Характеристическое свойство BST
На основе бинарных деревьев представляется возможным эффективно реализовать АТД “Отображение” и “Множество”, при условии, что ключи могут быть упорядочены по оператору <. Этому условию удовлетворяют большинство используемых на практике типов данных ключей. Для чисел используется естественный смысл операции меньше, для строк - алфавитный порядок, для перечисляемых типов - порядок объявления меток. При необходимости, можно определить смысл операции < для массивов (по аналогии со строками) и структур (исходя из логики понятия).
Предположим, имеется неупорядоченный набор уникальных чисел:
5 2 7 3 9 0 1 4 6 8
Добавляя на каждом шаге числа при последовательном переборе, сформируем из данного набора бинарное дерево с узлами, метками которого являются эти числа, таким образом, что всегда будет соблюдаться следующее характеристическое свойство:
- любой ключ, находящийся в левом поддереве, меньше ключа в узле-родителе
- любой ключ, находящийся в правом поддереве, больше ключа в узле-родителе.
Если во входном наборе попадется повторяющееся число, его следует либо проигнорировать, либо следует сигнализировать внешней среде об ошибке.
Ниже в графической форме приведена пошаговая процедура добавления рассматриваемой последовательности чисел в дерево. Первое число 5 попадает в корневой узел:
Число 2 меньше числа 5, поэтому оно будет размещено в левом поддереве:
Число 7 больше числа 5, в связи с чем его следует поместить в правом поддереве:
В дальнейшем процедура будет выполняться рекурсивно. Следует сравнивать очередное входное число с текущим узлом-родителем, начиная от корня, и, если вставляемое в дерево новое число-ключ меньше числа в узле-родителе, новый узел должен вставляться в левое поддерево, а если больше - в правое. Число 3 меньше 5, значит следует двигаться по левому поддереву. Число 3 больше 2, соответственно, это число должно стать правым поддеревом для узла с числом 2:
Число 9 больше числа 5 и больше числа 7, его место в правом поддереве узла с числом 7:
Число 0 меньше числа 5 и меньше числа 2, его поместим в левом поддереве узла с числом 2:
Число 1 меньше числа 5, меньше числа 2, однако больше числа 0. Значит, у узла с числом 0 должно появиться правое поддерево:
Число 4 меньше числа 5, больше числа 2 и больше числа 3, соответственно такое число будет размещено в правом поддереве узла с числом 3:
Число 6 больше числа 5, но меньше числа 7. Узел с числом 7 получит левое поддерево:
Число 8 больше 5, больше 7, но меньше 9, следовательно узел 9 получит левое поддерево:
Бинарные деревья, ключи в узлах которых упорядочены в соответствии с продемонстрированным выше характеристическим свойством, называются деревьями бинарного поиска (BST).
Реализация BST
Наиболее удобный способ реализации BST - динамическая структура для деревьев, рассмотренная в предыдущей лекции о деревьях общего назначения. Структура должна сопровождаться типичными операциями АТД “множество” для поиска, вставки и удаления ключей.
bstree.hpp:
#ifndef _BSTREE_HPP_
#define _BSTREE_HPP_
////////////////////////////////////////////////////////////////////////
structBSTree
{
structNode
{
intm_key;
Node * m_pParent;
Node * m_pLeft;
Node * m_pRight;
};
Node * m_pRoot;
};
///////////////////////////////////////////////////////////////////////
// Создание объекта-дерева
BSTree * BSTreeCreate ();
// Уничтожение объекта-дерева
voidBSTreeDestroy ( BSTree * _pTree );
// Вставка указанного ключа в дерево
voidBSTreeInsertKey ( BSTree & _tree, int_key );
// Проверка наличия указанного ключа в дереве
boolBSTreeHasKey ( constBSTree & _tree, int_key );
// Удаление указанного ключа из дерева
voidBSTreeDeleteKey ( BSTree & _tree, int_key );
///////////////////////////////////////////////////////////////////////
#endif // _BSTREE_HPP_
Функции создания и уничтожения реализуются аналогично обычным бинарным деревьям:
bstree.cpp
#include "bstree.hpp"
#include <cassert>
// Создание объекта-дерева
BSTree * BSTreeCreate ()
{
BSTree * pTree = newBSTree;
pTree->m_pRoot = nullptr;
returnpTree;
}
// Вспомогательная рекурсивная функция для удаления поддерева
voidBSTreeDestroy ( BSTree::Node * _pNode )
{
if( ! _pNode )
return;
BSTreeDestroy( _pNode->m_pLeft );
BSTreeDestroy( _pNode->m_pRight );
delete_pNode;
}
// Уничтожение объекта-дерева
voidBSTreeDestroy ( BSTree * _pTree )
{
BSTreeDestroy( _pTree->m_pRoot );
}
Ниже показан пример реализации описанного алгоритма вставки в BST:
// Вспомогательная функция создания нового узла с указанным ключом
BSTree::Node * BSTreeCreateNode ( int_key )
{
// Создаем объект-узел
BSTree::Node * pNewNode = newBSTree::Node;
// Запоминаем в узле значение ключа
pNewNode->m_key = _key;
// Обнуляем все связи узла с соседями
pNewNode->m_pLeft = pNewNode->m_pRight = pNewNode->m_pParent = nullptr;
// Возвращаем созданный узел
returnpNewNode;
}
// Вставка указанного ключа в дерево
voidBSTreeInsertKey ( BSTree & _tree, int_key )
{
// Особый случай - вставка первого ключа в пустое дерево
BSTree::Node * pCurrent = _tree.m_pRoot;
if( ! pCurrent )
{
_tree.m_pRoot = BSTreeCreateNode( _key );
return;
}
// Ищем позицию в дереве для вставки нового ключа, начиная с корня
while( pCurrent )
{
// При равенстве ключей, игнорируем вставку
if( pCurrent->m_key == _key )
return;
// Когда новый ключ меньше ключа в текущем узле, движемся в левую сторону
else if( _key < pCurrent->m_key )
{
// Если левое поддерево уже есть, применяем алгоритм к его корню
if( pCurrent->m_pLeft )
pCurrent = pCurrent->m_pLeft;
// Левого поддерева нет, новый узел становится левым поддеревом
Else
{
BSTree::Node * pNewNode = BSTreeCreateNode( _key );
pNewNode->m_pParent = pCurrent;
pCurrent->m_pLeft = pNewNode;
return;
}
}
// Когда новый ключ больше ключа в текущем узле, движемся в правую сторону
Else
{
// Если правое поддерево уже есть, применяем алгоритм к его корню
if( pCurrent->m_pRight )
pCurrent = pCurrent->m_pRight;
Else
{
// Правого поддерева нет, новый узел становится правым поддеревом
BSTree::Node * pNewNode = BSTreeCreateNode( _key );
pNewNode->m_pParent = pCurrent;
pCurrent->m_pRight = pNewNode;
return;
}
}
}
}
Теперь, если требуется выяснить имеется ли интересующий ключ в дереве, следует применить подобный рекурсивный алгоритм:
- Начать анализ с узла-корня и назначить его текущим.
- Сравнить искомый ключ с ключом в текущем узле:
- Если искомый ключ меньше ключа в узле, следует рекурсивно выполнить шаг 2 на левом поддереве, либо завершить поиск, если левого поддерева нет.
- Если искомый ключ больше ключа в узле, следует рекурсивно выполнить шаг 2 на правом поддереве, либо завершить поиск, если правого поддерева нет.
- Если ключи равны, значит искомый узел найден.
Допустим, требуется узнать имеется ли число 4 в дереве. Выполняем описанный выше рекурсивный алгоритм и приходим от корня к искомому узлу. Ниже графически показан процесс обхода бинарного дерева поиска, при помощи цвета заливки выделен пройденный от корня путь:
Ниже приведена реализация данного алгоритма поиска:
// Вспомогательная функция поиска узла с интересующим ключом в дереве
BSTree::Node * BSTreeFindKeyNode ( constBSTree & _tree, int_key )
{
// Начинаем поиск с корневого узла
BSTree::Node * pCurrent = _tree.m_pRoot;
while( pCurrent )
{
// Если искомый ключ равен ключу из текущего узла, нужный узел найден!
if( _key == pCurrent->m_key )
returnpCurrent;
// Если искомый ключ меньше ключа текущего узла, движемся по левому поддереву
else if( _key < pCurrent->m_key )
pCurrent = pCurrent->m_pLeft;
// Если искомый ключ больше ключа текущего узла, движемся по правому поддереву
Else
pCurrent = pCurrent->m_pRight;
}
// Узел с таким ключом не найден
return nullptr;
}
// Проверка наличия указанного ключа в дереве
boolBSTreeHasKey ( constBSTree & _tree, int_key )
{
// Ключ принадлежит множеству, если имеется узел с таким же ключом
returnBSTreeFindKeyNode( _tree, _key ) != nullptr;
}
Фактически, алгоритмы поиска, вставки, удаления по ключу в бинарном дереве поиска во многом похожи. Следует найти либо сам узел в дереве, рекурсивно спускаясь, выбирая направление по результатам сравнения ключей, либо тем же способом найти место его потенциального расположения при вставке.
Вычислительная сложность таких алгоритмов пропорционально зависит от длины пути в дереве, т.е. от высоты дерева. В идеальном случае, когда высота листьев приблизительно одинаковая, количество рассматриваемых в процессе поиска узлов имеет логарифмическую зависимость от общего числа узлов в дереве O(log2 N). Это менее благоприятная вычислительная сложность по сравнению с хэш-таблицами O(1), однако существенно лучшая по сравнению с линейным поиском в массивах или списках O(N).
Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 843;