Глава 7. Учение Л.Н.Гумилева об этногенезе.
Идеи о связи космоса, человека и биосферы, представленные концепциями Вернадского и Чижевского, легли в основу популярной сегодня гипотезы Л. Н. Гумилёва о пассионарном толчке, рождающем к жизни новые этносы.
Для начала разберем, что такое этнос.Греческое словоэтносимеет много значений, в том числе вид, порода,подразумевается – людей. Общим приз-наком этноса является противопоставление членов этноса - себя и своих остальному миру. Это противопоставление «мы – они» характерно для всех эпох, формаций, стран. Эллины и варвары; китайцы и ху (варвары, в том чис-ле и русские); арабы-мусульмане и «неверные»; европейцы-католики в Сред-ние века и нечестивые (греки и русские в том числе); православные (тогда же) и нехристи, включая католиков; цыгане и остальные и т.д. Именно это противопоставление, а не только принадлежность к ландшафту, или общий язык, или генетическая принадлежность к данной расе или национальности является характеристикой этноса. Например, испанцы в Мексике не стали индейцами ацтеками или майя. Они создали для себя микроландшафт, свою культуру. Многие народы Южной Америки говорят на испанском языке, но относятся к различным этносам (мексиканцы, аргентинцы, венесуэльцы, чилийцы и т.д.).
Итак, поскольку человечество распространено на поверхности суши повсеместно, но неравномерно и взаимодействует с природой всегда, но по-разному, целесообразно рассматривать его как одну из оболочек Земли, но с поправкой на этнические различия. Так появляется новый термин «этносфера».Определение Гумилевым этноса звучит так: Этнос – естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система, противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам.Элементом структуры этноса является субэтнос. В свою очередь, несколько этносов могут объединяться в суперэтнос –при условии мозаичной целостности всей системы.
Объединиться в этнос нельзя, так как принадлежность к тому или иному этносу воспринимается субъектом непосредственно, а окружающими констатируется как факт, не подлежащий сомнению. Человек принадлежит к данному этносу с младенчества. В применении к нам можно сказать, что мы – представители суперэтноса россиян, в котором можно выделить этносы народов Кавказа, этнос жителей Поволжья и ряд других: эти этносы сосуще-ствуют, но различным образом относятся к ландшафту, имеют разную куль-туру. В свою очередь, в этносе могут возникать консорции - группы людей, объединенных исторической судьбой на короткое время, и конвикции – семейные кланы. Зарождением, развитием и гибелью этносов занимается наука – этногенез.
По Гумилеву, этносы существовали всегда, после того, как на Земле появился Homo sapiens. Как показывает история человечества, способ существования этносов один и тот же: зарождение, расширение, спад активности и либо распад, либо переход к равновесию со средой (реликтовые этносы). Продолжительность существования этноса – около 1200 лет.
Ключевым понятием концепции этногенеза Гумилёва является понятиепассионарности, которое он определяет как повышенное стремление к действию.
Именно появление в сообществе людей с повышенной пассионарностью ведет к образованию нового этноса. Появление этого признака у отдельного человека является вызывается мутацией, затрагивающей энергетические механизмы человеческого тела. Пассионарий (носитель пассионарности) становится способным воспринять из окружающей Среды энергии больше, чем необходимо для его нормальной жизнедеятельности. Избыток же полученной энергии направляется им в любую область человеческой деятельности, выбор которой определяется конкретными историческими условиями и склонностями самого человека. Пассионарий может стать великим завоевателем (Александр Македонский, Наполеон и др.) или путешественником (Марко Поло, А. Н. Пржевальский и др.), великим учёным или писателем (Эйнштейн, Гёте и др) или религиозным деятелем (Будда, Христос, Магомет). У Гумилева была целая теория космического возникновения пассионарности, но в рамках этой книги нет резона на ней останавливаться из-за ее спорности. Можно привести лишь примеры возникновения этносов:
1) 800 лет до н.э. - появились: римская община – войско, завоевавшая Италию, и далее образование Республики в 510 г до н.э. Появление латин-ского алфавита. Образование государств Пелопоннеса, образование греческого алфавита, 3) образование мидян и персов.
2) В 1 тысячелетии н.э. появились этносы испанцев, французов, немцев; произошел раскол империи Карла Великого на национально-феодальные государства; образование этноса скандинавов; начало движения викингов.
3) 13-век: создание жесткой княжеской власти литовцев, принятие ими христианства; Образование этноса великороссов, исчезновение Древней Руси, возвышение Московского княжества, эфиопы в Африке, активизация турок-османов..
Учение о пассионарности Гумилева лежит в русле учения Вернадского о биосфере. Так, Вернадский открыл биохимическую энергию живого вещест-ва, Гумилев рассматривал пассионарность как проявление этой биохимиче-ской энергии. Как пассионарность связана с этногенезом? Любой этногенез – это утрата пассионарности системой, то есть гибель пассионариев и их генов. Гибнут же они как во время войн, так и во время глубокого мира, поскольку в это время ценятся не революционеры, а гармоничные особи – идеалом становится умеренный и аккуратный семьянин.
В составе этносов есть и категория людей с «отрицательной пассионар-ностью» - это люмпен, живущий под девизом «жизнь для себя». Это субпас-сионарии (ландскнехты, палачи и др.)
Наблюдая за превращениями этносов, Гумилев ввел понятие этнического поля, подобного электромагнитному, гравитационному и др. Это поле прояв-ляется не в индивидуальных действиях отдельных людей, а в коллективной психологии, действующей на персоны. Собственно, в существовании био-ритмов никто не сомневается: суточная, месячная, годовая активность орга-нов человека хорошо изучена. Точно так же следует относиться и к ритмам этнического поля этноса. Этнос приспосабливается к определенному ритму поля и существует в согласии с самим собой.
Описанное этническое поле (или феномен, ему равноценный) мы воспри-нимаем как этническую близость или, наоборот, радость. Принцип, харак-терный для всех этносов — противопоставление себя всем прочим ("мы" и "не мы"), находящийся в непосредственном ощущении, с предложенной точки зрения может быть истолкован просто. Когда носители одного ритма сталкиваются с носителями другого, то воспринимают новый ритм как нечто чуждое, в той или иной степени дисгармонирующее с тем ритмом, который присущим органически. Новый ритм может иногда нравиться, но несходство фиксируется сознанием как факт, не имеющий объяснения, но и не вызывающий сомнения. А проявляются ритмы этнического поля в сте-реотипе поведения, как уже было сказано, неповторимом. Видимо, именно благодаря наличию этнического поля не рассыпаются на части этносы, разорванные исторической судьбой и подвергшиеся воздействию разных культур. Они даже могут регенерировать, если устранить причины, нарушив-шие первоначально заданный ритм этнического поля. Отсюда, между про-чим, вытекает объяснение явления ностальгии. Человек, заброшенный в среду чужих, пусть даже симпатичных людей, ощущает странную неловкость и тоску. Но эти чувства ослабевают, когда он находит соплеменников, и ис-чезают при возвращении домой. При этом не имеют значения ни климатические условия, ни наличие комфорта. В качестве примера – армяне, исторически разорванные из-за геноцида армян Западной Армении в Турции в 1916 году и рассеявшиеся по всему свету, но осознающие себя армянами.
С позиций этнического поля мы можем ответить на вопрос: почему безнациональны, т.е. внеэтичны, новорожденные дети? Этническое поле, т.е. феномен этноса как таковой, не сосредоточивается в телах ребенка и матери, а проявляется между ними. Ребенок, установивший связь с матерью первым криком и первым глотком молока, входит в ее этническое поле. Пребывание в нем формирует его собственное этническое поле, которое потом лишь модифицируется вследствие общения с отцом, родными, другими детьми и всем народом. Но поле в начале жизни отсутствует, и если ребенка поместить в иную этническую среду, перестроится именно поле, а не темперамент, способности и возможности. Это будет воспринято как смена этнической принадлежности, в детстве происходящая относительно безболезненно.
Личность человека формируется на протяжении первых трех-пяти лет жизни. И очень опасно отчуждение ребенка младше трех лет от матери — точнее, от человека не столько кормящего, сколько ласкового, вниматель-ного, доброго. Такая разлука часто ведет к снижению интеллекта, аномалиям социального поведения, повышенной уязвимости и агрессивности.
Ясно, что здесь действует не генный аппарат, а биополя ребенка и взросло-го, взаимодействующие при общении. Сказанное справедливо не только для персон, но и для систем высшего порядка — этносов.
Важной проблемой, поднятой Гумилевым, является образование химер,двух чуждых по духу и ритму полей этносов в одной экологической нише.
Химеры возникали и на заре христианства – манихейство, рассматри-вавшее жизнь как творение сатаны. Толчок, породивший христианство, погубил химеру манихейства. В отдельных областях манихейство дожило до 13 века (Прованс). Погибло, но породило инквизицию. Главным врагом антисистем является пассионарный толчок.
Рассматривая причину пассионарных толчков, Гумилев приходит к выводу, что они удивительным образом совпадают с низкой солнечной активностью, приводящей к ослаблению защитных свойств ионосферы от жесткого космического излучения. Мы не одиноки в мире, говорит Гумилев. Близкий Космос принимает участие в охране природы, а наше дело – не портить ее. Она не только наш дом, она – мы сами.
Гумилевскую концепцию пассионарности, можно принимать или отвергать. Спорить о ней, видимо, будут долго. Однако даже если ее отбросить, схема фаз (возрастов) этноса будет работать по Гумилеву, что можно показать на примере любого народа, о котором хватает исторических сведений. Таким образом, этнологическая теория Гумилева в общем верна вне зависимости от входящей в нее концепции пассионарности". От себя же добавим, что эту циклическую схему вполне можно объяснять и без падающих на землю из космоса (как считал Гумилев) пассионарных взрывов. Надо сказать, что теория Гумилева вообще вполне объяснима без эндогенных факторов - достаточно лишь предположить, что всякая человеческая популяция всегда рождает какой-то процент пассионариев. Поскольку Гумилев утверждал, что в эпохи исторической активности пассионариев они же первые и истребляются, то уровень пассионарности в обществе обречен на циклическое пульсирования под влиянием исключительно внутренних причин. В мирные эпохи число пассионариев растет, когда оно достигает критической величины, они устраивают войны и революции, начинается падение их численности, с падением их численности устанавливаются мирные эпохи и число пассионариев начинает расти. Таким образом, для объяснения пассионарных взрывов в расхожем, социально-историческом значении термина не нужно ни солнечной активности по Чижевскому, ни иных космических или подземных (по Даниилу Андрееву) излучений - система способна к саморегулированию, как соотношение хищников и травоядных в дикой природе.
Однако мы только и занимаемся тем, чтобы все испортить. Об этом много размышлял знаменитый американский философ (выходец из Германии) Эрих Фромм.
Глава 8. Где мы находимся и куда направляемся?
Определить наше точное местоположение на исторической траектории, ведущей из индустриализма XVIII-XIX веков в будущее, трудно. Легче сказать, где мы не находимся. Мы не на пути к свободному пред-принимательству, а быстро движемся от него. Мы не на пути к индустриализации, а превращаемся в цивилизацию всё большей манипуляции массами.
Первая промышленная революция характеризовалась тем, что человек научился заменять живую энергию (энергию животных и людей) механи-ческой (энергией пара, нефти, электричества, атома). Эти новые источники энергии послужили основой для фундаментальных изменений в промышленном производстве.
За первой промышленной революцией последовала вторая, свидетелями начала которой мы являемся в настоящее время. Она характеризуется не только тем, что живую энергию заместила механической, но и тем, что человеческая мысль заменяется машинным мышлением. Вычислительная техника и автоматизация позволяют создавать машины, работающие гораздо точнее и быстрее, чем человеческий мозг, когда надо дать ответ на важные технические и организационные вопросы. Кибернетизация создаёт возможность нового вида экономической и социальной организации. Относительно малое число гигантских предприятий уже стали центром экономического механизма и будут полностью управлять им в не столь отдалённом будущем. Хотя юридически предприятие – это собственность сотен тысяч держателей акций, на самом деле им руководит само- воспроизводящаяся бюрократия независимо от законных владельцев.
Подлинная сущность «человека организации» - это конформизм, который на-правляется принципом гедонистского (склонного к наслаждениям) мате-риализма, где основным девизом является: «Быть, чтобы иметь!». Мы направляемся к новому типу общества и новому типу человеческой жизни, только лишь начало которых мы сейчас видим, но которые стремительно приближаются.
Дата добавления: 2016-01-07; просмотров: 1381;