Россия в XIX в.: эпохи реформ и контрреформ
Александр IПавлович (1777 – 1825) – император всероссийский с 1801 г., старший сын Павла I. После восшествия на престол даровал свободу заключенным, издал указ об отмене пыток, восстановил действие Жалованных грамот 1785 г. Не был готов и не стремился к осуществлению радикальных преобразований в духе Петра I, хотя к тому времени назрела необходимость в глубоких социально-экономических и политических переменах. Их осуществлению препятствовал ряд факторов: аристократическая оппозиция, отсутствие твердых политических принципов, особенности характера молодого императора и др. С этим связано его лавирование между влиятельными силами, непоследовательность реформ. Курс Александра I историки оценивают как «русское западничество». В плане реформ одно время склонялся к конституционным началам правления, которые отчасти были осуществлены впоследствии в Финляндии, Польше, на Ионических островах. Однако конституционные проекты он рассматривал не более чем политическую игру, инструмент утверждения своей абсолютной власти.
В 1802 г. обнародован указ о правах Сената и принят манифест о министерской реформе. Утверждались новые начала в управлении, было образовано 8 министерств, единоначалие в которых сочеталось с коллегиальным управлением: учреждался комитет министров под председательством императора для совместного обсуждения государственных дел. В 1801 г. был принят указ о даровании прав на покупку земли государственным крестьянам, мещанам и купцам, в 1803 г. – указ о вольных хлебопашцах. Много внимания уделялось развитию системы средних и низших учебных заведений, был открыт ряд университетов. В противовес консерваторам, в 1803 г. утверждено положение об устройстве учебных заведений: вводились принципы бессословности, бесплатности образования на первых ступенях, преемственности учебных программ. С 1804 г. вводились либеральные университетский и первый цензурный уставы. В 1810 г. учрежден Государственный Совет.
Исключительное внимание Александр I уделял европейской политике. Пытался утверждать паневропейскую миссию в категориях, импонирующих имперскому патриотизму, однако этому мешали конъюнктура и личные склонности императора. В годы его правления Россия участвовала в войнах против наполеоновской Франции, закончившихся подписанием Тильзитского мира (1807). В 1807 г. Голландии был продан Эверланд – владение русских царей, территория, примыкавшая к Бремену, имевшая статус графства. Успешно закончились войны с Турцией (1806 – 1812) и Швецией (1808 – 1809). К России были присоединены Грузия (1801), Финляндия (1809), Бессарабия (1812), Азербайджан (1813).
Царствование Александра I отмечено историческими событиями Отечественной войны 1812 г., изгнанием Наполеона из России, Зарубежным походом, который император рассматривал как свой личный триумф. По его инициативе был создан Священный Союз. В 1814 г. император отклонил ходатайство Синода, Сената и Государственного совета о воздвижении ему памятника и принятии наименования «Благословенный». В 1815 г. А. I утвердил конституцию Королевства Польского. В 1818 – 1820 гг. под его руководством разрабатывалась Государственная уставная грамота. Было дано поручение разработать проекты отмены крепостного права. Вместе с тем наметились отступления от реформаторского курса, связанные с деятельностью А. А. Аракчеева. С 1820 г. определился поворот во внутренней политике. Восстанавливалось право помещиков ссылать крепостных в Сибирь; несмотря на протесты, создавались военные поселения, усилились цензурные гонения, «исправлялось» положение в университетах.
В царствование Александра I стали появляться различные оппозиционные кружки как монархического, так и крайне республиканского толка. Впоследствии часть из них превратилась в тайные общества, выступавшие против существующего политического устройства.
Был женат на Елизавете Алексеевне (Луизе Марии Августе) – дочери маркграфа Баден-Баденского Карла Людвига. От этого брака родились две дочери, умершие в младенчестве. Императрица много внимания уделяла благотворительности, в 1812 г. основала Петербургское женское патриотическое общество.
Современники отмечали такие черты Алекандра I, как сочетание мечтательности, фантазерства с прямотой и твердостью; ясность взглядов и постоянную изменчивость; стремление к добру, мужество, благородство, великодушие и скрытность, двуличие, даже загадочность. Его реформаторство в немалой степени было сопряжено с тщеславием, конструирующим реформы и преобразования прежде всего с точки зрения укрепления личного авторитета и славы государственного деятеля (борьба за популярность – новый момент в идеологии русской монархии). Как и другие великие деятели эпохи, он полно воплотил мистические искания своего времени. Заключал союзы, давал обеты, искал «Бога живого», строил «внутреннюю церковь», считал своим предназначением войну за спасение человечества и установление всемирного Царства Христа, стремился к мессианистко-эсхатологическому синтезу.
Умер в Таганроге 19 нояб. 1825 г. Имеется несколько версий его кончины. Первая – официальная – покоится на идее ненасильственной смерти (эта версия достаточно полно обоснована источниками), вторая версия связана с легендами о «таинственном превращении» в старца Федора Кузьмича, третья версия восходит к слухам об отравлении, инициированном Британией, опасающейся усиления России на юге.
Сперанский Михаил Михайлович (1772 – 1839) – государственный деятель нач. XIX в. Сын провинциального священника, он с 1791 г. учился в Петербургской духовной академии, после окончания остался там преподавателем. С 1797 г. – секретарь в канцелярии генерального прокурора Сената, в 1803 – 1807 гг. – директор департамента Министерства внутренних дел, участвовал в редактировании законов. В функциональном плане заполнил нишу, образовавшуюся с уходом членов Негласного комитета. После Эрфурдской встречи Александра I с Наполеоном (1808 г.) – доверенное лицо императора. В 1809 г. составил «Введение к Уложению государственных законов», предполагавшее реформирование государственного устройства. Стремился создать слой образованных чиновников всех рангов, добился принятия указа об экзаменах при производстве в первый дворянский чин, содействовал развитию Царскосельского лицея, готовившего к службе детей знати. Рекомендовал использовать внешние формы конституционной монархии: ввести выборность части чиновников, новые организационные формы суда и государственного контроля. Высшие законодательные, исполнительные и судебные функции предполагалось возложить на Государственный Совет – совещательный орган при монархе. Исходил из идеи конституции как основы национального законодательства.
Некоторые идеи Сперанского были приняты императором: создан Государственный Совет (1810 г.), принято «Общее учреждение министерств» (1811 г.), проведена финансовая реформа (1810 - 1812 гг.).
Политический мыслитель мистического склада, он вызывал неприязнь многих влиятельных сил. Его обвиняли в атеизме, связях с иллюминатами, изменничестве и профранцузском курсе (представлялся ставленником Наполеона), жажде польской короны, корыстолюбии. В записке «О древней и новой России» (1811 г.) с критикой его проектов выступил, в частности, Н. М. Карамзин.
В обстановке приближающейся войны с Францией и наметившегося поворота в политическом курсе Александр I уступил настояниям его противников, и в марте 1812 г. отстранил его от службы, сослал в Нижний Новгород. В 1816 г. был назначен пензенским губернатором, в 1819 г. – сибирским генерал-губернатором. В Сибири провел ревизию управления, подготовил ряд реформ, создал Учреждение для управления сибирских губерний, разработал Устав об инородцах. В 1821 г. в звании члена Государственного Совета Сперанский возвращен в СПб, где стремился добиться расположения царя. В 1826 г. – член Верховного суда по делу декабристов. При Николае I занимался подготовкой юридических материалов, участвовал в работе комитетов по крестьянскому вопросу. Под его руководством были подготовлены и изданы «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах (1837 – 1839), «Свод законов Российской империи» в 15 томах (1832 – 1839). За эту деятельность был награжден орденом Андрея Первозванного, получил титул графа.
Бородинское сражение– этапное событие Отечественной войны 1812 г. Состоялось 26 авг. (7 сент.), развернулось в ПО км от Москвы, продолжалось почти 12 часов. Связано с изменением ситуации после взятия французами Смоленска, назначением 8(20) авг. главнокомандующим русской армии Кутузова.Наполеон стремился в сражении уничтожить русскую армию, открыть свободный доступ к Москве, принудить Россию к капитуляции, продиктовать ей условия мира. Кутузов, прибывший в армию 17 (29) авг. отклонил идею Барклая-де-Толли о генеральном сражении у Царево-Займища, предложил отойти навстречу двигавшимся резервам, избрать местом боя позицию у д. Бородино. Общие силы русских (с учетом резервов и ополчения) составляли ок. 120 тыс. чел., 340 орудий. Армия Наполеона насчитывала около 135 тыс. человек и 587 орудий.
Основой боевого порядка русских войск являлась пехота, которая понесла самые значительные потери. Другими родами войск были артиллерия и кавалерия.
Сражению предшествовал бой у Шевардина 24 авг. (5 сент.). Это позволило завершить оборонительные работы на основных позициях. Кутузов разгадал замысел Наполеона прорвать центр и левый фланг русских и с целью нанесения удара во фланг и тыл противника, атакующего Багратионовы флеши, направил к д. Утица 3-й пехотный полк Н. Тучкова.
Сражение началось в половине шестого утра. Главным средством отражения атак французов являлась артиллерия. Кавалерия по численности уступала французской, но активно действовала с пехотой. Важное значение имел маневр русской конницы против левого фланга и тыла противника; эти действия вынудили Наполеона на 2 часа приостановить удар в центре позиции, оттянуть силы от главного направления; русским удалось перегруппировать войска и сдержать новые атаки. Потери русской кавалерии равнялись примерно 1/3 первоначального состава. Не рискуя бросать в бой свой последний резерв – гвардию – Наполеон с наступлением темноты отвел войска за р. Колочу.
За 24–26 авг. армия Наполеона потеряла свыше 58 тыс. человек (43% участвующих в сражении сил, в т. ч. 47 генералов). Потери русской армии составляли 44 тыс. человек убитыми и ранеными, в т. ч. 23 генерала. С учетом потерь и отсутствия резервов Кутузов решил отступить к Москве.
Бородинское сражение не дало выраженного успеха противоборствующим сторонам: Наполеон не разгромил Россию; Кутузову не удалось остановить противника, преградить ему путь к Москве, начать изгнание врага. Однако Бородино ясно продемонстрировало кризис наполеоновской стратегии генерального сражения. Французам не удалось сломить сопротивление, разгромить русских. Они потеряли до половины своих войск, понесли непоправимый моральный урон.
Кутузов Михаил Илларионович (1745 - 1813) - выдающийся русский полководец. Участник русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Героически проявил себя при штурме Измаила, был тяжело ранен при осаде Очакова. В 1811 г. возглавил Молдавскую (Дунайскую) армию, воевавшую с турками на Дунае. За удачно проведенную кампанию был награжден, возведен в графское достоинство. Александр I не был удовлетворен условиями заключенного при его активном участии Бухарестского мира; однако у общественности Кутузов находил полную поддержку и понимание. В 1812 г. по настоянию петербургского дворянства был единодушно избран начальником петербургского ополчения. Недовольство действиями Барклая-де-Толли ускорило решение Особого комитета о назначении Кутузова новым главнокомандующим русской армией. Александр I был вынужден уступить, и с авг. 1812 г. он возглавил войска. Пользовался безграничным доверием солдат и офицеров, умел организовать и направить силы. С именем Кутузова навсегда связано Бородинское сражение. Его ценили за рубежом, ставили в один ряд в великими полководцами прошлого. После изгнания из России французов стал фельдмаршалом, был награжден орденом св. Георгия 1-й степени и титулом кн. Смоленского. Умер в Бунцлау, в 1813 г. во время Заграничного похода, погребен в Казанском соборе в СПб.
Священный Союз – европейская система, созданная после победы над Наполеоном в нач. XIX в., была призвана установить порядок и стабильность на континенте после полосы бурных социальных потрясений, рассматривался как своего рода программа, предвосхищавшая новую эру. Акт подписан 14 (26) сент. 1815 г. в Париже Александром I,австрийским императором Францем I и прусским королем Фридрихом III. Вопреки договоренностям, документ был обнародован в СПб в дек. 1815 г.
Планировался как инструмент реальной политики великих держав, некое подобие Совета европейской безопасности. Значительную роль в его создании сыграл Александр I, который составил первоначальный проект и расценивал Священный Союз как инструмент преобразования мира. Российское самодержавие должно было поддержать европейскую конституционную политику. Построение и деятельность Священного Союза несли в себе черты геополитической утопии. Союз подвергался критике сторонниками национальной идеи, он вызывал также протест либералов («молодых вольнодумцев»), усматривавших в нем отказ от достижений России, на обеспечение которых она имела право после Зарубежного похода 1813 – 1814 гг.
Распределение сил в системе Священного Союза постоянно менялось. К 1818 г. выяснилось, что конструкция С. С. вполне содействовала сложившемуся англо-австрийскому альянсу по нейтрализации влияния России. Противодействием этому, по мнению Александра I, должно было стать подключение к Священному Союзу Франции, реабилитация ее как великой державы. Попытки усмирения местных революций привели к фрагментации Священного Союза, выделению сепаратных зон влияния. Так, в ответ на австрийское вторжение в Италию, поставившее ее под габсбурский протекторат, Александр I вынудил Францию силой подавить испанскую революцию. Священный Союз стал вырождаться в систему баланса интересов. Распался в нач. 1830-х гг.
Аракчеев Алексей Андреевич (1769 – 1834) – государственный и военный деятель нач. XIX в. Выходец из семьи небогатого помещика. С 1799 г. – инспектор артиллерии. В 1807 г. начал преобразование русской артиллерии и пехоты, провел изменения на военных заводах и в арсеналах. Первый этап карьеры связан с Тильзитским миром, зенит второго этапа – время Священного союза. С 1808 г. – военный министр и сенатор, с 1810 г. – член Государственного Совета. Возвысился с падением М.М. Сперанского. Ближайший личный поверенный и советник Александра I в 1812 г. и в первые послевоенные годы; ведал комплектованием войск, пополнением артиллерийских парков и организацией ополчений. С 1815 г. фактически руководил Государственным Советом, Кабинетом министров и Собственной его императорского величества канцелярией. Вошел в историю как вдохновенный проводник политики военных поселений, хотя участвовал в разработке и реализации др. проблем, предложил, в частности, проект решения крестьянского вопроса. В дек. 1825 г. был отстранен от руководства Комитетом министров, лишен статуса члена Государственного Совета.
Современники отмечали энергию, административный опыт, волю, практицизм и одновременно вспыльчивость, подозрительность, недоверие; был привязан к заслужившим его доверие людям.
Декабристы – члены тайных обществ и участники антиправительственных выступлений 1825–1826 гг., осужденные Верховным уголовным судом. Называли себя вольнодумцами, либералами, резко критиковали существовавший общественный строй, заимствовали политический опыт Запада, создавали нелегальные структуры, предлагали собственный путь решения российских проблем.
Движение зародилось после Отечественной войны 1812 г., включало часть правящего класса, военных, интеллигенцию, имело несколько направлений.
Различают ранние и поздние организации декабристов – «Союз спасения» (1816–1817 гг.), «Союз благоденствия»(1818–1821 гг.), «Северное общество» (1821–1825 гг.), «Южное общество» (1821–1825 гг.). Своими целями декабристы ставили изменение формы правления и государственного устройства; идеи свободы связывались с тираноборчеством, цареубийством; просветительские представления декабриствов о единстве людей, идея самобытности нации сочетались с взглядом на насилие как способе решения актуальных проблем. Разрабатывались программные документы: конституция Никиты Муравьева, «Русская Правда» Павла Пестеля, предполагавшие разрыв с крепостничеством, освобождение крестьян, Дума, избирательное право с цензовыми ограничениями, разделение России на 15 «держав». В «Русской Правде» Пестеля дан образ идеальной России, сместившей столицу на Волгу, на пересечение торговых путей из Европы и Азии; Россия ограждалась от Запада буфером сателлитных Польского и Греческого царств, осваивала киргизские и монгольские степи до Бухары и китайской стены, строила флоты на Тихом океане. Для обретения «первенствующего влияния на всю восточную и южную Азию» во внутреннюю реку обращался Амур. Это был один из первых «евразийских» проектов, обособляющий Россию от Европы.
Кульминацией движения стал день 14 дек. 1825 г. Используя междуцарствие, декабристы вывели на Сенатскую площадь войска. События развивались вопреки плану. Некоторые руководители, напр., П. И. Пестель, Н. И. Тургенев, С. П. Трубецкой не принимали непосредственного участия в выступлении. Оно было подавлено, начались аресты, к дознанию привлечено 579 человек. 131 человек понес наказание, некоторым удалось избежать ответственности. Были казнены П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, К. Ф. Рылеев, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский, многие сосланы на каторгу, поселение.
Николай I Павлович (1796 – 1855) – император российский с 1825 г.; третий сын Павла I. Получил систематическое образование, изучал языки, увлекался военными, в особенности военно-инженерными науками. В 1823 г. по тайному манифесту Александра I cтал наследником престола. В то время его брат Константин, не имевший детей и заключивший нединастический брак с гр. Грудзинской (Лович), в официальном письме государю отрекся от престола; Николай I не знал о нем, после смерти Александра I он как и др. высшие чины присягнул Императору Константину, однако последний принципиально отказался от престола. Воцарение Николая I происходила в условиях восстания декабристов.
Во внутренней политике Н. I ориентировался на бюрократию, а не на дворянство, исходил из задач реформ, программы которых обсуждали «секретные» комитеты. Непреклонный сторонник самодержавия, дисциплины, Н. I добивался постепенных изменений, осуществляемых властью при подчинении общества. В 1830 г. был подготовлен закон «о состояниях», призванный улучшить положение крестьян; для управления государственными крестьянами создавалось Министерство государственных имуществ; организовывались округа, волости, сельские о-ва, создано 3 тыс. сельских училищ; шесть раз учреждались комитеты по крестьянскому делу, в 1842 г. появился закон об обязанных крестьянах, призванный открыть путь к ликвидации крепостничества.
Время правления отмечено становлением и популяризацией триады «Православие. Самодержавие. Народность» как новой формулы идейного самообоснования Империи. Николай I рассматривал триаду как умеренно-изоляционистскую программу, решавшую задачу заимствования цивилизационных достижений Запада в отрыве от породившей их системы общественных ценностей.
Добивался расширения влияния православия, усилил давление на раскольников. В 1837 г. издал указ о пенсиях и единовременных пособиях. Развивал государственный земельный кредит; в финансовой сфере произошла замена ассигнаций кредитными билетами, учреждался фонд золотой и серебряной монеты для обеспечения размена кредиток на монету. В два раза выросло число промышленных предприятий, резко возрос объем акционерного капитала. На 39% увеличились государственные доходы. Действовал протекционистский таможенный тариф. Было построено ок. 1 тыс. верст ж.-д. пути, проведено 2 тыс. верст электрического телеграфа.
Много внимания уделял кодификации, при нем появилось «Полное Собрание Законов Российской Империи». Политическая полиция была сосредоточена в III Отделении. В 1826 и 1835 гг. приняты цензурный и университетский уставы. Расширилось число учебных округов. Был основан ряд специальных учебных заведений, учреждены Военная и Морская академии. При этом с 1850 г. прекращалось преподавание философии, ограничивались научные командировки за границу, повышалась плата за обучение. Это приводило к нарастанию отчуждения власти и общества. Появились оппозиционные движения, кружки. Было подавлено польское восстание 1830 – 1831 гг.
Международная стратегия Николая I отмечена умеренным изоляционизмом, нацеленностью на противодействие распространению в России чуждых влияний. Проблематику Империи Н. I рассматривал в контексте жесткого отстаивания собственных принципов, инициирования спасения и преображения Европы, устройства славянского единения. Важное значение придавал «восточному вопросу». Итогом войны с Персией стало присоединение к России Эриванской и Нахичеванской областей. В результате войны России с Турцией (1827 г.) была признана независимость Греции. Продолжалось завоевание Северного Кавказа. Начавшаяся в 1853 г. Крымская война закончилась поражением России.
При жизни и после смерти Николая I давались различные оценки его личности и деятельности. В XIX в. общественное недовольство его правлением во многом потенциировалось публицистикой, создавшей негативный образ императора. В советской историографии он нередко представлялся «жестоким деспотом», «палачом», «душителем свободы», Николаем Палкиным и т.п. Вся деятельность нередко представлялась подготовкой к Крымской катастрофе. В современной литературе отмечаются незаурядность личности, неоднозначность фигуры императора, многоплановость его начинаний, содействие культурному обмену с Европой и, одновременно, противостояние европейскому революционаризму. Подчеркивается, что император неспешно готовил преобразования и царя-реформатора, подобрал старшему сыну Александру II либерально настроенных воспитателей.
Доктрина «официальной народности»- идеологическая система, сформулированная в 1834 г. министром народного просвещения С.С. Уваровым; мировоззренческая основа императорской России XIX - нач. XX в. Воплощая трансформацию политической культуры, имела цель обосновать самобытность России в единстве глубоко религиозного народа с самодержавием, определить позиции по отношению к Европе, стать преградой на пути революций и распространения «разрушительных понятий». Источники - традиции русского православия, европейские антиреволюционные построения Жозефа де Местра, Берка, политическое учение немецких романтиков (Ф. Шлегель).
Основа доктрины - «национальная идея» царствования: «Православие. Самодержавие. Народность». Национальный дух государства, по Уварову, воплощен в его «лице», обычаях, институтах, контактах с др. народами. Православие — первооснова Руси и России, связующее начало власти и народа, источник их силы и единства, оно гармонизирует отношения власти и народа. Революционной вакханалии, инспирированной европейскими либералами, противопоставлялась аполитичность народа, передавшего (со времен Рюрика) власть и свою судьбу в руки монарха. Самодержавие — условие политического существования России. Призвание самодержца — соответствовать народным чаяниям, соотносить поступки с религиозными началами. Путь России — возвращение к исконному монархическому началу. Что касается «народности», то это и форма исторического лица, и синоним равноправия народа, и показатель его индивидуальности, своеобразия, отторгающего либеральные ценности и разного рода про-грессистские соблазны. Триада Уварова как бы соотносилась с образом Св. Троицы, антропологическим триединством «Духа, Души, Тела».
Западничество — направление русской общественно-политической мысли; тип мировоззрения; «трансцендентная» по отношению к действительности утопия. Термин трактуют в широком и узком смыслах. Одни авторы под западничеством понимают проявление прозападных симпатий, утверждение индивидуальной свободы, европеизм как ориентацию части российской интеллектуальной элиты. Другие исследователи полагают, что начало формирования западничества восходит к явлениям т.н. цивилизационного раскола русского общества XVIII в. Часть авторов исходит из того, что западничество - результат общественно-психологических и идеологических реалий XIX в., оно окончательно сформировалось в сер. XIX в, усилилось в пореформенное время, стало общей платформой гетерогенных идеологических тенденций, воплотившихся в либерализме, «русском социализме», позитивизме и др.
Формирование историософской концепции западничества восходит к «Философическим письмам» П. Я. Чаадаева, противопоставлявшего два мира — Европы и России. Уже в первом письме Чаадаев отмечал отставание России, ее древнего прошлого на фоне «героической» юности Европы. Становление идеологии классического западничества связано с именами Т.Н. Грановского, автора ряда статей западнического толка, Н.П. Огарева, автора запрещенных «Писем деревенского жителя» и проекта народной школы, П. А. Анненкова («Письма из-за границы»). Западниками были историки и правоведы С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, писатели И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. И. Панаев, Н. А. Некрасов. Западниками называли себя В. Г. Белинский, А. И. Герцен. Центрами З. были Москва и СПб. По иному, нежели славянофилы, западники решали проблему историзма и национальной самобытности. Они выступали за развитие России по западноевропейскому пути, отрицали стародворянские традиции, патриархальный уклад. Высоко оценивали деятельность Петра I, его реформы, считали их началом вхождения России во всемирную историю. Главную заслугу Петра I видели в том, что он ускорил процесс перехода «от отсталости к цивилизации». Выступали противниками крепостничества, цензурного и полицейского произвола, стремились к установлению буржуазно-парламентарного строя, рассчитывали добиться этого мирным путем, реформами, воздействием общественного мнения на правительство, распространением своих взглядов в обществе. Для левых западников развитие по европейскому пути должно было привести к утверждению в России социализма, понимаемого в духе Сен-Симона.
Западники XIX в. критиковали восточное христианство с его приверженностью национальным особенностям, подчиненностью духовной власти светскому правлению, порождавших, как они считали, замкнутость, отдаленность от западной культуры; полагали идеалом западное христианство, интернациональный центр которого (Ватикан) заявлял о себе как о более высокой, чем светская власть, инстанции (с этим был связан всплеск неокатоличества в кон. XIX — нач. XX в.). Содержательно З. выступало противовесом «русской идее» и принципам соборности. Многие западники негативно воспринимали кампании русского патриотизма.
Славянофильство– направление русской общественно-политической мысли; тип мировоззрения, противостоящий западничеству. Сложилось в общественной атмосфере интереса к русскому историческому прошлому, появления фундаментальных работ по истории России, распространения идей исторической школы права, подчеркивавшей непрерывность исторического развития, отрицания революционных идей. Формирование относится к нач. 1840-х гг. Основоположники и видные деятели славянофильства – А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин, И. С., С. Т. и К. С. Аксаковы, А. И. Кошелев, В. А. Черкасский и др.
В 1839 г. А. П. Хомяков в статье «О старом и новом» сформулировал основные положения доктрины. Основная идея – доказательство самобытности русского пути развития, исторической судьбы России, обоснование целесообразности следования этой самобытности. В противоположность западникамславянофилы выступали за особый, отличающийся от западного путь развития России, имеющий в основании традиции крестьянской общины, добровольность «призвания власти» и, как следствие, патриархальность отношений между властью и народом, защищенность от политических революций. В противовес европейскому рационализму, разрушающему «внутреннее сознание», и католичеству, добивающемуся, по мнению славянофилов, нравственного совершенства лишь на путях «внешней правды», они подчеркивали значимость православной церкви с ее идеей «внутренней правды» как решающего фактора в формировании характера русского народа. Отмечали приверженность западной церкви обмирщению, компромиссам, склонность к формальному синтезу противоположностей; подчеркивали ее готовность ради распространения сферы христианских принципов на светскую жизнь сознательно снижать высоту божественного. Считали католическую Европу низшим культурно-историческим типом по сравнению с Востоком.
Славянофилы принципиально отрицали петровскую европеизацию, подчеркивали ее неукорененность, губительные последствия, призывали возвратиться к пути древней России (но не к старым формам и порядкам, в чем их нередко упрекали). Они считали европейский путь неприемлемым и гибельным для России, морально осуждали европейский быт, хотя и выделяли некоторые его положительные черты. Отдавали предпочтение традициям державности, народности, общинности. Искали исконно русские начала в толще народа, не тронутой петровской «европеизацией». Полагали русский народ чуждым политике, искренне преданным законному монарху. Отрицали конституцию, разделение властей, парламентаризм, основывались на том, что «сила власти – царю, сила мнения – народу». Царскую власть представляли неограниченной, но прислушивающейся к народу, выражающему свое мнение через свободную печать и Земский собор. В плане предотвращения негативных действий власти возлагали надежды на церковь и нравственное развитие. Обосновывали и пропагандировали идею надсословной «социальной» монархии. Славянофилы осуждали порядки николаевской России, ее политическую систему, крепостничество, бюрократические структуры, судебную практику (сами они подвергались преследованиям со стороны властей, некоторые были арестованы). Приняли активное участие в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861 г. Много внимания уделяли изучению народных обычаев, быта, фольклора. Оставили большое литературное, философское, экономическое, богословское наследие.
Кавказская война 1817–1864 гг.– военные действия между Российской империей и народами Северного Кавказа.Русское продвижение на Северный Кавказ имело в основании экономические и стратегические интересы, было связано с геополитическими устремлениями, сопряжено с пророссийской ориентацией ряда кавказских народов, но сдерживалось различиями в религиозном и социально-политическом положении народов Кавказа, осложнялось антироссийскими настроениями местных правителей (особенно духовенства), находилось в противоречии с интересами Турции, Персии и поддерживавших их европейских государств.
Постоянное соприкосновение Руси с Кавказом началось в XV в. В 1780 – нач. 1790-х гг. стала формироваться идеология борьбы с Россией, выдвигались лозунги газавата – одного из предписаний ислама, призывающего к священной войне против «неверных» до полного их уничтожения или обращения в мусульманство; в условиях того времени газават обосновывал набеговую систему. Стал распространяться мюридизм – течение в исламе, получившее развитие благодаря религиозному авторитету Мухаммеду (Магомеду) Ярагинскому, духовному вождю Дагестана, активно формировавшему образ врага в лице России. Во главе «священной» войны 1785 – 1791 гг. стоял шейх Мансур. Поначалу он успешно боролся с русскими войсками, позже стал терять доверие местного населения, несмотря на все попытки заручиться поддержкой Турции. В итоге Мансур потерпел поражение.
К 1817 – 1819 гг. относится начало планомерного продвижения русских войск в глубь Чечни и Дагестана. Одновременно создавалась новая пограничная линия по р. Сунже, обустраивались безопасные дороги, строились укрепленные пункты, в т.ч. крепости Грозная, Внезапная, Бурная. Большое внимание уделялось обороне Военно-Грузинской дороги. Под руководством генерала А.П. Ермолова шла борьба с набеговой системой, блокировались некоторые районы. В ответ горцы перешли от партизанской борьбы к организованным выступлениям. В 1820-е гг. возник имамат – религиозно-политическая система, мусульманское теократическое государство мюридов (послушников) в Дагестане и Чечне, возглавлявшееся имамом. Первым имамом был Гази-Магомед, он первым выдвинул идею объединения народов Чечни и Дагестана на основе ислама, в 1828 г. погиб в бою. Фактором эскалации насилия стало убийство в 1825 г. генералов Грекова и Лисаневича.
В 1829 г. началась гражданская война в Дагестане: Гази-Магомед открыл военные действия против аварских ханов, напал на столицу Аварии Хунзах и занялся уничтожением «предателей». В 1830 г. он объявил газават России. В Закавказье началось строительство Лезгинской пограничной линии. С целью пресечения контрабанды оружия вводилось патрулирование морского побережья от Анапы до Гагр. В 1832 г. началось формирование Кавказского линейного казачьего войска. Второй имам Гамзат-бек стремился к расширению владений имамата за счет Аварии. Гамзат-бек вероломно уничтожил семью аварских ханов, захватил Хунзах, но вскоре был убит по законам кровной мести. В 1834 г. развернулись боевые действия против Шамиля (1797–1871), третьего имама Чечни и Дагестана (с 1834 г.). Шамиль отличался знанием военного дела, правоверностью, выступал за развитие родоплеменной демократии. Движение Шамиля имело достаточно широкую социальную базу. Горцы стремились заручиться внешней поддержкой, получали помощь Турции, Англии. В авг. 1839 г. русские войска предприняли штурм аула Ахульго. Шамиль потерпел поражение, но с небольшим отрядом мюридов ему удалось прорваться в Чечню. Серьезных успехов Шамиль добился в 1842 – 1843 гг. Он сумел сплотить Чечню, нанес ряд поражений русским войскам. В 1845 г. русские войска понесли огромные потери в Дарго; Шамиль перешел в Дарго-Ведено. В 1846 г. он вторгся в Осетию и Кабарду. В создавшихся условиях русские войска изменили тактику. От карательных экспедиций они перешли к планомерному продвижению в горные районы. В 1853 г. произошло ослабление имамата Шамиля, его отряды стали вытесняться в горный Дагестан. В 1856 г. под командованием генерала А. И. Барятинского было осуществлено трехстороннее наступление на Чечню и Дагестан. Блокировались непокорные местности, перегруппировывались войска, использовалось усовершенствованное оружие, изменялась система административного устройства края, в частности упразднялась Кубанская линия. В авг. 1859 г. была захвачена главная резиденция Шамиля — Ведено; в том же году был взят аул Гуниб, а сам Шамиль попал в плен (он был поселен с семьей в Калуге; умер в Медине после совершения хаджа в Мекку).
Окончание Кавказской войны относится к маю 1864 г., когда под контроль русской армии перешло урочище Кбаада (Красная поляна).
Крымская война – война России с союзом Англии, Франции, Турции и Сардинии в 1853 – 1855 гг. Имела в основе давние противоречия России и Турции, расчеты ведущих европейских стран по ослаблению России, вытеснению ее с азиатских рынков. Поводом к войне стал конфликт между католиками и православными из-за обладания святыми местами в Палестине. Вопреки расчетам Николая I, Англия и Франция сумели создать антирусскую коалицию, включили в нее кроме Турции еще Сардинию (с янв. 1855 г.). Не оправдались надежды и на поддержку со стороны Австрии и Пруссии. Турция демонстративно инициировала вхождение в Дарданеллы англо-французской эскадры. В ответ Николай I ввел войска в дунайские княжества. 4 (16) окт. 1853 г. султан объявил России войну. Русскую армию на Дунае возглавлял М. Д. Горчаков (82 тыс. человек). Зимой 1853/54 гг. ему удалось отбить ряд атак превосходящих турецких сил и уничтожить дунайскую флотилию Турции. Бои развернулись в Закавказье. В то время на Кавказе шла война с горцами и не удавалось быстро создать мощную группировку. Турки двигались к Тифлису, но после боев были вынуждены отступить. В Синопском сражении 1853 г. эскадра П. С. Нахимова разгромила турецкий черноморский флот. Поражение Турции ускорило вступление в войну Англии и Франции, флот которых 4 янв. 1854 г. вошел в Черное море. Весной 1854 г. союзники подвергли бомбардировке Одессу, высадились в Варне, начали блокаду русского флота в Севастополе. Корабли Англии и Франции появились в Азовском море, на Балтике, в Белом море, в районе Петропавловска-Камчатского. Были блокированы Кронштадт и Свеаборг, однако взять их союзники не решались, учитывая мощные минные заграждения. Бомбардировке подверглись Соловки, была попытка захвата Архангельска. Летом 1854 г. вступившая в войну Австрия заняла Молдавию и Валахию. В Варне Англия и Франция начали подготовку высадки в Крым. Ставилась цель захватить Севастополь – главную базу русского флота. Под командованием В.А. Корнилова и П.С. Нахимова началась подготовка к защите Севастополя, сооружались укрепления, у входа на рейд было затоплено несколько кораблей. Севастопольская оборона продолжалась 349 дней. 5 (17) окт. 1854 г. союзники осуществили бомбардировку, начали подготовку штурма. Неудачными оказались попытки атаковать их с тыла, было проиграно Инкерманское сражение. В февр. 1855 г. умер Николай I. В нач. апр. началась 2-я бомбардировка Севастополя, сопротивление защитников которого вынуждало откладывать штурм. После 3-й бомбардировки в мае удалось потеснить русские войска с передовых траншей. 4-я бомбардировка (июнь) сопровождалась штурмом бастионов Корабельной стороны, который, однако, был отбит. Лишь после 6-й бомбардировки начался общий штурм города. Противнику удалось захватить Малахов курган. Войска отошли на Северную сторону. Были затоплены оставшиеся корабли Черноморского флота.
Осенью 1855 г. союзники заняли южную часть Севастополя. К тому времени русские войска взяли Карс. Это склонило враждующие силы к открытию переговоров. В марте 1856 г. в Париже был заключен мир, по условиям которого Черное море провозглашалось нейтральным, воспрещался вход в него военным флотам всех держав, в т.ч. прибрежных; Россия лишалась части Бессарабии, признавала коллективный протекторат над Молдавией, Валахией, Сербией, обязывалась отказаться от покровительства православным подданным Турции.
Корнилов Владимир Алексеевич (1808 - 1854) - герой Севастопольской обороны 1854-1855 гг. НаканунеКрымской войны организовал переброску на Кавказ морем пехотной дивизии, сыгравшей решающую роль в отражении турецкого наступления. В 1854 г. после сражения на р. Альме, являясь на чальником штаба гарнизона Севастополя, стал во главе его обороны. Был смертельно ранен на Малаховом кургане во время первой бомбардировки Севастополя 5 окт. 1854 г.
НахимовПавел Степанович (1802 - 1855) - флотоводец, адмирал, герой Севастопольской обороны 1854 — 1855 гг. В нояб. 1853 г. разгромил турецкий флот в Синопском сражении. С февр. 1855 г. - командующий Севастопольским портом и военный губернатор, возглавлял гарнизон защитников крепости. Был смертельно ранен в 1855 г. во время одного из объездов передовых укреплений на Малаховом кургане. Похоронен во Владимирском соборе Севастополя.
«Золотой век» русской литературы – феномен культуры и российской истории XIX в.; единое художественное направление, особый мир, занимающий важное место в общественном сознании, отражающий различные грани русской жизни. Запечатлен в языке, слове, классических произведениях. Творчество писателей «Золотого века» заключало колоссальный потенциал идей и образов, служило примером высокого общественного служения. Важнейшее направление - реалистический роман, раскрывающий личность человека. Во имя будущего России писатели отстаивали достоинство и честь личности, разоблачали мир «мертвых душ», защищали «маленького человека», права его личности, выявляли трагическую противоречивость «лишних людей» - «героев нашего времени», протестовали против устоев «темного царства», пытались понять «кто виноват?» и «что делать?». Русские писатели рисовали панораму русской жизни в дни «войны и мира», искали образ «положительного прекрасного человека», отмечали появление «новых людей», характеризовали исторические и социальные основы конфликта «отцов и детей», фиксировали умирание «людей в футлярах».
Начинался «Золотой век» как пора господства поэзии, доминировавшей до кон. 1820-х гг., великими творениями А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. В 1827 г. Пушкин отмечал наступление прозы («…звук новой, чудной лиры»), в 1836 г. Н. В. Гоголь, оценивая новые книги, писал, что «из сего реестра ощутительно заметно преобладание романа и повести…. беспрерывным появлением на свет … они свидетельствуют о всеобщей потребности». Эпоха русской классической прозы растянулась на 60 - 65 лет, реализм как художественное мировоззрение и стиль был ярко представлен творениями Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. И. Герцена, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. А. Гончарова, Н. С. Лескова, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, А. И. Куприна. В своих произведениях они раскрывали коренные социально-политические проблемы русской жизни.
Это время интенсивного развития литературного процесса, различных литературно-артистических салонов, обществ любителей словесности. Художественные открытия классиков «золотого века» оказали огромное влияние на эстетическое сознание XIX - XX вв.
Александр II Николаевич (1818-1881) — император всероссийский (с 1855 г.), старший сын Николая I. Получил разностороннее образование. Среди воспитателей – поэт В. А. Жуковский. Приобщаясь к правлению, с 1834 г. присутствовал в Сенате и Синоде, в 1837 г. совершил путешествие по России, в 1838 г. по Европе. Будучи наследником престола исполнял различные поручения отца. Программа царствования была изложена в манифесте о прекращении Крымской войны.
Считается, что не обладал последовательной и продуманной системой политических взглядов, был привержен консервативным традициям, но осуществляемые под его началом реформы носили либеральный характер. В его правление отменено крепостное право, установлен новый порядок общественного крестьянского управления. Реформой 1864 г. судебная власть отделялась от исполнительной, административной, законодательной; вводился суд присяжных. Были проведены военная, финансовая, цензурная реформы, в 1863 г. принят новый университетский устав. Постепенно отменялись исключающие и ограничивающие законы, касающиеся раскольников. Была развернута сеть начальных школ, библиотек, значительно выросло количество издательств, периодических изданий, основан ряд музеев, научных обществ и др. После подавления Польского восстания 1863 – 1864 гг. началось ограничение реформ рядом временных правил и министерских циркуляров.
По окончании Крымской войны Россия вынуждена была согласиться с условиями Парижского мира. В 1864 г. завершилось покорение Кавказа. По договорам с Китаем к России отошли Амурский и Уссурийский края. В 1864 г. начался поход в Среднюю Азию, завершившийся присоединением территории, где были образованы Туркестанский край и Ферганская область. В 1867 г. Россия продала Америке Аляску и Алеутские острова. В 1877 г. началась война с Турцией, которая была успешно завершена в 1878 г.
С 1841 г. был женат на Марии Александровне (Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии) – дочери герцога Людвига II Гессен-Дармштадтского. От этого брака родилось 8 детей, среди них будущий император Александр III. Императрица принимала активное участие в развитии женского образования и благотворительности. Умерла в 1880 г. Морганатической супругой А. II, обвенчанной с ним почти сразу после смерти Марии Александровны, являлась Екатерина Михайловна Долгорукова. Александр II еще при жизни императрицы имел от княжны Долгорукой трех незаконнорожденных детей. После свадьбы Долгорукова получила титул светлейшей княгини Юрьевской. Ее сын Георгий, дочери Ольга и Екатерина унаследовали фамилию и титул матери.
Император пал жертвой террористического покушения, осуществленного 1 марта 1881 г. боевиками «Народной воли». Погребен в Петропавловском соборе в СПб.
Крестьянская реформа 1861 г.Непосредственная подготовка отмены крепостного права начинается с 1857 г., когда был создан Секретный комитет для решения крестьянского вопроса. С 1858 г. он возглавляется великим князем Константином Николаевичем, имевшим либеральные взгляды; деятельность комитета приобретает гласный характер. На местах начинают создаваться губернские комитеты, которые разрабатывали различные проекты освобождения крестьян. Затем эти проекты передавались в так называемые Редакционные комиссии – «рабочий орган» при Главном комитете, созданный в 1859 г., где они всесторонне рассматривались и дорабатывались. Крестьяне, таким образом, были полностью отстранены от дела, касавшегося их жизненных интересов.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» и Манифест, возвещавший об отмене крепостного права в России. Согласно этим документам, крестьяне сразу получали личную свободу, вводились сельские и волостные крестьянские органы правления. Крестьяне освобождались с землей, но наделение их достаточным количеством земли было невыгодно помещику, поскольку тогда крестьянские хозяйства были бы полностью независимы от него. Реформа устанавливала «высшую» и «низшую» нормы наделов. Предусматривалась отрезка от крестьянского надела в пользу помещика, если дореформенные его размеры превышали «высшую» норму, и прирезку, если он не достигал «низшей» нормы. На практике отрезки стали правилом, а прирезки – исключением. В отрезки чаще всего попадали лучшие, наиболее необходимые крестьянину угодья (выпасы, сенокосы, водопои). Малоземелье и чересполосица не давали возможности крестьянскому хозяйству успешно развиваться. После окончания срока введения в действие «Положений…» крестьяне переходили в так называемое «временно-обязанное» положение, согласно которому они отбывали прежние феодальные повинности за предоставленную землю. То есть, крестьянин по-прежнему выплачивал оброк и отрабатывал барщину (хотя и в урезанном виде). Завершающим этапом крестьянской реформы являлся перевод крестьян на выкуп. Размер выкупа за надел определялся путем так называемой «капитализации» оброка. Годовой оброк приравнивался к 6 % с капитала «х». Таким образом, если крестьянин уплачивал оброк с одной души мужского пола в размере 10 руб. в год, то выкупная сумма х составляла: 10 руб./6 %Ѕ100% = 166 руб. 67 коп. 80 % выкупа помещикам выплачивало государство, которое затем взимало эту сумму с крестьян с 6 % ежегодно. Проведением в жизнь всех аспектов реформы на местах занимались «мировые посредники» (чаще всего из помещиков). Все новые поземельные отношения и повинности фиксировались в Уставных грамотах.
Крестьянская реформа 1861 г. была проведена, прежде всего, в интересах помещиков. Многие крестьянские хозяйства разорялись. Ответом на реформу был всплеск крестьянских волнений и бунтов, прокатившийся по стране в начале 60-х годов. Однако, несмотря ни на что, реформа 1861 г. стала важнейшим шагом, создавшим условия для утверждения капитализма в стране. Следствием этого преобразования становится возрастание темпов экономического роста, формирование новых социальных слоев – пролетариата и промышленной буржуазии.
Земства– органы местного самоуправления по земской реформе 1864 г. Закон определял круг полномочий новых органов, прежде всего, в решении местных вопросов. Центральной фигурой земств становились гласные. Земства являлись цензовыми учреждениями и куриальными органами (избиратели делились на группы, каждая выбирала гласных отдельно). Гласных приводили к присяге, обсуждали местную проблематику. Заседания проходили открыто, избирали губернских гласных (от 6 уездных - одного губернского). В состав губернского земского собрания входили представители дворянства и председатели управ всех уездов, чиновники от казенных и удельных имений. Губернское собрание созывалось один раз в год (председательствовал губернский предводитель дворянства). Срок полномочий уездных и губернских собраний - 3 года. Для выполнения текущей работы земские собрания избирали управы из 3 человек (председатель и два заместителя). Гласные, избираемые на должности председателей губернских управ, утверждались министром внутренних дел, уездные гласные - губернатором (он имел право утверждать также членов уездных и губернских управ). На окраинах империи земства не вводились.
Земства развернули активную работу по устройству дорог, содержанию больниц, богаделен, страхованию сельскохозяйственных построек. Государственные структуры перекладывали на земства наиболее сложные работы: поставку подвод, этапную повинность, содержание арестантских квартир, мировых судей и т.д. Власти стремились не допускать объединения земств.
12 июня 1890 г. вышло новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Изменялась процедура выборов, усиливалось присутствие дворян (для них существенно снижался земельный ценз), отменялось избрание гласных от крестьян непосредственно на сходах (посылали представителей «вверх», а уже из их среды губернатор назначал установленное количество гласных).
Пореформенные десятилетия (особенно конец XIX - нач. XX в.) – время выступлений участников земского самоуправления за предоставление этим органам политических прав, введение конституции, проведение демократических преобразований. В этом участвовали различные организации («Беседа», «Союз освобождения», «Союз земцев-конституционалистов» и др.). Проводились разного рода кампании, готовились адреса, направлялись петиции, обращения к властям, созывались всероссийские съезды. С земским движением связано создание ряда политических партий.
Судебная реформа 1864 г.Наиболее либеральной и завершенной по своему характеру являлась судебная реформа. 20 ноября 1864 г. проекты судебных уставов были утверждены Александром II. Они предусматривали бессословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса, в котором участвовали присяжные и адвокаты, равенство всех сословий перед законом. Вводились новые судебные учреждения – коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции – окружной суд и судебная палата, объединявшая несколько судебных округов и состоявшая из уголовного и гражданского департаментов. Для разбора мелких правонарушений и исков на сумму до 500 руб. в городах и уездах учреждался мировой суд. Председатели и члены судебных палат и окружных судов утверждались императором, мировые судьи – Сенатом. Сенат имел право кассации судебных решений.
В судебной реформе 1864 г. наиболее последовательно были осуществлены принципы буржуазного права. Судебная система России стала одной из самых прогрессивных для своего времени, несмотря на многие пережитки и черты сословного суда, сохранявшиеся в стране. Уже с начала 70-х годов последовала серия «изъятий» и «дополнений», которые ограничивали гласность суда, несменяемость судей и следователей, изымали из ведения судов присяжных политические дела и т.п.
Военная реформа 1864-1874 гг.Поражение России в Крымской войне вследствие военно-технической отсталости николаевской армии, усиление военной мощи европейских держав требовали коренной реорганизации военного дела в России. Преобразования в военной сфере во многом связаны с именем Д.А. Милютина, назначенного на пост военного министра в 1861 году. В 1864 году началась реорганизация системы военного управления. Территория страны была разделена на 15 военных округов, что имело целью ликвидировать излишнюю централизацию управления, создать условия для более быстрой мобилизации войск в военное время. В условиях России с ее огромными территориями эта мера имела первостепенное значение. 1 января 1874 г. был утвержден «Устав о воинской повинности», предусматривавший распространение воинской повинности на все мужское население, без различия сословий. Для сухопутных регулярных войск устанавливался шестилетний срок действительной службы, затем увольнение в запас на 9 лет, а по исполнению этого срока зачисление в ополчение до 40-летнего возраста. Помимо этих преобразований, была реформирована система военно-учебных заведений, введен новый военно-судебный устав и т. д. Военные реформы 60 – 70-х гг. сыграли существенную роль в повышении боеспособности русской армии.
Народничество –идеология и общественно-политическое движение демократической интеллигенции в России во 2-й пол. XIX в. Его приверженцы считали, что интеллигенция в долгу перед народом и должна посвятить себя его избавлению от гнета и эксплуатации. Будучи социалистами, народники полагали, что Россия перейдет к социализму, минуя капиталистическую стадию; опорой для этого послужит крестьянская община, в которой народники видели социалистические черты. Среди народников не было единства по вопросам теории и тактики революционной борьбы. Можно выделить три крупнейших течения в раннем народничестве. Теоретиком так называемого «бунтарского течения» был М.А. Бакунин. Он доказывал, что русский мужик является социалистом и бунтарем «по инстинкту», учить его этому не надо, нужен лишь призыв к бунту. М. Бакунин являлся одним из основателей русского анархизма, считая, что любая государственная власть, даже самая демократическая, есть «источник эксплуатации и деспотизма». Любой форме государства он противопоставлял принцип «федерализма», т.е. федерацию самоуправляющихся сельских общин, производственных ассоциаций на основе коллективной собственности орудий и средств производства.
Основателем и теоретиком пропагандистского направления был П.Л. Лавров. Он считал, что народ необходимо готовить к революции и социализму посредством долгой пропаганды. П.Н. Ткачев являлся главным идеологом так называемого «заговорщицкого течения». Согласно его теории, власть должна была быть захвачена хорошо организованной революционной партией, которой затем следовало внедрить социализм в русскую жизнь.
«Хождения в народ» – массовое движение народнической молодежи в деревню в 1870-е гг. с целью путем революционной пропаганды разжечь крестьянский бунт. Однако крестьяне весьма настороженно относились к таким призывам и не проявляли стремлений к восприятию социалистических идей. Второе хождение в народ, в рамках которого интеллигенты селились в деревне, планомерно агитируя крестьян за революцию, завершилось не более удачно, чем первое. Как показывают мемуары народников, прожив среди крестьян до полугода, они начинали разочаровываться, видя их пассивность и отсутствие мгновенного результата своей пропаганды.
«Земля и воля» – тайная революционная организация, возникшая в 1876 г. в СПб после разочарования народников в тактике «хождений в народ». В ее состав входили «Северная революционно-народническая группа», «Общество народников», уцелевшие от арестов участники «хождения в народ». В основании организации участвовали А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, А.Д. Оболешев, М.А. и О.А. Натансоны, А.А. Квятковский, О.В. Аптекман, В.А. Осинский, Д.А. Лизогуб, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, М.Ф. Фроленко, Л.А. Тихомиров.
Это была прекрасно организованная и хорошо законспирированная организация, имевшая свои филиалы («общины») в провинции. В качестве программных установок организации рассматривались требования передачи всей земли крестьянам, введения мирского самоуправления, свободы слова, собраний, совести и т.д. Основным направлением деятельности «Земли и воли» стала пропаганда среди различных слоев общества. Террор рассматривался лишь как средство самозащиты или конкретно направленного возмездия, но не как основной метод борьбы. В 1879 г. внутри организации развернулась острая борьба между сторонниками тактики террора (группа А. Желябова) и Г. Плехановым, ставившим во главу угла пропаганду. Результатом этих споров стало возникновение двух новых организаций – «Народной воли», которая перешла к прямой борьбе против самодержавия, и «Черного передела», стоявшего на прежних, землевольческих позициях.
«Народная воля»– революционная народническая организация, главный противник самодержавия в 1880–1890-х гг. Имела социалистическую, интернациональную ориентацию, опиралась на различные социальные группы, в т. ч. рабочих, в программных положениях, тактике стремилась соответствовать времени, реалиям 1880–1890-х гг. Программа содержала требования демократических преобразований, созыва Учредительного собрания, введения всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, совести, замены армии ополчением, передачи земли крестьянам. В борьбе за демократию признавалась возможность союза с либералами.
Деятельностью «Народной воли» руководил Исполнительный комитет (А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов, А. И. Желябов, А. А. Квятковский, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, М. Ф. Фроленко, Л. А. Тихомиров, М. Н. Ошанина, А. В. Якимова и др.). Основной целью народовольцев стало цареубийство, которое должно было явиться сигналом для всеобщей революции. После ряда неудачных покушений, 1 марта 1881 г. Александр II был убит взрывом бомбы, брошенной студентом-террористом И. Гриневицким. Гибель царя, вопреки ожиданиям, не вызвала революции и крушения самодержавия. Вскоре большая часть членов «Народной воли» была арестована и казнена, а сама организация разгромлена после неудачного покушения на императора Александра III.
3 апр. 1881 г. были казнены исполнители приговора – С. Перовская, А Михайлов, Н. Рысаков, Н. Кибальчич, А. Желябов. В 1882 г. состоялся «процесс 20-ти» – судили участников покушений на царя. В 1883 г. был организован еще один процесс («процесс 17-ти»).
В 1883–1884 гг. «Народная воля» пережила организационный кризис, проявившийся в расколе, что, возможно, связано с чрезмерной централизацией,позицией членов Исполкома, находившихся за рубежом. Продолжала свою деятельность во 2-й пол. 1880-х – нач. 1890-х гг.
Русско-турецкая война 1877– 1878 гг.– пик Восточного кризиса 1870-х гг. Летом
г. начались антитурецкие восстания в Боснии и Герцоговине, Болгарии, Македонии.
Весной 1876 г. Турция потопила в крови восстание в Болгарии. Летом этого года началась война Сербии и Черногории с Турцией. 31 окт., спасая Сербию от разгрома, СПб предъявил Порте ультиматум, принудив ее заключить перемирие. В России началась частичная мобилизация, собирались средства, на Балканы отправлялись тысячи добровольцев. А.М. Горчаков предлагал добиваться от Запада гарантий автономии для Боснии и Герцоговины. Однако Великобритания, исходя из собственных расчетов, делала все возможное, чтобы направить Турцию на Россию. Угроза затяжной войны, территориальные притязания Австрии и Германии заставляли Россию маневрировать, предлагать европейский конгресс. В кон. 1876 г. состоялась международная конференция в Константинополе, где обсуждался проект автономии Боснии, Герцоговины и Болгарии, которая разделялась на Восточную и Западную; предполагался контроль со стороны комиссаров великих держав. Подстрекательство Великобритании подтолкнуло Турцию к срыву работы конференции. Попытки мирными средствами улучшить положение христиан были сорваны упорным нежеланием турок идти на уступки Европе, и в апреле 1877 года Россия объявила Турции войну.
В ходе последовавших боевых действий русской армии удалось, используя пассивность турок, провести успешное форсирование Дуная, захватить Шипкинский перевал и, после двухмесячной осады, принудить лучшую турецкую армию Осман-паши к капитуляции в Плевне. Последовавший рейд через Балканы, в ходе которого русская армия разбила последние турецкие части, заслонявшие дорогу на Константинополь, привел к выходу Османской империи из войны. На состоявшемся летом 1878 года Берлинском конгрессе был подписан Берлинский трактат, зафиксировавший возврат России Бессарабии и присоединение Карса, Ардагана и Батуми. Восстанавливалась государственность Болгарии (завоёвана Османской империей в 1396 году) как вассальное Княжество Болгария; увеличивались территории Сербии, Черногории и Румынии, а турецкая Босния и Герцеговина оккупировалась Австро-Венгрией.
Договор отказалась признавать Великобритания, опасавшаяся выхода России в Средиземноморье. Пересмотра условий требовала Австро-Венгрия, стремившаяся подчинить Боснию, Герцоговину, Западную Болгарию. Начались ультиматумы, бряцание оружием, реальностью стала война с Великобританией в Туркестане. Не оправдались расчеты России на дипломатическую поддержку Германии. В итоге в июле 1878 г. был подписан Берлинский трактат, по которому условия Сан-Стефанского договора изменялись не в пользу России и балканских народов: Австро-Венгрия получила право оккупации Боснии и Герцоговины, вводила войска в Ново-Базарский санджак для того, чтобы не допустить объединения Сербии и Черногории; Болгария превращалась в фактически вассальное по отношению к Турции княжество; Южной Болгарии предоставлялась частичная автономия в составе Османской империи; Македония возвращалась под власть султана.
Картина Верещагина «Апофеоз войны», написанная в 1878 году, отражала разочарование, возникшее в России по результатам Берлинского конгресса, в частности чувство, что жертвы, принесенные ради победы в войне, оказались напрасны.
Александр IIIАлександрович (1845-1894) – император всероссийский с 1881 г., сын Александра II. В 1865 г. вступил в брак с бывшей невестой своего безвременно умершего старшего брата Николая Александровича. Жена Мария София Фредерика Дагмара (1847 – 1928), дочь датского короля Христиана IX, в православии приняла имя Марии Федоровны. От брака с ней родились 6 детей, в т.ч. Николай II.
В русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. командовал Рущукским отрядом на р. Ломе, прикрывал левое крыло армии от Мехмет-Али. Александр III – сторонник идеи национальной самобытности России, непосредственного единения царя с народом. Был знаком с идеями славянофилов. Стремился соединиться с народом посредством православной церкви, административно-сословной системы. Отрицательно относился к либеральным, западническим концепциям и программам. Полагал задачей не освобождение личности, а создание условий для уже освобожденной Александром II личности в плане обеспечения ее благосостояния.
После восшествия на престол заявил о вере «в силу и истину самодержавной власти, которую следовало защищать и охранять для блага народного от всяческих на нее поползновений». В манифесте и циркулярной депеше российским послам (1881 г.) основной задачей царствования поставил «служение делу внутреннего государственного развития, тесно связанного с успехами гражданственности и с вопросами экономическими и социальными». С Александром III пришла новая команда управленцев, в числе которых К. П. Победоносцев, Н. П. Игнатьев, Д. А. Толстой, сменившие М. Т. Лорис-Меликова, Д. А. Милютина, А. А. Абазу.
Правление отмечено «контрреформами», направленными против либеральных программ и по-своему спровоцировавших распространение марксизма в России. К числу «контрреформ» традиционно относят: временные правила о печати (1882), университетский устав (1884), циркуляр «о кухаркиных детях» (1887), закон о земских начальниках (1889), преобразования в сфере городского и земского управления (1890 – 1892), защиту интересов дворянства в социальной политике. Предполагал изменить судебные уставы, которые, как считал, были утверждены отцом по настоянию лиц, желавших навязать конституцию. Полагал принятие конституции и парламентаризм губительным для России выбором.
Царствование Александра III характеризуется интенсивным экономическим ростом России, привлечением иностранного капитала. Противоречивые процессы наблюдались в сельском хозяйстве, при этом предпринимались меры по понижению выкупных платежей, преобразованию податей, регулированию найма на аграрные работы, учреждению крестьянского поземельного банка, установлению казенной продажи винных изделий, организации мелкого кредита, защите населения во время голода. Быстрыми темпами осуществлялись крестьянские переселения, осваивались Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия, было введено фабричное законодательство. Добивался русификации окраин, в т. ч. и Остзейских губерний, где в 1885 г. русский язык был введен как обязательный
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 918;