурмана, передний отсек
Слева: самолеты Бе‑12 на экране РЛС «Инициатива‑2Б». Внизу: самолет, на котором отрабатывалась система самонаведения ПКР «Москит»
В 1992 г. началось списание самолетов Бе‑12, вывод их в резерв с последующей утилизацией. К середине 1996 г. в штате авиации ВМФ России состояло 32 самолета и столько же находилось в резерве. В 2001 г. в авиации флотов, за исключением авиации КЧФ, самолеты Бе‑12 не числились и тихо доживали свой век на охраняемых и неохраняемых базах, именуемых самолетомогильниками. Их жизненный цикл закончился, и в одночасье они стали ненужными.
Самолет Бе‑12, поступивший из 33 Центра авиации ВМФ, музей ВВС, Монино
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 966;