Глава 6. Ноосферные задачи
Одним из вариантов активно-эволюционного осмысления задач человека в мире стала теория ноосферы, суть которой под различными словесными обличьями является неотъемлемой принадлежностью круга идей русского космизма.
Впервые слово «ноосфера» (сфера разума) прозвучало в стенах старейшего учебного заведения Франции — парижском Коллеж де Франс на лекциях 1927/28 учебного года из уст последователя Анри Бергсона — философа и математика Эдуарда Леруа. При этом соавтором ноосферной концепции был объявлен его друг и единомышленник Тейяр де Шарден, палеонтолог и философ. Оба строили свою мысль, опираясь на понятия биосферы и живого вещества, в том духе, как они были развиты Вернадским в его знаменитых лекциях в Сорбонне в 1922—1923 гг. Вернадский в свою очередь принимает идею ноосферы и продумывает ее далее. С конца 30-х гг. в эту идею стягивается самая суть оптимистического мировоззрения русского ученого. Недаром и последней его опубликованной работой, своеобразным исповеданием веры и духовным завещанием становится небольшая статья «Несколько слов о ноосфере» (1944).
По мнению авторов ноосферной теории, появление человека в ряду восходящих жизненных форм означает, что эволюция переходит к употреблению новых средств - психического, духовного порядка. Действительно, эволюция в своем первом мыслящем существе произвела небывалое орудие своего дальнейшего развития: разум, обладающий самосознанием, возможностью глубинно познавать и преобразовывать себя и мир. Человек — кульминация спонтанной, бессознательной эволюции, но вместе с тем и некое начало, вырабатывающее в себе предпосылки для нового, разумно направленного этапа самой эволюции. С первой мысли человека о мире и себе, с первого самого малого практического изобретения зачался тот опоясавший ныне всю планету информационный поток сведений, знаний, концепций, теорий, который дает нам наиболее образно близкое представление о некоей новой специфической оболочке Земли (ноосфере), как бы наложенной на биосферу, но не слитой с ней и оказывающей на последнюю все большее преображающее воздействие. Она потому и называется сферой разума, что ведущую роль в ней играют разумные, идеальные реальности: творческие открытия, духовные, художественные, научные идеи, которые материально осуществляются в преобразованной природе, искусственных постройках, орудиях и машинах, научных комплексах, произведениях искусства и т. д.
Развивая свои представления и идеи, Вернадский выделил необходимые предпосылки для создания ноосферы:
1. Человечество стало единым целым. Сегодня событие, происшедшее в захолустном уголке любой точки любого континента или океана, отражается и имеет следствия - большие и малые - в ряде других мест, всюду на поверх-ности Земли.
2. Преобразование средств связи и обмена информацией, которые сегодня обеспечивают мгновенную её передачу.
3. Реальное равенство людей как необходимое условие ноосферы.
4. Поднятие общего уровня жизни как условие реального равенства лю-дей, а также возможность влияния народных масс на ход государственных и общественных дел.
5. Развитие энергетики, открытие и использование новых видов энергии, необходимых для подъёма уровня жизни.
6. Исключение войн из жизни общества.
Почти идентичное ноосфере понятие предлагал и П. А. Флоренский в письме к Вернадскому: «Со своей стороны хочу высказать мысль, нуждающуюся в конкретном обосновании и представляющую скорее эври-стическое начало. Это именно мысль о существовании в биосфере или, может быть, на биосфере, того, что можно было бы назвать пневматосферой, то есть о существовании особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа». И терминологически оба понятия достаточно близки друг другу: оба первых корня — греческого происхождения, «ноос» означает ум, разум, а «пневма» — дух, духовное начало.
Итак, ноосфера возникает из биосферы. Как это происходит? Иначе говоря, как наши далёкие предки стали людьми? Может показаться, что с происхождением человека дело обстоит более или менее ясно - развитие, которое ведёт от самых примитивных организмов к животным и дальше к человеку, было намечено в дарвиновской теории эволюции. Однако это одна из труднейших задач – понять, где та граница, которая отделяет нас от животных. Иными словами, где биосфера постепенно – или внезапно – переходит в ноосферу. Насколько ноосфера, интеллектуальные возможности человека отличаются от того, что возможно в биосфере, в мире животных?
Есть много примеров тому, что эта граница размыта.
Во-первых, это общественные насекомые, которыми много занимался знаменитый писатель, автор «Синей птицы» Метерлинк. Они интересны в нескольких отношениях. Несомненно, что возникновение общественных насекомых – это, если можно так выразиться, грандиозный успех биосферы, сопоставимый с тем, что потом происходит после появления человека. Были созданы огромные коллективы живых существ, которые в состоянии вместе решать очень серьёзные задачи. Например, число видов животных, одомаш-ненных муравьями, больше, чем число видов животных, одомашненных человеком. Если считать, что это параметр, по которому можно измерять цивилизацию, то по подобным признакам (например, по структуре громад-ных инженерно-архитектурных сооружений, таких, как термитные и муравь-иные, где поддерживается заданная температура) общественные насекомые сопоставимы с человечеством.
Вторым примером служит так называемый «язык пчёл». Известно, что пчёлы с помощью танца могут сообщать обитателям улья о том, где найдена пища, в каком направлении и на какое расстояние лететь. Это много раз проверено экспериментами, в том числе и поставленными нашими учёными.
В ряде работ по сопоставлению языка пчёл с человеческим была выявлена является общая система знаков, которая сообщает нечто, имеющее практический смысл. Это практический язык. По мнению известного российского ученого, семантика и философа академика В.В.Иванова, в современном мире самый близкий аналог языку пчёл – это язык рекламы. Пчёлы, прилетая в улей, сообщают о том, какие замечательные источники пищи они нашли, рекламируют их и даже иногда демонстрируют образцы этой пищи, так что остальные пчёлы могут реально насладиться рекламируемым товаром. У них имеются танцы разного типа, то есть эта система достаточно изощрена и хорошо разработана, но всё-таки чрезвычайно ограничена – такова особенность всех известных нам систем коммуникации в животном мире. Животные могут сообщать друг другу нечто, что связано с их практической жизнью, но это всегда очень специализированные системы. Такие системы есть и у людей, но у нас существует и общая система передачи информации, не ограниченная, - это естественный язык.
Много убедительных примеров можно найти в поведении птиц. Исследованиями в последние годы показано, что попугай в состоянии решать достаточно сложные интеллектуальные задачи и потом формулировать их в словах, которые воспроизводят слова человеческого языка. Например, попугай, как показывают эксперименты, может осмысленно считать до шести. Попугай может сообщить, сколько кусочков чего-то, особенно съедобного, ему дают.
Эти примеры указывают на разрыв идеала ноосферы и его реальности. В рассуждениях авторов ноосферной теории присутствуют два, на первый взгляд, несводимых подхода. С одной стороны, ноосфера возникает с самого появления человека как процесс сугубо объективный, стихийный, с другой — только сейчас, в наше время, биосфера начинает переходить в ноосферу; собственно ноосфера где-то еще впереди, совсем на другом, далеко не достигнутом уровне планетарного сознания и действия человечества. Такое же двойственное определение ноосферы встречается у Вернадского. Впрочем, известно утверждение В.И. Вернадского о том, что человечество давно уже стало геологической силой, меняющей ландшафты. Именно это влияние человека на природные ландшафты, а не возникновение некоего информационного поля планеты и есть суть ноосферы. Ее следует рассматривать как высшую стадию развития биосферы, связанную с возникновением и развитием в ней человеческого общества, которое, познавая законы природы, становится крупнейшей планетарной силой, превышающей по своим масштабам все известные геологические процессы.
Ценность концепции Вернадского состоит в том, что она даёт конструк-тивную модель вероятного будущего, а её ограниченность в том, что она рассматривает человека прежде всего как разумное существо, тогда как он редко ведёт себя по-настоящему разумно.
Биосфера существовала до появления на Земле человека, может сущест-вовать и без него. Но человек без биосферы существовать не может.
Дата добавления: 2016-01-07; просмотров: 937;