Многоуровневой системы образования
Большую роль в проведении этнокультурной политики региона могут выполнить многоуровневые системы образования, включающие в себя школы, различного типа средне-специальные учебные заведения и вузы, систему дополнительного образования. «Они должны готовить специалистов, способных к реализации национально-регионального компонента содержания образования», - отмечает Л,П. Карпушина, подчеркивая тот факт, «что профессиональная подготовка учителей музыки, готовых к культурно-просветительной и педагогической деятель-
ности в сфере национальной музыкальной культуры, отстает от потребностей региона и требует последовательной регионализации профессионального образования будущих учителей музыки в современных социокультурных условиях».
Истинное сотворчество, взаимодействие исполнителей и зрительской аудитории основаны на достаточно глубоком знании народного педагогического опыта и национальных музыкальных традиций, уверенном владении языком музыкального искусства, методикой работы в семейной среде, с различными возрастными и социальными группами населения.
Бережное сохранение и развитие национальных традиций позволит, по нашему мнению, преодолеть многие проблемные ситуации, сложившиеся сегодня в музыкальной культуре, в частности отчуждение значительной массы подростков и молодежи от творчества за счет удовлетворения их музыкальных потребностей через восприятие так называемой «кассетной» музыки, преобладание репродуктивных методов и приемов в работе музыкальных коллективов.
Народное творчество служит, в известном смысле, образцом для профессионалов. Сближаясь в современных условиях с профессиональным искусством, оно превратилось в одну из составных частей национальной культуры.
В учебном процессе в группах музыкальных специализаций уместно и педагогически оправдано обобщение и широкое использование опыта проведения крупномасштабных мероприятий, праздников в честь известных народных исполнителей, областных и районных смотров и конкурсов.
Такого рода мероприятия позволяют более комплексно, фундаментально решать задачу этнокультурного образования и воспитания. Используя все лучшее в накопленном опыте, необходимо обеспечить организацию и проведение крупных музыкальных мероприятий, которые вызывают активный интерес зрительской аудитории.
Особенно плодотворен здесь тематический подход, когда тот или иной музыкальный праздник, смотр, конкурс проводится под определенным девизом, привлекает своей актуальной темой исполнительские силы и публику, а не сводится к отчетным кон-
цертам и сборным программам, лишенным конструктивного ведущего начала.
С 1981 года на Тамбовщине проводится музыкальный фестиваль имени СВ. Рахманинова, имеющий статус международного. Наряду с профессиональными музыкальными коллективами и видными исполнителями мирового уровня в фестивале принимают участие студенты, учащиеся музыкальных отделений учебных заведений г. Тамбова. Значимость такого вида деятельности студентов не вызывает сомнений. Они не только перенимают исполнительский опыт, но и сами, в условиях концертной деятельности, закрепляют навыки артистизма, выразительного исполнения, осознанного восприятия музыкальных форм.
На многих массовых театрализованных праздниках, фестивалях, ярмарках городов и районов региона студенты выступали в качестве сценаристов, режиссеров, их помощников и исполнителей.
Непрерывность, последовательность и преемственность в музыкальном воспитании, в освоении и использовании народного музыкального опыта и традиций, вовлечение в этнологическую поисковую деятельность населения, студентов относятся к числу важнейших на современном этапе.
В этом плане интересно сотрудничество студентов, учащихся и преподавателей многоуровневой системы подготовки ТГМПИ с городским клубом гармонистов. Возглавляет клуб профессиональный музыкант, преподаватель музыкального училища (второй уровень образовательной системы) В.А. Огурцов, который разработал авторскую цифровую методику обучения игры на русской гармонике.
Состав клуба разновозрастной (от 15 до 70 лет). Всего в клубе 23 человека. Это представители разных профессий: водители, строители, работники инженерно-технических специальностей, учителя, а также учащиеся, студенты и пенсионеры.
На заседаниях клуба лучшие тамбовские гармонисты (Александр Маняхин, Анатолий Подкользин, Виктор Ульев, Владимир Домашев, Виктор Ванин) делятся «секретами» исполнительского мастерства на гармонике, своим музыкальным опытом, устраивают исполнительские состязания. За годы своего существования городской клуб гармонистов создал не одну концертную
программу. Выступления тамбовских гармонистов пользуются успехом не только у жителей Тамбовщины, но и в соседних регионах С успехом прошли выступления гармонистов на Всероссийских и региональных фестивалях-конкурсах в городах Владимире, Ярославле, Иванове, Липецке.
Заслуживает внимания этномузыкальная поисковая деятельность музыкантов. Их усилиями в первозданном виде восстановлены «Тамбовская мотаня», «Тамбовская кадриль» и др. народные произведения. Эта большая и кропотливая работа вбирает в себя изучение и освоение исторического прошлого своего края, изучение, сохранение, передачу и всяческую популяризацию русской гармоники, праздничной обрядности, собирание и запись современных частушек и другие элементы.
Национальные музыкальные традиции, секреты народного музыкального исполнительства не могут и не должны оставаться достоянием только старшего поколения. Они являются тем замечательным национальным явлением, к которому следует привлечь внимание учащихся, студенческой молодежи.
Ориентация на возрождение и развитие национальной культуры предполагает учет целого ряда фундаментальных идей, положений и исходящих принципов, вытекающих из существа народных традиций.
Педагогический процесс, как известно, по своей природе не всегда легко поддается современным инновациям. Его сложившийся за многие годы традиционный консерватизм часто не в состоянии охватить бесконечное многообразие народного музыкального опыта и приспособиться к тем новым динамичным процессам, которые наблюдаются сегодня в содержании современного самодеятельного музыкального искусства.
Современные исследователи музыкальной педагогики рассматривают его обобщенно, в виде неких абстрактных тенденций, закономерностей и явлений. «А можно делать это, - как отмечает В. Горлинский, - на примере того или иного «живого», реально действующего музыкального учебного заведения». Нам второй путь представляется более продуктивным, интересным и поучительным.
Происходящие в настоящее время процессы обновления социально-экономической и духовной жизни Тамбовщины требуют более взыскательно и критически подходить к отбору учебного репертуара, анализу, изучению и обобщению в нем национальных музыкальных традиций, их утверждению и обогащению в процессе теоретических и репетиционных занятий.
По своему содержанию народные традиции располагают большими возможностями для активного воздействия на социально-педагогическую подготовку студентов. Взятые в совокупности, они объективно ставят будущего специалиста перед необходимостью поиска и конструирования новых социальных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений в сфере досуга.
Наша идея непрерывности в освоении и использовании народных традиций основывается на преемственности усилий педагогов и культурно-досуговых учреждений, на наиболее полном и эффективном использовании воспитательного потенциала национальных обрядов, конкурсов и, конечно, игр, поскольку народ издавна предпочитал коллективные формы досуговой деятельности с обязательным наличием игровых элементов.
Возрождение музыкальных традиций, в отдельных случаях их реанимация (оживление), укрепление и развитие, - довольно длительный, многотрудный, противоречивый процесс. Так, социально наиболее мобильная часть населения - молодежь - часто вырывается вперед, образуя различные неформальные объединения в сфере музыкального фольклора.
Однако это скорее возрождение формы и лишь в исключительных случаях раскрытие подлинного существа народных музыкальных традиций.
Тяга определенной части городского и сельского населения к объединению в семейные и массовые музыкально-фольклорные группы, общности, движения, клубы - одно из свидетельств в пользу разомкнутое™, открытости стихийно складывающегося процесса возрождения национальной музыкальной культуры. Одновременно это и показатель возросшей тревоги старшего поколения об утрате традиционных духовных ценностей
В масштабе каждого социума - тамбовского села, города, района необходимо в разумных пределах внести в это движение
организующее начало. Затухание семейных, групповых «обще-селенческих» (мирских) традиций происходит не одновременно на всех уровнях.
Знание конкретной социально-культурной ситуации на территории области, района, выявление потенциальных очагов возрождения традиционных форм музыкального исполнительства, верный выбор приоритетов в разработке праздника, обряда, ритуала - одна из исходных, принципиально важных предпосылок. Эта посылка предполагает учет специфики традиций национальных культур, представленных в регионе.
Социально-активные субъекты из числа носителей конкретных народных традиций - семейные ансамбли, талантливые музыканты-исполнители от мала до велика нуждаются в постоянной организационно-методической и материальной поддержке.
Вместе с тем, при превращении камерной любительской формы в более широкую, массовую, необходимо более активно использовать имеющиеся учреждения дополнительного образования, помещения школы в вечернее время и т.д. Сказанное еще раз подтверждает вывод о целесообразности поиска массовых, коллективных форм популяризации народного музыкального творчества.
Руководителю музыкального коллектива необходимо научиться чутко улавливать и отслеживать местные социально-культурные инициативы, исподволь вносить в стихийно возрождающиеся групповые и массовые досуговые праздники и другие формы не только созвучную им музыкальную основу, но и зерна традиционной народной обрядности.
В современной учебно-воспитательной работе нередко делают акцент на «лобовые», прямые способы педагогического воздействия на эстетические вкусы и интересы молодежи. Это, в сущности, тупиковый путь развития народных музыкальных традиций. Следствием этого является то, что жизненный народно-музыкальный досуговый опыт старших поколений остается зачастую невостребованным современной молодежью. Необходимо всемерно стремиться к снятию такого рода преград.
От педагога-организатора музыкального самодеятельного творчества требуется гибко, умело, с помощью организованных
форм общения сделать этот народно-музыкальный опыт старших доступным, увлекательным и интересным для молодого поколения.
Это умение граничит с мастерством В ходе преподавания специальных дисциплин на музыкальных отделениях есть возможность смоделировать и последовательно реализовать те или иные варианты использования народных музыкальных традиций в практике культурно-досуговой деятельности, проверить их эффективность. Эти варианты должны соответствовать конкретному виду микрорайона: малому селению, рабочему поселку, малому городу, микрорайону в среднем и крупном городе типа областного центра.
Опыт лучших музыкально-педагогических вузов России указывает на необходимость распространения и разъяснения национальных музыкальных традиций в ходе изучения не только специальных дисциплин, но и отдельных предметов гуманитарного цикла.
Во время практических занятий целесообразно апеллировать к опыту и традициям семейного окружения каждого студента, на опыт его бабушек, родителей, старших братьев и сестер. В этом случае у молодых людей психологически закрепляется более сильная потребность во внутрисемейном общении. Это не только создает важную психолого-педагогическую предпосылку для возрождения народно-музыкальных традиций, но и пробуждает интерес к собственной родословной семьи, к прошлому своего рода.
Существует несколько сложившихся направлений реализации этнокультурного компонента в системе музыкального воспитания детей, подростков, взрослого населения.
Важнейшие из них:
• создание общедоступных любительских коллективов по обучению игре на народных музыкальных инструментах;
• массовое музыкальное просвещение народа, широкая пропаганда народных музыкальных инструментов и народной песни с помощью концертных программ, лекций-концертов;
• постановка театрализованных музыкальных представлений и шоу-программ, воссоздающих народные обряды, игрища, обычаи на основе музыкального фольклора.
Попытаемся выделить некоторые основные принципы, на которых основывается сегодня разработка и реализация этнокультурных образовательных технологий.
Первый, бесспорно, - обеспечение единства общегуманитарной и специальной профессиональной подготовки студентов, направленной на углубление этнологического и этнопедагогиче-ского образования специалистов, включая и овладение культурологией, историей и современной практикой национальной и мировой музыкальной культуры.
Следующим принципом следует назвать неразрывную органическую связь учебного процесса с фольклором, предусматривающую включение студентов в работу по сбору фольклора, постоянное обогащение учебного репертуара за счет привлечения в него лучших образцов народного исполнительского творчества.
Третий принцип формулируется нами как наличие активной творческой позиции преподавателя и студента, которая требует от них умения с помощью педагогических методов и технологий находить нестандартные подходы к изучению, оценке и развитию народной музыкальной культуры.
Таким образом, система подготовки студентов к профессиональной деятельности приобретает целенаправленный этнокультурный характер, органически соединяет в себе художественно-творческий и музыкально-просветительный аспекты.
Изложенные в данном разделе пособия подходы есть некоторого рода ориентиры для преподавателей и студентов вузов и училищ культуры в развитии этнокультурного регионального компонента. Вне всякого сомнения, существует и масса других, не упомянутых нами моментов, форм, средств и методов организации учебных занятий, нуждающихся в безотлагательном изучении, анализе, содержательном наполнении и так далее. Их рассмотрение необходимо и возможно в конкретных рамках тех или иных задач этнокультурного образования будущих специалистов художественно-творческого профиля.
13.4. Технологические приемы организации практики
студентов творческих специализаций с учетом
этнокультурных особенностей региона
Социально значимое взаимодействие множества людей и групп в сфере культуры открывает благоприятные возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения студента-практиканта, связанного с изучением условий, необходимых для расширения образовательного пространства, межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией.
Не случайно само определение понятия «социально-культурная деятельность» в научной литературе трактуется как непрерывное взаимодействие социальных субъектов и партнеров в сфере культуры».
Отсюда следует, что как категории «социум» и «культура», так и понятия «этнос» и «культура» существуют в тесной взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодополнении, что в любом этнокультурном явлении всегда присутствует человек как полномочный представитель национальной культуры, демонстрирующий уклад жизни своего народа, его традиции, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности.
Мы исходим из положения о том, что важное предназначение этнокультурных образовательных технологий состоит в создании системы социальных контактов учащихся, студентов, надежных способов их вступления в равноправный диалог с ино-культурным окружением.
Социальные контакты на уровне отдельной личности, группы учащихся, коллективов учебных заведений являются источником и средством полноценной культурной жизни, социального взаимодействия, преодоления коммуникативных барьеров, ограничивающих доступ будущих специалистов к социально значимой информации.
Дискуссии и «круглые столы», выездные занятия и краткосрочные стажировки студентов-практикантов, деловые игры и проигрывание конкретных ситуаций - все эти активные методы, составляющие ядро, основу образовательных технологий, помогают студентам-практикантам включаться в сети культурных
коммуникаций, новые круги общения, устойчивые контакты с различными любительскими сообществами, участниками художественно-творческих коллективов.
Коммуникативная ситуация всегда проблемна. «Стремление к общению возникает там, где человек испытывает определенное затруднение: налицо потребность и сформировавшиеся мотивы к действию, но достичь желаемой цели в одиночку, без помощи других людей он не в состоянии», - отмечает Ю.А. Стрельцов. «Так возникает коммуникативная интенция, то есть стремление вступить с кем-то в контакт, наладить связь и взаимодействие», -заключает ученый.
Упорядочение и развитие социальных контактов студентов и превращение их в систему продуктивных воздействий обеспечивается только через культурологические компоненты, «через культуру как феномен, вбирающий в себя нормы, ценностии образцы достойного поведения человека в социуме».
В основу системы подготовки студентов к производственной практике нами предлагается включить цикл ((круглых столов», практических конференций и выездных занятий-стажировок.
В методическую разработку «круглого стола» в качестве основных пунктов входят: тема ((круглого стола», цель его проведения (как правило, выработка более или менее единых взглядов и позиций по практическому вопросу): программа ((круглого стола» (темы основных докладов, перечень основных проблем, совокупность вопросов для обсуждения и т.п.); методологические советы по организации работы со студентами перед проведением «круглого стола» и в процессе его проведения, литература по теме «круглого стола» и по методике его организации и проведения.
В методической разработке студенческой практической (или учебно-практической) конференции обязательными элементами являются тема конференции, цель ее проведения, тема основного доклада, вопросы (проблемы для сообщений), методические советы по подготовке и проведению конференции и литература.
Методическая разработка выездного занятия со студентами на объекте этнопедагогической практики включает в себя: тему выездного занятия, цель его проведения (как правило, ознакомление с опытом, встреча и беседа с педагогом), программу действий сту-
дентов в ходе выездного занятия, методические советы организатору выездного занятия, литературу для студентов в интересах активизации их деятельности в процессе выездного занятия.
В рамках предлагаемого обучающего комплекса выездные занятия проводятся на базе учебных заведений и учреждений культуры (музыкальных и общеобразовательных школ, Домов культуры, музеев, сельских клубов и т.п.) Они, по существу, тоже являются дидактическим элементом обучения на конкретном материале. Но нужный эффект здесь достигается только в том случае, если занятие имеет не общеознакомительный характер, а четкую тематическую направленность, методически правильно организованную.
Целью такого занятия, как правило, является изучение положительного и отрицательного опыта. В качестве основных методов сообщения знаний при этой форме обучения используются рассказ и показ. Сочетание этих методов повышает степень доходчивости и убедительности изложения учебно-практического материала.
Наиболее важным фактором здесь можно назвать непосредственный контакт студентов с коллегами, педагогами-музыкантами, работниками культуры, участниками самодеятельности, которые имеют возможность поделиться своим опытом.
Благодаря этому, участники выездного тематического занятия могут глубже проникнуть в суть реализованных коллегами новаций, уяснить пути приложения этого опыта в собственном учебном процессе и в будущей профессиональной деятельности.
Немаловажными для всех участвующих на таком занятии остаются вопросы: с какими трудностями приходилось и приходится сталкиваться при руководстве студией, оркестром или ансамблем народных инструментов? Что из специфических условий народного творчества следует учесть? Каких ошибок нужно избегать в процессе освоения опыта и традиций народных музыкантов?
Если занятие проводится на выставке, в городском краеведческом музее, библиотеке, парке, где специально для выездного занятия создается соответствующая тематическая экспозиция, то его организатор обеспечивает присутствие представителя учреждения - экспонента, которому можно было бы адресовать инте-
ресующие студентов вопросы. Это повышает практический интерес к изучаемому материалу, вносит активный элемент в познавательную деятельность, усиливает коммуникативную интенцию.
В конце занятия, как обычно, проводится обмен мнениями по тому, что удалось увидеть, услышать и воспринять на выездном занятии. Основными пунктами обсуждения являются:
• общая оценка значения формирования и реализации музыкально направленных досуговых программ в Доме музыки (объект выездного тематического занятия);
• практический анализ положительных и отрицательных сторон этого опыта;
• возможности его заимствования и распространения в практике работы социального педагога, руководителя музыкального самодеятельного коллектива.
Как мы видим, эта форма, как и предыдущие, способствует улучшению профессиональной и этнопрофилированной подготовки студентов музыкальных отделений. Расширяются рамки этой подготовки, а в ходе накопления позитивного опыта обобщения и ее содержательные аспекты. Возможны разнообразные схемы проведения выездного занятия.
Одной из эффективных форм является выездное занятие со специальными индивидуальными заданиями для студентов типа: провести музыкальную викторину для взрослых, детскую музыкальную почту, музыкальное «поле чудес» и т.д.
В данном случае формируются необходимые качества менеджера, продюсера разнообразных музыкальных программ.
Студент представляет коллектив, организует его на изучение конкретной обстановки на основе местного материала, принимает коллективное решение, которое должно отражать точку зрения всех участников занятия, создает по данному вопросу (заданию) дискуссионную обстановку в части обмена знаниями и опытом между всеми присутствующими на занятии. При этом, что особенно важно, в результате занятия обнажаются проблемы конкретного музыкального коллектива, вырабатываются рекомендации по их эффективному решению.
По сути дела, группа на тематическом выездном занятии выступает в роли коллективного организатора-менеджера музыкаль-
ной программы (обучающей, познавательной, развлекательной). Это в значительной степени усиливает интерес к занятию, обогащая в творческом и организаторском отношении его участников.
Полезна и плодотворна во время выездной практики различная по срокам (1-2 недельная, месячная) стажировка в Доме культуры и других лучших в творческом плане учреждениях культуры. И здесь важен столь необходимый крен в сторону этнически направленного профессионализма.
В целях имитации живого моделирования конкретных ситуаций, в которых довольно часто находится музыкант-педагог, в предлагаемый нами обучающий комплекс включены ситуативные, ролевые и другие разновидности деловой игры.
В методическую разработку деловой игры входят следующие обязательные элементы, без которых, практически, невозможно проведение самой игры в студенческой учебной группе: тема деловой игры; цель ее проведения (как правило, отработка определенного элемента деятельности педагога, привитие ему необходимых навыков и умений); исходные данные, ситуации и условия проведения деловой игры; методические советы по организации деятельности участников игры (в соответствии с заданными ролями); примерные варианты задач, возможных расчетов для их решения и сами решения для активизации работы участников деловой игры; литература (по теме деловой игры и по методике ее проведения).
Широкое применение на занятиях по специальным дисциплинам получает метод проигрывания ситуаций.
Педагогу-музыканту, имеющему дело с динамично изменяющейся культурной средой, постоянно приходится принимать организационные решения, причем нередко в условиях жесткого дефицита времени.
Довольно часто это связано с подготовкой масштабных социально-культурных акций (конкурсов, смотров, праздников, выставок и т.д.), в которых оказывается задействованным большой круг общественных движений, организаций и учреждений.
В этих условиях перед организаторами возникает не один, а несколько вариантов решения, направленного на поиск выхода из какой-либо сложной, критической ситуации. Нелегко сразу
найти оптимальный вариант, который приведет к эффективному результату.
В учебном процессе на музыкальных отделениях проигрывание ситуаций, решение организаторских задач чаще всего выступает как практическое моделирование организационно-управленческих, экономических и творческих задач в продюсер-ской деятельности педагога - музыкального руководителя через основные функции менеджмента - планирование, мотивацию, педагогический контроль.
Элементы проигрывания ситуаций студент вуза в последующий период реализует в практике своей деятельности в учреждении культуры. Предметом игрового моделирования может служить и четкое планирование работы самодеятельного коллектива, клуба, библиотеки, культурно-спортивного комплекса, и передача помещений Дома культуры в аренду, и отчет перед населением. Все это придает обучающий характер каждому занятию в группе, помогает в накоплении опыта.
Особого внимания требует отработка навыков принятия решений в условиях соперничества двух-трех коммерческих и некоммерческих структур (фирм, предприятий, музыкальных центров и др.), занятых в музыкально-развивающей, музыкально-просветительной сфере при адекватности или расхождении их частных целей. В деловой игре студенты выполняют роли участников ситуации противоборствующих или взаимодействующих сторон. При этом ситуация обязательно рассматривается в динамике ее самопроизвольного развития.
Использование деловых игр имеет исключительно важное значение. Организация музыкально-развивающей деятельности -это постоянный процесс адаптации социального педагога к музыкальным вкусам, интересам, склонностям и запросам различных групп населения. Без такого восприятия адаптации специалиста в динамично развивающейся окружающей среде невозможно обеспечить вообще.
Следовательно, чем активнее идет процесс адаптации, тем более интересными и содержательными становятся музыкально-развивающие программы.
Деловые игры позволяют имитировать различные стороны этого процесса в условиях, максимально приближенных к действительности. Объектом моделирования в деловых играх из музыкальной области выступает именно сам процесс такого приспособления, а также управления им на основе функций менеджмента. Таким образом, в сферу деловых игр попадают три направления профессиональной подготовки организатора музыкально-развивающей деятельности: специальное (базовое), творческое и экономико-управленческое (как менеджера и продюсера программ).
Деловые игры, относящиеся к сфере музыкального творчества и просвещения, имеют учебно-познавательный и поисковый характер. В учебной игре моделируется будущая профессиональная деятельность и обязательно реализуется принцип проб-лемности. Для развития профессионализма используются также сугубо предпринимательские, производственные деловые игры как база для решения реальных вопросов организации музыкально-развивающей деятельности или рыночной адаптации того или иного музыкально-просветительного центра.
Приведем примерные варианты ситуационных и ролевых игр в группах студентов музыкальных специализаций:
1) подбор педагога-руководителя самодеятельного музыкального коллектива;
2) обучение рецензированию музыкальных программ;
3) подготовка и проведение конкурса семейных ансамблей,
4) конфликтная ситуация в оркестре народных инструментов.
Деловая игра «Рецензент» представляет собой ряд взаимосвязанных ситуаций, возникающих при рецензировании музыкальных программ и влияющих друг на друга. Все эти ситуации рассматриваются в процессе решения единой задачи - совершенствования работы рецензентов.
Сначала выбирается учебная цель игры, затем определяется игровой комплекс, с помощью которого моделируется процесс рецензирования любой музыкальной программы (концерта, конкурса, лекции-концерта и т.д.)
Поскольку каждая игра нацелена на определенный уровень деятельности, необходимо, чтобы условия и содержание игры соот-ветствовати знаниям и опыту конкретного состава ее участников.
В деловой игре «Рецензент» принимает участие группа студентов (20 человек), а ее содержание - интенсивное коллективное упражнение в критическом разборе музыкальной программы.
Игра проводится в два этапа:
I (первое занятие) - ввод в игру и объяснение ее сущности,
регламентация игры;
II (второе занятие) - формирование команд, процесс игры,
подведение итогов.
Ввод в игру начинается с объяснения ее правил. Играющие делятся на две команды (под условными названиями), арбитров (2-3 чел.) и одного ведущего. В каждый команде проводится «специализация» рецензентов: психологи (2 чел.), специалисты по эстетике (2 чел.), специалисты по национальному фольклору (2 чел.), специалисты по музыкальному стилю (2 чел.) и т.д. Набор специальностей может быть произвольным. После этого обеим командам предъявляется небольшая музыкальная (фольклорная, инструментальная, хореографическая, вокальная) программа или ее фрагмент (видеозапись или «живьем»). Каждая команда должна дать развернутую рецензию на программу (или фрагмент).
Специалистам раздают вопросы, по которым они должны оценить музыкальную программу. Например, чтобы облегчить задачу психологов, им предлагается следующая структура рецензии:
1) Наличие и степень контакта с аудиторией.
2) Умение возбудить и поддержать интерес к программе.
3) Управление вниманием слушателей.
4) Эмоциональность выступления.
5) Наличие или отсутствие психологического барьера.
6) Темперамент исполнителей.
В задач}' арбитров входит подведение итогов игры и выявление команды-победителя. Регламент, то есть рациональное время для планирования выступлений рецензентов-специалистов и участников игры:
Музыкальная программа (или фрагмент) - 15-20 мин.
Выступление рецензентов-специалистов
от каждой команды - по 5 мин.
Выступления арбитров - по 1 мин.
Обобщение результатов игры ведущим - 3 мин.
Цель игры «Подбор педагога-руководителя самодеятельного коллектива» заключается в определении требований к руководителю, анализе данных каждого из претендентов, отборе наиболее приемлемой кандидатуры.
Игровой коллектив разбивается на три группы:
1) руководитель игры;
2) претенденты;
3) эксперты.
Игра проходит в пять этапов:
1) Получение от ведущего исходной информации по правилам и организации игры, формирование групп, распределение ролей.
2) Анализ социально-психологической ситуации в самодеятельном музыкальном коллективе, формирование образа «идеального руководителя» на базе трех характеристик: профессиональных знаний и качеств, деловых, организаторских качеств и умений, морально-психологических качеств и умений. Предварительная оценка претендентов. Самооценка компетентности экспертов (по специальному опроснику).
3) Ролевое общение игроков-экспертов с игроками-претендентами. Формирование образов претендентов в соответствии с образом «идеального руководителя».
4) Сопоставление претендентов с «идеальным руководителем». Балльная оценка престижности каждого претендента.
5) Определение лучшего кандидата, рекомендуемого на должность руководителя самодеятельного музыкального коллектива. Подведение итогов, разбор игры.
В игре «Проводим конкурс семейных ансамблей» ярко выражен национальный колорит, она имеет учебно-творческий, имитационный характер с использованием музыкальных инструментов, музыкальных записей, фонограмм. С их помощью прорабатываются вопросы формирования конкурсной программы состязания ансамблей на всех этапах, начиная от выдвижения идеи до решения практических вопросов по ее реализации.
Играющие студенты выступают в разных ролях - руководителя клуба, спонсоров в лице представителей фирм, работников специализированных служб по обеспечению постановки (осветителя, декоратора, художника, костюмера и др.), участников
постановочной технической группы. Эта игра базируется на игровой функциональной основе, то есть на игровых элементах, связях, отношениях между работниками по поводу решения конкретной задачи, в данном случае организации конкурса.
Главное в ней - это взаимодействие при организации досу-говой деятельности. Ведь чем оно теснее, оперативнее, согласованнее, тем короче и продуктивнее процесс подготовки конкурсной программы.
Это обстоятельство имеет большое значение в связи с тем, что в условиях рыночных отношений каждое праздничное мероприятие должно быть интенсивным, насыщенным, разнообразным, динамичным, привлекательным, что наряду с его сдержанностью и высоким уровнем эмоционального воздействия призвано обеспечить ему коммерческий успех.
В своей работе менеджер - организатор конкурса принимает разнообразные решения, выступает как продюсер, профессионально подготовленный к этой роли.
Чтобы повысить уровень подготовки студентов к этой роли, используется деловая игра «Решение».
Она проводится совместно с работниками культуры района. В ней решаются следующие задачи:
1) обучение методам сбора информации, необходимой для принятия решений;
2) приобретение участниками игры опыта принятия профессиональных решений применительно к развитию национальных традиционных форм народного музыкального творчества;
3) обучение оценке эффективности и качества решений с профессиональных, экономических, управленческих, педагогических, социальных, правовых, психологических, этических, эстетических и других позиций;
4) оценка и аттестация обучаемых с точки зрения требований, предъявляемых к современному менеджеру социально-культурной сферы.
Неумение решать производственные и художественно-творческие вопросы на высоком профессиональном уровне нередко приводит к конфликтам педагога-музыканта с коллегами, поскольку он оказывается не в состоянии выполнять намеченные
планы, не может гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям культурной среды, вносить коррективы в свои планы, организацию их выполнения.
В процессе игры отрабатываются навыки принятия таких решений, которые позволяют педагогу успешно реализовать свои замыслы, свести до минимума возможные потери времени и средств без утраты содержательности и зрелищности.
Образовательные технологии, используемые в учебном процессе для подготовки студентов к практической деятельности, постоянно нуждаются в периодической корректировке, регулярном педагогическом диагностировании. Используя на занятиях активные обучающие технологии, следует стремиться к тому, чтобы и преподаватели, и студенты имели достаточно четкое представление о том, чем вызвана необходимость использования в конкретном случае того или иного технологического метода или приема, продиктован ли он социальной востребованностью, соответствует ли сути социальной проблемы, которую позволяет решить.
Выездные занятия студентов, их стажировки в государственных и негосударственных учреждениях культуры, в системе профессионального и дополнительного образования открывают благоприятные возможности для их социальной адаптации в динамичной культурной среде региона, стимулируют их творческую готовность и самостоятельность в изучении систем работы руководителей художественно-творческих коллективов, в композиционном построении различных этнокультурных мероприятий и развитии творческой самостоятельности населения в этнокультурном самообразовании.
Совершенно оправданным и обоснованным в учебном процессе является, с одной стороны, регулярное обращение к социальной экспертизе методической документации этнокультурного характера, в проведении которой участвуют опытные специалисты из числа педагогов вуза, сотрудников методических служб, практических работников из сферы культуры и образования, а с другой - проведение практических занятий, имеющих целью закрепление у учащихся и студентов навыков рецензирования музыкальных программ, рефератов, докладов, курсовых работ, сце-
нариев мероприятий, связанных с развитием и обогащением национально-культурных традиций, обрядов и обычаев, а также с развитием менеджерских навыков, необходимых будущим специалистам для адаптации в рыночной среде.
Также считаем необходимым подчеркнуть, что проблему подготовки специалистов к профессиональной деятельности, а производственная практика студента - это первое и важное погружение в нее, невозможно решать технологиями вчерашнего дня; только создание прогрессивной технологической базы и обеспечение профессиональной компетентности педагогических кадров вузов в состоянии повысить качество этнокультурной подготовки студентов-практикантов, вооружить их методами и приемами, навыками работы в этнических и межэтнических слоях населения региона.
Не претендз'я на полноту раскрытия содержания модели этнокультурной подготовки студентов музыкальных специализаций, отметим, что несмотря на многообразие этнопедагогиче-ских позиций, расхождения в них различных исследователей, существует единство мнений в том, что модель этнокультурной подготовки была и остается социально востребованной, что этнокультурное образование является неотъемлемой частью художественно-культурного пространства общества с его духовно-ценностными приоритетами, свойственными ему традициями и новаторскими исканиями.
Решение задач этнокультурного образования требует широкого использования образовательных технологий, строящихся на использовании активных методов обучения и воспитания. Ведущее место в них занимают поисково-творческая, исследовательская деятельность студентов, дискуссионные круглые столы, практические конференции, симпозиумы, групповая, индивидуальная и самостоятельная работа, разработка проектов, ролевые ситуационные игры, тренинги, в ходе которых студент приобретает опыт решения экономических, организационно-управленческих и художественно-творческих задач.
Важно отметить и то, что активные методы обучения, включенные в этнокультурные образовательные технологии как их составляющие, позволяют акцентировать внимание студента на
особенностях взаимодействия в поликультурной среде, на восприятии идей как «живого знания», наполненного значениями, близкими и понятными ему, обретающими для него личностный смысл. Это активизирует познавательную, эмоциональную и волевую сферу студента, способствует повышению эффективности учебного процесса.
Наибольшей результативности в учебном процессе можно достичь лишь тогда, когда студент активно включается в учебно-познавательную деятельность построенную в ситуации диалога с самим собой, с сокурсниками, преподавателем и специалистами практической сферы. Важно, чтобы ситуация диалога (полилога) ставила студента в ситуацию выбора и включала жизненно важные вопросы и проблемы, в ходе решения которых он изучает себя и других, определяет симпатии и антипатии, самостоятельно приходит к своим заключениям, усваивает логику научных выводов и обобщений.
Учебный диалог помогает понять, что человеческая цивилизация представляет собой сложную систему, функционирующую на основах взаимосвязи, взаимодополнения и взаимообогащения различных культур, что и обеспечивает общечеловеческое взаимопонимание.
В диалоге студент, как носитель определенной культуры, контактирует с другими культурами и личностями, принимает или отвергает характерологические черты этих культур и общностей на основе собственного социально-культурного опыта, анализа социокультурной ситуации, учебного и научно-исследовательского материала.
При проведении ситуационных, ролевых и других деловых игр в учебном процессе необходимо создавать такие ситуативные условия, в которых студент начинает соотносить себя и свои представления о содержании профессиональной деятельности в сфере культуры не только с устоявшимися представлениями своей этнической общности, но и с другими культурными группами.
Важно, чтобы проблемные ситуации, процесс принятия по ним решений заставляли студента испытывать соучастие, стремление находить способы взаимодействия и сотрудничества, несмотря на имеющиеся различия и расхождения в идеях и мнениях.
Диалог носителей различных культур в поликультурном образовательном пространстве базируется на осознанной необходимости руководствоваться в своей деятельности гуманными мотивами.
Диалоговой подход целесообразно использовать и при организации социально-культурной деятельности студентов в процессе производственной практики. Основные формы этой деятельности разнообразны: фестивали культуры; дни дружбы; экспедиции по сбору фольклора; экскурсии и походы по местам, связанным с культурными достопримечательностями и историческими памятниками; выпуск газет, теле- и радиопередач в местных средствах информации; музыкальные вечера, посвященные выдающимся представителям литературы, искусства, науки; конкурсы на лучшего знатока народных традиций, фольклора и традиционных ремесел.
Подготовку такого рода программных, социально-культурных акций следует соединить с организацией молодежных и разновозрастных объединений, имеющих различную социальную, политическую, экономическую или иную направленность. Важно, чтобы эти объединения ориентировали своих членов на совместное участие в производственно-экономической и общественной жизни, стимулировали занятия культурно-историческим поиском, возрождением национально-этнических традиций, ритуалов, обрядов и традиционных промыслов.
Реализация идей этнокультурного образования выдвигает необходимость разработки программы подготовки специалистов музыкального профиля как посредников между культурами разных этносов, менеджеров-организаторов, продюсеров межкультурной коммуникации. Это большая и сложная работа, требующая не только соответствующего теоретико-технологического обеспечения, но и немалых усилий прогрессивных сил российского сообщества.
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 734;