Организационный момент в аудитории.
Организовать выступление – дело не оратора, а организатора, но оратор должен быть также заинтересован в правильной подготовке выступления.
Советы:
– нужно позаботиться и проследить, чтобы в аудитории был свежий воздух, если душно – проветрить, даже за счет выступления;
– позаботиться о приятном фоне; самый благоприятный – темно-синий занавес из тяжелой ткани, т.к. способствует концентрации внимания слушателей на ораторе;
– позади оратора должно быть минимум мебели, каких-л. предметов (отойти подальше), не должно быть мебели по бокам (отойти вперед);
– стоять в одиночестве – все внимание будет на вас;
– нельзя иметь за спиной что-либо движущееся (людей, президиум, форточку);
– нельзя стоять среди слушателей, только перед;
– не стоять на фоне цветов, особенно красных – отвлекают и возбуждают;
– слушателям должна быть не видна входная дверь (опаздывающие, заглядывающие);
– перед началом лучше не показываться публике: не садиться на виду у всех, если предложат сесть; лучше отказаться сесть в президиум. Д. Карнеги: «Лучше
появиться в виде нового экспоната, чем старого»;
– до объявления оратор должен вести себя как посторонний, ничего не организовывать. К заминкам, томительному ожиданию вы отношения не имеете;
– взяв микрофон, не выпускайте из рук, кто-то хочет взять – не давать, пусть изложит суть вам, вы решите – давать или нет микрофон;
– никогда не объявлять ничего за администратора или организатора, даже если просят, закончите мысль, отдайте микрофон;
– начиная ни в коем случае не демонстрировать недовольство (численностью слушателей, подготовкой помещения, опаздывающими);
– никогда не делайте замечания аудитории в целом;
– никогда не начинайте с ходу, дайте аудитории время рассмотреть себя, привыкнуть, составить впечатление (1–2 мин.) (поправьте стул, трибуну; разложите записи; закройте или откройте форточку; поправьте или проверьте микрофон; подождите, пока не стихнет шум; кивните кому-либо в аудитории, даже если никого не знаете);
– идите навстречу интересам слушателей – если просят, выразите готовность работать без перерыва, закончите пораньше, отпустите кого-нибудь, это настраивает аудиторию в пользу оратора;
– если все сели назад, совет Д. Карнеги: перед началом собрать всех слушателей вместе, пересадить всех вперед. "Пустые кресла негативно действуют на слушателей, аудиторию не расшевелить, если она рассеяна по залу". Но это трудновыполнимо, является насилием над аудиторией и может ее настроить против вас. Кроме того, в коллективе могут быть свои места, это займет время, следовательно, оратору лучше подойти к основной массе, если кто-то совсем в стороне, им можно предложить сменить место, т.к. им придется перейти назад, а не вперед. Оратор идет на уступки, а не ждет их;
– следите за освещенностью – свет должен быть направлен вам в лицо, оратор должен находится в самом освещенном месте зала, т.к. аудитория хочет видеть мельчайшие подробности;
– лучше стоять перед аудиторией, не скрываясь за трибуной – аудитория хочет видеть оратора в полный рост. Трибуну, эстраду, возвышение использовать как можно меньше. Искусственно возвышаясь, оратор демонстрирует официальное превосходство, что противоречит правилу интимности общения. П. Сопер: «Если слушателей менее 75 человек, то оратор должен разговаривать с ними внизу, а не с эстрады».
Расположение и движение в аудитории:
– необходимо стоять;
– в процессе выступления нужно обязательно двигаться;
Неподвижным ораторам аудитория не доверяет, считает их консервативно мыслящими, движение повышает доверие и симпатию аудитории к оратору. Приближаться к слушателям: спускаться в зал, ходить по аудитории (медленно и не постоянно), ходить не перед аудиторией, а вглубь зала (на 1/3 длины аудитории), но не нужно доходить до последних рядов, т.к. передние будут чувствовать себя неуютно, будут оборачиваться. Возвращаясь обратно, не оборачиваться спиной. – наклоняйтесь к слушателям; если выступаете с возвышения – подходите к его краю, выходите из-за кафедры / стойте рядом, а не за нею.
– походка должна быть ровной, размеренной, без ускорений, медленнее, чем обычно – тогда она разнообразит выступление, а не будет отвлекать от него;
– руки при ходьбе не должны быть статичными, должны двигаться;
Подбородок вверх – создает впечатление уверенности оратора. Не держать руки или руку в карманах, это показывает скрытность, неуверенность. Не раскачиваться при ходьбе – отвлекает.
– нельзя вертеть в процессе выступления мелкие предметы (ручки, ключи), лучше взять указку или мел.
Взгляд:
– если оратор смотрит на аудиторию, люди думают, что их мнения и оценка для него важны, поэтому слушают более активно и внимательно. Если смотрит мало, считают, что плохо к ним относится (даже не взглянул), пренебрегает. Смотрит много – рассматривают как вызов или демонстрацию хорошего отношения или интереса.
– взгляд не должен быть на одного, туда посмотрит и аудитория;
– смотреть на всех попеременно, не выделяя никого персонально;
– можно при формулировании мысли ненадолго отводить взгляд от аудитории;
– не глядеть в пространство – вызывает недоверие и раздражение;
– не смотреть на пол, окно, потолок, рассматривать посторонние предметы – ведет к утрате контакта;
– переводя взгляд на аудиторию, делать это медленно;
– ощущать зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи;
– смотреть дружелюбно, как на друзей, делайте вид, что рады взглянуть на каждого, что вам это приятно;
– глядя на человека, смотрите в глаза – выражение симпатии, интереса, но не долго. Длительный, интенсивный взгляд в глаза вызовет чувство беспокойства, давления.
– в большой аудитории разбейте слушателей на сектора, переводите взгляд с одного на другой, не оставляя без внимания ни один.
Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 1696;