Технология этнохудожественного образованияв условиях региональной культурной политики

Перспективным направлением этнокультурного образования в современных условиях стали технологии этнохудожественного образования. Этнохудожественное образование представляет со­бой процесс и результат освоения традиционной художествен­ной культуры, В настоящее время существенно возрастает роль самобытных национально-культурных и культурно-историче­ских традиций, сложившихся в различных регионах страны как одного из факторов преодоления острых духовно-нравственных, межэтнических, экологических и других проблем общественного развития. Об этом свидетельствуют такие важнейшие государст­венные документы, как федеральная программа «Развитие и со­хранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 гг.), «Национальная доктрина развития образования в Рос­сии» и «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», принятые в 2000 г. Выдвинутые в этих документах задачи приобретают особую значимость на международном Зфовне, в свете ряда документов ЮНЭСКО (прежде всего «Реко­мендации о сохранении фольклора» (1989 г.). а также осуществ­ляемых под эгидой этой организации в России ряда проектов и программ по сохранению самобытных культур народов нашей страны и шедевров народного творчества, а также по поддержке этнохудожественного образования как важнейшего канала трансляции ценностей народной культуры в современное миро­вое сообщество.

Существенное значение приобретает изучение традиционной культуры конкретной территории. В последние годы в ряде ре­гионов России (Белгородском, Тверском, Нижегородском и др.) были разработаны и внедрены комплексные программы возрож­дения народной художественной культуры, нацеленные, в ко­нечном счете, на реализацию ее богатейшего педагогического потенциала. Выдвинутые задачи воспитания и развития детей, подростков и других групп населения на основе высших духов­но-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в произве­дениях народного творчества, в различных традиционных фор-


мах празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуры, харак­терных для того или иного региона, приобретают в современных условиях особую социально-культурную значимость. Их реше­ние осуществляется на основе интеграции деятельности соци­ально-культурных и образовательных учреждений по выявле­нию, сохранению и передаче новым поколениям старинных об­разцов народного творчества, знаний и опыта народных масте­ров, а также по подготовке специалистов в области народной ху­дожественной культуры. Этому способствует введение в учеб­ные планы образовательных учреждений в качестве региональ­ного компонента таких дисциплин, которые позволяют знако­мить учащихся с традиционной художественной культурой род­ного края, с различными видами и жанрами народного творчест­ва. Сохранению и распространению самобытных региональных этнохудожественных традиций способствует и деятельность фольклорных ансамблей, студий народного декоративно-приклад­ного творчества, школ народных ремесел, развивающихся в культурно-досуговых учреждениях и центрах дополнительного образования.

При этом необходимо подчеркнуть, что в сложных условиях социально-культурной дезинтеграции сохранение национально-культурного своеобразия различных регионов не противоречит идее создания целостного культурного пространства России в том случае, когда освоение региональной художественной куль­туры осуществляется в контексте лучших общероссийских тради­ций, как часть культуры России. Недавние социально-политические преобразования в России, нацеленные на преодоление дезинтегра-ционных процессов и предусматривающие создание крупных ад­министративно-экономических округов, ориентируют социально-культурную политику в регионах на гибкое сочетание в ней об­щенациональных и локальных интересов.

Особое значение в региональной социально-культурной по­литике приобретают задачи развития этнохудожественного обра­зования с учетом особенностей истории данного региона, этни­ческого состава его населения, распространенности тех или иных религиозных конфессий, традиций этнопедагогики и художест­венного образования, своеобразия традиционных форм сельского


и городского быта, а также классического художественного на­следия,

В таком широком контексте традиционная народная художе­ственная культура региона предстает как сложное социально-культурное явление, взаимосвязанное со многими исторически­ми пластами и современными сферами жизни общества, а этно-художественное образование - как один из факторов социально-культурного развития личности и социальных групп.

Вместе с тем, в развитии этнохудожественного образования на основе социально-культурных традиций региона имеется не­мало проблем. Среди них - недостаточная разработанность содержания регионального компонента этнохудожественно­го образования, слабое отражение в нем национальных традиций в истории художественной жизни различных сословий и религи­озных конфессий, отсутствие необходимой преемственности и взаимосвязей между содержанием этнохудожественного образования в различных образовательных учреждениях и развитием этнохудожественного творчества в культурно-досуговых учреждениях.

В Положении о государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (от 12.08.1994; № 940) региональный компонент определяется как содержание основ­ных профессиональных образовательных программ, отражающее региональные особенности подготовки специалистов.

Реализация регионального компонента в учебном процессе может быть вариативной и проявляться в распределении и лока­лизации краеведческих проблем в отдельных темах предметов гуманитарного и эстетического циклов, на разных этапах обуче­ния с последующим обобщением на межпредметной основе; в разработке и внедрении единого многоаспектного курса; во вве­дении специфических предметных курсов (спецкурсов) по худо­жественному и этнохудожественному краеведению.

При этом и качестве методологических задач выступают:

• разработка концепции, принципов отбора и интегрирова­ния краеведческого содержания в контексте с содержанием го­сударственного образовательного стандарта;

• создание оптимальных вариантов программ;


• выбор активных форм и методов обучения и контроля знаний;

• целенаправленная подготовка (повышение квалификации) учителей.

Содержание регионального компонента этнохудожественно-го образования должно способствовать:

• раскрытию перед учащимися исторических основ разви­тия народной художественной культуры региона;

• усвоению ведущих идей, основных понятий и научных фактов о народной художественной культуре;

• привитию любви к традиционному народному искусству;

• воспитанию активно-эстетического отношения к произ­ведениям и традициям народной художественной культуры;

• развитию художественно-творческих способностей;

• формированию мотивации к работе по позитивному пре­образованию сферы народной художественной культуры.

Национально-региональный компонент содержания этно­культурного образования развивается и обновляется по мере воз­никновения и заявления новых образовательных потребностей и обеспечивается многообразием образовательных программ; мно­гообразием типов образовательных учреждений; развитием обра­зовательных комплексов, включающих различные формы пред­ставления образовательных услуг, службы и центры, собирающие информацию об образовательных запросах населения, научно-исследовательские коллективы, обеспечивающие развитие этно­культурного образования, различные типы ассоциаций и объеди­нений образовательных учреждений; дифференциацией системы этнокультурного образования на уровне учебных планов образова­тельных учреждений и комплекса программ развития субрегионов.

Использование художественно-краеведческого материала создает оптимальные условия для реализации в воспитательном процессе принципов наглядности, доступности, связи с жизнью. В результате в памяти обучаемого сохраняются наиболее значи­мые и ценные сведения о культурных традициях родного края, что в конечном итоге способствует воспитанию «духовной осед­лости» (Д.С. Лихачев) ученика.


Преемственная многоуровневая региональная система худо­жественного воспитания на основе традиций русской культуры должна включать в себя четыре звена - дошкольное; общее среднее и дополнительное: среднее профессиональное; высшее и поствузовское образования. Каждое из звеньев имеет свои цели и свою направленность подготовки.

Первое звено - дошкольного этнохудожественного образо­вания - ориентировано на освоение ребенком элементов тради­ционной народной художественной культуры региона на обы­денном представленческомуровне. Художественная деятель­ность на этом уровне ограничивается репродуктивным овладе­нием элементарными навыками и художественными приемами, выработкой оценочных суждений относительно изучаемого ма­териала и творческую самореализацию дошкольников, основан­ную на повторении эстетических образцов.

По целям и содержанию учебно-воспитательного процесса переходным от первого звена системы ко второму является этап начального образования (младший школьный возраст).

Второе звено - общего среднего и дополнительного образова­ния - представляет собой понятийныйуровень освоения регио­нальных традиций русской культуры и направлен на формирование целостной системы знаний и развитие навыков анализа, обобщения и критической оценки явлений и процессов в региональной сфере народной художественной культуры.

Художественная деятельность в этом звене подготовки на­целена на овладение элементарными технологическими навыка­ми в области народной художественной культуры, позволяющи­ми с высокой эффективностью копировать, иллюстрировать (в сценическом и выставочном варианте) и преобразовывать изу­чаемые образцы, а также самостоятельную творческую деятель­ность (в том числе и исследовательскую этнографическую), ос­нованную на художественных традициях региона.

Третье звено - структуры среднего профессионального обра­зования, представляет собой мировоззренческий уровень ус­воения региональных традиций народной художественной куль­туры. Этот уровень предполагает знание основных концепций, закономерностей, научных идей и фактов относительно регио-


нальных особенностей традиционной русской культуры. Уча­щиеся должны овладеть навыками поиска и получения инфор­мации о традициях и тенденциях развития народной художест­венной культуры региона, профессиональными навыками иллю­страции обнаруженной информации и умениями выявить и сис­тематизировать проблемы, относящиеся к процессам возрожде­ния этнокультурных традиций и этнохудожественного воспита­ния на региональном уровне.

Художественная деятельность в этом звене характеризуется развитыми технологическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими не только копировать эталонные образцы, но и осуществлять профессиональную рефлексию, оценочно-аналити­ческую деятельность, а также самостоятельную творческую реа­лизацию замыслов в сфере народной художественной культуры.

Четвертое звено - звено высшего и поствузовского образо­вания. Оно представляет собой концептуальныйуровень ос­воения региональных этнохудожественных традиций. Этот уро­вень предполагает структурирование и систематизацию инфор­мации по проблемам региональных традиций русской культуры, воспитание навыков формулирования концепций, идей, гипотез, а также генерирование новых идей или проектной деятельности, основанной на интеграции и адаптации научной информации к социально-культурным условиям региона.

Это звено образовательной системы отличается высоким уровнем деятельностной креативности и аккумулирует различ­ные проявления художественного и научного творчества, педа­гогического проектирования, творчества в сфере организации и управления народной художественной культурой и творчество в сфере социальных коммуникаций.

На решение сложной проблемы создания в регионе преемст­венной системы этнохудожественного образование было направле­но осуществленное в течение нескольких лет под руководством профессора Московского государственного университета культуры и искусств Т.И. Баклановой исследование. Оно выполнено в рамках комплексной межвузовской программы на тему «Преемственная система этнохудожественного образования» и реализовано на тер­ритории Тамбовского региона. Тамбовский регион представляет


собой уникальную социально-культурную среду, географически совпадающую с Тамбовской губернией, в состав которой входи­ли территории, относящиеся сейчас к Тамбовской, Липецкой, Воронежской и Рязанской областям (Центральный регион), а также Нижегородской, Пензенской областям и республике Мор­довия (Поволжье). Поэтому традиции художественной культуры Тамбовщины очень многообразны. Они не ограничиваются ау­тентичным фольклором представителей различных этносов. Так, несколько последних веков русский фольклор частично разви­вался здесь во взаимосвязи с городским любительским искусст­вом, а также с русской православной художественной традицией. В рамках исследования было разработано соответствующее методическое и дидактическое обеспечение, осуществлено внедре­ние регионального содержания в практику этнохудожественнои подготовки образовательных учреждений различного типа и уров­ня. Осуществленный мониторинг учебно-воспитательного процесса и тестирования участников экспериментальных групп свидетельст­вует о высокой эффективности педагогической технологии регио­нального этнохудожественного образования, способствующей су­щественному росту качества подготовки по когнитивному, эмоцио­нальному, мотивационному и деятельностному компонентам.


 








Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 1007;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.