РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

В последней четверти XX в. все чаше стали проявляться последс­твия достижений развития науки и техники, особенно в коммуника­тивной среде, через взаимозависимость происходящих в различных точках планеты процессов, событий, а также поведения конкретных людей. В этой обстановке все более и более актуализируется, таким образом, необходимость комплексного анализа любых действующих лиц международных отношений, особенно не имеющих прямой связи с государствами — традиционными участниками мировой политики и международных отношений.

При возрастающей скорости передачи данных, расширении досту­па к информации все большего количества людей необходимо намного серьезнее относиться к этническим, культурным, религиозным, ци- вилизационным особенностям окружающих, чтобы избежать нежела­тельных последствий, многие из которых могут носить даже глобаль­ный характер.

Не все данные факторы имеют равное значение в определении той или иной реакции на какие-либо события, степень их влияния опре­деляется особенностями политико-экономического развития в каком- либо регионе на определенном этапе истории. Например, большинство мыслителей XVIII—XIX столетий скептически относились к будущему религии, а в XX в. один из известных социологов религии Питер Люд­виг Бергер писал в «Нью-Йорк тайме» в апреле 1968 г., что «...в начале XXI века религиозных людей, вероятно, удастся найти разве что в не­больших сектах, жмущихся друг к другу в своем сопротивлении светс­кой культуре»1.

Однако события, произошедшие в мире примерно с 1970-х годов, показывают возвращение религиозности в массовое сознание и соот­ветственно на «серьезные» места в работах ученых, что даже побудило их характеризовать все чаще некоторые процессы как «новое Средне­вековье». Данный термин, следует отметить, приобрел большую попу­лярность у многих исследователей различных периодов современной истории для характеристики процессов социально-политического и экономического характера как в конкретном государстве, так и на международной арене. В этом смысле близко по духу и определение Н. А. Бердяева, данное им в соответствующей работе «Новое Средне­вековье» (1924), под которым он понимал ритмическую смену эпох, переход от рационализма новой истории к иррационализму или сверх­национализму средневекового типа2.

Таким образом, необходимо подчеркнуть главное — в современной мировой политике происходит рост «негосударственного» сознания людей, приводящий либо практически к равнозначности государс­твенного и религиозного (в нашем случае) сознания человека, либо к приоритету последнего над первым, когда человек более привержен неким религиозным акторам, в том числе международным, чем свое­му государству. Это подкрепляется развитием средств коммуникации, позволяющих людям контактировать друг с другом напрямую.

Это важно --------------------------------------------------------

В международных отношениях относительно давно прослеживается четкая тенденция увеличения роли негосударственных действующих лиц, т.е. фор­мально не созданных правительственными органами и учреждениями. На сегодняшний же день можно уже отметить развитие «негосударственного» восприятия людьми той или иной ситуации, когда современные средства связи «размывают» территориальные границы и лояльность государству как институту и форме организации общества падает.

Не повторяя уже выделенных в отечественной науке аспектов ана­лиза религиозного фактора в мировой политике3, необходимо отметить ряд предпосылок, способствовавших укреплению религиозного созна­ния людей, т.е. ряд событий и процессов, имевших некие глобальные последствия. Среди них, во-первых, комплекс модернизационных изменений в основных христианских конфессиях. Прежде всего это итоги II Ватиканского собора 1962-1965 гг., целью которого явились обновление и реорганизация Римско-католической церкви для боль­шей открытости миру и большей активности в решении проблем чело­вечества. Одними из важнейших результатов собора стали изменения в литургии, в частности, стало возможным ведение богослужения на на­циональных языках наряду с латинским языком и провозглашена бо­лее открытая позиция в отношениях как с восточными христианскими церквями, так и с нехристианскими религиями. Несмотря на неприя­тие новшеств наиболее консервативной частью католической церкви (Священническое братство святого Пия X во главе с архиепископом Марселем Лефевром), подъем католицизма был очевиден, особенно в странах «глобального Юга» (Азия, Африка, Латинская Америка).

Это интересно --------------------------------------------------

Особенно активно Ватикан начинает участвовать в мировых политических процессах после избрания в 1978 г. Папой Римским Иоанна-Павла II (кра­ковского архиепископа Кароля Войтылы), который свою деятельность фактически начал с посредничества в чилийско-аргентинском пограничном споре вокруг пролива Бигл. В декабре 1978 г. в регион прибыл специальный посланник главы Ватикана — кардинал Антонио Самора, который в течение пятнадцати суток провел в общей сложности шестьдесят часов за столом переговоров и еще почти столько же —во время перелетов. Путем общих дипломатических усилий войны удалось избежать, хотя окончательно раз­ногласия были урегулированы только в 1984 г.

Наряду с подъемом роли Римско-католической церкви необходимо отметить и другие христианские направления. В 1970-х годах получает новый импульс развитие различных протестантских религиозных на­правлений, чему немало способствовало усиление религиозной рито­рики в речах президентов США, особенно Дж. Картера и Р. Рейгана4. С конца 1980-х годов активнее стала зарубежная деятельность Рус­ской православной церкови5. Знаковым событием стало подписание 17 мая 2007 г. перед началом Божественной литургии в Храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Пер- воиерархом Русской Православной Церкви за границей митрополитом Лавром Акта о каноническом общении, при котором присутствовал и президент Российской Федерации В. В. Путин. Акт гласил, что «Рус­ская Православная Церковь за границей, совершая свое спасительное служение в исторически сложившейся совокупности ее епархий, при­ходов, монастырей, братств и других церковных учреждений, пребыва­ет неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Право­славной Церкви»6.

Однако подобный шаг, как и в случае с Римско-католической цер­ковью после II Ватиканского собора, вызвал обособление некоторых зарубежных приходов и священнослужителей, не согласных с подпи­санием этого акта и по-прежнему называющих себя Русской право­славной церковью за границей. С позицией неприятия Акта выступил, например, член Синода РПЦЗ епископ Таврический и Одесский Ага- фангел (Пашковский), ставший фактически центром притяжения для не желающих принять этот документ. Дистанцировавшиеся от Москов­ского патриархата приходы объединились вокруг этой фигуры и прове­ли 18-19 ноября 2008 года в Нью-Йорке V Всезарубежный собор, на котором избрали Агафангела Первоиерархом, с возведением его в сан митрополита (митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский, архиепископ Таврический и Одесский). Некоторые приходы присо­единились к неканонической Русской истинно-православной церкви и греческим старостильным юрисдикциям. Подписание Акта соответ­ственно внесло раскол в Русскую зарубежную церковь и способство­вало увеличению параллельных и не признающих друг друга структур, причем в той или иной степени использующих название «Русская пра­вославная церковь за границей».

В дополнение к более или менее «традиционным» христианским конфессиям возникают и развиваются различные секты христианс­кого (или псевдохристианского) типа, деятельность которых носит зачастую деструктивный характер, ибо ставит личную и религиозную жизнь в полную зависимость от решений руководства организации. Например, согласно данным «Независимой газеты», если в РСФСР в 1946 г. насчитывалось где-то 3 тыс. приверженцев «Свидетелей Иего­вы», в 1956 г. — около 7 тыс., то в 1991 г. на территории современной России их было уже 30 тыс., в 1992 г. — 56 тыс., в конце 1999 г. — уже 259 тыс., а к началу 2001 г. их численность приблизилась к 280 тыс. че­ловек. Последние цифры во многом превосходят данные самих «Сви­детелей Иеговы», так как внутри организации настоящими привержен­цами считаются лишь активные члены, которые не просто посещают собрания, но и сами проповедуют учение «Свидетелей Иеговы» (таких в 2001 г. насчитывалось 114 284 человек)7. По данным же сайта этой организации, в конце первого десятилетия XXI в. принимают участие в ее библейской просветительной деятельности 162 182 человека, а на Вечере воспоминания смерти Христа 30 марта 2010 г., которая одновре­менно проводилась в 2339 собраниях «Свидетелей Иеговы», присутс­твовали около 279 тыс. россиян8.

Глобальные проблемы современности (экологические, проблемы безопасности через распространение войн и конфликтов, разрыв меж­ду ростом населения и производством продовольствия, распростране­ние терроризма и т.д.), которые становятся источником негативного восприятия текущей ситуации и перспектив развития человечества, различных пессимистичных настроений, вызвали появление и стреми­тельный рост так называемых новых религиозных движений, исполь­зующих новые подходы к религии и духовности, основанные как на «традиционных» религиях, так и на различного рода оккультизме, по­литических и экономических воззрениях, психологических установках и т.п. В числе факторов, вызывающих рост интереса к нетрадиционным религиям, оказываются и личные проблемы человека. Люди соответ­ственно стремятся найти утешение в подобных идеях, не являющихся традиционными с точки зрения истории религии. Из подобных движе­ний большую популярность по всему миру приобрело Международное общество сознания Кришны — индуистская религиозная организация, основанная бенгальским монахом Бхактиведантой Свами Прабхупа- дой в 1966 г. в Нью-Йорке и привлекшая внимание известных людей (например, участников группы «Битлз», включивших в свое творчество мантру «Харе Кришна»).

Примером яркой деструктивной деятельности является религиоз­ная секта «Аум Синрике», основанная Секо Асахарой в 1987 г. и ставив­шая задачу захватить власть сначала в Японии, затем в других странах. Отделения секты были организованы в Австралии, России, Германии, Югославии, США, Украине, Шри-Ланке и на Тайване. Структура ор­ганизации включала «министерства» и «секретариат», которые должны были стать основой будущего государства. В 1989 г. секта была офици­ально зарегистрирована японскими властями, в 1990 г. приняла участие в местных выборах. Привлеченными Асахарой специалистами было создано несколько центров по производству химического и бактери­ологического оружия9. 20 марта 1995 г. «Аум Синрике» провела хими­ческую атаку в метро Токио и Иокогамы. В мае 1995 г. С. Асахара был арестован и в 2004 г. приговорен судом к смертной казни (приговор в исполнение пока не приведен). Деятельность самой организации была прекращена в октябре 1995 г.

В современной мировой политике среди различных религий самой организованной, способной мобилизовать массы людей чаще опреде­ляют ислам, начавший заявлять о себе на международной арене также в последней четверти XX в.10 Прежде всего это Исламская революция в Иране 1978-1979 гг., победа движения «Хамас» на выборах в Палестин­ский законодательный совет в 2006 г., создание «Хезболлы» и распро­странение ее влияния в Ливане, особенно после парламентских выборов 2009 г. Среди последних знаковых событий, ярко показавших мобили­зационные возможности исламских организаций различного характе­ра, необходимо отметить массовые выступления верующих в ответ на публикации в Европе карикатур на пророка Мухаммеда и особенно на выход скандального американского фильма «Невинность мусульман», повлекший гибель нескольких сотрудников посольства США в Ливии во главе с послом. Все это доказывает нам преждевременность нивелирова­ния религиозного фактора в международных отношениях.


В политических кругах и работах исследователей в настоящее время одной из наиболее острых и актуальных в анализе конфессионального влияния является проблема ислама в Европейском регионе. С увеличе­нием численности мусульман в Европе накапливаются и определенные возможности развития конфликтных ситуаций, в основном связанных с миграционными проблемами и демографическим дисбалансом му- дежных лидеров и поддерживает связи с молодежными организациями представителей других вероисповеданий.

Это интересно --------------------------------------------------

Мусульманская община Европы несколько десятилетий назад стала за­ниматься благотворительностью не только в Европейском регионе, но и в Азии и Африке. Благотворительная деятельность сопровождается повсе­местным изучением ситуации в «мусульманских анклавах» для определе­ния стратегии их развития, получения информации о состоянии мусульман во всем мире. Одной из самых заметных и значимых организаций в евро­пейском и даже мировом масштабе является «Исламская благотворитель­ность», главный офис которой находится в английском городе Бирмингем, а также «Исламская поддержка» (Лондон). Кроме них в Европе действуют несколько организаций, специализирующихся на помощи палестинскому и иракскому народам, страдающим от оккупации и войны. Сегодня мусуль­манские благотворительные организации расширяют свою деятельность, оказывая помощь как мусульманам, так и немусульманам, пострадавшим в результате кризисов и бедствий, а также нуждающимся во всем мире. Источник: Исламские организации Европы. [Электронный ресурс]. — Ре­жим доступа: http://www.islamnews.ru/news-6259.html (дата обращения: 05.11.2012).

Среди организаций, получивших широкое распространение как в Европе, так и в мире в целом, необходимо назвать созданное в Индии религиозное общество «Джамаат таблиг» («Благая весть»), имеющее сотни центров, мечетей и учреждений, значительная часть которых находится в Великобритании. Деятельность общества носит сугубо религиозно-просветительский характер, не вторгаясь в общественно- политическую жизнь. Оно посылает своих членов, иногда имеющих довольно скромный светский статус, возрождать религиозную жизнь и мусульманский образ жизни среди мусульман Европы. Это общество не ставит (официально) своей целью прозелитизм среди немусульман, их целью является возрождение религиозной жизни в своей среде.

Все организации исламского, христианского, буддийского, инду­истского и любого другого толка имеют большой потенциал влияния на своих приверженцев, предлагая некие пути решения жизненных про­блем людей, начиная с конкретных вопросов социализации мигран­тов в обществе и заканчивая поиском выхода из глобальных проблем современности. Поданным Всемирной книги фактов ЦРУ, из почти 7 млрд жителей Земли христиан — 33,35% (втом числе 16,83% католиков, 7,34% протестантов, 4,03% православных), мусульман — 22,43%, инду- истов— 13,78%, буддистов —7,13% (поданным на 2009 г.)16. Принимая в расчет большую долю людей «не определившихся» и «сомневающих­ся», различные религиозные акторы ведут активную деятельность по расширению своих рядов и укреплению влияния как духовного, так политического и финансового.

Это интересно --------------------------------------------------

Национальный совет по разведке США в 2008 г. выпустил доклад «Глобаль­ные тенденции-2025: изменяющийся мир». Авторы доклада считают, что XXI в. будет отмечен возрастанием в политике влияния религиозных орга­низаций и увеличением возможности религиозных конфликтов. Определяю­щее значение в этом будут играть процессы глобализации и появления так называемых сетевых обществ. Социальные сети, создаваемые религиозными структурами, могут обладать большей эффективностью, чем, в частности, национальные сообщества. Определяющее значение здесь имеют глобаль­ные массовые коммуникативные средства, в первую очередь телевидение и Интернет, когда проповедники воздействуют на взгляды и мнения самой раз­нообразной аудитории, разбросанной по различным уголкам земного шара. Источник: Круг П. Г., Маякова Л. В. Борьба за природные ресурсы в буду­щем примет форму войн за веру. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://religion.ng.ru/politic/2009-04-01/6_razvedka.html.

Религиозные структуры, таким образом, хоть и опосредованно, но могут иметь большое влияние на восприятие людей, что видно особенно в конфликтах, когда религиозные различия затрудняют на долгие годы примирение и любое постконфликтное миростроительство со стороны всех международных организаций. Для значительной части населения мира вероисповедание органично вплетено в образ жизни и политичес­кую культуру общества. С ускорением процесса глобализации, когда не­которые ценности все более универсализируются, в религиозной среде такового не наблюдается. Скорее наоборот: в мире заметен постепенный рост религиозных структур путем возникновения новых и дробления старых. И процесс этот, вероятнее всего, будет продолжаться. С этой точки зрения может возрастать степень недоверия к «другим» группам людей, усложняющим взаимопонимание и терпимость.

Это интересно --------------------------------------------------

Без существующих религиозных организаций, представляющих собой некие альтернативные государственным институты социализации и интег­рации, конфликтный потенциал в обществе скорее всего был бы на деле выше. В то же время, являясь тем самым сильным фактором приобщения людей к определенной вере, данные структуры могут использовать в своих целях некие деструктивные, экстремистские лозунги.

Безусловно, существуют тысячи больших и малых псевдорелиги­озных деструктивных организаций, деятельность которых направлена на обогащение лидеров за счет мошенничества и манипуляции созна­нием. Не исчезают и террористические структуры, прикрывающиеся религиозными лозунгами. Противостояние деструктивным культам со стороны общества в XXI в. также представляет известную проблему, осложняющуюся с их стороны различными технологиями и практикой деятельности, такими как: секретность, мощное финансовое обеспече­ние, скорость получения информации, мобильность, связи с уголов­ным и политическим миром, тоталитарность, иерархичность, жесткая субординация и дисциплина, профессиональные навыки в области ма­нипуляции и контроля над сознанием.

Вышеизложенные угрозы обществу, со своей стороны, также под­тверждают существование широкого слоя людей, для которых веро­исповедание является не просто традицией, а смыслом жизни, путем спасения и достижения гармонии. И их мнение необходимо принимать во внимание и учитывать в любом обществе. Фундаментальные основы многих политико-идеологических установок западных стран базируют­ся на христианских ценностях, на деятельности исламских государств отражаются особенности мусульманских доктрин и концепций, на об­щественно-политическую жизнь народов Азии влияют особенности их господствующих религий (буддизма, индуизма и т.д.). Религиозные установки, безусловно, видны в системах воспитания разных народов, где с детства закладываются определенные культурные стереотипы по­ведения. Религии и соответственно религиозные организации имели и будут иметь, таким образом, «долгосрочное» влияние через мировоз­зренческие и моральные установки, отражающихся на формировании направлений внутренней и внешней политики той или иной страны.

Вопросы и задания

1. Назовите факторы роста религиозного самосознания в последней чет­верти XX в.

2. Каковы основные направления модернизации вероучений в современ­ном мире?

3. В чем заключается роль ислама в мировой политике?

4. Каково место «нетрадиционных» религиозных движений в усилении ре­лигиозного сознания?

5. Охарактеризуйте возможности и ресурсы влияния религиозных акторов в мировой политике.

6. Каковы перспективы развития религиозных структур в международно- политическом контексте?

Литература

Основная

Еленскии В. Е. Религия в глобальной политике: конец XX — начало XXI ве­ков. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.religiopolis.org/ documents/3292-ve-elenskij-religija-v-globalnoj-politike-konets-hh-nachalo-hhi- vekov.html.

Касаткин П. И. О роли религиозных акторов в современных мировых по­литических процессах// Вестник МГИМО — Университета. 2010. № 1. [Элек­тронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vestnik.mgimo.ru/fileserver/10/ vestnik_ 10-27_kasatkin.pdf.

Митрофанова А. В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации. Вып. 1. 2008. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.socionauki.ru/journal/articles/129831/.

Дополнительная

Захарченко А. Исламские общества внутри Евросоюза? [Электронный ре­сурс]. — Режим доступа: http://www.intertrends.ru/fourteen/007.htm (дата обра­щения: 10.10.2012).

Ислам как «коллективный игрок» // Современная мировая политика: Прикладной анализ / Отв. ред. А. Д. Богатуров. М.: Аспект Пресс, 2010. Гл. 23.

Касаткин П. И. Русская православная церковь как актор современной ми­ровой политики // Вестник МГИМО — Университета. 2010. № 6. [Электрон­ный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vestnik.mgimo.ru/fileserver/15/16_ kasatkin.pdf.

Круг П. Г., Майкова Л. В. Борьба за природные ресурсы в будущем примет форму войн за веру. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://religion. ng.ru/politic/2009-04-01/6_razvedka.html.

Повразнюк К. В. Роль мусульманских организаций в сообществах Велико­британии, Германии, Франции и Италии. [Электронный ресурс]. — Ре­жим доступа: http://www.politex.info/content/view/763/30/ (дата обращения: 10.10.2012).

Супертерроризм: новые вызовы нового века // Научные записки ПИР- Центра. 2002. № 20.

Muslimsin Europe: Promotinglntegrationand Countering Extremism // Congressional Research Service. 2001. 7 September. URL: http://www.fas.org/sgp/ crs/row/RL33166.pdf (дата обращения: 10.10.2012).

Gergely R. Secularization or Desecularization in the Work of Peter Berger, and the Changing Religiosity of Europe. URL: http://www.crvp.org/book/Series07/VII-26/ chapter-14.htm (дата обращения: 10.10.2012).

The World Factbook. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the- world-factbook/geos/xx.html (дата обращения: 10.10.2012).

Примечания

1 Цит. по: Gergely R. Secularization or Desecularization in the Work of Peter Berger, and the Changing Religiosity of Europe. URL: http://www.crvp.org/book/ Series07/VII-26/chapter-14.htm (дата обращения: 10.10.2012).

2 Бердяев H. А. Новое Средневековье (Размышление о судьбе России). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/ philos/berdyaev/berdnOlO.htm (дата обращения: 05.11.2012).

3 См., напр.: Касаткин П. И. О роли религиозных акторов в современных мировых политических процессах // Вестник МГИМО — Университета. 2010. № 1. С. 257-261. [Электронный ресурс]. — Режим flocTyna:http://www.vestnik.


mgimo.ru/flleserver/10/vestnik_10-27_kasatkin.pdf; Митрофанова А. В. Религиоз­ный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобали­зации. Вып. № 1. 2008. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. socionauki.ru/journal/articles/129831.

4 Еленскии В. Е. Религия в глобальной политике: конец XX — начало XXI ве­ков. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.religiopolis.org/ documents/3292-ve-elenskij-religija-v-globalnoj-politike-konets-hh-nachalo-hhi- vekov.html.

5 Подробнее см.: Касаткин П. И. Русская православная церковь как актор современной мировой политики // Вестник МГИМО — Университета. 2010. №6. С. 141-151. [Электронный ресурс]. — Режим flocTyna:http://www.vestnik. mgimo.ru/flleserver/15/16_kasatkin.pdf.

6 Акт о каноническом общении 4/17 мая 2007 года. [Электронный ре­сурс]. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/155920.html (дата об­ращения: 05.11.2012).

7 Независимая газета — религии (НГ-религии). 2001. 31 января. [Электрон­ный ресурс]. — Режим доступа: http://religion.ng.ru/facts/2001-01-31/2_vesti. html (дата обращения: 05.11.2012).

8 Двадцатилетие официальной регистрации Свидетелей Иеговы в России: численный рост вопреки противодействию. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.jw-russia.org/news/stpetersburg/release20110330_u.htm (дата обращения: 05.11.2012).

9 Супертерроризм: новые вызовы нового века. Научные записки ПИР- Центра. 2002. № 20. С. 187.

10 Подробнее см.: Наумкин В. В. Ислам как коллективный игрок? // Меж­дународные процессы. 2006. Т. 4. № 1(10). Январь—апрель. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.intertrends.ru/tenth/004.htm; Ислам как «коллективный игрок» // Современная мировая политика: прикладной ана­лиз / Отв. ред . А. Д. Богатуров. М.: Аспект Пресс, 2010. Гл. 23. С. 438-456.

" In Europa leben gegenwartig knapp 53 Millionen Muslime. Zentralinstitut Islam-Archiv stellt neue Europastatistik vor. URL: http://islam.de/8368.php (дата обращения: 10.10.2012).

13 Захарченко А. Исламские общества внутри Евросоюза? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.intertrends.ru/fourteen/007.htm (дата об­ращения: 10.10.2012).

13 Muslims in Europe: Promoting Integration and Countering Extremism. Congressional Research Service. 2001. 7 September. P. 15. URL: http://www.fas.org/ sgp/crs/row/RL33166.pdf (дата обращения: 10.10.2012).

14 Повразнюк К. В. Роль мусульманских организаций в сообществах Ве­ликобритании, Германии, Франции и Италии. [Электронный ресурс]. — Ре­жим доступа: http://www.politex.info/content/view/763/30/ (дата обращения: 10.10.2012).

15 Там же.

16 The World Factbook. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the- world-factbook/geos/xx.html (дата обращения: 10.10.2012).

Глава 14








Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 1705;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.