Растения, переваривающие кости и сыр
Своего рода курьезом в царстве флоры можно считать насекомоядные растения с их порой весьма хитроумными ловчими устройствами. Наиболее просто работают ловчие аппараты у Drosophyllum lusitanicum, обитающей в Португалии и Марокко (см. фото 98). Ее листья усеяны железистыми волосками, на концах которых, словно жемчужинки, висят блестящие капельки жидкости, источающей столь заманчивый для насекомых запах меда. Стоит насекомому сесть на лист росянки, как оно намертво приклеивается к нему. Это вызывает у растения раздражение, стимулирующее выделение пищеварительных соков. Местное население использует растение в качестве «липучки» для борьбы с мухами в помещении. У других насекомоядных видов ловчий аппарат устроен более сложно. Способ, каким ловит свою добычу венерина мухоловка, описан мною в разделе «Гидростатическое давление как в морских глубинах». В тропических лесах Восточной Африки встречается лиана непентес (Nepenthes raiah), у которой концы удлиненных листьев превращены в своеобразные урны. Степы и дно урны усеяны выделительными железками. Такие ловчие устройства имеют иногда размер до 1 метра и более. Насекомое, попавшее внутрь урны, края которой источают сладковатый запах, обречено на гибель. На гладких внутренних стенках урны, по которым непрерывно стекает вниз сок, ему не найти никакой опоры. И хотя мухи в состоянии ползать по совершенно гладкому стеклу вверх ногами, здесь они бессильны даже со своими присосками на лапках. Насекомое так или иначе попадает в сок на дне кувшина и тонет в нем. Растению остается лишь переварить его.
Фото 98. Длинные узкие листья насекомоядной росянки усеяны блестящими каплями липкой жидкости. В середине правого кустика растения, рядом со свернувшимся в кольцо кончиком листа можно видеть муху, привлеченную «росой» и попавшую в ловушку.
Весьма интересна в этом отношении насекомоядная пузырчатка. Насчитывается более 275 видов этого растения, малоизвестного неспециалистам. Эти водные цветковые растения, занимающиеся ловлей мелких водных животных, могут захватывать свою добычу с помощью множества небольших ловчих пузырьков диаметром 0,3–0,5 миллиметра, которые снабжены небольшой дверцей. [51]Специальный порожек обеспечивает абсолютную водонепроницаемость двери. Нам пока неизвестно, каким способом, но вероятнее всего электрохимическим, удается растению выкачать из пузырька половину воды. В итоге внутри пузырька образуется значительное разрежение. Если кто‑либо из мелких водных обитателей, например личинка комара или небольшой головастик, случайно коснется имеющегося на дверце волоска (он напоминает нажимную дверную ручку), то дверца моментально раскроется вовнутрь, ибо внутри пониженное давление. Дверца установлена на пузырьке шарнирно, поэтому, как только уберут «задвижку», она разницей давления втягивается в глубь пузырька. Ботанику Ллойду удалось отснять весь процесс на пленку. Оказалось, что открывание длится всего 1/160 долю секунды. Насекомое быстро втягивается внутрь, словно «проглатывается». Затем дверца закрывается. На это уходит 1/40 доля секунды. После выравнивания давления дверца упруго отжимается назад. Весь процесс протекает настолько стремительно, что напоминает своим быстродействием работу затвора фотоаппарата.
Насекомоядные растения довольно‑таки «гуманны». До того как приступить к трапезе, а она длится 12–48 часов, растение быстро убивает свою жертву при помощи химических средств. Какое значение для жизни пузырчатки имеет «охота» на животных, определил еще в 1888 году естествоиспытатель Бюсген. Он установил, что растение, принимающее животную пищу, развивается вдвое быстрее, чем растение‑вегетарианец. Позже вносились даже предложения начать широкую культивацию пузырчатки, с тем чтобы с ее помощью вести борьбу с малярией, точнее сказать, с ее разносчиками – комарами.
Вот как описывает способность насекомоядных растений переваривать пищу один из лучших их знатоков Штрели:
«Что касается процесса пищеварения, то здесь хищные растения могут потягаться с желудками животных. Они в состоянии переварить не только живую мускульную ткань насекомых, но и порубленную на мелкие кусочки сырую и жареную говядину или телятину. Не устоят перед их пищеварительными соками ни острый сыр, ни вязкий хрящ, ни богатые азотом семена растений, ни пыльца, ни мелкие осколки костей, ни даже зубная эмаль. Не перевариваются лишь мучнистые, сладкие и кислые вещества».
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 669;