Россия в первой четверти XX в. 3 страница

Боровиковский Владимир Лукич (1757 - 1825 гг.) - ученик Д. Г. Левицкого. Портретам присущи черты сентиментализма в сочетании с декоративной тонкостью и изяществом рисунка. Автор серии женских портретов (И. М. Лопухиной и др.). Характерен портрет Екатерины II, на котором она изображена прогуливающейся в Царском Селе. В соответствии со вкусами императри­цы, ее обычно изображали в виде «земной богини» (напр., «Екатерина-законодательница» Левицкого). Боровиковский написал иной портрет, низводивший образ с отвлеченных сфер в повседневную действительность (императрица представлена обыкновенным человеком); из­вестно, что этот портрет не понравился Екатерине II.

Козловский Михаил Иванович (1753 – 1802 гг.) – скульптор и рисовальщик. Представитель классицизма. Творчество проникнуто просветительскими идеями, возвы­шенным гуманизмом, яркой эмоциональностью. Автор скульптуры «Самсон» в Петергофе, памятника А. В. Суворову в СПб и др.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735 – 1822 гг.) – ученик А. П. Антропова. Для творчества характерно сочетание торжественности, жизненности и особого психологизма, интимности (портреты «смолянок», Д. Дидро и др.). Картины отмечены сильным влиянием просветительского на­чала. Много работал в жанре парадного портрета.

Растрелли Бартоломео Карло (1675 – 1744 гг.) – итальянский скульптор, в СПб с 1716 г. Произведениям свойственны барочная парадность и пышность, точная передача фак­туры изображаемого материала («Императрица Анна Иоанновна с арапчонком» и др.).

Рокотов Федор Степанович (1735 – 1808 гг.) – основатель «московской» ветви пор­третного искусства. Сын крепостного. Творчество стало этапом в изображении человеческой личности (тонкий психологизм, интимность, проникновенное осознание духовной и физиче­ской красоты). Автор многих известных портретов («В. Е. Новосильцева», «Неизвестная в розовом платье» и др.).

Фальконе Этьен Морис (1716 - 1791 гг.) - французский скульптор, в 1766 - 1778 гг. работал в России. Создатель «Медного всадника» и ряда изящных композиций в духе раннего классицизма.

Шубин Федот Иванович (1740 - 1805 гг.) - скульптор. Представитель классицизма. Создал галерею психологически выразительных портретов (А. М. Голицын, М. В. Ломоносов, Г. А. Потемкин, Павел I и др.).

В 1-й пол. XIX в. в живописи утвердился романтизм, выражавший растущее самосознание личности. Это нашло отражение, прежде всего, в творчестве портретистов: О. А. Кипренского, изображавшего человека в состоянии подъема, воодушевления (портрет А. С. Пушкина 1827 г.); В. А. Тропинина, утверждавшего самоценность и безыскусственную естественность человека в его частной жизни; К. П. Брюллова с его глубиной психологического анализа («Последний день Помпеи», 1833 г.). В 1807 г. вышел первый в России журнал по искусству («Журнал изящных искусств»), в 1825 г. открылось Строгановское училище художников. Главной темой творчества А. Г. Венецианова и мастеров венециановской школы стал мир, окружающий человека в его обыденной жизни. Эмоциональными мотивами отмечены пей­зажи С. Ф. Щедрина, М. И. Лебедева, А. А. Иванова. Представление романтиков о человеке как герое исторический драмы воплощалось в больших полотнах, ставших явлением духовной жизни общества, напр., «Явление Христа народу» А. А. Иванова (1857 г.) и др. В 1850 г. И. К. Айвазовский создал знаменитый «Девятый вал».

К сер. XIX в. начала доминировать жанровая живопись, сопряженная с критическими мо­тивами. Такова картина В. В. Пукирева «Неравный брак» (1862 г.). Поэтизация обыденной жизни сочеталась с обличением социально-нравственных пороков (картины П. А. Федотова). Волну слухов в России вызвала картина К. Д. Флавицкого «Княжна Тараканова» (1864 г.). Опасаясь непредсказуемых последствий, правительство отдало распоряжение опубликовать архивные материалы и таким образом оградить трон от возможных самозванцев.

Во 2-й пол. XIX в. проявились новые художественные тенденции, выявилось разнообразие эстетических принципов. Образовалось Товарищество передвижных художественных выста­вок.

Рубеж XIX - XX вв. - переходная эпоха русской художественной школы. Шел интенсив­ный поиск новых изобразительных средств, были сделаны важные открытия в пленэрной жи­вописи (достижения в области колорита; особые задачи, связанные с передачей световоздуш-ной среды и отношений цвета на открытом воздухе; изменение характера сюжетов). При этом сохранялся традиционный графический язык, подчеркивалась верность привычному кругу образов в рисунке (новые веяния здесь приходили опосредованно, что во многом определяло стилистические особенности). Художники вели поиски повышенной декоративности цвета, большей экспрессии и выразительности художественного образа. Это было время увлечения нарядной красочностью театра. Быстро развивались мало популярные прежде жанры - инте­рьер, натюрморт.

Формировались новые художественные объединения, различные по эстетическим взгля­дам. В 1898 г. в СПб А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым было создано художественное объедине­ние «Мир искусства». В 1901 - 1902 гг. состоялось несколько выставок «Мира искусства», в т. ч. в Москве.

 

Передвижники - художники, члены художественного объединения «Товарищество передвижных художественных выставок», образованного в СПб в 1870 г. по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге, В. Г. Перова в противовес регламентации, канонам и эстетике Петербургской Академии художеств - официального центра искусств того времени. Еще в 1863 г. произошел «бунт 13-ти» - уход из Школы изящных искусств при Петербургской Академии художеств 13 художников во главе с И. Н. Крамским. Была основана Артель художников - будущее Товарищество передвижных выставок. В 1871 г. открылись первые передвижные выставки. Помимо инициаторов в состав группы в разное время входили И. Е. Репин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин. В.М. Максимов, К.А. Савицкий, А.М. и В.М. Васнецов, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, И.И. Левитан, В.А. Серов и др. Свои про­изведения выставляли также М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.П. Рябушкин и др. Период расцвета творчества передвижничества – 1870-1880-е гг. Внутренняя жизнь Товарищества стро­илась на кооперативных началах. Произведения членов выставок отмечены психологизмом, им свойственны социальные обобщения, мастерство типизации; много внимания уделялось бытовым сценам, портрету, значительное развитие получили исторический жанр, религиозная проблематика.

Возникает и получает развитие жанра социально-психологического портрета. В 1860-х гг. В. Г. Перов создал содержательные образы народной жизни («Тройка», 1866 г.). Религиозно-историческая тематика ярко представлена в творчестве Н.Н. Ге. Это было время расцвета пейзажа, нередко отмеченного романтико-символической выразитель­ностью, поэтической одухотворенностью, характерной для работ А.К. Саврасова («Грачи прилетели», 1871 г.), Ф.А. Васильева («Мокрый луг», 1872 г.), А.И. Куинджи («Березовая роща», 1879 г.), И.И. Шишкина («Утро в сосновом бору», 1889 г.).

Развивался жанр исторической живописи, представленный полотнами В.И. Сурикова («Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»), В.И. Васнецова («Аленушка», 1881 г., «Витязь на распутье», 1882 г.).

Вершиной портретной живописи стали полотна В. А. Серова, И. Н. Крамского. Этическое толкование евангельских сюжетов в духе современности характерно для творчества В. Д. Поленова. Внутреннюю одухотворенность явлений и предметов, сопричастную сказоч­ной символистской фантастике, передавал М. А. Врубель. Эпоху в русской пейзажной живо­писи составило творчество И. И. Левитана, создателя поэтически-одухотворенных образов природы («Владимирка», «Над вечным покоем».). С их деятельностью связан новый этап в развитии пейзажа (А. К. Саврасов, М. К. Клодт, Поленов, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи). Передвижничество - самобытный тип социально-аналитической жанровой картины, утверждавшей красоту и значительность народных характеров (Г. Г. Мясоедов, А. И. Корзухин, И. М. Прянишников, К. А. Савицкий, Н. А. Ярошенко и др.). Идеи движения ярко воплощают картины И. Е. Репина. Выделяют особый период «позднего передвижничества» (С. А. Коровин и др.). Моральную и материальную поддержку они получали от многих передо­вых людей того времени. Их произведения приобретал в свою галерею П. М. Третьяков. На рубеже XIX- XX вв. Товарищество начало терять общественное влияние. Распалось в 1923 г.

 

«Могучая кучка», или Балакиревский кружок – творческое содружество российских композиторов, сложившееся в конце 1850-х и начале 1860-х годов. Название дал кружку его идеолог критик В. В. Стасов. В «Могучую кучку» входили: М.А., А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Кроме Балакирева все остальные члены кружка не были профессиональными музыкантами. Кюи – профессор военной фортификации; Мусорский – отставной гвардейский поручик, долго служил в разных ведомствах; Бородин – крупный ученый-химик, до конца дней совмещал науку и музыку; Римский-Корсаков – морской офицер, в конце концов сделал выбор в пользу музыки. Основной творческой задачей содружества было утверждение в искусстве национальных принципов, продолжающих традиции М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Идея национального предполагала воссоздание русской тематики в произведениях разных жанров; использование богатейшего фольклорного наследия; заимствование музыкальных тем из фольклора; создание произведений нового типа, соединяющих традиционные европейские музыкальные формы с приемами народного искусства. В творчестве каждого из членов кружка воплощение этих принципов было индивидуальным. Композиторы искали новые формы для воплощения тем и образов из отечественной истории и современности, стремились приблизить музыку к насущным передовым запросам жизни. В операх Мусоргского («Борис Годунов» и «Хованщина»), Бородина («Князь Игорь»), Римского-Корсакова («Псковитянка» и др.) отражены события русской истории. Образы народного быта, сказки и эпоса занимают большое место и в симфонических произведениях, носящих большей частью программный характер, и в камерном вокальном творчестве.

 

Чайковский Петр Ильич (1840-1893) – русский композитор, один из лучших мелодистов. Окончил училище правоведения и до 1863 г. находился на службе. Результатом знакомства в 1868 г. и творческих контактов с членами «Могучей кучки» явилось создание программных симфонических произведений. Творчество 1870-х гг. отличают напряжённость исканий, многообразие художественных интересов. В кон. 1870-х гг. Чайковский пережил тяжёлый душевный кризис, вызванный перенапряжением творческих сил, а также обстоятельствами личной жизни. В сер. 1880-х гг. Чайковский возвратился к активной музыкально-общественной деятельности. В творчестве Чайковского представлены почти все музыкальные жанры. Заметно усиление трагического начала в произведениях последних лет (особенно в опере «Пиковая дама» и 6-й симфонии). Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы – А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, Шекспира и Данте.

 

 

«Серебряный век» – термин, введенный Н. Бердяевым, которым, по сложившейся в русской критике ХХ в. традиции, обозначают искусство, прежде всего, литературу России рубежа XIX – XX вв. В современном употреблении не имеет оценочного характера или несет налет поэтизации (лунное серебро, особая одухотворенность). Первоначальное же употребление термина было скорее негативным, т. к. серебряный век, наступающий после золотого, подразумевает спад, деградацию, декаданс.

Это понятие отличает нечеткость значения, как в плане временных рамок, так и в плане круга конкретных авторов. Чаще всего «серебряным веком» называют литературу русского модернизма, символизма и акмеизма, включая весь спектр имен от Бальмонта, В. Брюсова, А. Блока и А. Белого до Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама. Есть и другой подход, стремящийся рассматривать всю порубежную эпоху как единое целое, в сложной взаимосвязи не только разных литературных направлений, но и всех явлений культурной жизни этого периода (искусства, философии, религиозных и политических течений), т.е. такие имена как А.П. Чехов, А.И. Куприн, С.Н. Булгаков также считаются принадлежащими к «серебряному веку». В этом случае рассматриваются две тенденции художественной культуры: реалистическая и модернистская, связанная с поиском новых художественных решений. Реалистическая представлена Чеховым, И. Буниным, Куприным, М. Горьким. Модернизм как теория и практика символизма и стиля модерн в живописи и графике – это художники от Васнецова и Семирадского до Борисова-Мусатова и «Голубой Розы», скульпторы – от Антокольского до Матвеева, особая модернистская архитектура, а также театральное и декоративно-прикладное искусство.

В театре так же сосуществовали модернистская (Мейерхольд, Таиров, Вахтангов) и реалистическая тенденции (МХТ, К. Станиславский). Композиторы «серебряного века» (Стравинский, Рахманинов, Прокофьев) отдавали предпочтение камерной музыке, требующей виртуозного исполнения, способного передать «гиперболичность мироощущения». В музыке также ценится индивидуальность, что предполагало большое стилевое многоголосье и увлечение авангардистскими приемами.

 

Символизм – направление в изобразительном искусстве и литературе, отличающееся особой эстетикой – поиском выразительных средств для обозначения внутренней сущности явлений. Ключевым в этом поиске считали мир внутреннего опыта художника. Истинной полагали идею Тютчева, что «мысль изреченная есть ложь». Символистам свойственен глубокий историзм, с позиций которого оценивались и события современности, музыкальность поэтической строки, энциклопедизм культурного арсенала. Выступали за «чистое искусство»: идеализм – удел интеллектуалов, материализм – доля мещан. Некоторым (А. Блоку, Вс. Иванову, З. Гипиус) свойственен мистико-религиозный аспект; всем им – романтизм – стремление уйти от реальной действительности, уход от грубой жизни – «не творцы жизни, а лишь поэты». К концу первого десятилетия ХХ в. под давлением политической реакции символизм иссяк. Выродился в акмеизм.

 

Модерн(от moderne – современный) или Ар-нуво («новое искусство») отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. Интерес к новым технологиям (в архитектуре это металл, стекло, железобетон). Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений. Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

Архитектура этого периода (1880-1910) характеризуется процессом перехода от эклектики к стилю модерн (нью-арт) и от модерна к неоклассицизму 1910-х годов. Архитектуру модерна отличает стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и внутреннему интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы художественно обрабатывались. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки – все тщательно проектировалось в едином стиле. Первым архитектором этого стиля считается Виктор Орта (Бельгия). Но дальше всех от классических представлений об архитектуре ушел Антони Гауди, работавший в Барселоне. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

 

«Мир искусства» – художественное объединение, созданное в 1898 г. в СПб А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Под редакцией Дягилева с 1899 по 1904 г. издавался журнал «Мир искусства». В редакционных статьях первых номеров журнала были четко сформулированы основные положения «мирискусников» об автономии искусства, о том, что проблемы современного искусства и культуры в целом - это исключительно проблемы художественной формы и что главная задача искусства - воспитание эстетических вкусов русского общества через знакомство с мировым искусством. По-новому было оценено английское и немецкое искусство, открытием стала живопись русского XVIII в. и архитектура петербургского классицизма.

«Мир искусства» возник как романтическая реакция на проявление натурализма и салонно-академических тенденций в живописи эпигонов передвижничества. Выдвигались лозунги «чистого искусства», «преображения жизни» искусством, отвергался академизм, ис­пользовалась поэтика символизма. В числе особенностей - эстетизм, понимание прекрасного как изящного, изысканного, преобладание графики. Творчество представителей объединения отмечено утонченной декоративностью, стилизацией, орнаментальностью. В наследии также многочисленная высокохудожественная книжная графика, театральные декорации, эстампы. Принципы «эстетизации» действительности определили неоромантический ретроспективизм произведений членов «Мир искусства» (исторические пейзажи А. Н. Бенуа, К. А. Сомова, Е. Е. Лансере, гравюры А. П. Остроумовой-Лебедевой, станковая графика М. В. Добужинского, книжная графика И. Я. Билибина, театральная живопись А. Я. Головина, Л. С. Бакста). В 1901 - 1902 гг. состоялось несколько выставок, в т. ч. в Москве. Издавался одноименный журнал. Объединение существовало до 1924.

 

Акмеизм – одно из направлений русской поэзии нач. XX в., возникшее на отрицании мисти­ческих начал символизма. В 1911 - 1914 гг. акмеисты («akme» - высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора) объединились в группу «Цех поэтов» (организаторы Н. С. Гумилев и С. М. Городецкий; в группу входили также А. А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М. А. Кузьмин, В. И. Нарбут и др.). Молодые поэты выпускали журналы «Аполлон», «Гиперборей», различ­ные альманахи, манифесты, издавали книги, по их словам они не столько заботились о тео­рии, сколько «утверждали свой вкус». В янв. 1913 г. в первом номере «Аполлона» появились программные статьи акмеизма: «Наследие символизма и акмеизм» (Н. Гумилев) и «Некоторые течения в современной русской поэзии» (С. Городецкий).

Противопоставляя себя символизму, акмеизм провозглашал самоценность земного мира, его форм и красок; акмеисты менее возвышенно говорили о вечном, трансцендентном, непознаваемом, звали «возлюбить землю», отказаться от мистической любви, «мыслимых подобий». акмеизм ставил задачей утверждение в поэзии права конкретно-чувственного слова, возвращения слову изна­чально-простого смысла, освобождения его от символических толкований. Акмеисты воспе­вали земной мир в его многоцветии и силе, их поэзии присуща конкретность. Сторонники акмеизма заявляли о решительном предпочтении «романского духа», отказывались следовать «герман­ской линии» символистов, ориентировались на европейские художественные традиции. Как замечал еще А. А. Блок, это ослабляло чувство русской жизни, национального строя души. С другой стороны, Городецкий подчеркивал русское начало в акмеизме; отвергая художественное ми­ровосприятие символистов, их поэтику, он предлагал вести борьбу с фантомами, бороться за этот мир, утверждал, что символизм не являлся выражением духа России.

 

Авангардизм– общее наименование художественного движения ХХ в., для которого характерны разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного образа и абсолютизация новаторства. Рождённый духовной атмосферой ХХ века с его грандиозными катаклизмами, авангардизм иллюстрирует не только противоречия между разными системами и техниками композиции, но и борьбу мировоззренческих позиций. Одни теоретики и практики авангардизма декларируют создание элитарного искусства, чуждого социальным задачам, другие, наоборот, ищут принципиально новые выразительные средства для передачи настроений социального протеста, революционного содержания. Эстетические принципы авангардизма отличаются колоссальной широтой – от формализма (победа словесной образности и символики над содержанием в поэзии и прозе, акцентация колорита, композиционной структуры и бессюжетность в живописи, атональность и какофония в музыке) до утилитаризма (слияние искусства с производством, бытом и политической публицистикой).

Ранними направлениями авангардизма в России являются футуризм, имажинизм, конструктивизм и др.

Ранний авангард в живописи связанс эстетикой символизма (Кузнецов, Петров-Водкин (влияние традиций иконописания), Лентулов, Кончаловский, Кандинский, Малевич).

 

Футуризм - литературно-художественное течение нач. XX в. Существовал в виде объ­единений, «временных» поэтических групп - «Мезонин поэзии», «Центрифуга», «Леторей» и др. Широкую известность приобрели эпатирующие манифесты футуристов - «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913). Футуристами были В. Хлебников, В. Маяковский, В. Шершеневич, В. Каменский, Д. и Н. Бурлюки, Ф. Платов, Е. Гуро, А. Крученых, Б. Лившиц и др.

Для футуризма характерно: стихийно-эмоциональное предощущение социально-культурного раз­лома, экзальтированный оптимизм относительно новой эпохи; создание нового искусства, манифестация принципов взаимодействия искусств; апология техники, урбанизма; культ сверхчеловека; критицизм по части «одряхлевших» эстетических и нравственных устоев; упо­ение социальными катаклизмами, когда война не более чем «гигиена мира»; признание «сла­бостями» идеалов любви, добра и счастья, оценка чувств и эмоций в категориях физических (машинных) качеств - движения, энергии, силы; тяга к хаотической регистрации теснящих друг друга впечатлений, механическое совмещение разнохарактерных аспектов; представле­ние повседневности как динамического комплекса разнонаправленных, небывалых сил, дви­жений, звуковых и оптических эффектов. Выражением этого стал субъективизм в области формы, примат иррациональности, распад образного строя.

Интересен кубо-футуризм, выразившийся в живописи разложением предметов на элементарные тела и фигуры (Филонов, Малевич), а в поэзии – в игру слогов в творчестве В. Маяковского, В. Хлебникова. Имажинисты (Есенин, Шершеневич, Мариенгоф) ставили целью выражение образов через слова через повышение сугестивности текстов.

Поэтические принципы футуризм выражены передачей ощущений в виде бесконтрольных ассо­циаций и аналогий; акцентированием звуковой и графической «оболочек» текста в ущерб словесному значению (отсюда обилие звукоподражания, аллитераций; фигурные стихи, об­ращение к коллажам, рисункам, комбинациям из типографских и рисованных шрифтов, математических знаков). Футуристы критиковали предшествующий литературный процесс, «опровергали кумиров». Отказывались от литературного повествования, сюжета и характе­ров. Утверждали будущий космополитизм литературы с параллельным развитием в настоя­щем. «Раздвигали» ритм, стремились поменять общественное состояние, придумывали слова, шли к новому мировому языку. Верили в Революцию, приход нового духовного Мира, преоб­ражение человечества, представляли себя Правительством Земного Шара (В. Хлебников). Внешний смысл футуристов – эпатаж. Футуристы шокировали общественность внешним видом, распространяли свои сборники по «листовочному» принципу.

Размах футуризму придала революция 1917 г., открывшая перспективы проектов в живописи, театре, музыке.

 

МалевичКазимир Северинович (1878 – 1935 гг.) – один из основателей абстрактного искусства, отошёл от отражения реальных вещей и явлений, отказался от конкретной сюжетной содержательности произведений, трактовал предметную форму как комбинации контрастных по цвету геометрических элементов («Черный квадрат», 1913 г.; «Полёт аэроплана», 1915 г.; «Красный квадрат», 1917 г.) Разработал новое художественное направление в искусстве – «супрематизм» (от лат. supremus – наивысший), с 1910 г. выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний.

 

Февральская революция– революция в Российской империи, итогом которой стало падение монархии, провозглашения республики и переход власти к Временному правительству. Волнения в Петрограде начались 23 февраля 1917 г. Отречение Николая II состоялось 2 марта 1917 г. Его преемник брат Михаил не решился стать императором, объявив, что вопрос о власти должно решить Учредительное собрание.

Одновременно с отречением царь подписал указ о назначении князя Г.Е. Львова (представителя кадетской партии) председателем Совета министров. Львов должен был сформировать новое правительство. Утром 4 марта документы об отречении императора и передаче власти Временному правительству были опубликованы. Самодержавие в России перестало существовать.

Одними из главных причин революции были война и кризис доверия к власти, вызванный просчетами в руководстве армией и страной и деятельностью различных политических сил.

Отношение к войне в русском обществе на разных этапах являлось неодинаковым. Первоначально война была встречена всплеском патриотизма, как, впрочем, и в других странах. Санкт-Петербург переименовали в Петроград. Мобилизация прошла успешно, все партии, кроме большевиков, заявили о поддержке правительства. Но война затягивалась, и положение постепенно становилось все хуже. Обострились все довоенные противоречия, ухудшилась экономическая ситуация, в кризисном состоянии оказались транспортная и энергетическая отрасли. Значительные потери понесло и сельское хозяйство.

Ошибкой Николая II было принятие на себя верховного главнокомандования в августе 1915 г., этим царь принимал на себя всю полноту ответственности за происходящее и на фронте и в тылу. Смена министров, как считало общество, плохих на еще худших, слухи о вмешательстве царицы и ее окружения в руководство страной, подозрения о шпионаже, проникшем на самый верх, к лету 1916 г. сделали оппозицию власти явлением массовым до повсеместного.

В период с 1914 по 1917 гг. правительство несколько раз поменяло кадровый состав русской армии. К 1917 г. она состояла в основном из плохо подготовленных крестьян и наскоро обученных офицеров. Армия превратилась из оплота существующего порядка в источник брожения и беспорядков (особенно в тылу). Полки резервистов, расквартированные в столице, стали движущей силой февральских беспорядков.

 

Двоевластие– одновременное существования двух властей в одной стране. В России двоевластие возникло в результате Февральской революции в марте – начале июля 1917 г. К власти одновременно пришли Временное правительство и Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Сформированное Государственной думой 1 марта 1917 г. Временное правительство состояло из представителей либерально-демократического блока партий, отражавших преимущественно интересы российской буржуазии. В его составе преобладали кадеты. Это был первый источник власти, заменивший в структуре государственного управления царское правительство и наделенный официальными правами и полномочиями. Второй источник власти представлял Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, являвшийся в принципе стихийно сформированным органом народного самоуправления. Временное правительство и Петроградский Совет представляли интересы разных социальных слоев, находясь фактически на противоположных полюсах политической системы. Временное правительство обладало властью капитала и возглавленных им государственных структур. Совет обладал реальной властью вооруженного народа. Однако специфика политического положения в стране и политики входивших в Совет и во Временное правительство партий обусловили длительное существование своеобразной системы двоевластия, порождавшей бесконечные кризисы и катаклизмы.

В общих чертах ситуация выглядела следующем образом: Временное правительство удерживало власть, откладывая созыв Учредительного собрания и проведение реформ; Советы не брали власть, также ожидая созыва собрания. Война продолжалась, оба источника власти не оправдывали народных ожиданий. Это дало повод и возможность вскинуть голову крайне правым (корниловский мятеж) и активизировать действия крайне левым (большевики).

В число кардинальных проблем, требовавших немедленного разрешения, входили аграрный, рабочий вопросы и так далее. Фактически Временное правительство сознательно не шло на какие-либо радикальные изменения в стране (в том числе созыв Учредительного Собрания), опасаясь народных волнений в ходе войны. В этом вопросе, в отличие от других, позиция была четкой – «война до победного конца».

Петроградский Совет был сформирован представителями революционных партий – социалистов-революционеров и РСДРП. Свою роль Петросовет видел в ее контроле, подготовке созыва Учредительного собрания и защите интересов рабочих и солдат. Социалистические партии ставили в качестве первостепенной задачи буржуазно-демократические преобразования, считая, что в российском обществе еще не сложились предпосылки для социалистической революции. Это обусловило отказ социалистов от захвата власти в стране, хотя они обладали реальными для этого возможностями.

Двоевластие отразило своеобразие взаимоотношений основных политических партий страны. Октябристы, прогрессисты и кадеты еще в 1915 г. признали общность своих интересов, создав «Прогрессивный блок». Они представляли либерально ориентированные, буржуазно-демократические социальные слои в обществе. Меньшевики и эсеры, которые претендовали на выражение интересов рабочих и крестьян, фактически отказались от политической борьбы, предоставив власть Временному правительству, вступая с ним в коалицию и откладывая все преобразования до созыва Учредительного собрания. Единственной силой, реально участвовавшей в политической борьбе за власть, были большевики, предпринимавшие открытые атаки на Временное правительство и завуалированное давление на Советы.








Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 619;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.022 сек.