Л Е К Ц И Я № 65. Практическая сфера реализации эстетических представлений

Каждый человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное, возвышенное. Но интуитивного по­нимания сферы красоты недостаточно для уверенного ориенти­рования в ней.

Вплоть до середины XVIII в. философы не придавали должно­го значения сфере красоты. Философы античности, средневеко­вья, Возрождения считали самостоятельными разделами филосо­фии, например, логику и этику, но не эстетику. Чувство считали всего лишь моментом познавательной или же практической дея­тельности. Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоцио­нального имеет не только подчиненное, но и самостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках которой получают свое осмысление такие ценности, как красота и прекрасное. Ос­нователь эстетики А. Баумгартен определял красоту как совер­шенство чувственного, а искусство — как воплощение красоты.

Такое обоснование эстетического с позиций символического характера является немного наивным. Если эстетическое включе­но в процесс символизации, оно объединяет субъект с объектом, духовное с телесным. В своем эстетическом отношении к приро­де, к другим и к себе человек постоянно проверяет все на человеч­ность, ищет пропорции, которые бы органично связывали его с внешним окружением.

Стремясь приумножить и развить мир прекрасного, человек обращается к искусству. Искусство есть воплощение красоты, оно и предполагает ее сотворение.

Выражать красоту могут звук, свет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово, мысль, чувство. Видов искусства много: ар­хитектура, скульптура, литература, театр, музыка, хореография, кино, цирк, прикладное и декоративное искусство. Всякий раз носителем красоты является нечто, например в музыке — звуки, которые извлекаются музыкантами благодаря музыкальным ин­струментам. Искусство есть умение выразить себя по признакам красоты. Красоту, прекрасное можно выразить не только в мате-


риальном, но и в мысли. Так, в науке высоко ценят доказатель­ства, т. е. красоту мышления, мыслей. Для конструктора, инжене­ра, техника весьма существенно видеть сходство и различие меж­ду, произведением искусства и техническим артефактом, т. е. техническим изделием или устройством. Как художник, так и тех­ник являются искусными мастерами, хотя цели их работы и твор­чества не совпадают. Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качестве символа красоты, прекрасного; предназначение технического артефакта состоит в его полезности для человека. Не исключено, что в некоторых случаях техническое изделие является и произведением искус­ства, но это имеет место далеко не всегда. Вместе с тем всякий технический артефакт не выпадает из мира эстетического. Более того, полезность технического изделия не противостоит его эсте­тическим достоинствам, а образует с ним своеобразное, но жела­тельное для человека единство. Осознание этого факта привело к развитию дизайна, художественного конструирования предме­тов, в том числе техники.









Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 568;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.