Московское государство в XVI-XVII вв. 3 страница

Лозунг «священство выше царства» привел к разрыву между ними. В 1658 г., почувствовав недоверие Алексея Михайловича, Никон сложил с себя сан патриарха, но продолжал участвовать в церковных и государственных делах. На церковном соборе (1666-1667) восточные патриархи согласились с царем, что царская власть выше церковной, но русские церковные иерархи отстаивали, ссылаясь на святоотеческую традицию, принцип «священство выше царства». Собор принял компромиссные решения, однако Алексей Михайлович отказался их утвердить. С разрешения патриарха Константинопольского, Никон был низложен в монашеский чин и сослан в Ферапонтов-Белозерский монастырь. В ссылке он продолжал называть себя патриархом. В 1676 г. по приговору собора, созванного Иоакимом, был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь, где для него был установлен строгий режим. По указу царя Федора Алексеевича в 1681 г. тяжелобольному Никон было разрешено вернуться в Москву, в Воскресенский монастырь; по дороге он скончался.

 

Церковный раскол религиозное и общественное движение, возникшее в России в сер. XVII в., когда русскую церковь возглавлял патриарх Никон. С 1653 г. под его началом осуществлялась церковно-обрядовая реформа с целью унификации богословской системы. Никон и его «справщики» хотели ликвидировать различия в обрядах, устранить разночтения в богословских книгах, что выдвинуло бы Россию и Московский патриархат как центр православных церквей Европы и Азии. Преодолению внешнеобрядовых расхождений (способ крестного знамения, хождение в церкви «по солонь» или против солнца и др.) и внесению изменений в священные тексты часть церковнослужителей (Аввакум, Даниил, Павел Коломенский и др.) противопоставляла древнерусскую традицию. Управление Никона сопровождалось увеличением патриарших земельных владений, отрицанием Соборного уложения, наступлением на права «чернослободцев». Оно вызвало внутрицерковную оппозицию, широкий общественный протест, который, усугубляясь эпидемией чумы 1654 г., вылился в народное волнение. Изменение привычных обрядов, насильственное внедрение новых богословских книг породили открытые выступления защитников «старой веры». Люди протестовали против формального внешнего отношения к обрядам, полагали новшества «неправдой». Раскол приобрел массовый характер после решения церковного собора 16661667 гг. Плохо продуманное, спешно проведенное исправление духовных книг оттолкнуло от руководства церкви людей, воспитанных на русской книжной традиции; в раскол ушли многие грамотные люди. Социальной базой раскола являлись крестьяне, посадские и служилые люди (ремесленники, стрельцы и др.). Заметную роль играли купцы и поначалу бояре; последние в конце XVII в. отошли от старой веры (Салтыковы, Хованские, Мышецкие, княгиня Урусова, тетка царицы Натальи Кирилловны — Евдокия и др.). Раскольники, призывая к уходу от зла, сохранению «старой веры», спасению души, бежали в отдаленные места Севера, Поволжья, Сибири, где организовывали скиты кельи отшельников. Несмотря на репрессии властей, число старообрядцев в XVII в. постоянно росло. Государство пыталось узаконить существование движения путем введения для сторонников старой веры двойного подушного оклада.

Современная историческая наука рассматривает старообрядчество как сложное политическое, идеологическое и культурное явление. Его идеологическим лозунгом был традиционализм, понятый и осуществленный на уровне народного сознания. Движение, возникнув в виде стихийного протеста «низов», оформилось как староверие, получило типично религиозный средневековый характер, прошло в своем развитии несколько этапов. На первом этапе появились самостоятельные течения и толки, возникли раскольничьи центры. В основе образования лежал принцип создания погостов-округов, центром каждого из которых являлся скит (погост-место), окруженный поселениями. Внутри скита существовало монастырское подворье, сам скит служил связующим звеном между черной волостью и монастырем, выступавшим в роли вотчинника. В последнюю четв. XVIII XIX вв. староверие из социально-религиозного течения феодальной эпохи превратилось в социально-экономическую организацию капиталистического уклада. Происходило накопление старообрядческими обществами значительных капиталов, намечалась дифференциация самих обществ.

 

Аввакум (ок. 1610-1681) – один из основателей старообрядчества. Родился в бедной семье, в которой были приняты начитанность, строгие нравы. С самого начала Аввакум приобрел известность как «ревни­тель благочестия», проповедовал строгость, выказывал непримиримость к отступлениям от устоявшихся церковных канонов. Его духовным наставником был Епифаний, впоследствии сожженный в 1682 г. Одно время был протопопом в Юрьевце-Поволжском, в 1651 г. при­был в Москву, стал священником Казанского собора. Как начитанный человек, известный царю, он был привлечен к «исправлению» церковных книг. Однако деятельность никоновских «справщиков», их интерпретация священных текстов вызывала его неприятие, послужила одной из причин церковного раскола. Ревнитель старины и благочестия, Аввакум подвергся пресле­дованиям. Осенью 1653 г. он был брошен в тюрьму, вскоре вместе с семьей сослан в Тобольск, прикреплен к воеводе Пашкову, посланному осваивать Даурию. Ему пришлось участвовать в походе, претерпевать лишения, подвергаться оскорблениям и преследованиям со стороны Пашкова. Спустя 10 лет, когда Никонутратил влияние, Аввакум был возвращен царем в Москву. Расположение царя Алексея Михайловичавскоре сменилось осторожным отношением, по­скольку он выступал противником официальной церкви. Отказавшись принять «молчание», он публично критиковал церковные новшества (троеперстие, четырехконечный крест и др.). Нововведения трактовались им как «римское блудище», «латинство». Проповеди и послания Аввакума, его харизматическое лидерство способствова­ли появлению многочисленных сторонников, в т.ч. среди знати. В 1664 г. был сослан в Мезень, в 1666 г. вновь вызван в Москву, где на церковном соборе после различных увещеваний его расстригли и прокляли. Некоторые последова­тели Аввакума были казнены, а он сам после увещеваний и наказания кнутом в 1667 г. был сослан в Пустозерский острог. 14 лет пребывал в сыром земляном срубе, на хлебе и воде, однако не изменил взглядов и не прекратил борьбы. Здесь подготовил свои главные произведения, среди них «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» – остросюжетное произведение, в котором автор на примере полной страданий и коллизий собственной жизни повествует о пре­данности идеалам древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны. В 1681 г. Аввакум вместе с ближайшими сподвижниками был сожжен в срубе.

 

Разин Степан Тимофеевич (ок. 1630 – 1671) – предводитель крупнейшего в XVII в. социального движения; донской казак, атаман. В 1662 — 1663 гг. воевал с турками и крымскими татарами. Условия для социального взрыва формировали массовый приток беглых на Дон, внесший дисбаланс в отношения домовитых и голытьбы; желание получать жалованье в войне с Польшей (казаки не знали о мирных переговорах с поляками в Андрусове весной 1666 г.) и, наконец, голод на Дону весной 1667 г.

В мае 1667 г. под началом Разина возле Переволоки образовался многочисленный отряд, который направился к Волге «за зипунами». В 1668 — 1669 гг. был совершен поход по Каспийскому морю в Персию. Весной 1670 г. разинцы захватили Царицын и Астрахань; движение вступило в новую фазу, характеризуемую массовом участием, антикрепостническими чаяниями, борьбой за вольность, сословными интересами. От имени Разина (а также от имени царевича Алексея, сына царя Алексея Михайловича, незадолго до этого умершего, и опального патриарха Никона) восставшие писали «прелестные письма», в которых утверждалось, что Разин идет «по указу великого государя», чтобы «побить на Москве и в городах бояр и думных и всяких приказных людей и дворян... за измену», причем «плохой» царь Алексей Михайлович, попавший под влияние бояр, по мнению восставших, должен быть заменен «хорошим» – царевичем Алексеем. Ему в занятых повстанцами районах население целовало крест и приносило присягу. Разин и его войско как бы возводили царевича на престол.

Усмирение Разинского бунта было поручено кн. Ю.А. Долгорукову, участнику русско-польской войны 1654 – 1667 гг. Недовольство Москвы вызывала позиция Войска Донского, долгое время потворствовавшего Разину, допустившего по существу то, что он достиг столь значительных успехов.

После поражения под Симбирском Разин вернулся на Дон. Здесь атаман Корнелий Яковлев приступом взял опорный пункт Разина в Кагальницком городке и захватил его в плен. Вскоре Разин был выдан правительству, доставлен в Москву и в июле 1671 г. казнен на Красной площади. Атаманам выдали по 100 золотых червонных.

 

Софья Алексеевна (1657 – 1704) – царевна, дочь царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской, правительница государства (1682 – 1689). Получила хорошее образование, отличалась энергией, честолюбием. После смерти Федора Алексеевича (1682) встал вопрос о престолонаследии. Малолетство двух царевичей – детей от разных жен Алексея Михайловича – разделило знать, породило борьбу противостоящих кланов Милославских и Нарышкиных. Софья, более всех сестер приближенная к Федору Алексеевичу, являлась признанным лидером Милославских. Она вела борьбу с мачехой, Нарышкиными, выступала против брата Петра I и его семьи. В день смерти Федора к боярам дважды обращался патриарх Иоаким с вопросом, кому быть государем. Бояре воззвали к мнению народа, собравшегося перед церковью Спаса в Кремле. Выкрикнули Петра, который и был наречен царем, благословлен крестом; народ принес ему присягу. Подстрекаемые Софьей стрельцы посчитали это «неправдой», ворвались во дворец и расправились с «партией» Нарышкиных. Последовала челобитная от стрельцов, чтобы «двум царевичам быть на престоле». Так в 25-летнем возрасте Софья стала соправительницей братьев (10-летнего Петра и 16-летнего болезненного Ивана). Опека основывалась на том, что они не были женаты (хотя у Петра была жива мать – ровесница Софьи). Постепенно превратилась в правительницу, и это стало частью официального титула.

Современники отмечали политические дарования Софьи, ее ум, проницательность. Царевна постоянно присутствовала на людях, приучала бояр к своей государственной деятельности, принимала участие в важных церемониях, приемах посольств, встречалась с дипломатами. Ориентировалась на официальную церковь (ее регентство отмечено гонениями на старообрядцев). При Софье начала работать Славяно-греко-латинская академия. В указе от 25 окт. 1682 г. разрешила всем служилым людям носить личное оружие, оговорив, однако, запрет на поединки. Заключила «Вечный мир» с Речью Посполитой (1686 г.), подписала Нерчинский договор с Китаем (1689 г.), начала войну с Турцией и Крымским ханством. Самым ярким событием правления Софьи стали Крымские походы 1687 г. и 1689 г. под командованием ее фаворита В. В. Голицына.

В авг. 1689 г. попыталась свергнуть Петра I, но потерпела поражение и была заключена в Новодевичий монастырь. В 1698 г. ее сторонники предприняли еще одну попытку возвести ее на престол, после чего последовала жестокая расправа с участниками восстания, а сама Софья была пострижена в монахини Новодевичьего монастыря под именем Сусанны. Вместе с ней были пострижены и две ее сестры.

В XIX в. сложились разные представления о Софье: царевна-богатырь, порвавшая с нравами терема XVII в., но не нашедшая поддержки в обществе; воплощение византийских идеалов, властолюбивая интриганка. Современных историков интересуют династические расчеты Софьи, мотивационная база ее действий.

 

Самодержавие монархическая форма правления, при которой в России царю или императору принадлежали верховные права в законодательстве, управлении, суде; русский государственно-религиозный строй. Самодержавие воплощало национальный облик государственности, трансформировало нравственно-психологические традиции России. Долгое время было основано на доверии к нему народа, религиозном начале. Самодержец, олицетворявший верховную власть, пользовался неограниченными полномочиями: даровал «милости», давал «вольности». Отношение к рядовому человеку характеризовалось словами «пожаловал», «благословил». В завещаниях великие князья и цари передавали Русское государство по наследству, оно являлось как бы их семейной собственностью.

В политике самодержавия продуцировало патриархальность с обязательной персонификацией отношений. Оно неизменно отторгало проекты конституционных изменений.

Зарождение самодержавия традиционно относят к XV в., времени Ивана III. Часть историков считает, что оно явилось одним из последствий монгольской модели для Москвы. В нач. XVII в. произошла трансформация самодержавия. Право избирать государей, регламентировать их деятельность получили Земские соборы. Появились понятия «праведный» и «неправедный» царь. До Смуты богоизбранного царя, как правило, видели в государе, вступающем на престол по праву рождения (такой царь считался «природным»). Смута изменила представления. Распространилось новое воззрение на власть царя. Люди начали полагать, что сущность власти царя узнается по его делам. Истинным, праведным, богоустановленным царем признавался не только природный, но и выбранный государь.

В сер. XVII в. самодержавие утверждалось в спорах относительно приоритета «священства» или «царства». При Петре I титул «царь» заменен титулом «император».

Законы, решения высшей власти в то время основывались на том, что «монархов власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает». Представлялось, что «его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благолепию управлять». Значительную роль в обосновании роли и исторической миссии самодержавия сыграла доктрина «официальной народности». Славянофилы, отмечая укорененность самодержавия, полагали, что власть царя не право, а долг и обязанность, возложенная на него народом.

Смерть Александра II породила кризис С., нанесла удар по традиционному мифу русского монарха. Ушел в прошлое образ милосердного сентиментального героя, освободителя народа, полубога. Но в царствование Александра III идеал царя сдвигался с петровских времен к XVII в., который подавался как период гармоничного союза царя и народа. В нач. XX в. самодержавие подвергалось критике сторонниками либеральных ценностей и социалистической идеи. Образ самодержца времен XVII в. пытался поддерживать Николай II. При дворе культивировались патриархальные обряды, восстанавливались старорусские традиции. Официально самодержавие упразднено 1 сентября 1917 г.

Сегодня одни авторы полагают, что самодержавие в веках являлось гарантией сохранения единства России и русской нации. Другие считают, что самодержавное политическое устройство негативно повлияло на весь исторический путь России.

 

Иконопись– мастерство создания религиозных изображений, образов; особый вид живо­писи, имеющей культовое назначение. С принятием на Руси христианства появились иконы, удовлетворявшие религиозную потребность новообращенных. Иконы украшали создаваемые храмы, отбирались в ризницы кафедральных соборов, поставлялись для чествования в хра­мах и часовнях. Князья приглашали из Византии опытных мастеров в создании мозаичных изображений, писании ликов на досках. Русские ученики перенимали устоявшиеся приемы, знакомились с техникой иконописи. Родоначальником русской иконописи считается киево-печерский монах Алимпий (XIIв.), который работал со своим помощником Григорием. Известны имена ико­нописцев Древнего Новгорода – Стефан, Радко, Сежира.

Византийские мастера принесли на Русь сложившуюся иконографию и систему расположе­ния сюжетов в интерьере храма, подчиненную осям внутреннего пространства и очертания. Этому соответствовал стиль плоскостного письма, не нарушавшего поверхности стен. Иконы органически входили в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой, выполня­лись для определенного места. Обеспечивался канон. Иконопись следовала принципам, освященных преданием, повторяла уста­новленные типы изображений, развивалась в строгой зависимости от византийских образцов, соответствовала «иконописным подлинникам» — руководствам, в которых подробно указыва­лись внешние черты каждого святого и его иконописные аксессуары. Иконописцы (изографы) точно воспроизводили композиции и формы, подчеркивали свое мастерство тщательностью и тонкостью работы. Указания подлинников были строги и подробны, не допускали произвола, включая выбор иконописцем цвета одежд, в которые он облекал изображаемого святого (тре­бовалось, чтобы каждый святой был представлен в ризах определенных, присвоенных ему колеров). Применялись т. н. образцы, позднее пришли прориси (контурные кальки).

 

Андрей Рублев(ок. 1360–1430 гг.) – выдающийся иконописец русского Средневековья. Воспитывался в светской среде, принял монашеский постриг, стал иноком, а затем соборным старцем Спасо-Андроникова монастыря. На формирование его мировоззрения оказали влияние идеи Сергия Радонежского, творчество сложилось на почве художественных традиций Руси. В 1405 г. совместно с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля.В своих произведениях в рамках средневековой иконографии А. Р. воплотил новое возвы­шенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Это ярко проявилось в иконном ансамбле из трех поясных икон: Спаса, архангела Михаила, апостола Павла, из­вестных как Звенигородский чин. Их особенность – глубина образного содержания, мягкость интонации, особый «свет» колорита.

В 1420-х гг. в составе артели украшал иконами каменный соборный храм Троице-Сергиева монастыря. В состав иконостаса этого собора вошла, по-видимому, знаменитая «Троица» Рублева. Художник решил проблему триединства не на путях формального соответствия догмату, а проникновением в духовность, соотнесением с движением. Исследователи творчества Рублева отмечают символическое космологическое значе­ние композиционного круга, в который лаконично и естественно вписывается изображение. В круге видят отражение идеи Вселенной, мира и единства.

 

Раздел 4

Имперская Россия

Россия в XVIII в.

Новое время – период мировой истории, начавшийся с английской буржуазной революции 1640 г. и закончившийся с началом Первой мировой войны (1914). Важнейший этап в процессе становления современной мировой цивилизации. В эту эпоху происходит переход общества от «традиционного» типа к «индустриальному». Процессы, характеризующие Новое время стали зарождаться на рубеже XV–XVI вв. В экономической сфере это развитие торговли, финансового и банковского дела, появление и расширение мануфактурной промышленности, начавшийся процесс первоначального накопления капитала. Меняется социальная структура общества. Буржуазия и «новое дворянство», значительно разбогатевшие за эти годы, начинают играть все большую роль в политической жизни европейских государств. Революционные изменения в духовной сфере. Гуманизм, распространявшийся в Европе с XV века, рассматривал человека уже не как носителя всяческих пороков, обязанного всю жизнь искупать «первородный грех», а как свободную личность, обладающую огромными возможностями. Закономерным результатом развития гуманизма стала Реформация. Идеологической основой этого процесса стал тезис о том, что человек не нуждается в посредничестве церкви для спасения своей души. Важнейшим явлением Новой истории было распространение элементов Западной цивилизации на весь мир. Начало этому процессу положили еще Великие географические открытия.

 

Петр I Алексеевич (1672 – 1725) – царь с 1682 г. и император с 1721 г. Был провозглашен царем сразу после смерти Федора Алексеевича по предложению патриарха Иоакима (по требованию Милославских, утвержденному земским собором, Петр признавался «вторым» царем, а «первым» — его брат Иван Алексеевич. 25 июня 1682 г. они венчались на царство; правительницей становилась старшая сестра Софья Алексеевна). Не получил систематического образования, поздно научился писать, до 1689 г. с матерью жил в Преображенском, по ее настоянию женился на дочери именитого боярина Лопухина. Единодержавный царь с 1696 г., после смерти Ивана V.

Пришел к власти, отстранив Софью (1689), но до 1694 г. правительство возглавляла мать Петра I Наталья Кирилловна. В 1693 г. побывал в Архангельске, осматривал иностранные корабли, заказал один корабль в Голландии, два корабля велел строить на месте. В 1697 г. отправился с «Великим посольством» в Европу, в 1698 г., получив известие о стрелецком бунте, вернулся в Россию.

Правление отмечено разрывом с традициями, насаждением чужеродных социальных организмов, которые – не без долгих усилий со стороны энтузиастов – стали жить собственной жизнью, влияя на традиционную русскую культуру. Осуществил множество преобразований, направленных на преодоление отставания России от Запада. При этом, как считают историки, меры по реформированию державы соотносились с объективными условиями развития страны, имевшей малый общественный совокупный продукт.

С нач. XVIII в. началось обновление войска, церемониала, обихода царского дворца, дипломатических отношений. Была изменена система органов власти и управления. Место Боярской думы занял Сенат; коллегии, построенные по шведскому образцу и подчиненные Сенату, сменили приказную систему. Упразднялось патриаршество, вводился Духовный регламент, для управления церковью учреждался Синод. В соответствии с административной реформой страна делилась на губернии, преобразования затронули городское управление. Была основана новая столица государства – Санкт-Петербург. Указ о единонаследии закреплял дворянскую собственность на землю, Табель о рангах устанавливала порядок чинопроизводства. Радикально реформировалась налоговая система, вводилась подушная подать. П.I создал регулярную армию и флот, при этом основой устройства вооруженных сил явились рекрутская повинность и обязательная служба дворян, получавших офицерский чин после окончания военной школы или службы рядовыми. Организацию, вооружение, тактику, права и обязанности всех чинов определяли Воинский и Морской уставы, Морской регламент. Петр I положил начало русской национальной военной школе.

Утверждал новый институциональный стиль, символы; проектировал принципиально новые города; развивал европейскую просвещенность, ориентировался на иной, нежели в России тип грамотности, отказывался от книги как «духовного врачевателя»; культивировал научные знания, учредил Академию наук, университет, Кунсткамеру, создавал различные кабинеты, собирал коллекции, поощрял издательское дело, приглашал зарубежных ученых. Дал толчок множеству начинаний, различных традиций, ремесел (ассамблеи, курорты, производство оконного стекла и т. д.). Всегосударственная европеизация коснулась и кладбищ: вводился новый погребальный церемониал, почерпнутый в протестантизме; указ 1722 г. требовал «надгробные камни при церквах и в монастырях опускать вровень с землею; надписи на камнях делать сверху; которые же камни неудобно так разместить, употреблять их в строение церковное».

Петровские преобразования создали новую социальную структуру общества, содействовали консолидации и укреплению дворянства, расширению сферы крепостничества, охватившей не только аграрную сферу, но и промышленность, город, торговлю. Была создана колоссальная машина абсолютистской власти.

Во внешнеполитической стратегии Петр I последовательно отстаивал приоритет России на Балтике, с чем была связана Северная война, и на юге, где еще в конце XVII в. был взят Азов. Устанавливая связи с другими государствами, исходил из расчетов «брачной дипломатии»: женил своего сына на Брауншвейг-Вольфенбюттельской принцессе, выдал Екатерину Ивановну за герцога Мекленбургского и др.

В 1722 г. на почве личной трагедии – конфликта с сыном от первого брака, а также стремления и далее осуществлять преобразования при абсолютистской системе издал «Указ о наследовании престола», ставший впоследствии одним из источников дворцовых переворотов. Еще при жизни формировался его образ преобразователя, героя и богоподобного спасителя отечества.

 

Меньшиков Александр Данилович – крупный государственный деятель первой трети XVIII в., сподвижник и фаворит Петра I, его преданный соратник, близкий друг. Родился в 1673 г. (по др. данным — в 1670 г.). О его происхождении и роде занятий до встречи с Петром I имеются разные версии (полагают, что он был сыном конюха, возможно, капрала; продавал в Москве пироги; другие считают его происходящим из обедневшей дворянской семьи). Был замечен Лефортом, служил в Преображенском полку, с 1686 г. – денщик Петра I. Современники отмечали необыкновенную энергию Меньшикова, храбрость, сообразительность, непреклонность в решении государственных задач, и одновременно жажду обогащения, казнокрадство, взяточничество. При этом преданность царю, так же как и личные интересы, были ориентированы на общее направление реформ, что делало Меньшикова противником консервативных кругов. Участвовал в Азовских походах, был с Петром за границей в составе «Великого посольства», исполнял разные поручения, занимался расследованием стрелецкого бунта. Активный участник Северной войны, вместе с Петром участвовал в военных действиях, в 1702 г. был назначен комендантом крепости Нотебург, руководил строительством Петропавловской крепости, форта Кроншлот (позднее Кронштадт), возглавлял Ижорскую канцелярию, контролирующую доходы. В 1706 г. как руководитель войска одержал победу над шведским генералом Мардефельдом при Калише, за что был щедро одарен Петром I. В 1707 г. возведен в достоинство светлейшего князя Ижорского. За Полтавскую битву получил звание фельдмаршала. Принимал участие в походах русских войск в Курляндию, Померанию, Голштинию, был губернатором Ингерманландии, во время второго заграничного путешествия Петра I в 1716 – 1717 гг. фактически являлся единоличным правителем России. С 1714 г. постоянно находился под следствием; многочисленные комиссии вскрыли факты гигантских хищений и злоупотреблений и лишь заступничество Петра, а также Екатерины I спасло его от суда. В 1719 – 1724 и 1726 – 1727 гг. был президентом Военной коллегии. После смерти Петра I сыграл решающую роль в восшествии Екатерины I на престол, в годы ее царствования был фактическим правителем России. Учрежденный Верховный тайный совет вскоре стал послушным орудием в его руках. С целью упрочения своего влияния попытался подчинить себе престол Курляндского герцогства, но безрезультатно. Опасаясь династических подвижек (возможная смерть императрицы Екатерины I, неопределенность перехода престола к дочерям Петра I и Екатерины I при наличии внука Петра I), Меньшиков заранее взял сторону внука и по его просьбе Екатерина I дала согласие на брак малолетнего Петра II Алексеевича с дочерью М. Марией. Обручение состоялось в 1727 г. В этом же году он стал генералиссимусом. Вскоре он приблизил к Петру II Долгоруких, которые сумели настроить императора против него. В сент. 1727 г. был арестован, обвинен в государственной измене с конфискацией богатства и сослан в Березов с женой, сыном и дочерьми, где умер в нояб. 1729 г. Сын М., Александр Александрович был возвращен из ссылки Анной Ивановной и впоследствии дослужился до генерал-аншефа.

 

Северная война – война между Россией и Швецией в 1700 – 1721 гг. В основе войны лежало стремление России решить вековую национальную проблему – овладеть выходом в Балтику, отвоевать российские города, находившиеся под шведским контролем. Учитывалась ситуация в Европе, ослабление Швеции. На основе заключенных в 1699 г. договоренностей сложился Северный Союз Дании, Саксонии, Пруссии, России против Швеции. События войны разворачивались в основном в шведских владениях, союзной Польше и Левобережной Украине.

Начало войны было неудачным для Союза. Летом 1700 г. шведский король Карл XII при содействии Англии и Голландии, нейтрализовал Данию. 19 (30) авг. 1700 г. Россия, заключив договор с Турцией, объявила войну Швеции, а в августе потерпела поражение под Нарвой. После этого началось восстановление армии, укрепление внешнеполитических позиций. Строился Балтийский флот. В 1701 г. удалось отбить шведскую атаку на Архангельск, в 1702 г. в Прибалтике войска Б. П. Шереметева дважды нанесли поражение шведскому корпусу В. Шлиппенбаха. В это время Карл XII добивался нейтрализации Саксонии и Речи Посполитой. Сторонники низложенного польского короля Августа образовали Сандомирскую конфедерацию и намеревались с опорой на Россию объявить Швеции войну. Россия поддержала эти планы, положение Карла XII осложнилось. В авг. 1704 г. русские войска, продолжая освобождать побережье Балтики, штурмом овладели Нарвой. Переломным событием стала Полтавская битва. После нее Петр I отверг предложение Карла XII окончить войну передачей России выхода в Балтику. В 1710-1718 гг. Россия осуществляет шаг, симметричный вступлению шведов на Украину, временно оккупирует шведскую Финляндию. Одновременно Петр I отправляет против германских владений Карла контингент в помощь союзникам – Дании, Саксонии и Ганноверу.

«Проецирование силы на Запад» поднимало престиж России, хотя и вызывало озабоченность Европы; выявились осложнения между Петром и его союзниками.

В 1711 г. был совершен Прутский поход, закончившийся военным и дипломатическим поражением России. Петр I повторил ошибку Карла XII; увлеченный Полтавской викторией, он вторгся в глубину вражеской территории, не обеспечив тыла и разведки, при этом излишне понадеялся на своего союзника – кн. Кантемира. Итогом стали позорные для России условия: гарантия территориальных уступок, отказ от сфер влияния, обязательство обеспечить проезд в Швецию через столицу Карла XII.








Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 629;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.022 сек.