МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОРИЕНТИРЫ ОСНОВАТЕЛЕЙ УКРАИНСКОЙ ГЕОГРАФИИ П. А. ТУТКОВСКОГО и
С. Л. РУДНИЦКОГО
В анналах украинской истории наук о Земле чрезвычайно уважаемым является имя Павла Аполлоновича Тутковского (1858—1930), которого В. И. Вернадский вполне справедливо называл "наилучшим знатоком неорганической природы Украины". Он является автором новаторских трудов по большей части в отрасли геологической науки (четвертинная геология, стратиграфия, палеонтология, микропалеонтология, гидрогеология, полезные ископаемые и тому подобное), а также по сути основателем украинской географии, сосредоточившись преимущественно на проблемах ландшафтоведения и краеведческих разведках, их популяризации.
П. А. Тутковский в 1911 г. получил в Московском университете ученую степень доктора географии. В сентябре 1913р. он начинает работать приват-доцентом Киевского университета, весной
1914 г. его назначают ординарным профессором кафедры географии и этнографии, которая длительное время оставалась вакантной и на которой преподавались география физическая и "культурная". В 1917 г. Тутковский учредил при Киевском университете Географический институт, который просуществовал несколько лет.
Уже в своей вступительной лекции в Киевском университете "Задание и границы географии" (13 сентября 1913 г.) Тутковский обстоятельно очертил ряд самых важных методологических
вопросов:
"Одни считают географию вполне определенной самостоятельной наукой, другие признают её как комплекс разнородных отраслей знания; так называемые унитарии отрицают возможность включения в географию целых больших отраслей науки, например, изымают антропогеографию из отрасли общей географии, тогда как другие авторитетные ученые являются дуалистами, придавая одинаково важное значение физической и антропологической географии. Соединяющим звеном между разными областями физической и антропологической географии... одни ученые принимают принцип сравнения и координации (взаимное влияние природы на человека и человека на природу) — К. Риттер и О. Гумбольдт; другие — принцип пространственный, или хорологический (принцип протяжности, или географического распространения) — Ф. Рихтгофен, Вагнер, Петри; третьи — принцип причинности, или каузальный принцип, — Гумбольдт, Пенк, Мартонн, Девис, Кротов; четвертые — принцип хронологический (современность фактов и явлений, которые изучаются в географии) — Андре, Анучин, Кротов, Краснов; в конечном итоге, некоторые ученые связывают отрасли географии, очевидно, механически или по традиции, без указания мотивов (Пешель, Пассарге)".
Именно в этом труде П. А. Тутковский оригинально рассуждал относительно предметной области и содержательных характеристик географических исследований, их непосредственной связи с астрономией, высшей геодезией и картографией, геологией, метеорологией, зоологией и ботаникой, антропологией. Он делал вывод:
"Таким образом, невзирая на тесную связь с другими науками, невзирая на выделение отраслей, которые отделились, география имеет свое особенное содержание, свои методы исследований и свои самостоятельные задания. Как и в давности, заданием географии остается познание Земли в целом, изучение лика Земли в его современном состоянии, во всех его образах (изучения литосферы, гидросферы и биосферы), с точки зрения распределения современных факторов и явлений в пространстве и их генезиса".
Одним словом, география должна давать полное и всестороннее изображение современного лика Земли, своеобразного мгновения в истории планеты: "это мгновение — современная эпоха (с ее морфологией литосферы, с ее гидрологией, климатологией, ее флорой, фауной и человеческими существами) является целым сложным и живописным миром явлений и фактов, всестороннее изучение которых и составляет предмет географии".
25 января 1915 г. П. А. Тутковский произнес в Киевском университете актовую речь "Географические причины нашествия варваров". В то время эта тема очень интересовала общественность. По мнению Тутковского, "так называемые нашествие азиатских варваров, непонятные при нормальных условиях жизни кочевников, были вызваны не внутренними, а какими-то особенными внешними причинами стихийного или катастрофического характера, вероятнее всего — какими-то грандиозными и непреодолимыми физико-географическими явлениями в Средней Азии, какими-то природными изменениями, которые действовали на весьма обширных пространствах". Основываясь на сугубо геологических данных, он отбросил утверждение некоторых ученых (О. Гумбольдт, К. Риттер и др.) относительно причин варварских нашествий ужасными вулканическими и сейсмическими процессами в Средней Азии и связывал их с возникновением и распространением в Северном полушарии зоны пустынь послеледникового происхождения. Как отмечал Тутковский, кочевники могли двинуться на запад (с севера — тайга, с юга и востока — высокие, неприступные горы), где "в обширной Туринский низменности и дальше — в южнорусских равнинах от Волги до Дуная сохранились еще в то время цветущие степи. Понятно, что на запад, в южную Россию, и направился поток беглецов от ужасов смертоносной пустыни, которая рождалась".
В контексте теоретических построений П. А. Тутковского есть смысл остановиться на его новаторских реконструкциях палеогеографии четвертинного периода на просторах Украинского Полесья и Европы в целом. Его обобщения и выводы основывались на немалом массиве разнообразной информации относительно происхождения и распространения предледниковых и послеледниковых отложений, формировании лессовых толщь, в частности он различал своеобразные типы морен, ози и друмлиновые ландшафты и тому подобное. Это и дало возможность Тутковскому сформулировать оригинальные гипотезы о причинах плейсто-ценового оледенения, возникновения огромных послеледниковых пустынь Северного полушария, о происхождении "лессовой формации" и древній человеческой культуры.
Так, в Украинском Полесье Тутковский впервые установил следы прошлого распространения своеобразных пустынь в границах поприщь четвертинного оледенения. Речь идет о наличии песчаных барханов, специфических валунов, "пустынного загара" на гальке и тому подобное. Именно в зоне этих пустынь, которые имели место у подножия отступающего ледника, и образовывались лессовые толщи. По подсчетам Тутковского, мощность ледника возле его края составляет по крайней мере 208 м, что предопределяло возникновение постоянного барометрического максимума, который обеспечивал образование своеобразных ветров (ледниковых фенов). Эти сухие ветры развеивали ледниковые отложения и разносили пыль далеко от ледникового покрова, из которой, в конечном итоге, и формировался лесс. Следовательно, в средних широтах Европы лессовые толщи имеют эоловое происхождение.
В результате проработки проблем четвертинной геологии и палеогеографии Тутковский создал классификацию ландшафтов Украины — оригинальную концепцию природного районирования. Она основывается на представлении о том, что четыре типа четвертинных образований (основные морены, передовые морены, зандровые отложения, породы лессовой формации), которые имеют зональное распространение, в значительной мере влияют на формирование разнообразных ландшафтов, их орографических и гидрографических условий, процессов почвообразования, а также определяют природные факторы расселения человечества. Кстати, это является одним из примеров сформулированных Тутковским теоретических фундаментов украинского краеведения, объяснения причин возникновения разнообразных природных "фактов и явлений", очерчивания путей рационального использования природных богатств родного края.
Весомый вклад в проработку непосредственно методологических проблем географической науки принадлежит выдающемуся украинскому ученому Степану Львовичу Рудницкому (1877—1937). Как справедливо отмечает исследователь его творческой деятельности А. И. Шаблий (1993), незабываемое имя академика Рудницкого — основателя украинской географии, первого профессионального географа Украины, человека высокой европейской научной выучки на протяжении длительного времени было по существу вычеркнуто из научного употребления. Славный сын Украины, ученый-энциклопедист, полиглот, член многих европейских научных обществ и ассоциаций, один из основателей Украинского Свободного Университета (теперь действует в Мюнхене), основатель Украинского института географии и картографии (Харьков, 1927) С. Л. Рудницкий закончил свой жизненный путь страдая в ужасных лагерях большевистского ГУЛАГа.
С. Л. Рудницький был основателем украинской геоморфологии, антропогеографии, политической географии, картографии и социально-экономической, демографической географии и картографии Украины. Немало сделал неутомимый ученый для создания украинской географической терминологии и топонимики. Охват научных интересов и исследований Рудницкого включал также проблемы таких смежных с географией наук, как астрофизика, геология, палеогеография, история, этнография, политология и тому подобное.
Взгляды Рудницкого на методологические проблемы географии в целом отвечали уровню ее развития в первой трети XX в. В труде "Задание Украинского географического института и его издательства" (1928), определяя предметную область "новейшей географии", он отмечал:
"Она рассматривает все предметы и проявления земных пространств не только самих в себе, как это делают ее вспомогательные науки, а главное в их взаимоотношениях, всесторонних, всеземных взаимоотношениях. Таким способом новейшая география старается всесторонне исследовать и представить саму суть или целой, или одиночных ее краев, старается всесторонне и равномерно проследить среду, в которой происходят развивающие процессы анорганического и органического мира целой земли и каждой ее страны".
По Рудницкому, география прежде всего принадлежит комплексу природоведения. Между тем социально-экономическая география на переломе XIX—XX веков все больше отходила от сугубо географического знания и приближалась к экономической науке. Генетически она выросла не из географии как таковой, а из "описательного государствоведения". С. Л. Рудницкий в упомянутом труде отмечает "...глядя в будущее, считаем географию сугубо естественной наукой, которая даже человеческие дела должна и должна исследовать естественными сжатыми методами". Такой взгляд в 20-ые годы давал географии возможность широко использовать достижение геологии, геофизика, климатология, применять методы исследования разработанные в естественных науках. В частности, в монографическом труде "Нынешняя география" (1905) ученый подчеркивал, что "отношения географии с геологией более тесные, чем с какой-либо другой наукой". Дальше он делал взвод: "Кто географией хочет управлять, должен обстоятельно усвоить для себя геологию, ибо без нее не поймет нынешней земной поверхности'.
Геофизику, кстати, Рудницкий определял как кое-что отличное от принятого теперь ее понимания в геологической науке:
"Геофизикой называем ту часть физической географии, которая занимается Землей, как целым... К геофизике принадлежит прежде всего наука об общем составе земского шара, следовательно, о нутре земли, Её цепкой коре (литосфере), её оболочке водяной (гидросфере) и оболочке воздушной (атмосфере)... Предмет геофизики - географический, именно Земля в целосности, метода труда есть физическая математическая" (Текст приведен в тогдашнем изложении С. Л. Рудницким) .
По утверждению А. И. Шаблия (1993), геофизика, по Рудницкому, объединяет физику земной коры и внутренней части Земли, метеорологию, земной магнетизм и гидрологию, составляет теперь отдельную науку, роль которой растет с развитием астрофизики, с внедрением космических методов исследований.
С. Л. Рудницький относил географию прежде всего к так называемым пространственным наукам. Этот тезис идет от И. Канта, который разделял конкретные науки на хронологические (исторические), хорологические (пространственные) и систематические. Рудницкий различал хорологию и хорографию. Под последней он понимал объективное описание какой-либо части земной поверхности, то есть выделял сугубо подход фактологии, который абстрагируется от динамических и генетических интерпретаций. Рудницкий не был геттнэрианцем, но отмечал ценность хорологического подхода, использование которого ведет к открытию законов географического пространства и содействует познанию причинности географических явлений.
Сейчас, в начале XX ст. Рудницький четко очертил суть географических законов и их разнородность. Он разделял законы географии двух типов: пространственные (хорологчные), которые можно назвать законами структуры, и генетические (законы порождения развития). Последние связаны с влиянием целого (например, всей поверхности Земли) на его части (явления и процессы локального пространства). В современном понимании генетические законы — это также существенные причинно-следственные связи и отношение между генетическими факторами территориальной организации и самой этой организацией.
В современной географии выделяются также так называемые функциональные законы, которые отображают необходимые связи между входами и выходами территориальных природных, общественных или природохозяйственных систем в процессе изменения их состояний. Примером может быть закон, который отображает зависимость интенсивности плоскостного смыва от количества осадков на поверхности Земли (А. И. Шаблий, 1993).
Существенное методологическое значение имела и разработанная Рудницким структура географической науки. С учетом хорографческого и хорологческого подходов он разделяет географию (которую истолковывал вообще как землезнание) на две взаимосвязанные ветви — общую (систематическую), которая устанавливает сугубо географические законы, и специальную (описательную, хорологческую), которая использует законы, выявленные в общей географии.
В общей географии Рудницкий выделял четыре подсистемы научных дисциплин — математическую, физическую, биологическую географию и антропогеографию (А. И. Шаблий, 1993).
Математическая география изучает Землю "как целостность с математического взгляда", исследует форму и величину Земли, положение точек земной поверхности на градусной сетке (координаты), создание географических карт, проекций и тому подобное. Поэтому математическая география чаще всего контактирует с астрономией, картографией, геодезией.
Самой главной среди четырех групп географических исследований Рудницкий считал физическую географию, которая по его мнению, "рассматривает Землю как целое и ее поверхность с физической точки зрения". Объем понятия физической географии у Рудницкого более узкий, сравнительно с современным ее определением; он ограничивал ее лишь проблемами неживой части земной оболочки — лито-, гидро- и атмосферой.
Изучением географических проблем живого мира, организмов и их группировок, по классификации С. Л. Рудницкого, занимается биологическая география, которая исследует "размещение органических существ на земной поверхности".
Земная поверхность, по С. Л. Рудницкому, является одновременно и объектом исследовательской географии человека — антропогеографии:
"Антропогеография исследует причинные связи человека со всеми главными географическими явлениями: твердой поверхности, вод, атмосферы, растительного и животного мира. Упомянутые пять природных царств находятся в очень тесных взаимоотношениях между собой, влияют очень сильно на шестое царство природы — человечество".
В антропогеографии С. Л. Рудницкий выделяет географию человека (население), географию культуры ("историческую" или "культурную" географию), экономическую географию и политическую географию. Среди дисциплин, которые чаще всего взаимодействуют с антропогеографией, он называет антропологию, этнографию, экономику, статистику, археологию и историю.
В заключение, опираясь на историко-аналитические исследования О. И. Шаблия (1993), обобщим основные методолого-теоретические представления С. Л. Рудницкого:
а) роль и функции географии необходимо истолковывать в русле культурологического и народоведческого аспектов, она является одной из наиболее значимих составляющих человеческого знания и культуры в целом, в частности должна служить важным действенным фактором формирования самой духовности украинского народа;
б) география является естественной наукой, включая в себя антропогеографическую ветвь исследований, она оказывается непосредственно на рубеже с гуманитарным знанием широкого содержания;
в) основным предметом и объектом географической науки является земная поверхность, которая выступает как наиболее удельная область географии; физическая география является "ячейкой, центральной и самой важной частью всей географической науки";
г) в структуре географической науки (землеведение) стоит выделять общую (систематическую, номотетическую) и специальную (описательную, региональную) географию;
д) географические объекты должны изучаться на фундаменте таких основных познавательных подходов: 1) морфологический — изучение особенностей размещения географических объектов на земной поверхности, их качественных и количественных характеристик, форм территориальной организации; 2) гилолог и ч еский — исследование содержания, форм и материальных признаков географических объектов с применением знаний из смежных наук; 3) генетический — изучение закономерностей происхождения и форм пространственной организации географических объектов; 4) динамический — исследование изменчивости географических объектов, их ингредиентов во времени.
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 1156;