Особенности применения театральных технологий в социально-культурной сфере

Театр как синтетическое искусство в многоуровневом процессе воспитания личности

Общеизвестно значение игры для овладения ребенком ос­новных навыков общения с предметами окружающего мира. В истоке ее природы лежит способность человека к подражанию. Подражание есть необходимое условие моделирования любого фрагмента действительности. В театре стремление к правдопо-


добному моделированию бытия захватывает исполнителя и спо­собствует явлению вчувствования в образ другого. Таким обра­зом, театральный процесс углубляет познание мира, расширяет границы информационного восприятия и осознания реальности. Участники сценического действия приобщаются посредством театрального искусства к сокровищам мировой культуры в об­ласти литературы, музыки, хореографии, живописи, скульптуры, а также истории, этики, психологии, логики и т.д.

Все это должно стать благотворной средой для духовного питания развивающейся личности. Кроме этого, театр приучает к систематическому, целенаправленному труду, который часто бывает вознагражден успехом, что стимулирует участника творче­ского коллектива к дальнейшему самосовершенствованию [1,2].

Значение театра в процессе воспитания и образования труд­но переоценить. Этим объясняется активный процесс включения в общеобразовательную программу средней школы определен­ных театральных дисциплин (игрового тренинга, актерского мастерства и элементов режиссуры, культуры речи, грима, сце­нического движения, вокала, хореографии, литературного твор­чества и т.д.). Более 15 лет в школе №2 г. Тамбова длится экспе­римент по функционированию классов с углубленным изучени­ем основ театрального искусства. Необходимо отметить значи­тельный результат повышения интеллектуального и культурного уровня учащихся, углубления их мировосприятия и мировоззре­ния, повышения гибкости психического аппарата, что дает воз­можность достаточной стабилизации поведения в стрессовых си­туациях, расширения способности не только к формально­логическому, но и к образно-ассоциативному мышлению.

Все это говорит о том, что театр является средством и мето­дом многоуровневого воспитания и образования личности.

Массовая культура и театральное искусство - две моде­ли постижения реальности

Современная массовая культура есть феномен общественно­го сознания, базирующийся на потребности части населения в определенного рода культурных ценностях. Проблемам массо­вой культуры посвящают свои исследования социальные психо­логи, философы, культурологи, представители молодежных ор-


ганизаций и бизнеса. Мы отметим лишь те черты этого явления, которые непосредственно связаны с направлением настоящего рассуждения. Массовая культура охватывает, в основном, моло­дежную среду. Здесь она выглядит условием создания различных коммуникаций, в том числе и экономических. Унификация взглядов порождает единообразие потребностей и спроса, что влечет за собой определенную стабильность на потребительском рынке. Бизнес и массовая культура находятся в состоянии тесно­го взаимодействия.

Сейчас массовое сознание проходит этап «компьютериза­ции». Это выявляется в увеличении способности оперировать од­новременно с несколькими объектами (предметами) мышления. Однако как следствие уменьшилась возможность качественного определения оперируемых предметов, Это нарушение повлекло за собой уменьшение способности к классификации различных цен­ностей. Подобная тенденция может привести к деградации лично­сти, поскольку отсутствие четкой шкалы ценностей неизменно приводит к исчезновению цели и стимула деятельности человека.

Искусству, как уже было сказано выше, чужды проявления массового однообразия. Наоборот, участник творческого процес­са ощущает многогранность мира, что способствует разносто­роннему развитию его личности. Театральное искусство обеспе­чивает процесс самовыражения личности, создает условие ее це­лостного и активного существования.

Искусство как причина коммуникаций

Театральное искусство представляется нам путем и средст­вом многоуровневого общения. Оно объединяет людей посред­ством приобщения к культурным ценностям, заключенным в сценическом действии.

Многие уровни коммуникации были отмечены нами в таблице создания спектакля (драматург - пьеса - режиссер - театральный коллектив - спектакль - зритель. См. подробно табл. №1). Каж­дый из выявленных элементов может быть разложен на несколь­ко элементарных видов коммуникаций, например, «зритель». Он пришел на спектакль, поскольку услышал о его успехе, в процес­се спектакля зритель совместно с остальной публикой составляет


новую модель общения и может передать свое впечатление бу­дущим зрителям и т.д.

Иными словами, театр объединяет людей, помогает их ин­формационным обменам, оказывает позитивное воздействие на условие их существования. Театральное искусство видится од­ним из выражений социальной природы человека.

Театральная действительность с точки зрения разнооб­разия мировоззренческих позиций и стереотипов поведения

Виртуальный мир спектакля есть многократное художест­венное отражение действительности, который часто носит инди­видуальный (субъективный) характер (см. табл. №1). Погруже­ние в него некоторого количества людей ведет за собой знаком­ство их с новыми формами мировосприятия и миросозерцания. Кроме этого сценическое действие есть, в определенной мере, коррекция индивидуального сознания сознанием общественным. Причем, данный процесс касается всех реальных участников творческой коммуникации - и зрителя, и актера, и режиссера, драматурга, художника и т.д.

Мир, развиваясь, предлагает новые формы бытия, принятие которых требует уничтожения старых стереотипов и воздвиже­ния новых.

Процесс развития мира и человека бесконечен, следователь­но, последний должен быть готов к расширению своего созна­ния, включением в мировоззрение новых качеств, связей, отно­шений и моделей проведения. Современные театральные техно­логии призваны помочь в этом людям.

Список рекомендуемой литературы

1. Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний: руковод­ство по театральной и паратеатршгьной психологии. М., 1998.

2. Вильсон Г. Психология артистической деятельности: таланты и по­клонники / Пер. с англ. М., 2001.


Вопросы и задания

1.Опираясь на историю театрального искусства, обоснуйте причины появления технологических подходов к созданию спектакля.

2. Поясните, почему за две с половиной тысячи лет существования теат­ра так и не создано универсальной технологии производства сцениче­ского представления, гарантирующей успех зрителей. Возможно ли ее создание сейчас?

3. Расскажите о задачах и специфических функциях актерского тренинга.

4. Объясните назначение определенных разделов развивающего тренинга.

5. Исходя из предложенной схемы создания спектакля (см. табл.1) ука­жите на технологические особенности этого процесса.

6. Подумайте: зачем нужны современному спектаклю оригинальные ре­жиссерские приемы? В каких еще видах искусства применяются ре­жиссерские технологии?

7. Перечислите основные формы режиссерской подачи информации в спектакле («языки» режиссуры). Проанализируйте любой виденный Вами спектакль с этой точки зрения.

8. Поразмышляйте: зачем зритель приходит в театр? Чем технологически отличаются контакты зрителя (посетителя) с театром, кино, телевиде­нием, спортивными состязаниями, рестораном, сауной, рынком и т.д.?

9. Каковы, на Ваш взгляд, позитивные моменты влияния театрального искусства на людей? Подумайте, возможно ли негативное влияние те­атрального искусства (или искусства вообще) на человека? Если «да», то при каких обстоятельствах?

10. Укажите отличительные черты технологий в сфере актерского мас­терства, режиссуры и театральной педагогики. С применением каких технологических приемов, указанных выше, Вам приходилось стал­киваться в повседневной жизни (учеба, СМИ, общение и т.д.).


Глава XIII









Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 844;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.