Определение личности в акмеологической науке.
Личность определяется в континиуме других качеств человека как индивида, как субъекта, и как индивидуальности.
Первым основанием при рассмотрении соотношения акмеологического и психологического понимания личности является принцип развития.
Акмеологический подход рассматривает развитие на протяжении всей жизни человека. В силу этого он опирается на те психологические концепции личности, которые связывали и развитие, и самую сущность личности с масштабом времени и пространства всего жизненного пути личности. В отечественной психологии – это теории жизненного пути С.Л. Рубинштейна и жизненного цикла Б.Г. Ананьева, в зарубежной – теория жизненного пути Ш. Бюлер.
В психологии развитие (а также обучение, воспитание) рассматриваются как совершенствование. Акмеология, отвечающая принципу оптимальности, изучает индивидуальные и личностные особенности под углом зрения оптимизации процессов развития, как продвижение личности к вершинам зрелости, как имеющее восходящий характер. Акмеология учитывает закономерности, выявленные психологией, чтобы развитие личности осуществлялось не стихийно - эмпирически, а целенаправленно, с учетом этих закономерностей. В этом акмеология сближается с педагогикой: она не просто исследует процессы развития, но как операциональный, оперативный тип знания включает практику развития и совершенствования личности в качестве центральной научной задачи. В ней разрабатывается целая совокупность рефлексивных, игровых, тренинговых практик, сочетающих обучение, научение и развитие личности. Но в отличие от педагогики, акмеология ставит своей целью не только и не столько получение личностью знаний, но совершенствование ее самой, ее мышления, способностей, навыков и умений.
Целым рядом психологов личность с рождения считается субъектом. Между тем, качество субъекта – это качество, связанное со становлением, развитием и, более того, достижением личностью высшего уровня своего развития. Личность как субъект достигает высшего уровня развития, который не имеет стандартного для всех людей значения, и высшего уровня своегоразвития, который «измеряется» возможностями ее индивидуальности. Для каждой личности высшим будет разный уровень. Однако одного этого уточнения для акмеологии как комплексной науки недостаточно: личность рассматривается ею в контексте жизненного, профессионального, духовного пути. Этот контекст не просто устанавливает свои «планки», согласно которым личность становится субъектом профессиональной деятельности или духовно-нравственным субъектом. Развиваясь и совершенствуясь не как «вещь в себе», а для умножения в конечном счете всего лучшего, созданного человечеством, касается ли это духовной или материальной культуры, личность не просто усваивает культуру, но и сама начинает развивать эту культуру, опираясь на высший уровень возможностей. И здесь она опять выступает как субъект нового качества и уровня.
Акмеологическая модель личности имеет макро- и микромасштаб. В макромасштабе она объединяет и культурологический подход к изучению человека и цели его духовного, социального, личностного, профессионального развития и осуществляет эту интеграцию применительно к самореализации личности в ее жизненном пути. В этой модели акмеология интегрирует и культурное, и историческое, и социальное, и деятельностное, и жизненное пространство и контексты развития личности. Акмеология в своем микромоделировании интегрирует и возраст, и педагогический, и ценностно- этический, и, конечно, психологический аспекты изучения человека и соответствующие им способы его развития.
В психологии преобладает четырехуровневая система изучения личности, в мировой психологии личность преимущественно исследуется в качестве объекта. Теоретические подходы и концепции личности носят авторский характер, но объединяются в направления, каждое из которых выявляет разные аспекты ее изучения.
Психология личности есть способ реализации ее намерений, притязаний ее способностями и возможностями в соответствии с ее характером и объективными условиями, требованиями, изменениями жизненного пути. Самовыражение и самореализация интегральной сущности личности осуществляется жизненными способностями личности во времени - пространстве, формах жизненного пути.
В акмеологии разработана иная науковедческая модель изучения личности, носящая целевой и ценностный характер, которая теоретико-практически воспроизводит переход от наличного состояния и уровня развития личности к идеальному, осуществляемый личностью как субъектом или с помощью акмеолога. Эта модель построена на основе достижений психологической науки и новой парадигмы субъекта, в качестве которой (в основном) и изучается личность в акмеологии.
Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 1533;