Политическая раздробленность Руси
Феодальная раздробленность – период ослабления центральной власти и децентрализации в некогда единой политической, экономической, а главное этнической среде, обусловленной усилением местных феодалов, а также иностранным вмешательством. Новые более мелкие территориальные образования ведут практически независимое существование, господствующей в них является натуральное хозяйство и ориентация на самодостаточность. Отношения с соседями носят враждебный характер, зачастую принимая форму междоусобицы за право владения земли или её наследования, поэтому своего апогея данная система организации общества достигла в средние века. Киевскую Русь феодальная раздробленность поразила в XI-XV вв. и носила достаточно затяжной характер из-за постоянных междоусобиц, вторжений монголо-татар и немецких рыцарских орденов. Однако уже в XIV в. большая часть южно- и западно-русских княжеств объединилась в Великом княжестве Литовском и Русском, раздробленными оставались новгородско-псковские земли и княжества Северо-восточной Руси.
Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества. Складывание в Древнерусском государстве крупного землевладения – вотчин, в условиях господства натурального хозяйства неизбежно делало их вполне самостоятельными производственными комплексами, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой. Существовавшие торговые и ремесленные потребности могли удовлетворяться в быстро развивающихся местных хозяйственных и политических центрах – городах. Подъем производительных сил на местах вызывал рост числа городов и городского населения, в том числе и в тех городах, которые раньше не играли существенной экономической роли.
Внешне распад Киевской Руси выглядел как раздел территории государства между различными членами разросшейся княжеской семьи. По сложившейся традиции местные престолы занимали, как правило, только потомки дома Рюрика. Некоторые признаки политического раздробления Киевской Руси появились уже после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. Борьба между потомками Ярослава, пользовавшимися поддержкой местного боярства, привела к возникновению системы обособившихся княжеских владений, признанной Любечским съездом князей в 1097 г. (наследование по правилу «каждый да держит отчину свою»).
На некоторое время при князьях Владимире Мономахе и его сыне Мстиславе Великом произошло новое возвышение Киева как общерусского центра. Эти князья сумели подавить сепаратистские устремления местных правителей, расправиться с внешним врагом – половцами. Со смертью Владимира Мономаха в 1125 г. начался упадок Киевской Руси, который сопровождался ее распадом на отдельные государства-княжества. После кончины Мстислава вместо единой державы возникло около полутора десятков самостоятельных земель: Галицкая, Полоцкая, Черниговская, Ростово-Суздальская, Новгородская, Смоленская и др. Процесс экономического обособления и политического дробления повторялся и внутри этих земель, почти каждая из них в свою очередь превращалась в систему мелких и полунезависимых феодальных княжеств.
В результате упадка Киева в южной и юго-западной Руси возвысилось Галицко-Волынское княжество, в северо-восточной части Руси – Ростово-Суздальское (впоследствии Владимиро-Суздальское) княжество, а в северо-западной Руси – Новгородская боярская республика, из которой в ХIII веке выделилась Псковская земля.
Все эти княжества, за исключением Новгорода и Пскова, унаследовали политический строй Киевской Руси. Во главе их стояли князья, опиравшиеся на свои дружины. Большим политическим влиянием в княжествах пользовалось православное духовенство.
Новгород Великий – самый крупный центр на севере Древней Руси; боярско-вечевая республика Средневековья. В летописи впервые упоминается под 859 г. В IX в. существовало поселение на о-ве близ Н. В., получившее впоследствии название «Рюриково городище». По-видимому, Великий Новгород возник как «Новый город» по отношению к этому городищу.
В территориально-административном плане Великий Новгород делился на восходящие к древним сотням пятины (Водская, Шелонская, Деревская, Обонежская, Бежецкая), которые делились на половины и погосты. За пределами пятин лежали подчиненные территории: Заволочье, Тре, Печора, Пермь, Вятка. В XII-ХШ вв. владением Новгорода было Поморье – обширная территория от Обонежья до Северного Урала, включая Карелию, Двинскую, Важскую, Сысольскую, Вятскую, Пермскую земли, Посухонье, Белозерский и Печерский края. До XV в. Новгород владел Югрой – землями на Северном Урале, которые занимали ханты и манси. В XV в. районы, прилегающие к Литве, находились в двойном подчинении. Эти территории, оставаясь в административном подчинении, платили государственную пошлину Литве.
В самом Новгороде посад вокруг Детинца (кремля) делился на пять концов. Два конца считались «великими»: Славенский (бояре московской ориентации) и Неревский (бояре, ориентированные на Литву). «Кончане» – жители концов; «уличане» – жители улиц. Концы имели свои «кончанские советы», собирали народные сходы — вече.
Изначально Новгород проявлял самостоятельность, что было связано с его периферийным положением относительно интересов великокняжеской династии, особой ролью в междоусобицах, удаленностью от кочевников, способностью к самостоятельному экономическому выживанию.
Высшим органом в Великом Новгороде считалось общенародное вече. Традиционно его рассматривали как общенародный сход. В 1970-х гг. В.Л. Янин выдвинул мнение, что вече – собрание не всех свободных новгородцев, а только лиц, принадлежавших классу, стоявшему у власти, т.е. бояр и наиболее богатых «житьих» людей, возможно, также крупных купцов. Ныне считается, что такой характер вече имело лишь в период расцвета боярской «республики». На территории вокруг вечевой площади во время работы вече всегда собирались заинтересованные в его решениях люди, сторонники той или иной боярской группировки, просто любопытствующие, что зачастую накаляло страсти. Влиятельной силой была оспода – совет господ, собрание верхушки боярства.
Судебный кодекс «республики» – Новгородская судная грамота, статьи которой определяли компетенцию архиепископа, посадника, тысяцкого, великокняжеского наместника, тиуна, указывали размер пошлин и др. Высшая государственная должность в Новгороде – посадник. Он избирался из наиболее знатных и богатых людей. По реформе Онцифора Лукинича (1354 г.) вместо одного вводилось 6 посадников, правивших пожизненно (т.н. старые посадники); из них ежегодно избирался новый («степенный»). По реформе 1416 – 1417 гг. число посадников (и число членов совета господ) было увеличено до 18, а срок пребывания на «степени» сокращен до полугода. Предводителем войска являлся тысяцкий, он избирался из бояр на вече и был ближайшим помощником посадника. Духовный владыка Новгорода – архиепископ. Первым епископом Новгорода из русских был Лука Жидята (с 1036 г.). Он организовал строительство каменного Софийского собора, переписку книг (умер в 1060 г.). Вече приглашало князя.
Со времени Ярослава Мудрого в Новгороде в качестве определенного гаранта стали «сажать» старшего сына великого киевского князя. В XII в. новгородцы, поддерживая то одного, то другого князя, окончательно закрепили за собой право на приглашение, сформировали собственную договорную модель власти. С 1117 г. в случае нарушения договорных условий новгородцы могли изгонять князей; в этом плане Великий Новгород стал «Господином», т. е. независимым, вольным (важным этапом формирования отношений города с князем стало восстание 1207 – 1209 гг.). В пользу князя отчислялась часть «полона», до 1228 — 1229 гг. князь взимал пошлину – «забожье»; постоянным источником дохода князя был домен. Господствующим общественным слоем Н. В. являлись бояре (ведущие рода новгородского боярства – Мишиничи-Онцифоровичи, Кузьмины-Караваевы, Матфеевичи и др.).
Постепенно Новгород стал крупнейшим центром торговли. Большим влиянием пользовалось купечество, существовала своя торговая корпорация – «Иванское сто». Великий Новгород вынужден был постоянно оборонять свои владения (так, в 1216 г. он воевал с Суздалем). Свою независимость Новгород утратил в 1478 г. после покорения Москвой.
Присоединение Новгорода Москве проходило в несколько этапов, сопровождалось насилием, означало поражение его политической культуры. Главный мотив в борьбе Москвы за ликвидацию новгородской самостоятельности – «уклонение» его властей и части боярства в «латинство». В 1478 г. «новгородская республика» была упразднена, вечевой колокол увезен в Москву. Во время переговоров Иван III гарантировал высшему слою сохранность вотчин при условии отказа от бегства, однако в 1488 – 1489 гг. была экспроприирована собственность даже у лояльных Москве лиц, изгнаны купцы. Всего было выселено более 1000 человек. Образовалась огромная государственная собственность – база монархии. Формой преодоления кризиса старого боярства стала трансформация поместного сословия. Получая от князя новгородские земли, дети боярские попадали в зависимость от трона, становились опорой самодержавия. По причине своей слабости государство пока не могло силой навязать им обязательную службу, поэтому существовал своего рода негласный договор: казна передавала дворянам землю за службу.
Р.Г. Скрынников считает, что с падением Новгорода была утрачена альтернатива европейского развития, основанная на общественном договоре. Рухнула вся система северо-восточной обороны. Экспроприацией новгородских земель был создан государственный земельный фонд – база самодержавного властвования, основа господства помещичьей собственности.
Владимиро-Суздальское княжество. Возвышение Северо-Восточной Руси происходит уже при Владимире Мономахе. На Суздальщине постепенно сконцентрировалась большая часть переселенцев из южной и юго-западной Руси. Они смешались с проживавшими на этой территории финно-угорскими народами. Владимиро-Суздальская земля все более обживалась, по берегам рек возникали новые города – центры ремесла и торговли. Княжество постепенно становилось процветающим, а Великий князь Владимирский – самым могущественным из русских князей.
Политическую значимость княжество приобрело в XII в., после того, как вокняжевшийся в Киеве Владимир Мономах прислал своего сына – Юрия Долгорукого – править этим краем. При Юрии бывшая далекая окраина превратилась в независимое княжество. Долгорукий много и успешно воевал – с Волжской Булгарией из-за торговых путей, с Новгородом, Киевом из-за престола.
После Юрия на престол вступил его сын – Андрей Юрьевич (1157–1574), получивший прозвище Боголюбского. Он стремился стать самовластцем в северо-восточной Руси, чем были недовольны бояре. Родственники одного из казненных Андреем бояр организовали заговор и в 1174 г. Боголюбский был убит. На престол взошел брат Андрея – Михаил, но в 1177 г. он умер и на престол сел третий сын Юрия Долгорукого – Всеволод «Большое Гнездо» (1177 – 1212), который опирался в своей политике на служилых людей, будущее дворянство. Он вмешивался в дела Новгорода, завладел землями на киевщине, подчинил Рязанское княжество.
В 1212 г. после смерти Всеволода в княжестве вспыхнула междоусобица, которая завершилась в 1218 г. вокняжением младшего сына Всеволода – Юрия. Однако Владимиро-Суздальская земля была уже достаточно ослаблена и не смогла дать достойный отпор монголо-татарскому нашествию.
Феодальная раздробленность Руси существовала до конца XV в., когда большая часть территории былой Киевской державы вошла в состав Московского государства.
Долгорукий Юрий Владимирович (1090 – 1157 гг.), князь суздальский, великий князь киевский, сын Владимира Мономаха – основатель рода. При жизни отца правил в Ростово-Суздальской земле. Став самостоятельным князем, в 1125 г. перенес столицу из Ростова в Суздаль. После смерти брата, великого князя Мстислава I (1132 г.), вел активную политику на юге, за что получил прозвище Долгорукий. С именем Юрия Долгорукого связано основание Москвы.
Владимир Мономах (1113 – 1125) – киевский князь, внук византийского императора Константина Мономаха и Ярослава Мудрого. Всю свою жизнь он провел в походах, в том числе против главного внешнего врага Руси – половцев. Он организовал несколько крупных военных походов на половцев, один из которых – в 1111 г. – по примеру Запада, был назван крестовым. Половцы долго не могли оправиться после этих выступлений. Кроме того, Мономах пытался упрочить влияние Руси на Византию, оказывая на нее военное и политическое давление. Владимир Мономах довольно успешно противостоял сепаратистским устремлениям некоторых князей, сумев сохранить единство Руси. Новый князь также проявил себя как мудрый реформатор. После восстания 1113 г., учитывая требования восставших, Мономах издал юридический свод законов – так называемую Пространную редакцию Русской Правды. Но Мономах сумел лишь на время приостановить центростремительные тенденции в русских княжествах. Со смертью его преемника в 1132 г. Русь распалась на несколько независимых государств.
Русская правда – кодекс права Древней Руси; один из основных источников изучения Древнерусского государства. Общепринято, что Русская правда включает три основные редакции – Краткую, Пространную и Сокращенную Правду. Древнейшей является Краткая правда, подготовленная не позднее 1054 г. Пространная Правда связана с Владимиром Мономахом. Сокращенная Правда явилась результатом адаптации Пространной Правды и, как считают историки, создана в сер. XV в. В тексте содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон (Ярослав, его сыновья, Владимир Мономах). Источники Русской правды – нормы обычного права, княжеская судебная практика. Включает нормы различных отраслей права, в первую очередь уголовного и процессуального. Была создана светской властью, охватывала дела, подведомственные светским, государственным органам. Не вторгалась в церковную юрисдикцию, которая возникла с крещением Руси и была предусмотрена специальными княжескими уставами. Являлась официальным актом. Содержит нормы, определявшие правовое положение отдельных групп населения (юридические критерии выделения социальных групп соотнесены с нормами особого порядка наследования недвижимости и мерами восходящей уголовной ответственности за убийство знати, имеющей привилегии). Упоминаются смерды, холопы, закупы. Это кодекс частного права; отсутствуют абстрактные понятия, нет представления о юридическом лице, не прописаны преступления против государства. Затрагиваются обязательственные отношения. Преступления интерпретируются не в координатах закона, а в рамках «обиды» – материального или морального ущерба. Регламентировались имущественные преступления, предусматривалась система наказаний. Судебный процесс носил состязательный характер. Действовали различные суды: боярский, волостной, вселенский, городской, духовный, епископский, княжий, митрополичий, монастырский, нивный, общий (опчий), посадничий, проездной, на рубеже (порубежье), святительский, смесный (с судьями смешанного состава), соборный, становой, торговый, церковный.
Судебные полномочия и решения осуществляли: бирюч – глашатай, вызывавший к суду ответчиков, всенародно объявлявший княжеские указы; вирник – лицо, взимавшее виру (судебную пошлину, штраф; уголовное взыскание за убийство; виру «дикую» выплачивал коллектив; существовали также вира «правая», вира «поклепная»); знахорь – свидетель; сторожил в делах по тяжбе; позовник – приказной служитель, вызывавший в суд. Кроме указанных категорий выделялись также: доводчик, дозорщик, докладчик, заводник, межник, муж разводной, мятельник, надельщик, подворник, подвойский, пристав, урочник, шестник, ябедник, ятец и др. Судебное заседание проводилось в судебнице (судебне), письменное определение суда – судница. Повторное разбирательство дела именовалось пересудом; постановленное, решенное на суде – суженое.
«Кормление» – система местного управления; существовавший с древности до сер. XVI в. способ содержания должностных лиц за счет сборов с местного населения. «Кормления» известны с древности; в ХШ – XIV вв. складывается система местного самоуправления через «кормленщиков». Князь посылал в города и волости бояр в качестве наместников («на место» князя), волостелей и др. служилых людей. Население было обязано их содержать («кормить») в течение всего срока службы. Натуральная оплата и деньги являлись в этом плане повинностью. Расцвет системы приходится на XIV–XV вв., по мере централизации выявлялись ее отрицательные стороны. Ликвидировано Иваном IV Грозным в ходе земской реформы 1555 – 1556 гг. Сборы на содержание кормленщиков правительство превратило в особый налог в пользу казны.
Боголюбский Андрей Юрьевич (ок. 1111 – 1174 гг.) – владимиро-суздальский князь, сын Юрия Долгорукого; отец посадил его князем в Вышгороде (под Киевом), но Андрей самовольно покинул его и обосновался во Владимире (1155 г.). После смерти Юрия Долгорукого стал князем владимирским, ростовским и суздальским. Пытался объединить под своей властью все русские земли, стремился править «самовластно». С 1159 г. боролся за подчинение себе Новгорода, вел сложную военную и дипломатическую игру в Южной Руси. Отказался от борьбы за Киевский стол, действовал в интересах собственной земли; не желая считаться с мнением общин «старших» городов Ростова и Суздаля, перенес столицу в «младший» город Владимир. Развернул широкое строительство, построил княжеский дворец в Боголюбове (отсюда его прозвище). В 1169 г. взял Киев. Добился права получения дани с Двинской земли. Усиление княжеской власти вызвало недовольство бояр; в результате заговора в ночь на 23 июня 1174 г. кн. Боголюбский был убит.
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 919;