СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ 5 страница

На сегодняшний день справедливой представляется мысль о том, что субъекты микроинтеграции как бы отходят в сторону от прямого выяснения отношений с центрами, получая новые, трансграничные

возможности для своего самовыражения18. При этом важно, что го­сударства сами стараются формировать новые рамки сотрудничества, выстраивая ответные взаимоотношения с наднациональным уровнем и еврорегионами.

ЕС и еврорегионы

Внимание наднационального уровня к трансграничным регионам возрастало по мере развития региональной политики Сообщества. Реформа структурных фондов, концепты выравнивания и выявления эндогенного потенциала регионов привели к интенсификации приграничного сотрудничества. Конечно, это не только заслуга ЕЭС, но рост еврорегионов стимулировал финансовую поддержку, а та в свою очередь вызвала рост еврорегионов на территориях, осваиваемых ЕС.

Одним из аспектов финансового подхода Союза к развитию трансграничной кооперации является INTERREG — программа межгосударственного строительства общеевропейского дома на микроуровне. В 1988 г. Комиссия ЕС одобрила модель EUREGIO в качестве лучшего практического менеджера INTERREG19. Однако по-настоящему значе­ние еврорегионов для интеграции было оценено после принятия ре­шения о расширении, а последний раунд программы способствовал экспорту модели EUREGIO по всей Европе (в том числе за внешние границы Союза). Таким образом, в организационном поле еврорегионы можно считать проводниками европейской власти за пределы ЕС.

Европейская группа по территориальному сотрудничеству (EGTC, Группа) — еще одна инициатива, «данная» еврорегионам для большего срастания с наднациональным уровнем20. Группа — устойчивая правовая структура с автономной правосубъектностью, но существующая в правовых рамках государства-члена. Вместе с тем EGTC включает представителей региональных властей, что способствует углублению трансграничного сотрудничества и создает условия для выстраивания более гибкой системы управления21. В то же время вмешательство ЕС не всегда тепло воспринимается национальными государствами: так, на Группу, действующую в еврорегионе Тироль- Трентино, правительство Италии смотрит как на инструмент, навязываемый Комиссией22.

Помимо финансового аспекта, который помогает опутывать интеграционными связями супранациональных и субнациональных игроков, следует отметить деятельность трансграничных регионов по содействию во внедрении принципа субсидиарности, что защищает от чрезмерной бюрократизации, продвигает решение локальных проблем как можно ближе к месту возникновения, т.е. уже напрямую влияет на европейский политический ландшафт.

Бытует мнение о том, что импульс ЕС часто переоценивается, как и многие его трансграничные инициативы, идущие «снизу вверх»23. Однако стоит признать, что еврорегионы, с одной стороны, являются фактором развития европейской интеграции, так как формируют на самом низовом уровне черты «европейскости», способствуют укоренению европейской идеи, а с другой — осваивают финансовые и политические ресурсы ЕС, лоббируют свои интересы, заставляя ЕС рассмат­ривать их как важный субъект интеграции.

Потенциал акторности

В каких же случаях еврорегионы являются «лицами действующими», а где лишь «присутствуют» в политике ЕС, в частности и мировой политике в целом?

Состояние акторности достигается, когда некая сущность ясно и четко может быть отделена от других сущностей. Акторность достижима, когда сущность осознает свое право, когда обладает правосубъектностью, дипломатическим корпусом, способностью вести независимые переговоры с третьими участниками.

Хаттнер

Еврорегионы, самостоятельно представленные на государственном, наднациональном, глобальном уровнях, могут демонстрировать потенциал акторности, проявляя следующие способности с учетом своей правовой, институциональной, социально-экономической струк­туры: 1) способность формулировать свои интересы и перспективные стратегии развития; 2) способность влиять на экономические процес­сы; 3) способность взаимодействовать с другими негосударственными участниками; 4) способность вести переговоры (парадипломатия); 5) способность самопрезентации.

1. Способность формулировать свои интересы и стратегии развития. На уровне еврорегиона идет осмысление своих интересов, которые часто находят отражение в перспективных стратегиях, позволяющих говорить о попытке понять себя, найти свое место в контексте Европы и в некоторых случаях за ее пределами, особенно если стратегии рождают­ся в еврорегионах, включающих территории регионов (стран), не вхо­дящих в ЕС. Такие стратегии есть у многих трансграничных сообществ. Они отличаются масштабностью целей, степенью «европейскости», четкостью формулировок и пр., но вне зависимости от перечисленного еврорегионы связывают свои интересы с двумя — национальным и наднациональным — уровнями власти, причем из текстов следует более четкая привязка к европейскому уровню.


> *

Саар-Лор-Люкс — Пер­спектива «2020 — взгляд в будущее: Три положения:

1) европейская идентич­ность и образ жизни;

2) европейская компе­тентность;

3) европейская модель региона.

Восемь аспектов: дву­язычие, трансгра­ничные школы, сеть университетов, общий рынок, общее социаль­ное обеспечение, меж­дународные перевозки, межрегиональное сооб­щество, межрегиональ­ный совет

ъ

нюп

Стратегия EUREGIO нацелена на форми­рование пространс­тва без границ путем социокультурной интеграции, разви­тия трансграничных возможностей МСБ, трансграничного сер­виса по оказанию ме­дицинской помощи, содействия мобиль­ности и лоббирования проектов, направлен­ных на эти сферы пос­ле 2015 г.24


 

Стратегия Адриатическо­го еврорегиона: сплочение и интег­рированный подход к планированию и управ­лению территориями, входящими в еврорегион, с особым акцентом на окружающую среду и устойчивое развитие, укрепление институци­ональных, культурных, экономических, транс­портных связей внутри еврорегиона, создание рамок для эффективного включения еврорегиона в программы, финансируе­мые ЕС, ставка на разви­тие высоких технологий, исследования25


 

 


Одним из выразителей интересов трансграничных сообществ является Ассоциация европейских приграничных регионов (AEBR), кото­рая была создана в 1971 г. по инициативе EUREGIO. Сегодня Ассоциация активно участвует в формировании новой региональной стратегии Союза 2014—2020, продавливая мнение, что трансграничное сотрудни­чество — не столько национальный приоритет, сколько европейская политическая задача ЕС после 2013 г. — использовать потенциал всех приграничных еврорегионов на внутренних и внешних границах»26. Однако в силу большой разнородности еврорегионов формулирование ими действительно консолидированного интереса пока затруднено.

2. Способность влиять на экономические процессы. Мировая экономика не просто интегрирует экономику той или иной страны в единую систему: она это осуществляет, выбирая для своих целей определенные регионы каждого суверенного государства27. Экономический эффект деятельности еврорегионов проявляется в развитии внешнеэкономических связей, создании режимов наибольшего благоприятствования (свободных экономических зон) экспортно-импортной деятельности предприятий, развитии малого и среднего бизнеса (МСБ), а значит, в сохранении и создании дополнительных рабочих мест28.

В этом контексте еврорегионы представляются едиными экономическими регионами с общими рынками труда и становятся факторами успешной международной интеграции в современных условиях29. Фактор формирования единого рынка рабочей силы трансграничного региона очень важен, в данном случае речь идет о специальных программах или проектах, реализуемых для усиления контактной функции границы. В Саар-Лор-Люкс 80 тыс. человек добираются на рабочее место, ежедневно пересекая границу. При этом для удобства передвижения можно использовать универсальный проездной билет Saar-Lor-LuxTicket (такой же проездной билет существует в Нисе — Euro-Neisse-Ticket). С 1992 г. EUREGIO практикует проект по оказанию консультационной поддержки людям, работающим за границей или желающим стать более мобильными: в 2009 г. были проконсультирова­ны 18 тыс. граждан, а по официальным данным еврорегиона, границы ежедневно пересекают 7,5 тыс. человек.

Еврорегион может рассматриваться как стартовая площадка для привлечения инвестиций: на сайтах еврорегионов можно встретить информацию-рекламу о позиционировании себя в качестве выгодно­го объекта для вложения средств (Саар-Лор-Люкс, Ниса, Рейн-Вааль и др.). Экономическое сотрудничество и проекты в активе еврорегио­нов во многом вызваны к жизни экономической политикой государств или ЕС. Последнее верно в отношении ставки Союза на развитие ма­лого и среднего бизнеса (МСБ), в свою очередь это внимание побуж­дает регионы (при наличии потенциала) содействовать активизации трансграничного МСБ. К примеру, в EUREGIO, Саар-Лор-Люкс МСБ играет значительную роль в сфере услуг, индустрии и т.д.30.

Таким образом, участие еврорегионов в экономических проектах напрямую связано с их возможностями. Так, еврорегион Маас—Рейн, обладая развитой транспортной сетью, фармацевтической промыш­ленностью, исследовательской сетью, имеет гораздо больше шансов встроиться в глобальный рынок труда. В то же время Ниса, с учетом меньших стартовых возможностей пытается сделать ставку на развитие новых отраслей — сферы услуг, туризма31.

3. Способность взаимодействовать с другими негосударственными участниками. Трансграничная деятельность еврорегионов на уровне «низкой политики» формирует новое политическое поле для НПО, которые совместно с другими межрегиональными деятелями вплета­ются в контекст новой региональной стратегии. Еврорегионы по сво­ей природе могут включать различные общественные движения, уни­верситеты, города, (не)коммерческие структуры. Взаимодействие всех субъектов происходит в рамках проектной деятельности и обсуждения совместных инициатив.

В качестве примера можно привести проекты еврорегиона Рейн- Вааль и конференции Верхний Рейн:

fe) Ччмбхо   щи  
2007 г., Рейн-Вааль — проект направлен на развитие сотрудни­чества германских и голландских фермеров. Основными направле­ниями проекта стали поощрение совместных проектов между фер­мерами по обе стороны границы, знакомство жителей еврорегиона с бытом фермерских хозяйств, открытие ресторанов, кафе, работающих исключительно на местных продуктах, разработ­ка туристических маршрутов по голландским и немецким фермам (агротуризм). В проект было вовлечено более 100 фермерских хозяйств и представителей биз­неса, что способствовало форми­рованию трансграничного рынка местных продуктов и услуг В 2008 г. в рамках Верхнего Рейна был активизирован проект EUCOR (European Confederation of Upper Rhine Universities). Семь университетов региона Верхний Рейн объединили усилия в сфере обра­зования и исследований, создав допол­нительные возможности для 100 тыс. студентов (в течение семестра посетить курсы университета-партнера без до­полнительной платы) и 11 тыс. препода­вателей и исследователей (совместные исследовательские проекты/курсы в направлениях: биотехнология, химия, ма­тематика, право, археология, германский язык и культура и др). Неофициальный лозунг: «Семь университетов, три страны, одна студенческая ID-карта»

 

Таким образом, развитие связей с региональными и глобальными партнерами на субнациональном уровне приводит к партнерству меж­ду властями еврорегиона и частными акторами (организациями, пред­принимателями, союзами работодателей, НИУ, общественными ини­циативами, некоммерческими и международными организациями)32.

4. Способность вести переговоры (парадипломатия). Прежде всего парадипломатическая деятельность еврорегионов проявляется в «переговорах» с ЕС, себе подобными регионами третьих стран. Представительства еврорегионов в Брюсселе являются своеобразными мини-посольствами, необходимыми для ведения «переговорной» деятельности трансграничных сообществ. Целями офисов чаще всего являются сбор информации и ее трансляция в еврорегион, networking (создание сети контактов как с представителями и институтами ЕС, так и с предста­вителями других «региональных посольств», расположенных в Брюсселе)33, создание образа своего еврорегиона.

Лоббирование интересов еврорегионов в ЕС происходит в том чис­ле посредством общения AEBR с институтами и органами ЕС — Евро­пейской комиссией, Комитетом регионов, Социальным и экономичес­ким комитетом. В некотором смысле Европейская комиссия является союзником AEBR, представляющей организованные интересы при­граничных регионов и еврорегионов. Каждый новый раунд перегово­ров по установлению новых рамок для ПС подразумевает изменение рамок регулирования INTERREG под запросы этих субъектов и даже, несмотря на то что распределение средств программы контролируется национальными властями, формальный политический уровень уста­навливается европейскими документами. Таким образом, Ассоциация является хорошим примером работы по развитию парадипломатичес- ких способностей приграничных властей.

5. Способность самопрезентации. Исходя из мысли, что состояние акторства достигается, когда некая сущность ясно и четко может быть отделена от других, можно предположить, что еще одним проявлени­ем потенциала акторности еврорегионов является их самопрезента­ция, втом числе посредством сети Интернет. Одним из индикаторов успешности того или иного еврорегиона можно косвенно считать «жи­вой» сайт, на котором постоянно обновляется информация о жизни еврорегиона, политических, экономических, культурных мероприя­тиях. Большинство «старых» еврорегионов имеют хорошо структури­рованные сайты и выпускают информационные бюллетени или даже электронные газеты, как Ниса. Также важно подчеркнуть, что сайты пронизаны символикой еврорегионов (лого, коллажи и пр.), которая позволяет и увидеть проблемы прошлого приграничных территорий, и почувствовать надежды на будущее. Символика в данном случае мо­жет восприниматься как попытка осознать свою идентичность и встро­ить ее в европейский контекст.

Таким образом, способности еврорегионов влиять на различные уровни власти в ЕС и за его пределами могут быть осмыслены с точки зрения нескольких производимых ими эффектов: политический — воз­можность узнать друг друга, выстроить доверие, имплементация при­нципа субсидиарности, подготовка к вступлению новых членов, раз­витие интеграции в целом; социально-экономический — мобилизация внутреннего потенциала, вовлечение в свою деятельность различных социально-экономических акторов (промышленные палаты, коммер­ческие палаты, ассоциации, компании, торговые союзы и туристи­ческие фирмы), открытие и гармонизация трудовых рынков, развитие МСБ, создание новых рабочих мест; социально-культурный — развитие пространственного планирования, популяризация своего бренда среди населения, вовлечение рядовых граждан через общественные институ­ты (церковь, шенгенские школы, культурные ассоциации и др.)34.

Поскольку речь идет о трансграничных формах кооперации и со­обществах, объединяющих людей по обе стороны границы, регионах, являющихся частью своих государств, стоит пока говорить лишь о по­тенциале акторности еврорегионов.

Проблемы, противоречия, перспективы развития еврорегионов

Подводя итоги, следует отметить ряд проблем, которые возникают в результате деятельности еврорегионов:

1) даже те еврорегионы, которые существуют десятилетиями и показывают положительные результаты, весьма ограничены национальными правовыми рамками и национальными экономическими связями;

2) многие реализуемые инициативы и проекты еврорегионов носят характер adhoc,

3) наличие слабой информированности граждан о деятельности своего еврорегиона35 и недостаток знаний о возможностях партнеров;

4) еврорегионы как трансграничные политические сети не конституируют эффективного механизма управления, так как они ориентированы на их собственную территорию и интересы36;

5) практики и эксперты нередко предъявляют к еврорегионам завышенные требования, ожидая от еврорегионального строительства громадных эффектов;

6) отсутствие необходимости в создании еврорегионов в тех случаях, когда реальные связи «снизу вверх» заменяются желанием получить европейскую помощь.

Однако трудно не заметить перспектив, которые еврорегионы создают для себя, для развития национальных государств, Европейского союза, напрямую увеличивая потенциал акторности. Модели EUREGIO — не пассивные исполнители, а ключевые субъекты разработки и принятия решений в области программирования и финансирования регионального развития в Европе37. Даже несмотря на то что грани­цы — это часть территориального суверенитета государства-нации, они являются причиной сотрудничества. С учетом стремления Евросоюза создавать на периферии круг друзей, еврорегионы скорее всего будут одной из перспективных форм налаживания мостов коммуникации, инструментом ЕС и частью экспортируемой им модели (активное фор­мирование трансграничных регионов на южных рубежах Союза — Si- cilia—Malta, NotioEgeo—Turkey, Cyprus—Crete и т.д.).


Как и в ЕС, в еврорегионах создаются стратегии пространствен­ного развития и планирования, в этом контексте трансграничные со­общества можно рассматривать как специализированные структуры управления для имплементации политики сплочения. В рамках нового программного периода сохранится повышенное внимание к транс­граничным образованиям, а «еврорегион» сохранит за собой статус успешного бренда с ярко выраженными чертами ЕС. И, несмотря на то что еврорегионы такие же разные, как государства Евросоюза, их объединяет стремление к взаимовыгодному сотрудничеству и работе на «европейскую идею».

Так видит эволюцию трансграничного сотрудничества еврорегион Дунай38:








Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 989;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.