Чтение оратором аудитории.
Выступая, оратор должен постоянно считывать информацию о состоянии, настроении аудитории, ее отношении к оратору и информации и корректировать свое вступление. Это приходит с опытом, но нужно развивать в общении со знакомыми людьми, развивать наблюдательность.
О внимании к оратору говорят:
– взгляд на оратора;
– положение тела: корпус наклонен в сторону оратора, сидят на краешке стула (хотят быть ближе к оратору);
– наклон головы вбок выражает заинтересованность.
О невнимании, неудовлетворенности говорят:
– взгляд в сторону;
– тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу – имитация внимания;
– голова прямая, позвоночник выпрямлен;
– голова выпрямляется, плечи опускаются и поднимаются, взгляд блуждает по сторонам – потеря мысли и внимания;
– тело подается к выходу;
– ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед – несогласие;
– голова подпирается всей рукой;
– пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, пальцами по чему-л.;
– рисование на бумаге посторонних предметов;
– отсутствие движения глаз – немигающий взгляд (имитация внимания);
– легкое поглаживание носа;
– крепко сцепленные руки;
– поглаживание шеи, застегивание пиджака (у мужчин);
– поправление прически, покачивание ногой, поиски чего-л. в сумочке (у женщин);
– рука дотрагивается до уха, до губ и опускается (скрываемое желание возразить, перебить).
Голос и интонация оратора.
Голос должен быть энергичным, в нем должен быть напор, чувствоваться призыв следовать за мыслью. К 1956 г. в Америке проводился национальный конкурс пастухов по подзыванию свиней с дальних дистанций. Победитель так объяснил свои успех: "В твоем голосе должна быть не только сила, но и напор. Ты убеждаешь свиней, что у тебя для них кое-что припасено". Нужно найти оптимальную громкость, которая зависит от размера аудитории: говорить слишком тихо – аудитория делает вывод о неуверенности, громко – об агрессивности. Перед важным местом, мыслью понизить голос.
Интонация.
1. Не должна быть монотонной, ее нужно менять на протяжении выступления.
2. Должна быть естественной, соответствовать содержанию речи, для этого говорить энергично. Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей, вызывает недоверие к словам, создает комический эффект.
Темп должен быть средним, избегать больших пауз – они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную. Паузы до и после важных мест (готовят к восприятию информации и призывают обдумать).
Приемы борьбы с волнением во время выступления.
Причины для волнения.
1. Боязнь незнакомой аудитории – несколько раз произнесите вслух фразу: Я хорошо знаю материал, меня будут хорошо слушать. Говорите громче, чем обычно, или громче, чем собирались. Найдите знакомые или симпатичные лица и обращайтесь в начале выступления только к ним, они поддержат вас.
2. Ощущение плохой или недостаточной подготовки – имейте резервный материал, опустите то, что хуже знаете и сосредоточьтесь на том, что знаете.
3. Творческая взволнованность – придает выступлению искренность и естественность, бороться с ней не надо.
Технические приемы борьбы с волнением:
– повысьте эмоциональность речи;
– повысьте громкость;
– усильте энергичность;
– дышите ртом и носом одновременно;
– шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног;
– возьмитесь за стул, трибуну, край стола;
– зажмите в кулак монету;
– возьмите мел, указку;
– пишите что-л. на доске, даже если это не очень нужно (тему, разделы плана, термины, цитаты);
– не извиняйтесь за мелкие оговорки – слушатели не заметят, если сами на них не укажите; меньше извиняйтесь – усиливает волнение.
Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 1525;