Народы и государства на территории нашей страны в древности
Древние народы на территории России.Авары – тюркоязычный племенной союз, упоминаемый в источниках с сер. V в. Представлял собой сложное сочетание этнических групп – различных частей аварской орды. В сер. VI в. авары вторглись в степи Западного Прикаспия, позже появились в Восточной Европе. Аварский каганат – племенное объединение аваров в Паннонии на Дунае (VI в. – конец VIII в.) со слабой экономической базой, военным подчинением без точных и постоянных границ. Возглавлялся ханом Баяном, осуществлял активную экспансию, завоевал часть славянских племен. В VII в., после поражения под Константинополем и восстаний покоренных племен, начался распад каганата. В VIII в. авары были окончательно разгромлены франками под предводительством Карла Великого. В «Повести временных лет» упоминаются под именем обров.
Аланы – многочисленные ираноязычные племена сарматского происхождения. Со II в. до н. э. известны под названием «роксоланы». Обитали в Нижнем Поволжье, Южном Приуралье, Подонье, Северном Прикаспии. Осуществляли активную экспансию, вели войны в Закавказье, Малой Азии. К IV в. н. э. были этнически разнородны, подверглись нашествию гуннов. В VI в. были разгромлены аварами. Участвовали в великом переселении народов, в Западной Европе и Северной Африке совместно с вандалами образовали государства. Оказались включенными в процессы этнокультурной ассимиляции. Культуру IV-V вв. представляют городища и могильники предгорной зоны Северного Кавказа. С VII по X вв. значительная часть Алании (от Дагестана до Прикубанья) входила в состав Хазарского каганата.
Булгары – тюркские племена. Образовали союз, который в VII в. разделился на несколько групп. Часть кочевала в Приазовье и на Северном Кавказе. Другая группа проникла на Балканы, где слилась с местным населением. Третья осела в Среднем Поволжье и подчинила себе ряд финно-угорских племен. Позже образовалась Волжско-Камская Булгария – многонациональное государственное образование в Среднем Поволжье.
Готы – группа германских племен. В III в. н. э. пришли в южнорусские степи из Прибалтики, жили в Северном Причерноморье. Соперничали с сарматами, аланами. Делились на вестготов и остготов. Пали под ударами гуннов. Исчезли с этнической карты, оставив отдельные реликтовые островки.
Гунны – кочевой народ, сложившийся во II-IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров. В 370-х гг. начали массовое передвижение на Запад, подчинили ряд германских и других племен, возглавили мощный племенной союз. Нашествие гуннов удалось остановить на северо-востоке Франции при городке Труа (451 г.). Наибольшего могущества достигли при Аттиле. Позже растворились среди других народов.
Касоги – принятое в русских летописях название адыгов – многочисленной группы родственных по происхождению племен Северного Кавказа, называвших себя «адыге» и обитавших на юго-западе Северного Кавказа и Черноморском побережье. В древности упоминались под собирательными именами меотов, зихов, керкетов. С V в. началось возвышение зихов, которые до X в. возглавляли союз адыгских племен. Со времени монгольского нашествия на Руси распространилось другое название адыгов – черкесы. В ХШ-XIV вв. часть адыгов продвинулась на восток – в бассейн Терека, где жили прежде аланы, истребленные и оттесненные монголами в горы; оставшаяся часть аланов смешалась с адыгами. Так образовалась кабардинская народность.
Сарматы – объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксоланы, савро-маты, языги и др.). В VI-IV вв. до н. э. жили на территории от р. Тобол до Волги. В III в. до н. э. вытеснили из Северного Причерноморья скифов. Вели войны с Римом и государствами Закавказья. В IV в. были разгромлены гуннами.
Скифы – собирательное название древних племен, обитавших в Северном Причерноморье с VII в. до н. э. до III в. н. э. Описание скифов дано Геродотом. Делились на царских, кочевников, земледельцев, пахарей. Занимались земледелием, скотоводством, обработкой металлов, торговлей с античными причерноморскими городами. Создали мощное государство. Позже были покорены и растворились в среде новых пришельцев (сарматы и др.), частично ассимилировались со славянами.
Тюркский каганат – союз тюркоязычных племен, образовавшийся в VI в. на Урале и в Монголии. Подчинил своему влиянию обширные территории. Следствием распада стало образование новых племенных союзов – аварского, хазарского, булгарского.
Финно-угорские племена. Наиболее значительными из них являлись бартусы, веда – мордовские племена.
Весь – прибалтийско-финское племя в Приладожье и Белозерье. С IX в. в составе Киевской Руси. Потомки веси – вепсы.
Водь – прибалтийско-финское племя в Водской пятине Новгородской земли. Упоминается с XI в.
Карела (карьяла), ижора – прибалтийско-финские племена. В составе Руси с IX в. Ижорская земля располагалась к югу от р. Невы. Ижорские карелы находились в подчинении Новгорода, знатные представители этих племен приняли христианство.
Меря – многочисленное племя в волго-окском междуречье. Начало слияния с восточными славянами относится к IX - XI вв. Территория стала основой Владимиро-Суздальского княжества.
Мурома, мещера – племена в бассейне р. Оки. Платили дань Руси, с XII в. ассимилировались с русскими.
Печера – финно-угорское племя в районе р. Печоры. Платили дань Новгороду. В составе Русского государства с XV в.
Черемисы (позднее марийцы), мордва, пермь – финно-угорские племена в Среднем Поволжье и Приуралье.
Чудь – древний народ, населявший север Восточной Европы до времени русского заселения; предки эстов. В источниках нередко изображался гипертрофированно — скрывающимся в лесах от преследований со стороны «панов» – предков русских переселенцев. Поскольку язык чуди был непонятным, то считался «чудным». Знатные представители чуди жили в Киеве (двор Чудин) и Новгороде (Чудинцева улица).
Ямь (емь) – прибалтийско-финское племя во внутренних районах Финляндии; платило дань Руси. С ХШ в. под властью Швеции.
Хазары – тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе в IV в., после нашествия гуннов. Кочевали в прикаспийских степях. В сер. VII в. возник Хазарский каганат – государство в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе, часть распавшегося Тюркского каганата. В нач. VIII в. хазары владели обширными территориями Кавказа, Приазовья, Крыма. Позже под давлением арабов каганат переместился на Нижнюю Волгу. Власть каганата распространялась на значительную часть восточнославянских земель (отсюда споры о «хазарском иге» над Русью). Хазарский каганат достиг своего высшего могущества на рубеже VIII-IX вв. В то время фактический повелитель каган-бек Обадий сделал иудаизм официальной, государственной религией каганата. С конца IX в. часть хазарской территории заняли печенеги. В X в. с хазарами активно воевали русские дружины, важный вклад в их разгром внес Святослав (964 — 965 гг.).
Языги – сарматское племя. Первоначально обитали восточнее Дона и были южными соседями роксоланов. В конце I в. спустились к низовьям Дуная, а затем осели на территории современной Венгрии, между Дунаем и Тисой. Изначально – кочевое скотоводческое племя.
Славяне – группа европейских народов, объединенная общностью происхождения и языковой близостью в системе индоевропейских языков. Делится на три подгруппы: южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы), восточную (русские, украинцы и белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане).
Термин «славяне» появляется в источниках достаточно поздно – в VI в. н.э. Со славянами обычно связывают венедов, упоминаемых античными авторами в качестве народа, проживавшего на территории современной Польши, однако эту точку зрения нельзя считать бесспорной. Готы, германские племена, прошедшие через Восточную Европу, тоже оказали влияние на язык. Кроме готов, участие в этногенезе принимали и тюркоязычные кочевники, сменившие сарматов (гунны, авары, болгары, хазары). Первое точное упоминание о славянах связано с их набегами на Византию в VI в. В этот период происходит мощное колонизационное движение славян на Балканы и восток – на просторы Восточной Европы. Тогда же происходит разделение славян на западных, южных и восточных.
Славянские языки относятся к индоевропейским языкам. Они очень близки языку индоевропейской общности. Данное положение вещей можно объяснить тем, что язык славян поздно отделился от общеиндоевропейской основы. Судя по языку, праславяне жили в лесной, но не горной местности, лежащей далеко от моря. Под это определение подпадают многие территории, поэтому историки не пришли к единому мнению в вопросе о прародине славян.
В настоящее время большинство специалистов определяют в качестве этнической территории славян область, простирающуюся к северу от Карпат. Таким образом, они считают славян автохтонным населением (коренным населением Центральной или Восточной Европы): взгляды ученых существенно расходятся в вопросе нахождения более точных границ расселения.
Носителем праславянского языка выступала довольно небольшая группа населения, которая позднее смогла распространить славянский язык среди других народов – соседей славян. Ближайшими соседями праславян были племена балтов, живущие в лесах к востоку и северо-востоку от славян. В этногенезе славян также принимали участие ираноязычные кочевники – скифы и сарматы. У них славяне заимствовали слова «бог», «собака», «топор».
Венеды (венеты) — древнейшее название славянских племен, вероятно носители пшеворской археологической культуры. Западными соседями (германцами), ощущавшими их отличие от круга собственно германских племен, племена обозначалась экзоэтнонимом венеды (венеты). В структуру общности входили будущие словене и анты. Позже наметилась экспансия «пшеворцев» в юго-восточном, а затем и в восточном направлении, следствием чего стало разделение черняховской археологической культуры на два субрегиона — Верхнеднестровский и Подольско-Днепровский. В этих ареалах в ходе взаимодействия с субстратными местными насельниками и их постепенной ассимиляции вступили в завершающую фазу этногенетические процессы славяноязычного населения.
Анты — название славянских племен в IV – VII вв. Этот социум сложился в Подольско-Днепровском регионе. Археологический эквивалент антов – пеньковская культура. Формировались на сармато-аланском субстрате. На страницах письменных памятников анты (также как и словене) появились в 1-й пол. VI в. Термин «анты» зафиксирован в «Гетике» Иордана (до 550 – 551 гг.), в рассказе о победе готского «короля» Винитария над антами и распятии им их «короля» Боза с сыновьями и 70 знатными людьми. На основе анализа источников предполагают, что германцы-готы знали антов в конце IV в. не только под их самоназванием, но и называли венетами.
Анты выступают раздельно и в единстве со словенами — это две никогда не смешивающиеся самостоятельные силы; ни один источник не указывает на антов, как на часть этнических словен; с другой стороны, отсутствуют основания для суждения о «первородстве» этнических словен перед антами. Это равноправные образования, о равноправии словен и антов в VI в. свидетельствуют, в частности, этногенетические предания, донесенные Иорданом и Прокопием Кесарийским (Готская война. VII. 14. 29).
Жили анты в лесостепях между Днепром и Днестром, а также к востоку от Днепра. Имели развитую материальную культуру: для них были характерны сельская община, торговля, связанная с развитием ремесел, товарообмен с Римом. Анты располагали мощной военной организацией, боролись с готами. С нач. VI в. вместе со склавинами вели наступление на балканские владения Византии.
К нач. VI в. происходит этническая консолидация славяноязычного населения Верхнеднестровского региона. Ее следствием стало возникновение словенского этнического самосознания, венчавшегося появлением аутоэтнонима slovene.
Словене – метаэтническое образование, время возникновения которого вызывает споры историков. Часть ученых считает, что о существовании данного метаэтноса можно говорить только с VI в., до нач. VI в. достоверные сведения об этнических словенах практически отсутствуют. Др. авторы, однако, находят словен в предшествующих эпохах.
Применительно к Древней Руси этноним slovene обозначал людей, владеющих словом, членораздельной речью, тогда как экзоэтноним «венеты» (и производные от него) в славянорусской фольклорной традиции обозначали чуждую далекую землю, типа Веденецкой земли в русских былинах. Для обозначения «чужих» (неславян) народов у славян наибольшее распространение получили два этникона – чудь, которым еще в Начальной русской летописи именовались неславянские народы, и немец (немцами на Руси обозначались жители Европы).
Краткая хронология ранней истории славян.
Сер. V в. (548 – 559 гг.) – выход славян к нижнему Дунаю; борьба с Византийской империей (Дунай – рубеж, разделявший славян и земли Юстиниана I); движение славян центра Европы на восток (лесостепные земли сколотов ).
550 г. – вторжение нескольких тысяч славян из-за Дуная в империю Юстиниана.
555 – 556 гг. – сражения славян с персами на стороне Византии.
560 г. – вторжение аваров (обров) в степи Северного Причерноморья и долины Дуная, нашествие их на антов; убийство посланника антов Мезамера.
568 г. – продвижение аваров на средний Дунай.
560 – 570 гг. – движение славян на Балканы.
590 – 600 гг. – война аваров и византийцев на Балканах.
Начало VII в. – массовое переселение славян за Дунай; неоднократная осада ими Фессалоник; появление славянских территориальных округов (жупов).
617, 623, 626, 628 гг. – штурм Константинополя аварами с участием славян.
1-я пол. VII в. – существование славянского объединения Само.
Сер. VII в. – столкновение славян на Дону и на нижнем Днепре с Хазарским каганатом.
2-я пол. VII в. – борьба Константина II против славян в Македонии.
VII в. – движение славянских масс на север к Чудскому и Ладожскому озерам.
VIII в. – заселение славянами бассейна верхней и средней Оки и р. Сож; укрепление славянами Изборска, Старой Ладоги, Гнездово.
1-я пол. IX в. – сооружение на нижнем Дону крепости Саркел (Белая Вежа).
Религия древних славян – язычество, характеризующееся большим числом божеств небесного, земного и подземного миров. Формирование славянских верований уходит в глубь веков. Персонификация богов у славян чрезвычайно растянута во времени; возможно, она продолжалась и после принятия христианства. Число богов, как считают историки, установить достаточно сложно: одно и то же божество могло иметь несколько имен, при этом функции богов были различны. Не до конца проясненным остается вопрос о степени распространения культов. С точки зрения христианства, все божества древних славян равно являлись «дьяволами», «бесами».
Божества обрядности. Карачун – день зимнего солнцеворота, календарная дата; одновременно – злой дух, возможно, персонаж зимней святочной обрядности, символизировавший умирание природы.
Коляда – согласно одной точке зрения, бог торжеств, бог мира; согласно другой, более распространенной, – мифологический персонаж женского рода, олицетворявший зимнюю святочную обрядность.
Кострома – мифологический персонаж, не относившийся непосредственно к божествам; один из обрядов праздника проводов весны. Центральный элемент – соломенное чучело, которое сжигали или топили в Петров день (29 июня; вторая дата — 12 июля), компенсируя этим древнее жертвоприношение.
Ярило – бог Солнца, бог весны, плодородия, любви; славянский Дионис. Представлялся славянам в виде юноши на белом коне. Заботился об оплодотворении природы, человеческого сообщества; символизировал продолжение рода. Культ имел земледельческий характер, олицетворял весеннее пробуждение природы. Образ объединял несколько видов обрядности, при этом календарные обряды совпадали с молениями о дожде. Широко представлен в топонимике. С принятием христианства сблизился с культом Георгия.
Божества смерти, подземного царства. Чернобог – властитель подземного мира, злой бог, представитель тьмы, от которого идут понятия «черная душа», «черное дело» и др. Служители: Вий – судья над мертвыми, источник кошмаров, сновидений, ужасов; Кощей – символ окостенения, оцепенения от мороза зимой; Мара (Марена) – смертоносный дух или богиня смерти; избавление от нее достигалось путем торжественного сжигания соломенной куклы во время весенних праздников. Позже утратила связь со смертью, но сохранила черты нечисти, оборотничества.
Божества добра, хранители, защитники, родители живого. Белбог – один из перводревних богов славян, источник и податель добра, удачи, справедливости, счастья. Изображался в виде мужчины с куском железа в правой руке (видимо, в плане испытания раскаленным металлом). Защитник от Чернобога.
Берегини – женские мифологические персонажи, множественные духи, оберегавшие людей от злых духов – упырей. По представлениям славян, берегини были связаны с водой, считались хранительницами благополучия, природы, дома. Позже получили различные имена. Название нередко употреблялось по отношению к изображениям русалок. Часто вместе с берегинями упоминался Переплут.
Дед – хранитель рода у древних славян, домовое божество, охранявшее домашний очаг, печной огонь (малый Перунов огонь). Одновременно – лесное божество, хранившее Перунов клад (золотые молнии, серебряный дождь и др.).
Род – мифологический персонаж, воплощавший единство рода. В письменных источниках упоминался как божество более низкого уровня, нежели Перун и Велес (см.: Пантеон Владимира). Функции трактуются по-разному: родитель живого, символ плодородия, совокупность мужчин племени; творец Вселенной, универсальное божество, аналог западнославянского Святовида. Выражение фаллического начала. Вытеснен Перуном. Особо почитался в простонародье. Считалось, что судьба человека записывалась в Книгу Рода и «чего на роду написано, никому не миновать».
Рожаницы – женское рождающее начало у древних славян, дающее жизнь живому. Культ связан с женской средой, представлениями о продолжении рода, судьбе новорожденного, которому рожаницы определяют долю. Соотносились со звездами.
Чур – по одним сведениям, божество, охраняющее поля, межи, пашни, освящающее право собственности («чур мое!», «чур пополам!» и т. д.); согласно другой точке зрения – домовой, бог-хранитель домашнего очага. Часто Чур (Щур) рассматривается как мистический предок, основатель рода.
Дивия – мифологический персонаж, известный у южных и западных славян. Слово связано с обозначением «чуда», несет в себе следы древнего индоевропейского значения. По Б. А. Рыбакову, скорее всего, Великая мать природы.
Дидилия – одно из названий богини-матери, родительницы; покровительница рожениц, детей, матерей.
Жива – одно из названий праматери рода у древних славян, давшей жизнь всему живому – человеку, животным, урожаю. Высшая богиня, возможно, нарицательное индоевропейское обозначение богини вообще.
Другие божества. Зевана (Дзевана) – богиня лесов и охоты у западных славян. В восточнославянской мифологии ее функции могли выполнять Дева, Дива. Культ сопровождался жертвованием шкур животных.
Карна, Желя – женские божества смертной печали, воплощение сострадания.
Лада – богиня любви, красоты, очарования. Почиталась в качестве покровительницы браков. С Ладой связан Зничь – огонь, жар, пыл, любовное пламя.
Лелия (Леля) – богиня весны и молодости из свиты Лады. Побуждает природу к оплодотворению, а человека – к брачным союзам. Мужской вариант – Лель. С Лелией связан весенний праздник – ляльник.
Среча (Сьречь, Усрьчь) – древняя богиня славян, представляемая в виде девушки-пряхи, прядущей нить судьбы, жизни. Желание общения с ней приводило к гаданиям.
Триглава (Тригла) – древнейшая богиня славян. Изображалась с тремя лицами. Скорее всего, воплощала движение жизни; исполняла три функции: творения, хранения, разрушения.
Племенные объединения восточных славян – этнополитические образования, предшествовавшие Древней Руси. Восточнославянские догосударственные общности именуют племенами. В свете современных данных, племенная структура формировалась до включения славян в Великое переселение народов (до VI в.). В ходе славянского расселения (VI-VIII вв.) она разрушилась, в VIII – IX вв. сформировались новые общности на территориальной основе. До перехода этнополитических образований под власть Киева их называли «землями».
Бужане – группа племен восточных славян, живших в верховьях Западного Буга. С конца X в. входили в состав Древнерусского государства.
Волыняне – восточнославянское племенное объединение, возникшее на территории дулебов. Насчитывало до 70 «градов». Центр – Волынь (в летописи упоминается с 1018 г.). В 907 г. союзник Киева.
Вятичи – союз восточнославянских племен верхнего и среднего течения Оки. С сер. X в. в составе Киевской Руси. С XII в. территория вятичей находилась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.
Древляне – объединение восточнославянских племен, занимавшее в VI – X вв. территории Полесья, Правобережной Украины по течению рр. Тетерев, Уж, Уборть, Ствига и граничившее с волынянами, бужанами, дреговичами. По летописным сведениям, название объясняется проживанием в лесах; подчеркивается, что «живяху скотьски, убиваху друг друга, ядяху все нечисто, и брака у них не бываше, но умыкиваху у воды девица». Археологические раскопки свидетельствуют об укоренении обряда погребения, существовании представлений о загробной жизни; находят серпы, изделия из железа, сосуды, остатки тканей, кожи, что свидетельствует о развитии хлебопашества, гончарного, кузнечного, ткацкого, кожевенного ремесел. Древляне занимались скотоводством, коневодством, вели меновую торговлю, у них были распространены изделия из серебра, бронзы, стекла, сердолика. Главным городом был Искоростень. При этом правление осуществлялось князьями вместе со «старейшинами града». Считается, что древляне враждовали с соседями, в частности с полянами. Были подчинены Олегом (см.: Первые Рюриковичи), который в 883 г. наложил на них дань. Древляне пытались освободиться от подчинения Киеву. Дважды на Древлянскую землю ходил Игорь. После его гибели, по летописному преданию, кн. Ольга сожгла Искоростень. Святослав Игоревич посадил здесь своего сына Олега. Владимир Святославич передал древлян Святославу, который погиб в противостоянии со Святополком Окаянным. Окончательно древляне вошли в состав Киевского княжества при Ярославе Мудром.
Дреговичи – племенное объединение славян, занимавшее северные области правобережья Днепра. В древности имели свое княжение с главным городом Туровом на Припяти. Как племя подчиненное Руси, под именем другувитов (drougoubitai) они были известны Константину Порфирородному. В составе Киевской Руси с X в., основа Туровского княжества.
Дулебы – племенное объединение на территории Западной Волыни. В VII в. подвергались опустошительным набегам аваров. В 907 г. дружина дулебов участвовала в походе князя Олега на Царьград. Под именем бужан и волынян в X в. вошли в состав Киевской Руси.
Ильменские словене – одно из самых многочисленных славянских объединений, жившее у о. Ильмень, по р. Волхов, Ловать, Мста, Молоча. Их соседями были финно-угорские племена чудь и меря. В нач. IX в. вместе с кривичами и чудью создали объединение Славию, ставшую ядром Новгородской земли.
Кривичи – восточнославянское племенное объединение в VI - X вв. в водоразделе Западной Двины, Днепра и Волги. Считается, что кривичи, возможно, были первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на северо-восток. Располагаясь на пути «из варяг в греки», они были втянуты в торговые связи, распространявшиеся вплоть до Константинополя. Главные города – Смоленск, Полоцк, Изборск. Как подчиненная Киеву общность, кривичи участвовали в походах Олега и Игоря. Племенными центрами являлись Изборск, Полоцк, Смоленск.
Поляне – союз восточнославянских племен VI – IX вв., располагавшийся по среднему течению Днепра от Припяти до Роси, составивший ядро Древнерусского государства. По летописным свидетельствам, поляне отличались от окружавших из племен уровнем цивилизованности. Так, отмечено, что «бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим.... брачные обычаи имеяху». Общественное устройство основано на сочетании общинного и княжеско-дружинного начал. У полян значительное развитие получили земледелие, скотоводство, они были мастерами обработки дерева. Развивалась торговля, включая связи с восточными странами. Долгое время поляне платили дань хазарам. В IX в. они, однако, сумели подчинить своему влиянию окружающие племена (древлян, дреговичей, северян и др.). Историческим центром полян являлся Киев. Известны также города Вышгород, Белгород, Звенигород, Василев и др. Как самостоятельная общность, поляне упоминаются до 944 г.; позже это название вытесняется. Его заменяют Русь (Рось), Кияне.
Радимичи – племенное объединение, жившее в восточной части Верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам. Так же как и вятичи, возможно, связаны с западными славянами. С сер. IX в. платили дань хазарам. В 885 г. были присоединены князем Олегом, окончательно потеряли политическую самостоятельность в 984 г., когда их войско было разбито Волчьим Хвостом – воеводой князя Владимира. Впоследствии территория радимичей вошла в состав Черниговского и Смоленского княжеств.
Северяне – союз племен в VIII – IX вв., живший по рр. Десне, Сейму, Суле. Платили дань хазарам. Примерно с 865 г. входили в состав Древнерусского государства.
Тиверцы – племенное объединение, жившее по Днестру до Черного моря и устью Дуная (согласно Лаврентьевской летописи, «…тиверцы сидяху по Днестру, приседяху к Дунаеви бе множьство их, седяху бо по Днестру оли до моря, суть грады их и до сего дне»). Известны сведения о борьбе с тиверцами Аскольда и Дира. Под 907 г. в летописи сохранилось известие об участии тиверцев в походе Олега, под 944 г. – в походе Игоря. К XII в. под ударами печенегов и половцев тиверцы отошли на север; их потомки вместе с частью южных племен заняли Слободскую Украину и южнорусские степи, где постепенно смешались с другими племенами.
Уличи – восточнославянское племенное объединение, жившее, согласно «Повести временных лет», в Нижнем Поднепровье, Побужье и на берегах Черного моря. Вели упорную борьбу с Киевом за самостоятельность. Киевский воевода Свенельд 3 года осаждал главный город Пересечень. Под натиском кочевых племен отошли на север. С сер. X в. в составе Древнерусского государства.
Варяги – древнерусское название жителей Скандинавии (они же – норманны, викинги). По др. версиям, варяги не тождественны норманнам; это жившие по берегам Балтийского моря племенные объединения со значительной долей как скандинавского, так и славянского и кельтского элементов. В VIII-IX вв. норманны (варяги) проникли на Русь. Их появление (и продвижение) здесь растянулось во времени, осуществлялось в форме вторжения, разбоев, насилия, включения в войско местного населения.
«Варяжский вопрос» – проблема роли варяжского влияния на образование древнерусского государства, имеющая как научное, так и политическое содержание.«Призвание» варягов зафиксировано летописью, которая появилась позже изображаемых событий; летописцы рассказывали о пришествии варягов задним числом, исходя из современных им представлений. «Призвание» стало аксиомой: в течение веков эта проблема не вызывала споров. Актуальной она стала только в XVIII в. в силу ряда факторов, включая создание Академии наук, политизацию исторической науки, нападки на Ломоносова, неприятие «Истории Российской» Татищева и др. Тогда сложилась т.н. норманнская теория – система взглядов о происхождении древнерусского государства, поначалу представленная в трудах академиков-иностранцев.
Одним их них был Г. З. Байер, с 1725 г. возглавлявший кафедру древностей и восточных языков Академии наук. Интерпретация Байером древнерусской истории в политизированной атмосфере того времени, акцент на решающую роль норманнов в создании государства были приняты как своего рода идейный реванш за Полтаву. Выводы Байера поддержали А. Л. Шлецер, др. авторы (ни Миллер, ни Шлецер не вкладывали в свои выводы никаких националистических соображений). Противниками выступили М. В. Ломоносов, С. П. Крашенинников и др. Развернулась полемика, которая продолжается до настоящего времени.
Подходы основоположников норманнской теории имели как сильные, так и слабые стороны. Были преодолены легендарные построения о происхождении русских царей, например, от Августа. Акцент на скандинавском происхождении Рюрика намечал ориентиры научного подхода. Отбрасывались представления о мирном, добровольном и всенародном призвании варягов. Норманнисты исходили из реальной картины варяжского бытия, исключавшего мир и покой. Вместе с тем, они акцентировали внимание на легкости варяжского вторжения, считали приход варягов началом Русского государства, полагали, что скандинавы в «пространном смысле основали русскую державу»; более ранний период представлялся не более чем предысторией.
Антинорманнисты XVIII в., в свою очередь, исходили из внутренних, самобытных процессов. Они отказывались признавать в Рюрике норманна, игнорировали всякую роль варягов. При этом они первыми поставили вопрос об уровне развития восточнославянского общества и создании государства. Ломоносов писал «О России прежде Рюрика»; историю народа до появления государства и варягов он относил в глубь веков, а события, связанные с Рюриком, по его мнению, были продолжением истории поднепровских славян, но не ее началом. Отсюда – обращение к источникам, использование античного наследия в обосновании истории славянского мира (норманисты чаще обращались к источникам северного происхождения). Так, в полемике с Миллером Ломоносов использовал труды Геродота, Прокопия Кесарийского, средневековых авторов. Его заслуга – определение территории славян, выяснение характера их общественного строя, защита славян от несправедливых упреков в темноте и невежестве. При этом и норманнисты, и антинорманнисты признавали факт ассимиляции варягов в славянском обществе.
В XIX в. обозначилось четкое разделение на норманнистов (А. А. Васильев и др.) и антинорманнистов (С. А. Гедеонов, Д. И. Иловайский и др.). Споры концентрировались преимущественно вокруг происхождения имени «Русь» и, особенно, этнической принадлежности первых русских князей. Внимание историков привлекал не столько процесс образования древнерусского государства, сколько его первосоздатели. При этом борьба норманнистов и антинорманнистов являлась, по сути, борьбой двух монархических концепций. Часть историков (С. М. Соловьев и др.) отказывались переносить на IX в. понятия о национальном достоинстве, свойственные Новому времени. В. О. Ключевский и А. А. Шахматов расценивали сам спор как тупик; они скептически относились как к норманнизму, так и к антинорманнизму. Их подход к проблеме заключался в попытке понять летописцев, мотивы выделения ими «призвания» варягов как краеугольного камня русской истории. Эти историки ориентировали на изучение творчества летописцев, познание их методов реконструкции событий.
В ранней советской историографии были представители обоих направлений, при этом осмысление сущности государства делало второстепенным вопрос о происхождении династии. В 1939 г. Е.А. Рыдзевская высказалась за преодоление самой противоположности «норманнисты – антинорманнисты», за объективную оценку их достижений и слабых сторон. В 1940 – нач. 1950-х гг. норманнизм стали считать проявлением космополитизма, что выводило дискуссию за рамки научного обсуждения (доминировали политические моменты, а не задачи выявления характера русско-скандинавских связей). Школа Б. Д. Грекова разрабатывала концепцию возникновения классового общества и государства у восточных славян, в рамках которой варяги в принципе не могли быть источником колоссальных перемен на значительной части территории Восточной Европы; процесс образования Древнерусского государства не мог зависеть от их воли. Историки 1960 – 1970-х гг. подчеркивали включенность варягов в объединительный процесс, ратное дело и одновременно их изолированность от становления княжеской власти, социальной дифференциации. Отмечалось, что приглашения на княжение – традиция Новгорода; Рюрик с братьями был, очевидно, приглашен в обычном для викингов качестве – наемного предводителя дружины.
Современные антинорманнисты исходят из того, что славянская государственная организация существовала до варягов. Своими действиями пришельцы вносили дисбаланс в естественноисторический процесс. Насильственное включение варягов в процесс становления Древнерусского государства проявилось в ускорении централизации племен, этническом составе правящей элиты, примате дружинного начала. Варяжских конунгов больше интересовал грабеж, нежели государственность. Позже задачи регуляции сбора дани актуализировали для норманов местные социальные нормы; это и стало одним из «внешних» импульсов становления государственности. При этом преобладали все же «внутренние», но не «внешние» процессы строительства Русского государства. Противники такого подхода считают славяно-варяжские отношения более сложными и многообразными, присутствие варягов представляется им мозаичным и институциональным. В 1970 г. опубликован свод археологических данных о «норманнских древностях», свидетельствующих, что на участках Днепровского торгового пути, там, где в IX в. встречались лишь отдельные скандинавские погребения, в XI в. варяжские захоронения составляли до 13%. Основываясь на хронологии археологических находок, историки уточняют периодизацию славяно-скандинавских связей.
2.2. Киевская Русь:
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 5525;