Зарождение, социально-экономическая организация, источники
Древняя (Киевская) Русь – собирательное название восточнославянских княжеств IX-ХШ вв.; государство, возникшее в IX в. В его состав входили восточнославянские и неславянские области вдоль «пути из варяг в греки» и его ответвлений. В IX-X вв. Русью назывались изначальные территории государства, прежде всего Киев и Новгород. В летописях само происхождение названия «Русь» связывается как с Киевом, так и с Севером. В этом плане различали «верховную» Русь (центр – Новгород) и «низовую» Русь (центр – Киев). Объединение северных земель (варяги, чудь, словене, меря, часть кривичей), где еще в VIII в. существовал очаг государственности в устье Волхова, в Ладоге с южными областями произошло в 870 – 880 гг. при Олеге. Центром государства был Киев, при этом название «Русь» и династия, правившая в Киеве, были северного происхождения.
В IX – X вв. достаточно быстро изживалось этнополитическое деление догосударственного периода. Вместе с тем продолжала существовать территориально-племенная обособленность. Сохранялась автономия городских общин; способность великого князя объединить как можно большее их число являлась показателем эффективности власти. Соединение земель под властью одного князя вело к наращиванию военной мощи, ограничивало внешнюю угрозу, прекращались внутренние междоусобицы.
Древняя Русь изначально складывалась и воспринималась ее создателями как многонациональное образование. Летописи фиксировали многонациональный состав дружин первых Рюриковичей. Основой высокого положения всегда являлась служба князю.
В XI-XII вв. сокращается завоевательная деятельность, идет процесс «окняжения» славянских земель, увеличивается род Рюриковичей, выделяется слой бояр-землевладельцев. Составные части Руси тогда называли «волостями», всю страну именовали «Русской землей». Со 2-й четв. XII в. по отношению к составным частям употреблялся термин «земля». Политическая жизнь строилась на свободе, три элемента власти – монархический, аристократический и демократический – уравновешивали друг друга. Древняя Русь не являлась полнокровной единодержавной монархией, что отражалось на схеме престолонаследования: от старшего брата к младшему. Отсутствовала типичная для традиционных монархий наследственная передача власти, одновременно Древняя Русь не являлась конфедерацией «старших» князей или полисной системой. Существовали различные формы укоренения полномочной власти Рюриковичей. Поначалу утвердилась договорная система власти, выражавшаяся в приглашениях, завоеваниях и соглашениях. В IX-XII вв. они действовали одновременно, дополняли друг друга. На севере Руси чаще приглашали князей. На юге и востоке шел процесс передела «столов», распространилась практика завоевания княжеского престола. Запад Руси демонстрировал относительную терпимость, в некоторых княжествах, несмотря на отступления, столкновения и соперничество формировалась традиция укорененности, согласия.
Позже оформилась договорно-наследственная форма передачи власти с эволюцией в сторону прямого наследования от отца к старшему сыну. Князья должны были выбирать: или они сохраняют статус общерусской династии, отчужденной от интересов отдельных городских общин, или теряют этот общерусский статус, приобретая право на наследственную передачу стола. Князьям следовало отказываться от претензий на общерусское значение данной ветви династии, приспосабливаться к интересам городских общин, формировать системы представительства интересов в форме «соборного» решения, переходить к наследственной форме перехода власти.
Постепенно сложилась своего рода федерация княжеств, возглавлявшаяся великим киевским князем. Отношения столицы и земель регулировались договорами, определявшими, в т. ч., право великого князя на полюдье. Система старшинства и иерархического подчинения княжеств претерпела изменения во времени. Важную роль играли княжеские съезды. В XI в. существовали «братские соправления», в 1150-х гг. – соправления-дуумвираты, практика которых пришла из Византии (насчитывалось не более 10 соправлений). Дуумвират – форма «коллективного сюзеренитета» — не вел к перераспределению представительских и властных полномочий, но минимизировал последствия княжеских усобиц. Накануне монгольского завоевания Руси имели место попытки соединения принципов приглашения и наследования (киевляне, напр., договаривались с возможным правителем, как правило, наследником, которого предлагал великий князь).
Первых правителей Руси именовали еще каганами (хаканами), напр., Ярослава Мудрого и его сыновей. Политическое значение титула «каган» было утрачено во 2-й пол. XI – нач. XII в. Иногда великого князя киевского именовали царем. Этот титул не упоминался в отношениях Руси с др. государствами и не выделял особое старейшинство какого-то одного князя; скорее всего, он воплощал византийско-церковную традицию. Не исключено, что такой титул мог быть официально принят Ярославом Мудрым после кончины брата Мстислава в 1036 г. (отсюда, возможно, идет формула «царь и великий князь всея Руси»). Др. авторы полагают, что титул царя мог быть преподнесен князю, проявившему особенную активность в поставлении нового митрополита.
Первоначально в Древней Руси существовала т. н. десятичная система управления, которая выросла из военной демократии. Отсутствовало разделение на центральные и местные органы управления. В X в. десятичную систему сменила дворцово-вотчинная система. При ней управление государством являлось своего рода продолжением управления доменом великого киевского князя. В делах управления великому князю помогал совет из приближенных бояр, «княжи мужи». На местном уровне управление осуществляли наместники, волостели. Формировалась система кормлений.
Зародилось древнерусское право, являвшееся правом-привилегией с отказом признания равенства людей, принадлежащих к различным социальным группам. Существовало несколько правовых систем. Местная система права сосуществовала с каноническим правом, римское право с передневосточной системой, которая распространялась на семейную и брачную сферы.
В Древней Руси сформировалась сложная система социальной стратификации. Различными по природе были социальные конфликты, причем нередко они провоцировались политическими факторами. Так, в 1068 г. киевляне, возмущенные политикой Изяслава Ярославича, изгнали его и стали прославлять на княжеском дворе ранее репрессированного Всеслава Полоцкого. Социальные взрывы имели место в 1113, 1157 гг.
Культура Руси отмечена византийским влиянием, одухотворенностью и восприимчивостью к жизни, воплотившихся в художественном символе Софии. Синтез городского и деревенского культурных пространств, древнерусская культура несла в себе традиции язычества, фольклора. Развивалась древнерусская литература. Искусство Д. Р. синтезировало восточнославянские культурные традиции, внешние воздействия, прежде всего, Византии и Балкан. Русские мастера освоили приемы каменного зодчества, искусство мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры. Получила распространение различная техника изготовления ювелирных украшений: зернь (напаивание на орнамент мелких серебряных или золотых шариков); скань – изготовление украшений из золотой (серебряной) гладкой или витой проволоки; филигрань – изготовление ювелирных изделий из тонкой проволоки; чернь – нанесение на металл черных или темно-серых изображений, путем гравировки и заполнения штрихов т.н. черневым сплавом (из серебра, меди и др.); эмаль – нанесение на металлический предмет и закрепляемое обжигом прочного стеклообразного покрытия (перегородчатая, выемчатая и др. эмали).
К XII в. восходит удельная эпоха – время раздробленности Руси, выделения автономных уделов как системообразующих элементов государственности. Условной датой начала политического дробления Руси считается 1132 г. В основе процессов дробления множество экономических, социально-политических, идеологических причин. Во главе территориальных единиц («земель») находились князья, претендовавшие на повышение собственного статуса, что провоцировало усобицы. В их основе – борьба за населенные земли, имевшие большую ценность, учитывая приносимые доходы, за людей, вносивших разнообразные платежи и пошлины. Динамика борьбы зависела от многих факторов: положения великокняжеской власти, позиции вече, внешней опасности, «людского ресурса», возможностей взять пленных, «переселений».
Удельную эпоху одни историки расценивают как шаг назад, результат политики великих князей, деливших государство между сыновьями. Часть авторов полагает дробление процессом, сообразным обстоятельствам и духу времени. Государственно-политический строй оценивают как монархический, либо смешанный, т.к. он сочетал в себе два элемента – монархический (князь) и демократический (вече): «двоевластие» соответствовало экономическому уровню. Еще одна группа историков усматривает тройственность власти – князь, боярская дума, вече. Сложным остается вопрос о внутренней самостоятельности этих «полугосударств».
Непосредственно Киевскую Русь стали называть Русью только во время распада древнерусского государства, т.е. не ранее XII в. Поэтому Д. Р. не может быть объявлена «украинской», как делали и делают некоторые историки и политики. Они неверно утверждают, что название «Русь», означавшее, прежде всего, юг, было присвоено (узурпировано) Владимиро-Суздальским княжеством, позже – Москвой. Летописи и др. памятники обычно указывают на Русь от Карпат до Волги.
Киевская Русь относится к раннефеодальным монархиям, для нее были характерны: сохранение традиций военной демократии, значимость княжеско-дружинных отношений, дворцово-вотчинная система управления; слабость территориальных, политических и военных связей, неподконтрольность ряда автономных, полусамостоятельных государственных образований (княжеств, уделов и т. п.), стремившихся к децентрализации и сепаратизму.
Великокняжеское правление основывалось на силе и авторитете дружины, старейшин, думы; использовались вечевые начала; контроль на местах осуществляли наместники, волостели; власть видела опору в христианстве; доминировали отношения вассалитета-сюзеренитета. Кроме того, существовали «средневековые республики» в «вольных» городах, т. е. в городах, достаточно свободных от власти монарха и контролируемых аристократией города (Великий Новгород, Псков).
Пантеон Владимира – попытка централизации языческих культов предпринятая киевским князем Владимиром Святославичем в 980 г. (по другим источникам, в 978 г.). Возле княжьего дворца в Киеве были выставлены идолы, а само место превратил в языческое святилище. Пантеон включал Перуна, Хорса, Дажьбога, Сварога, Стрибога, Семаргла, Мокошь; идол Велеса стоял отдельно, на Подоле. Первым элементом реформы было объявление родового княжеско-дружинного Перуна верховным божеством всей Руси, что решало задачи укрепления личной власти и завоевания симпатий южнорусского населения, в первую очередь, киевлян, плохо знавших нового великого князя (с детства он правил в Новгороде). Второй элемент реформы – учреждение публичного поклонения божествам (в т.ч. самого князя и его дружины). Проводя реформу, Владимир преследовал цель укрепления центральной власти через усиление ее сакрализации, что позднее стало одной из ключевых религиозно-политических причин введения христианства. Пантеон божеств был логически структурирован, по мнению историков, являл собой мифологическую картину микрокосма (божества якобы определяли его зоны), расценивается как «первая религиозная реформа» («вторая религиозная реформа» – введение христианства).
Этот культ просуществовал 8 лет. Накануне крещения, в 988 г. идолы были низвержены. Примерно так же поступили и в Новгороде. Обряд низвержения Перуна был, очевидно, рассчитан на психологию людей, их подготовку к принятию христианства: путь к нему был расчищен, новая религия органично приходила на место «выпровоженного» язычества.
Перун – общеславянский бог грозы, молнии, града. Истоки культа – в общеиндоевропейской эпохе. В мифологии предстает всадником на коне (колеснице), по виду немолодой мужчина с «серебряной» головой. Имеет отношение к исполнению военной функции, вооружен стрелами, камнями, возможно, палицей. Поражает змеевидного врага. После победы освобождаются воды, из змеиных пещер выходит дева-солнце. Являлся основой дружинно-княжеского культа киевских Игоревичей. Утвердился в Новгороде, был принят простым народом. Возвышался над всеми божествами, являлся верховным княжеско-дружинным и официальным общегосударственным «богом богов». Политико-религиозное верховенство Перуна подкреплялось его сакрально-мифологическим первенством. В христианское время замещен Ильей-пророком.
Велес (Волос) – древнейшее общеславянское божество, бог скота, покровитель скотоводства, плодовитости, богатства; кроме того, по ряду сведений, был богом пастушества, торговли; возможно, приобрел земледельческую функцию; тесно связан с медвежьим культом. Был широко признан в Древней Руси, сохранилось множество топонимов от имени божества. Чествовали на зимние святки и на масленичную неделю. Был замещен христианским святым Власием.
Хорс – солярный бог (бог Солнца) древних славян.
Дажьбог — древнейшее общеславянское божество; огонь, свет небесный, податель земных благ; являет мужское начало; творит тепло, движение, смену дня и ночи, времен года; древнерусский Аполлон. Известен по многим источникам. Судя по текстам, связан с Солнцем, а также родственными отношениями – со Сварогом (его сын). Выезжает с Востока из золотого дворца на колеснице с белыми конями, совершает круговой объезд по небу. Умирает осенью, 24 дек. вновь рождается. По ряду признаков может трактоваться как родоначальник или покровитель древнерусского этноса. В списке 980 г. расположен между Хорсом и Стрибогом.
Сварог – божество небесного огня, податель культурных благ, славянский Гефест. В представлении славян научил людей ковать железо, передал им клещи, плуг, построил укрепления для борьбы со Змеем. В Ипатьевской летописи именуется главным божеством, отцом Дажьбога и Сварожича – духа земного огня. После крещения как покровитель кузнечного дела был вытеснен Кузьмой и Демьяном.
Стрибог – древнейшее божество славян, имя которого восходит к индоевропейскому слову, означающему «бог-отец». Олицетворение неба, прародитель ветров, имеет отношение к богатству (имуществу), наделению им и распределению. Функционально связанный с атмосферой, Стрибог как бы соотносился с «верхним» миром. Б. А. Рыбаков считал его тождественным Юпитеру.
Семаргл – одно из зооморфных мифологических существ в культуре плодородия; посредник между «верхней» и «средней» мифологическими зонами. В реформе Владимира стал в ряд официальных божеств. Большинство исследователей придерживаются гипотезы о связи Семаргла с образами иранской мифологии. По Б. А. Рыбакову, Семаргл — божество растительного мира, плодородия, посевов, семян, ростков и корней растений, их охранитель; посредник между верховным божеством неба и землей. Прилагая выводы К. В. Тревер (1933 г.) к древнерусскому материалу, Рыбаков подверг анализу изображения «крылатых псов» (собако-птиц), называемых им семарглами, в искусстве Древней Руси.
Мокошь – общеславянское божество, богиня судьбы, мать хорошего урожая, содействовала домашним работам, прядению и т. д., покровительница очага, брака, семьи. Одно время преобладало мнение о ее финских корнях. Сегодня считается, что эта богиня имела праславянскую (и индоевропейскую) основу, а имя ее удовлетворительно объяснимо как производное от корня *mok; праславянское *moknQti, *mokrъ. По-видимому, имеет параллели с богиней Живой – подательницей благ. Единственное женское божество, идол которого был установлен в П. В. В православии перевоплотилась в Параскеву Пятницу (чествование 28 окт. – время окончания сбора урожая и начала домашних работ). Следы почитания Мокоши отчетливо сохранялись на Русском Севере и на Украине (вплоть до сер. XIX в).
Первые Рюриковичи – потомки киевского князя Игоря, который, по летописным известиям, считается сыном Рюрика. Рюриковичи стояли во главе Древнерусского государства, крупных и мелких княжеств, в XII – ХШ вв. некоторые Рюриковичи назывались также по именам родоначальников ответвлений рода: Мономаховичи, Ольговичи, Мстиславичи и др. Сведения о первых Рюриковичах дают летописи, созданные несколькими веками позже. Память о них сохранялась в устных преданиях, литературных памятниках. Несмотря на элементы легенды, признается достоверность исторического существования Рюрика, Аскольда (первым по времени правителем южной Руси был Кий, считается, что он правил в кон. VIII – нач. IX в.; в западноевропейских хрониках и Новгородском своде 1050 г. упоминается Гостомысл).
Рюрик– один из трех братьев-конунгов, призванных словенами, согласно Повести временных лет, «из-за моря». Предводитель варяжской дружины Рюрик сел в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске. Упоминание об этом помещено в летописи под 862 г., когда прибыли дружины братьев (они не первыми из варяжских дружин появились на славянском Севере, но другие изгонялись). После смерти братьев Рюрик отдал Полоцк, Ростов и Белоозеро своим «мужам», сам окончательно утвердился в Новгороде. Подавил восстание Вадима Храброго. Согласно Повести временных лет, умер в 879 г. При его сыне, малолетнем Игоре, княжил Олег.
Аскольд и Дир – норманские конунги, по летописным данным, – соправители Рюрика, предводители варяжских дружин, ушедшие в поход на Константинополь и утвердившиеся в 830-х гг. на земле полян в Киеве. Включились в избавление полян от хазарского господства, очевидно, пытались выгодно использовать для себя сложные византийско-хазарские отношения. В 860 г. ходили на Константинополь. Согласно одной точке зрения, не порывали с Севером; возможно, около 882 г. были убиты Олегом, объединившим Киев и Новгород и княжившим вместе с малолетним Игорем.
Олег Вещий (т.е. знающий будущее) – первый достоверный государственный деятель русской истории. Будучи норманнским конунгом, Олег подчинил свою политическую деятельность объединению земель вдоль «пути из варяг в греки». Пришел в Киев как завоеватель, убивший местных правителей и захвативший власть. Утвердился в Киеве, сделал его столицей. Начал строить города-крепости для защиты подконтрольной ему территории. Подчинил древлян, полян, северян, радимичей, кривичей, словен ильменьских, возможно, дреговичей. По мнению ряда историков, до первого вторжения на Русь печенегов (915 г.) использовал их как союзников. Его отношения с Византией были сложными. Ходил с войском на Константинополь (907 г.), подписал договоры, преследующие не только экономические, но и политические цели (911 г.). Воевал с хазарами. По преданию, умер от укуса змеи, похоронен возле Киева, на горе Щековице. В соответствии с новгородским летописанием, умер на Ладоге (912 г., по другим сведениям – 922 г.).
Игорь – великий князь киевский в 912–945 гг. Продолжил политику своего предшественника Олега. Новгородская летопись, стремясь подчеркнуть, что начало всех русских князей XI –XII вв. идет от Игоря, показывает его активную роль в событиях, связанных с убийством Аскольда и Дира. Киевская «Повесть временных лет» отмечает, что даже после возмужания Игорь «хожаша по Олзе и слушаша». В 903 г. женился на Ольге. Вторично (после Олега) покорил древлян. В 941 г. совершил неудачный поход на Константинополь. Во время похода 944 г. заключил договор с Византией. Первым из русских князей столкнулся с печенегами, с которыми заключил перемирие. Имел влиятельное окружение (сподвижник Олега Свенельд и др.). Погиб на рубеже 944 – 945 гг., был убит древлянами при попытке вторично собрать с них дань.
Ольга– вдова Игоря, от которого имела малолетнего сына Святослава. Продолжала курс Игоря, осуществила поход на древлян, согласно летописному преданию, сожгла их столицу Искоростень. Осуществляла преобразовательную деятельность на Севере Руси, недалеко от Киева построила Вышгород. В 957 г. (возможно, и в 946 г.) побывала в Константинополе, где по торжественному церемониалу ее встретили император (василевс) Константин Багрянородный и его августа (жена) Елена. Византия стремилась использовать потенциал Руси для борьбы с Хазарией и арабами. Считается, что поездка в Константинополь связана с принятием О. христианства (место и дата крещения вызывают споры историков). Приобщала к православию Святослава. Не исключены династические расчеты, желание обручить сына с младшей дочерью Константина Багрянородного Анной. Отвергала планы превращения Руси в католическую епархию, при ней из Киева был изгнан «епископ русский» Адальбер. Однако добивалась расширения связей с Западом, в 959 г. направила посольство к германскому королю Оттону I Великому. Скончалась в 969 г. Церковь считает Ольгу равноапостольной, т. е. приближающейся по деяниям к апостолам Христа.
Святослав Игоревич – великий князь киевский в 945 – 972 гг. Считается, что основными делами государства занималась его мать – княгиня Ольга, т.к. Святослав большую часть жизни провел в походах. В 964 – 966 гг. освободил от власти хазар вятичей и подчинил их Киеву. В 960-х гг. разгромил Хазарский каганат, разрушил хазарские города. На Северном Кавказе захватил хазарскую крепость Семендер, подчинил ясов и касогов. Воевал с волжско-камскими булгарами. Византийцы, стремившиеся ослабить Русь и Болгарию, столкнув их друг с другом, спровоцировали его вторжение в Болгарию в 968 г. Святослав обосновался в устье Дуная. Стремясь не допустить его усиления, Византия организовала наступление печенегов на Киев. Отбив их атаку, Святослав вернулся в Болгарию. В 971 г. в союзе с венграми боролся с Византией, вскоре заключил мир с Иоанном I Цимисхием. На обратном пути в Киев (972 г.) у днепровских порогов погиб в бою с печенегами, предупрежденными Византией о его возвращении. После гибели Святослава начались волнения, в семи землях Руси отказывались признавать верховную власть киевского князя.
ВладимирI Святославич – киевский князь (980–1015), сын Святослава Игоревича и его наложницы Малуши Любечанки. С помощью своего дяди Добрыни в 869 г. стал князем в Новгороде. После смерти отца (972 г.) одержал победу над старшим братом Ярополком. Ходил на вятичей, литовцев, радимичей, болгар, взял Херсонес. Существенное значение имел поход в Червенско-Перемышльскую землю, захваченную Польшей. Успешно боролся с печенегами, создал несколько оборонительных рубежей с системой крепостей (засечная черта), направлял борьбу в рамках всего государства. Основное внимание стал уделять внутреннему устройству Руси, а не завоеваниям. Укрепилась власть князя над непокорными славянскими племенами вятичей и радимичей. Утверждая власть, использовал лозунг борьбы за старую веру, объединил приверженцев древнерусской религии, недовольных политикой Ярополка. Попытался реформировать язычество в 980 г. В 988 г. ввел христианство в качестве государственной религии, которое принял из Византии после захвата Херсонеса и женитьбы на сестре византийского императора Анне. В конце правления начался династический кризис. Умер в 1015 г. Канонизирован Русской православной церковью.
Святополк Окаянный (980 – 1019) – великий князь киевский в 1015 – 1019 гг., сын Владимира I Святославича. Был женат на дочери польского короля Болеслава I Храброго, опираясь на которого, готовил заговор против отца. После его смерти овладел великокняжеским столом. По летописи, убил братьев Бориса и Глеба (1015 г.), за что получил прозвище «Окаянный». Против Святополка выступил его брат, новгородский князь Ярослав Мудрый. Потерпев поражение в битве при Любече (1016 г.), Святополк бежал в Польшу. Вернувшись в 1018 г. с польским войском, разбил Ярослава, изгнал его из Киева, но под давлением народа поляки оставили Русь. В 1019 г. Ярослав вновь выступил против Святополка, который вынужден был уйти к печенегам. Обстоятельства смерти Святополка не выяснены. Согласно «Повести временных лет», он бежал в Польшу, поднял восстание против Болеслава Храброго и погиб в 1019 г. в «пустыне» между «ляхами и чехами». На основе сопоставления древнерусских и иностранных источников некоторые современные историки доказывают, что Святополк не убивал ни Бориса, ни Глеба; смерть Бориса связывается с Ярославом Мудрым.
Ярослав Мудрый (978 – 1054 гг.) – великий князь киевский, cын Владимира I Святославича. Управляя Новгородом, в 1015 г. отказался платить дань Киеву; ожидая нападения отца, держал («кормил») наемную дружину (под Киевом 24 июня был убит его брат Борис, а 5 сент. – брат Глеб). Боролся за власть с братом Святополком Окаянным, в 1016 – 1018 гг. занимал киевский стол, окончательно утвердился в Киеве в 1019 г. Соединил под своей властью почти все древнерусские земли, контролировал территории от Белого до Черного моря, от Вислы до Камы. В государстве Ярослава Мудрого было много крупных городов, связанных с Киевом – Чернигов, Переславль-Русский, Галич, Туров, Владимир-Волынский, Полоцк, Витебск, Смоленск, Муром, Ростов, Суздаль, Новгород, Псков. Носил титулы цесаря, кагана, что приравнивалось к императору. В 1030 — 1040-х гг. предпринял походы на Польшу, ятвягов, литовцев, емь. В 1036 г. разгромил печенегов. Развернул широкое строительство, при нем были возведены Софийские соборы в Киеве (1037 г.) и Новгороде (1050 г.), содействовал переводам книг, развитию летописания, поставлению первым русским митрополитом Илариона (см.: «Слово о Законе и Благодати»). Развивалась просветительская деятельность Киево-Печерского монастыря, были созданы великие произведения древнерусской литературы. Время правления Ярослава Мудрого отмечено появлением «Правды Ярослава» – основы Русской правды. Был женат на дочери шведского короля Олафа I Ингигерде (в крещении – Ирина). Династическими отношениями был связан со многими европейскими правителями.
«Путь из варяг в греки»– водный торговый путь, связывавший Северную и Южную Русь, Прибалтику, Скандинавию с Византией. Возник в конце IX в., наибольшее значение имел в X – 1-й трети XI в. Был связан с др. водными путями Руси.
Первым упомянутым в летописи путешествием по «пути» был поход Аскольда и Дирав 862 г. из Новгорода на Днепр. Согласно летописи, они не решились подойти к Смоленску, а Киев привлек их внимание тем, что сей «град мал», остался без правителей, которые «изгибоша». Вторым путешествием был поход Олега в 882 г. В то время, как считают историки, «путь» не был ни постоянно действующим, ни торговым. По В. Л. Янину, становление этого водного пути произошло не ранее X в., причем до этого были открыты пути по мелким речкам и волокам из Двины в Днепр. К сер. X в. «путь» стал широко известным, о чем свидетельствует его описание Константином Багрянородным.
На концах волоков возникали поселения ремесленников и торговцев, т. к. нужны были люди для перетаскивания судов, плотники для их ремонта, ремесленники для изготовления одежды, обуви, инвентаря, земледельцы, снабжавшие путешественников хлебом и другими продуктами питания.
Крещение Руси принято датировать 988 г. На самом деле христианизация затянулась на века и во многих местах (особенно Новгороде, Ростове) встречала упорное сопротивление. Реально христианство коснулось только верхушки русского общества и жителей городов. На Руси возникло двоеверие – причудливая смесь христианства и язычества.
Но со временем христианству удалось проникнуть во все слои общества, а сама церковь стала мощной и влиятельной в обществе организацией, хотя некоторые элементы язычества сохранились на Руси вплоть до настоящего времени.
Русь была огромным по территории, но малонаселенным государством, связанным только княжеской властью. Владимир решил объединить страну под властью единой религии. Попытка использовать для этого язычество себя не оправдала. Христианство для этих целей подходило гораздо больше.
К этому времени христианство принимают Венгрия и Польша; князья и правители этих стран использовали данную религию как средство усиления своего влияния, а также в целях сплочения общества. Владимир учел опыт Европы и стал готовиться к христианизации. Он остановился на византийской церкви, поскольку Русь и Византию соединяли давние торговые и культурные связи. В свою очередь, Византия стремилась использовать христианизацию Руси для подчинения ее своим интересам.
Вече – народное собрание; городской демократический институт; орган власти в Древней Руси. Вече восходят к этнополитическим славянским объединениям, упоминаются в «Повести временных лет». Выражали мнения и настроения общины, собирались как в мирное, так и в военное время, напр., в условиях осады, действуя как орган «кризисного управления». Вече участвовали в избрании князей, заключали договоры, отправляли послов к неприятелю, изгоняли «своих» и «чужих» князей. Постоянно были включены в княжеские междоусобицы, требовали от князей действий по вопросам войны и мира.
Принятые на вече решения подлежали немедленному исполнению, в противном случае они теряли силу. Вече давали санкции на те или иные меры, включая народные действия (грабежи княжеских и боярских дворов в Древней Руси часто совершались не стихийно, а по приговору).
Вече сохранялись во время монгольского завоевания Руси, они – организаторы сопротивления завоевателям. Постепенно их роль стала уменьшаться; князья не нуждались в вече, поскольку получали власть в Орде. В условиях господства Золотой Орды стали терять самостоятельность, в т.ч. право на подтверждение властных полномочий князя (эту функцию заняла Орда, оттеснившая В. из сферы властных отношений). В XIV – XV вв. вечевые порядки активно вытеснялись московскими князьями, хотя сильные позиции вече еще сохранялись в Новгороде, Пскове, Смоленске. Если позиции князя и боярства по тем или иным причинам ослабевали, вече могло взять на себя всю полноту власти. Так было во время нашествия на Москву Тохтамыша. К нач. XV в. право вече на власть уже отходила в прошлое. Это связано с рядом факторов: падением могущества городов; усилением позиций князей, получивших право сбора дани, ставших могущественными собственниками; утверждением отношений господства и подчинения; ослаблений функций самозащиты в условиях губительных нашествий.
Дружина – княжеское войско; военная община. На первых порах являлась «структурой разбоя», при этом несла в себе зародыш государственности. Строилась на принципе личной верности. Воплощала элементы военной демократии, пользовалась правом выбора руководителя (князь признавался первым среди равных). Находилась вне общинной структуры общества, но в своем внутреннем устройстве воспроизводила общинные порядки, отношения равенства, находящие внешнее выражение в дружинных пирах. Имела источником существования военную добычу. Различались дружина большая, княжа, лепшая, лучшая, мала, молодшая, передняя, старейшая. Существовали различные категории военных специалистов. Княжеские дружинники – окружение князя, его слуги, привилегированный слой, получавший от князей право на доходы. Мужи – свободные общинники-воины, участники народных собраний. Среди них выделялись княжеские мужи – приближенные князя: управляющие хозяйством, судьи. Гриди – категория княжеских дружинников (гридня – строение для дружины; располагалось в княжеском дворце). Отроки – младшие дружинники в X – XI вв., лица низшей княжеской администрации; принимали участие в походах и сборе дани, ведали княжеским хозяйством, находились в личном услужении у князей. С ХШ в. частота употребления термина падает, он вытесняется термином «двор», однако дружинные обычаи и дружинный менталитет сохранялись в последующих веках.
Бояре– высшее сословие феодалов в IX — XVII вв. Б. разделялись на земских («старцы градские») и княжьих мужей (огнищане). Различали также Б. ближних, больших, введенных, путных, великих, вятших, лучших, малых, меньших, молодых, нарочитых, старейших, старых, юных. В Древней Руси претендовали на роль свободных вассалов, обладали личной свободой, правом перехода на службу к другому князю, являлись юридически защищенными собственниками, подлежали суду верховного сюзерена, при этом сами обладали судебными полномочиями. Существовали советы бояр, посредством которых они вместе с древнерусским князем принимали государственные решения. С XIV в. их права постепенно ограничивались. С XV в. бояре - высшие чины служилых людей «по отечеству», первые чины Боярской думы. Звание отменено Петром I в нач. XVIII в.
Купечество – торговое сословие; особая корпоративная общность; социальный слой, известный на Руси с X в. Изначально было известно несколько его категорий: купцы вящие, житьи, иванские, княжьи, заморские. В XII в. в Новгороде появилось первое купеческое объединение, «Иванское сто». Московским корпоративным объединением являлись «гости-сурожане» – купцы из Сурожа (г. Судак в Крыму), оживленного торгового центра Средневековья. Некоторые сурожане, в основном греки и итальянцы, чтобы приблизиться к русскому рынку, перебирались на постоянное место жительства в Москву и впоследствии обрусели (Ховрины, Шиховы, Саларевы и др.). В кон. XIV в. в Москве сформировалась корпорация богатых сурожан, получавших крупные прибыли от торговли с Золотой Ордой, Византией, странами Востока и Средиземноморья. Они занимались не только торговлей, но и ростовщичеством, приобретали имения. Часть сурожан была переселена Иваном III в Новгород, после чего их влияние стало падать.
Масштабы и количественные показатели предпринимательской деятельности возросли в XVI в. С конца XVI в. купцы объединялись в 3 привилегированные корпорации - гости, торговые люди гостиной и суконной сотен. Гости - элита купечества, каждый гость имел от царя особую жалованную грамоту на «гостиное имя», освобождался от тягловых повинностей, мог свободно выезжать за границу, был подсуден только царю. Состав гостей был достаточно узок – 20-30 человек, они имели представительство в Земском соборе, их торговый оборот исчислялся десятками тысяч рублей. Гости владели недвижимостью, возглавляли крупные таможни, собирали чрезвычайные налоги, выполняли казенные поручения.
В XVII в. купцы добивалось ликвидации привилегий иностранцев, пыталось убедить правительство в необходимости отказаться от торговых соглашений, в частности, с английскими купцами. В 1667 г. был принят Новоторговый устав - закон, ограничивавший торговлю иностранцев в России, предоставлявший определенные привилегии местному кпечеству. Стали формироваться купеческие династии - Строгановы, Филатьевы, Шустовы и др.
До XVIII в. купечество являлось частью сословия посадских людей, к XVIII в. сложилось как самостоятельное податное сословие. Менялись взаимоотношения государственной власти и сословия, в условиях абсолютной монархии усилилось воздействие государственной власти на формы и условия предпринимательской деятельности. Формировался механизм разработки конкретных мероприятий в политике правительства по отношению к купечеству и торговле, действовали отраслевые учреждения, посредством которых осуществлялась эта политика (Коммерц-коллегия, Главный магистрат, комиссии о коммерции).
Менялся правовой статус купца-предпринимателя, в 1775 г. было образовано гильдейское купечество. Эти и др. изменения влияли на экономические, социально-политические и общественно-культурные запросы и предложения купцов, процесс складывания купеческого сословия. Формировался новый облик купца-предпринимателя с характерной этикой, личным и профессиональным поведением.
В XVIII - XIX вв. немало купеческих родов вышло из старообрядческой среды. С 1863 г. купечество разделялось на две гильдии. По Закону о состояниях (189) купцы определялись «почетными людьми» в государстве. Купцы 1-й гильдии освобождались от телесных наказаний, могли получить особые звания (коммерц-советник), их приглашали к императорскому двору, на высокие совещания; имели право носить шпагу, губернский мундир; после 12 лет пребывания в гильдии могли просить об определении детей «пансионарами» в учебные заведения. К нач. XX в. К. утратило позиции как самостоятельное сословие, замедлился рост численности (219,4 тыс. - 1840-е гг.; 225,6 тыс. - 1897 г.).
Вервь– древнерусская община. До возникновения государства вервь являла собой политическую организацию, защищавшую общество от разрушения, не допускавшую социально-имущественной дифференциации. Была тесно сопряжена с семьей, осуществляла реализацию функций семейного, брачного и имущественного права (позже эти функции были закреплены в правовых документах). Во времена Русской Правды княжеская власть оказывала на общину деформирующее влияние, постоянно узурпируя ее функции, вторгаясь во внутреннюю жизнь. В Русской Правде с В. устойчиво сопряжена уголовная проблематика: за преступление, совершенное на общинной земле, отвечали все члены общины-верви; внутри В. производилась раскладка штрафов; существовал своеобразный институт «дикой виры», круговой поруки, своего рода добровольное товарищество по совместной уплате штрафов. После XII в. В. стала приобретать несвойственные ей прежде функции органа княжеского самоуправления. Изначально присущие функции В. (уравнение и защита) стали сокращаться. Этому способствовали и др. факторы, прежде всего появление церковной организации и вотчинных структур.
Смерды- сословная категория Древней Руси. Содержание и границы понятия «смерды» до сих пор вызывают споры ученых. Это простой человек, стоящий на низшей ступени общественной лестницы, но, как полагают историки, не раб, не холоп; известны польский и полабский «smard», лужицкий «smurd» и др. Одни авторы полагают, что смерды - это институт первобытности, военной демократии, исчезавший ко времени становления государства на Руси; другие считают смердов ровесниками государственности и Русской правды. Источники позволяют заключить, что смерды были связаны с князем, жили в княжеских селах (селами не исчерпывается состав внегородних поселений Руси, собирательное название которых «весь»). В целом это значительная часть полукрестьянского зависимого населения Руси, по своему месту они занимали промежуточную позицию между «людьми» крестьянской верви и низшим разрядом свободных княжеских министериалов.
Холопы– категория зависимого населения в X - нач. XVIII в. По положению были близки к рабам. Исполняли работы у феодала, который нес ответственность за их действия. Холопы различались по имущественному и производственному положению в господском хозяйстве. Обельные холопы - полные холопы. Источники обельного холопства: самопродажа, хотя бы фиктивная, действительная продажа третьим лицом, женитьба на рабыне, тиунство без особого договора. Обельными холопами становились закуп-вор и беглый закуп. Прощенники бывшие холопы, получившие прощение. В судебном отношении они были зависимы от епископов; обязаны были платить им дань. Страдники - холопы XIV - XVI вв., обрабатывавшие барскую запашку и получавшие от феодала землю, скот, семена, инвентарь. Кабальные холопы - разновидность холопоы с XV и до нач. XVIII в.; ненаследственные холопы, отрабатывавшие долг с процентами в хозяйстве кредитора или служившие ему. Достаточно сложно шел процесс изживания холопства. Затруднялось распространение ненаследственных форм холопства кабального и добровольного; господствующий класс был заинтересован в том, чтобы владеть наследственными холопами. Со 2-й пол. XVI в. по 1704 г. действовал Холопий приказ. Он ведал документацией, связанной с холопством, отпуском холопов на волю, сыском и судом над ними. С введением подушной подати холопы превратились в крепостных крестьян.
Челядь – зависимые люди на Руси. Само понятие относится к праславянской социальной терминологии. Слово «челядь» появилось в результате половозрастного разделения труда в патриархальной семье или роде («холоп» — то же, но имеет более узкое значение). Челядь являлась формой рабства, имела различное происхождение, но в X-ХШ вв. отличалась от «полоняников». Как таковая челядь могла принадлежать не только боярам и князьям, но и купцам; из источников очевидна их полная зависимость от господина, возможность купли-продажи в отличие от холопов.
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 24934;