Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления.
1. Организационно-технические неполадки.
1) В помещение доносится шум, разговоры – пока возможно игнорировать, говорить громче, подойти ближе, если обращают внимание – прокомментировать с юмором.
2) В дверь постоянно заглядывают посторонние – повесить табличку "Лекция". Можно сказать: Не мешайте нам, мы работаем.
3) Опаздывают и входят – одиночных не замечать, вошла группа – подождать, пока сядут, пригласить пройти, демонстрируя максимум доброжелательности. Прокомментировать шуткой: Извините нас, что мы без вас начали. Не показывать недовольства.
4) В помещении душно – сделать перерыв (не больше, чем на 10 мин.) и проветрить, сократить выступление.
5) Вышел из строя микрофон – сделать перерыв и починить или спуститься в зал и закончить выступление за 2–3 мин.
6) Погас свет – сделать перерыв или закончить за 2 мин.
2. Неполадки в деятельности оратора – оговорки. Мелкие оговорки не исправлять – вас все равно поймут, не привлекать к ним внимание. Если оговорка может исказить смысл: Простите, я оговорился, я, конечно, имел в виду... Если пропустили пункт – закончить мысль или раздел, потом: О чем я еще забыл упомянуть, так это о..., Я хочу вернуться сейчас к...
3. Помехи в поведении слушателей.
1) Активная реакция на отвлекающие внешние факторы – даже при интересной лекции аудитория не может не обратить внимание на интенсивный кашель, хлопок двери, движения, шелест бумаг. Д. Карнеги: «Аудитория не может противиться соблазну взглянуть на любой движущейся предмет, животное или человека». Преодолеть этот соблазн еще не удавалось ни одному оратору.
Залетел воробей:
– не замечать сколько возможно;
– сделать паузу, аудитория сама не будет долго на нем сосредоточена;
– обратить внимание, прокомментировать, кратко обсудить со слушателями (Ну, хорошо, достаточно, вернемся к нашей работе);
– подойти ближе к слушателям – это будет мешать им отвлекаться.
2) Слушатели переговариваются:
– не принимать на свой счет, не замечать как можно больше;
– подойти поближе;
– некоторое время говорить, обращаясь к ним;
– сделать неожиданную паузу: Вы согласны? Не согласны?
3) Зевают в лицо – не относить к себе, может быть просто устали, не реагировать, пока не заметили и не реагируют слушатели. Сказать: Да, здесь что-то душно, воздуха не хватает. Вижу некоторым трудно дышать – может быть, сделаем перерыв, проветрим комнату?
4) Слушатели встают и уходят – не относите к себе, могут быть разные причины. Никак не реагировать, не делать замечание. Сказать: Если кому-то нужно срочно уйти, пожалуйста, только тихонько выходите. Не показывайте, что это вас задевает.
5) С места раздаются реплики несогласия – сделать вид, что не слышали или не поняли. Если слушатель станет настаивать на своей точке зрения, вступить в дискуссию, но формально: Я понял вашу точку зрения, но у меня другая, я сейчас или позже приведу еще дополнительные аргументы. Если возражение действительно важное: Я вернусь к вашему замечанию позже. Обязательно сдержать обещание. Если несогласие высказано в резкой, категоричной форме, не вступать в дискуссию: Я понял вашу точку зрения, будущее покажет, кто прав.
6) С места раздаются грубые, провокационные выкрики – люди с низкой культурой хотят показать, что оратор не умен и не компетентен и выделиться, показать себя, обратить на себя внимание ("комплекс Моськи"), одна реплика – не заметить; не показывать, что задела или обидела, покажите свое превосходство, контроль над ситуацией: Да! Тут уж ничего не добавить! (пауза) Но мы все-таки пойдем дальше. Да, я понимаю ваши проблемы. Но, простите, нам нужно идти дальше. Я понял ваш вопрос (поставить в тупик), но мы сейчас, к сожалению, не можем подробно остановится на этой проблеме. Не допускать перебранки, подчеркнуто вежливо и корректно отвечать на любые реплики – этим вы покажете осуждение. Если уверены в своих силах – наступайте немедленно, используя шутку, иронию, сарказм (Вы знаете, эта реплика напомнила мне случай…). Попробуйте похвалить, найти какое-то рациональное звено в реплике и используйте ее, чтобы рассказать дополнительно что-нибудь интересное: Я понял вашу мысль (вопрос, идею), я отвечу вам, но если можно – в конце. Вот тут был еще вопрос, нужно отвечать на него? Минуточку, я закончу мысль. (проговорить 2–3 мин.) Так что вы хотели сказать? Ничего? Ну, тогда мы пойдем дальше. Да, в том, что вы говорите есть проблема. К сожалению, мы ее сейчас не решим, об этом нужно поговорить отдельно. Успокоить аудиторию, сопровождая речь указательными жестами на тех, кто мешает (это успокаивает даже животных).
Список использованной литературы:
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д., 1999.
Михальская А.К. Основы риторики. М., 1989.
Михальская А.К. Основы риторики. М., Просвещение, 1996.
Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1993.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите составляющие образа оратора.
2. Перечислите зрительно воспринимаемые элементы речи.
3. Каковы особенности поведения оратора в аудитории?
4. Какие типы аудитории вы можете назвать?
Лекция 13
УСТНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
План.
1. Типы устных публичных выступлений.
2. Композиция устного публичного выступления.
3. Правила организации начала, середины и конца устного публичного выступления.
4. Типы аргументов и способы аргументации.
1. Типы устных публичных выступлений
Устное публичное выступление – это речь продуманная, подготовленная, намеренно выстроенная и произнесенная с определенной целью.
Оратор обращается к слушателям с определенной целью и при определенных обстоятельствах. В соответствии с целями сообщения выделяются следующие типы устных публичных выступлений: информационная речь, аргументирующая, эпидейктическая (торжественная). Цели выступления могут сочетаться, но всегда есть преобладающая.
Информационная (информирующая) речь.
Цель речи – сообщение сведений, информации аудитории. Результатом должен быть возглас: «Как интересно!». Считается, что это самая простая речь для оратора.
Разновидности информационной речи:
– доклад (научный, деловой);
– монолог учителя;
– лекция;
– отчет;
– сообщение инструкции;
– объявление о предстоящем событии.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– нужно показать нерешенные вопросы;
– не должно быть ничего спорного, неразрешимого;
– речь должна пробудить любознательность;
– дать исчерпывающую информацию;
– должна быть актуальной и интересной для данной аудитории;
– должна содержать много конкретных фактов;
– должна содержать сопоставление старого и нового, нужно вести слушателей к новому, отталкиваясь от старого;
– должна содержать элементы драматизма;
– включать не больше 2–3 разделов, пунктов плана;
– требует рационального изложения материала;
– требует логически безупречной аргументации;
– нужно подробно раскрыть причинно-следственные и условно-следственные связи.
Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 2453;