Технологии в сфере актерского мастерства

Общее и специальное развитие психофизического аппара­таактера посредством особого набора упражнений (тренаж, тренинг, стретчинг).

Специфика существования театрального коллектива состоит в систематическом выпуске разноплановых спектаклей. Это об­стоятельство заставляет исполнителей находиться в состоянии постоянной готовности к активной работе. Подобное возможно только при максимальной нагрузке в сфере сценической практи­ки, что в условиях любого творческого коллектива для всехис­полнителей не представляется возможным. Данную проблему способен решить комплекс специальных упражнений, предна­значенный для систематических занятий.

У истоков современного тренинга стояли практические ре­комендации КС. Станиславского. Сейчас это явление представ-


ляет собой обширную совокупность различных технологических подходов к проблеме развития психофизического аппарата акте­ра, в которой выделяют три основные функции: а) подготовка актеров к выступлению; б) развитие знаний, умений и навыков начинающих артистов; в) улучшение здоровья занимающихся.

Согласно цели занятий тренинги подразделяются на разви­вающие, тематические и индивидуальные. Если первые при­званы улучшать какое-либо качество у группы актеров, то вто­рые отвечают за их подготовку к определенному спектаклю, где тема тренинга близка теме спектакля. Современная театральная педагогика широко применяет практику составления индивиду­ального комплекса упражнений. Этот метод выглядит наиболее действенным, поскольку учитывает индивидуальные особенно­сти конкретной личности.

Все виды развивающих тренингов имеют в своем составе приблизительно равное соотношение упражнений, нацеленных на улучшение определенных качеств актера. Усиление одного или нескольких направлений превращает развивающий тренинг в специальный, предназначенный для сутубо специфических целей. Обычная структура развивающего тренажа выглядит та­ким образом:

• упражнения на внимание;

• развитие воображения и фантазии;

• расширение восприятия;

• дыхание и голосоведение;

• мышечная свобода;

• работа в предлагаемых обстоятельствах;

• воспитание живого сценического общения и т.д. Укажем наиболее заметные из перечисленных направлений. Развитие внимания

Для успешного овладения навыками фиксации внимания на определенном предмете, смены объекта внимания в границах из­вестных «кругов», широко применяются популярные медитатив­ные техники или их адаптация к использованию в учебном про­цессе [1].


От фантазии к вчувствованию

Фантазия есть способность человека к моделированию в сознании реальности с существующими и несуществующими предметами и свойствами. В процессе становления личности она играет важную роль. Миф, религия, сказка стоят уколыбели ка­ждого человека и активизируют его мозговую деятельность пу­тем введения новых причинно-следственных связей в осознавае­мую реальность. Актер, специфика деятельности которого со­стоит в существовании по законам художественной действи­тельности в воображаемом мире спектакля, не может обойтись без фантазии.

Отметим несколько блоков упражнений данного направления:

- развитие индуктивнойформы воображения (объект -свойство);

- развитие дедуктивнойформы воображения (свойство -объект);

- метод изменения пространственных характеристик объектав сознании;

- метод измененияпризнака или сущностных особенно­стейпредмета.

- метод вчувствования в объектсостоит в привлечении в себя его признаков и перенесении собственных качеств в изучаемый объект.

Дыхание и голосоведение

Дыхание есть основа жизнедеятельности. Форма жизни и форма дыхания часто взаимосвязаны. Актер обязан уметь работать в разных режимах дыхания. Различные медитативные техники максимально используют способность человека к многообразным типам дыхания и дают возможность их применения в сценических условиях. В области современных методик голосоведения выде­ляют известные методики К. Линклэйтер и С. Берри, а также ме­тодика «фасцинативногоголосоведения»ЮМ. Поздняковой [2, 3].

Мышечная свобода - базовое условие готовности актера к внутреннему перевоплощению. Она достигается введением фи­зических упражнений к указанным выше разделам тренинга.

Современные школы часто включают в это направление комплекс приемов из арсенала АРТ-тренинга М.А. Чехова [4, 5].


Воспитание точности целенаправленного сценического действия актера достигается путем строгого соблюдения усло­вий, описанных в оригинальной технологической разработке П.М. Ершова, касающихся вопросов актерского мастерства и режиссуры: природа и логика действия; логика и техника бес­словесных элементов действия; лепка фразы в логике словесного действия; перевоплощение, переживание и логика действия; ло­гика действия, борьба и сюжет [6, с. 53-285].

Творческий процесс работы с предлагаемыми обстоятель­ствами. У современных театральных школ сложилось отношение к предлагаемым обстоятельствам как к основному принципу и кардинальным условиям существования актера в виртуальной ре­альности сценического произведения. Но единое мнение по дан­ному вопросу пока еще не выработано. Наиболее оптимальной, на наш взгляд, представляется модель нахождения актера в двух кру­гах предлагаемых обстоятельств:

- малый круг есть условие жизни образа;

- большой круг охватывает сферу обитания персонажа с ее пространственно-временными особенностями. Сюда возможно включить также и наиболее общие факторы, определяющие среду (в том числе и атмосферу) художе­ственного произведения.

Внутренняя техника перевоплощения актера основана на органическом существовании в двух кругах предлагаемых об­стоятельств и непосредственно связана с работой его сознания и подсознания. Необходимость задействовать обе сферы во взаи­мосвязи отмечал еще К.С. Станиславский. Современных иссле­дований по проблемам искусства перевоплощения мало, но все они достаточно разноречивы.

В современном отечественном театре сохранились и про­должают продуктивно развиваться три взгляда на процесс пере­воплощения:

• рационалистический (В. Мейерхольд, С. Михоэлс, П. Ер­шов, М Захаров);

• иррационалистический (М. Чехов, А. Васильев, Р. Виктюк);

• синтетический (К. Станиславский, Е. Вахтангов, О. Еф­ремов).


Принимая во внимание все три тенденции, представляем ме­ханизм перевоплощения следующим. Актер в процессе репети­ции из области сознания перемещает информацию об образе в подсознание. Когда все то, что должно находиться в подсозна­нии образа(например: восприятие образом среды - ощущение холода, жары; качества образа - заикание, хромота и т.д.), пере­шло в подсознание актера, а его сознание полностью уяснило цель и логику поведения образа, то процесс перевоплощения возможно считать завершенным. В этой связи необходимо на­помнить об обязательном наличии «контролера» в процессе сце­нического мышления актера. Данная часть его сознания берет на себя функции сохранения личностных качеств исполнителя и контролирует творческий процесс сценического действия.

Если становлением внешней техники перевоплощения (кос­тюм, грим, пластика, характерность речи и т.д.) театральное ис­кусство занимается со времен античности, то проблему развития внутренней техники в начале нашего века поднял К.С. Стани­славский.

Современные театральные технологии значительно расши­рили эту тенденцию. В настоящее время можно выделить шесть основных направлений применения в тренинге различных пси­хотехник, предназначенных для улучшения внутренней техники актерского мастерства.

1) Развивающие упражнения из различных направлений ин­дийской йоги.

2) Техника оздоровительной гимнастики на основе даосско-буддистской системы Цигун[6].

3) Развитие внутренней техники исполнения путем приме­нения методов аутогенной тренировки [7].

4) Методики гештальт-терапии В. Келлера, А. Гефлера и др. [8].

5) Методика «психодрамы» известного современного дра­матурга, писателя и театрального педагога Л. Петрушевской.

6) Стретчинг петербургского театрального педагога А. Кон­стантиновой (современная модификация взрослого тренинга для детей младшего и среднего школьного возраста, где представлен синтез элементов актерского мастерства и хореографии) [9].


Изложенное выше свидетельствует о том, что тренинг есть оп­ределенный прием современной театральной педагогики, повы­шающий эффективность развития психофизического аппарата ак­тера и качественно улучшающий процесс сценического действия.

Список рекомендованной литературы

1. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994.

2. Линкпэйтер К. Освобождение голоса. М., 1993.

3. Берри С. Голос и актер. М., 1996.

4. Чехов М.А. Литературное наследие. М, 1986.

5. Чехов М.А. Об искусстве актера. М., 1999.

6. Мантек Чиа, Хуан Ли. Внутренняя структура тайцзы: тайцзы-цигун., М.-София, 1998.

7. Томас К. Переживание образов. Высшая ступень аутогенной трени­ровки. М, 1994.

8. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотех­нике / Под ред. В.Ю. Баскакова. 2-е изд. М., 1997.

9. Константинова А.И. Стретчинг., СПб, 1993








Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 572;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.