Соотношения зональных и азональных закономерностей для целей физико-географического районирования
Зональные и азональные закономерности универсальны для ландшафтной сферы – они проявляются в ней повсеместно, в любом географическом компоненте и в любом ландшафте.
Азональность – такая же всеобщая географическая закономерность, как и зональность. Вне азональных закономерностей не может быть рассмотрено ни одно физико-географическое явление, поскольку оно не бывает свободно от влияния континентальности климата, тектонических движений, высоты над уровнем моря, структурных форм поверхности и ее вещественного состава.
Зональность находит свое конкретное, зримое выражение в существовании ландшафтных зон и подзон, заполняющих все пространство ландшафтной сферы. Секторность «реализуется» в виде системы физико-географических секторов (и подсекторов), также сплошь выстилающих всю поверхность суши, не оставляя каких-либо разрывов. Азональность в узком смысле слова конкретизируется в существовании множества физико-географических стран (например, Урал, Тибет) и областей (Полесье, Южный Урал и т.п.), на которые делится вся поверхность суши.
Ландшафтная зона – это лишь зональная целостность, но она может быть крайне неоднородной в секторном, ярусном, морфоструктурном отношениях. Только такая территориальная единица может считаться целостной в зональном и азональном отношениях, которая неделима далее ни по зональным, ни по азональным признакам. Такой единицей является ландшафт.
Ландшафт представляет собой предельную (наинизшую) ступень в системе физико-географического районирования. Все региональные единства более высоких рангов (включая зоны, секторы, страны и др.) можно рассматривать как объединения ландшафтов в соответствии с известными региональными закономерностями.
При последовательном анализе дифференциации эпигеосферы на природные территориальные комплексы мы приходим к естественному рубежу, за которым дальнейшие физико-географические различия не удается объяснить действием универсальных зональных и азональных факторов. Здесь мы будем говорить о локальной (топологической или внутриландшафтной) дифференциации, обусловленной функционированием и развитием самих ландшафтов (внутренние географические причины).
К факторам, обусловливающим внутреннюю мозаику ландшафта, можно отнести:
1) экзогенные геоморфологические процессы – механическое и химическое выветривание, эрозионная и аккумулятивная деятельность текущих вод, карст, дефляция, оползни и др. Эти процессы формируют разнообразные мезо- и микроформы рельефа или, в конечном счете, местоположения, отличающиеся по своему взаимному расположению. В ландшафте по местоположениям происходит перераспределение радиации, влаги, минеральных веществ. Каждому местоположению должен соответствовать один биоценоз. В результате взаимодействия биоценоза с абиотическими компонентами конкретного местоположения формируется элементарный географический комплекс – фация. Фация рассматривается как однородная геосистема и как последняя ступень физико-географического деления территории;
2) перераспределение тепла и атмосферной влаги. Локальные (топологические) и высотно-поясные температурные градиенты имеют противоположный знак: на местных склонах температура воздуха не понижается, а повышается от подножия к водоразделу. Большую роль играет стекание холодного воздуха но склонам и его застаивание в локальных понижениях.
Стекание атмосферных осадков по склонам служит одним из главных факторов пестроты условий увлажнения местообитаний и фаций. Здесь необходимо учитывать крутизну, форму и протяженность склона, интенсивность осадков, механический состав, фильтрационную способность и влагосодержание почвогрунта.
Большую роль во внутриландшафтной дифференциации в умеренных и высоких широтах играет перераспределение снежного покрова. Основным фактором здесь служит ветер. Снег сдувается с наветренных склонов и переоткладывается на подветренных. При этом на наветренных склонах мощность покрова убывает от подножия к вершине, а на подветренных – наоборот. Таяние снега наиболее интенсивно протекает на склонах южной экспозиции и ускоряется по мере крутизны. От мощности снега зависит глубина промерзания почвы.
Локальные гидротермические различия отражены в растительном покрове. На южных склонах фазы развития растений начинаются раньше, чем на северных. Годовой цикл развития проходит в более короткие сроки. Благоприятные термические условия южных склонов обусловливают появление на них сообществ, свойственных более южной ландшафтной зоне еще до перехода через границу этой зоны («правило предварения»).
Кроме того, растительность необходимо рассматривать как важный системообразующий фактор, который способен трансформировать внешние воздействия и формировать внутреннюю среду – сглаживание фациальных различий между различными местоположениями в лесу;
3) жизнедеятельность животных. Наиболее характерный пример – роющая деятельность грызунов. В степях выбросы из нор – сурчины, бутаны – образуют бугры высотой до 0,5 м и диаметром до 5-10 м, а просадки над брошенными норами ведут к образованию западин.
Контрастность местоположений и фаций создает предпосылки для развития многосторонних латеральных внутриландшафтных связей. Основные потоки обусловлены действием силы тяжести. С движением воды связана миграция химических элеметнов в сопряженных рядах фаций – вынос элементов из одних, транспортировка в других, аккумуляция в третьих фациях.
Кроме фаций различаются некоторые другие системы локального уровня (о них подробнее – в гл. 4).
Контрольные вопросы и задания. 1. Определите факторы зональности и азональности как глобальных закономерностей структуры эпигеосферы. 2. Назовите отличительные особенности высотной поясности и ярусности. В чем их отличия? 3. Какую роль играют петрографические факторы в дифференциации земной поверхности? 4. Охарактеризуйте факторы внутрилокальной ландшафтной дифференциации. 5. Выпишите из прочитанных вами первых трех глав пособия все встретившиеся определения ландшафта, укажите их авторов. В чем схожесть этих определений?
УЧЕНИЕ О ЛАНДШАФТЕ
Дата добавления: 2016-01-07; просмотров: 1002;