ИРРАЦИОНАЛИЗМ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

 

Иррационализм формируется как реакция на материалистические и революционные идеи мыслителем предшествующего периода, но рационалистическую традицию / прежде всего, немецкой классической философии/.

Артур Шопенгауэр /1788-1860/ первым из философов XIX в. порвал с прогрессивно-оптимистической традицией, провозгласил иррациона­лизм. Шопенгауэр говорит, что в основе мира лежит воля. Она "вещь в себе", она не может быть выражена в рациональных формах и законах. О ней лишь что-то говорит иррациональная интуиция. Шопенгауэр истол­ковывает волю как некое "слепое влечение","темный, глухой порыв". Воля объективируется в идеях, в явлениях природы, в человеке. Объек­тивации иррациональной воли находятся в борьбе, столкновениях, раз­ладе. А жизнь человека - это страдания, постоянная суета, причина это­го - "воля к жизни", поэтому нужно "успокоить" свою волю, не бояться смерти, жизненный идеал Шопенгауэра - аскетический квиетизм буддийского отшельника или христианского пустынника.

Серен Кьеркегор /1813-1653/ размышляет с человеческой личности и ее судьбе. Человек для Кьеркегора - сложнейшая проблема, его существование /экзистенция/ - тайна, раскрыть которую научными метода­ми невозможно. Существование не может быть выражено с помощью поня­тий. Мое существование дано мне в жизни, в чувстве, переживании. Смысл существования становится понятным, когда человек переживает критические моменты, когда возникает необходимость в выборе /"или -или"/. Кьеркегор говорит, что есть три вида существования , три ста­дии жизни: эстетическая, этическая и религиозная. Эстетическая - чувственный способ жизнедеятельности, характеризующийся эротизмом и цинизмом, хаотичностью и случайностью. На этической стадии господст­вует чувство долга. Высшая стадия - религиозная, на которой человек вступает в общение с божеством. Кьеркегор считает, что обычно чело­век ведет неистинное существование /ведет дела, копит деньги к т.д.. (от этого нужно отказаться в пользу "вечного блаженства".

Фидрих Ницше /1844-1900/,как и Шопенгауэр, за основу всего прини­мает волю, но не какую-то единую, а множество воль, конкурирующих и сталкивающихся в смертельной борьбе. А потому мир - это хаос, не укладывающийся в рамки каких-либо закономерностей. Если этот мир ха­оса сил кажется нам логичным, то только потому, что мы сами приписы­ваем ему логику. Изменения в мире привели к появлению человека. Но это вовсе не прогресс. Ницше пренебрежительно говорит о человеке, как какой-то болезни Земли. Ницше старается принизить роль сознания, выступает против стремления к истине, нужно произвести переоценку ценностей, поклоняться не истине, а лжи, отказаться от общепринятой морали.

Ницше говорит, что существует природное неравенство людей, обус­ловленное различием их "воли к власти". Существуют высшие и низшие люди. К высшим относится человек такого типа, который обладает хо­рошим и постоянно прогрессирующим здоровьем, в котором энергично пульсирует воля к власти. Это - арийцы, "белокурая бестия". Люди выс­шей расы станут носителями нового мирового порядка, покончат с "де­кадансом" XIX в., под которым Ницше понимает науку, либеральный и социалистический образ мышления, демократию, эмансипацию женщин. Но это не все. Ницше выдвигает идею сверхчеловека. Он вырастет из представителей высшего типа человека, будет представлять собой наи­более совершенное воплощение воли к власти со всеми вытекающими из этого следствиями.

В рамках иррационализма предложена т.наз. философия жизни. Виль­гельм Дилътей /1833-1911/ утверждает, что разум недостаточен для цельного мировоззрения. Следует исходить из "полноты переживаний жизни". Исходное понятие этой концепции - "жизнь", как некая интуи­тивно постигаемая реальность, нечто изначальное, не тождественное ни материи, ни духу. Сначала нужно понять жизнь "из нее самой", а затем мир может быть объяснен из жизни. Жизнь неуловима рассуждения­ми, научными методами, ее познание возможно на основе переживания, понимания, интуиции, веры, любви.

Анри Бергсон /1859-1941/ также говорит о некоем общем потоке жизни, длительности, жизненном порыве. Этот порыв иногда у него трактуется как некое сверхсознание. На основе жизни идет эволюция. В ходе эволюции у живых организмов возникает инстинкт, затем интел­лект. Но интеллект ограничен, не в состоянии познать жизнь. Здесь на помощь приходит интуиция. Но что такое интуиция? У Бергсона нет четкого описания того, что она собою представляет.

 

НЕОТОМИЗМ

 

Под неотомизмом понимается христианская философия, считающая сво­им предшественником Фому /Томазо/ Аквинского /1225-1274/. В свое время Фома создал богословско-философскую систему, использующую аристотелизм для обоснования и защиты католического вероучения. Философия ХУ11-ХУ111 вв. отвергала средневековую схоластику. Во второй половине XIX в. ситуация изменилась. Усиливаются иррационалистические умонастроения, оппозиция материализму. Первый Ватиканские собор /I864-I870/ объявил философию Фомы Аквинского единственно истинной. Затем было принято решение восстановить в католических школах пре­подавание философии, основывающееся на идеях Фомы В 1914 г. были опубликованы "24 томистских тезиса", извлеченных из философии Фомы, в которых сформулированы основоположения католической философии. Ру­ководствуясь этими тезисами, католические философы ведут преподавание философии и осуществляют ее разработку.

Исходная идея неотомизма - принцип гармонического единства разу­ма и веры. Этьен Жильсон /1884-1978/ образно говорил, что достиже­ние гармоник между философией и верой - тайна томизма. Неотомисты утверждают, что вера и разум не должны противоречить друг другу, при правильном использовании они дополняют друг друга. Ведь вера ос­новывается на Откровении Божества, разум Бог внедрил в человека, поэ­тому вера и разум имеют общий источник.

Но разум по своей природе ограничен, ему не все доступно. Как говорил Жак Маритен /1882-1975/, разум "останавливается" и "сохраняет молчание" перед такими вопросами, как вопросы о смысле жизни личнос­ти, о бессмертии души и т.п. Именно здесь возникает потребность в вере.

Соотношение теологии и философии в неотомизме сформулировано в догмате: "Философия - служанка богословия". Служебная обязанность философии - доказать, что Бог есть. Как это сделать? Человек не мо­жет "непосредственно-духовно" созерцать Бога. Но богопознание возможно, поскольку Бог пребывает в мире как его сокровенная основа. И вслед за Фомой неотомизм предлагает его апостериорные доказательст­ва - от движения, причин, совершенств и т.д. к их источнику - Богу. Кроме пяти доказательств Маритен предложил еще одно: опыт че­ловеческого мышления приводит к выводу, что оно бессмертно и «предсуществует» до времени в разуме Бога.

В онтологии неотомизм различает чистое бытие и существование. Чистое бытие - неизменная духовная субстанция, тождественная с Богом. Существование - мир сотворенных вещей. Неотомисты утверждают принцип творения мира Богом из ничего /креационизм/. Человек - един­ственный носитель божественного духа в материальном мире. В момент рождения порожденное родителями тело и сотворенная Богом душа образу­ют субстанциальное единство человека. Душа бессмертна.

У души есть две главные способности - познание и воля. Познание через ощущения, суждения и умозаключения стремится к истине, раск­рывая в познаваемых объектах их духовные прообразы, формы. Человеку дана свобода воли, выбора поведения. Бог дал человеку свободу воли, выбора между посюсторонним и потусторонним благом. Надо избежать ложного пути. Говоря о взаимоотношениях людей, неотомизм отвергает индивидуализм и коллективизм в их обычном понимании, пропагандирует идею солидаризма, объединяющего людей принципом любви к ближнему, в основе который - любовь к Богу.

Анализируя ситуацию в современном мире, неотомисты говорит, что технические средства и достижения материальной культуры, базирующи­еся на науке, имеют двойственный характер: они и объединяют, и разъ­единяют людей. Подлинная цивилизация должна опираться не на "матери­альный принцип", а на «духовные факторы».

ФРЕЙДИЗМ

 

Зигмунд Фрейд/1856-1939/ - создатель своеобразного психолого-фи-лософского учения о структуре человеческой психики, движущих моти­вах деятельности людей, культурных и социальных аспектах бытия чело­века. Фрейд признает реальность внешнего мира, возможность познания его наукой, но в отличие от тех, которые ставят своей задачей изуче­ние внешнего мира, он ставит задачу исследования "малого" мира, че­ловека. Принимая идею о том, что поведение личности объясняется взаимодействием "внутренних и внешних сил", Фрейд считает необходи­мым прежде всего осмыслить внутренний мир человека, движущие силы, которые изнутри определяют человеческое развитие.

Существует особая, бессознательная область человеческой психики. Познание ее требует особых процедур и навыков, т.наз. психоанализа. При разработке своего учения Фрейд считает, во-первых, что наиболее существенные психические процессы являются бессознательными, и, во-вторых, что первостепенную роль в жизнедеятельности человека играют сексуальные влечения. Фрейд считает, что всякий душевный про­цесс существует сначала в бессознательном и только потом может ока­заться в сфере сознания.

Фрейд предложил следующую модель человеческой психики. Она включает три инстанции:

- бессознательное Оно, унаследованный человеком глубинный слой, в котором находятся скрытые душевные движения, безотчетные вле­чения человека;

- сознательное Я, посредник между Оно и внешних миром;

- Сверх-Я, некая инстанция, содержащая императивы долженствования, запреты морального, социокультурного и семейного происхождения.

В основе деятельности человека, по Фрейду, лежат "принцип удовольствия" и "принцип реальности". Первый - это бессознательные влечения, которые направлены на получение максимального удовольст­вия, второй - это защитные механизмы по отношение к внешнее реаль­ности, которые страховали бы человека от различных потрясений и пе­регрузок.

Фрейд считал, что между сознательным и бессознательным возникают конфликты и в нашей психике сформировались механизмы для снятия этих конфликтов /вытеснение, образование противоположное реакции, сублимация и др./. Так, например, происходит подавление, исключение из сознания импульсов, возбуждающих напряжение и тревогу /вытесне­ние в бессознательное/. Но вытесненные в бессознательное желания мо­гут вырваться наружу, став причиной невротических заболевании. Фрейд считает, что лучшей выход из положения - мобилизация челове­ком своих сил с целью сознательного, а не бессознательного разреше­ния конфликтов. Для этого нужно осознать свои бессознательные влечения. С этой целью используются методы психоанализа - через анализ сновидений, навязчивых идей, обмолвок и т, д.

В 20-е годы Фрейд вводит изменения в свою концепцию. Он приходит к выводу, что в бессознательном есть две инстанции: Эрос /инстинкт жизни'/ и Танатос / инстинкт разрушения, смерти/. Более того, развитие не только человека, но и культуры рассматривается с точки зрения борьбы Эроса и Танатоса.

Продолжатели Фрейда вводят некоторые новые идеи. Альфред Адлер /1870-1937/считал, что вместо принципа удовольствия в роли руководящего начала выступает "воля к власти". Динамика развития личности - на базе борьбы между "комплексом неполноценности", идущем от жизненных неудач, и желанием во что бы то ни стало добиться успехов.

Карл Густав Юнг /1875-1961/ полагает, что в психику человека входят сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Последнее - это скрытые следы памяти человеческого прошлого.Эти следы Юнг называет архетипами. К ним относятся, например, некие образы отца или матери, добра и зла /в виде "мессии спасителя" или "дъявола-искусителя"/ и т.д.

Карен Хорни /1885-1952/ основным побудительным мотивом человеческой деятельности считала стремление к безопасности.

Эрих Фромм /1904-1980/ говорил, что биологически нормальное у человека биофилия, любовь к жизни и живому, ориентация на доброе и т.д. Но специфические условия жизни могут породить некрофилию - влечение к мертвому, больному, разлагающемуся и т.п. В отличие от Фрейда Фромм считал, что нормальное состояние - биофилия, а некрофилия - феномен психической патологии. Злокачественна агрессия может исчезнуть с изменением социальных условий.

НЕОПОЗИТИВИЗМ

 

Неопозитивизм задачу философии изначально видел в деятельности, направленной на анализ языковых форм сознания. В значительной мере становлению и развитию неопозитивизма способствовал Бертран Рассел /1872-1970/, который заявил, что "подлинно философские" проблемы сводится к проблемам логики. Задача философии не в том, чтобы откры­вать факты или строить обобщения о фактах, а в том, чтобы подверг­нуть логическому анализу высказывания науки, тем самым обеспечивая прояснение знаний. При этом нужно на основе логики создать искусст­венный язык.

В неопозитивизме сложились два главных варианта: логический позитивизм и лингвистическая философия.

Лидер первого, Рудольф Карнап /1891-1970/ выступает против традиционной философии, утверждая что предложения /суждения/, из кото­рых состоят философские учения, не являются подлинными предложения­ми. Они лишены научного смысла, поскольку в них, в частности, вхо­дят "псевдопонятия"/например, "дух", "вещь в себе" и т.п./, которым ничто не соответствует в реальности.

В ходе эволюции логического позитивизма на первый план выдвига­лись концепции верификации, физикализма и конвенционализма. Верификация - это метод, позволяющий установить осмысленность, истинность или ложность предложений на основе сопоставления их с чувственным опытом субъекта. В 30-е годы была выдвинута идея объединения всех наук на основе универсального языка / языка математическое физики/. При построении аксиоматических теорий был выдвинут тезис о том, что аксиомы, а также используемые логические нормативы - предмет соглашения /конвенции/. Однако при реализации этих концепций выявились трудности: оказалось, что не все научные утверждения могут быть сведе­ны к чувственным данным, что невозможно исключить из научного поз­нания философские положения и т.д. Этап логического позитивизма исчерпал себя.

Если логический позитивисты занимались анализом языка науки, обращая особое внимание на формализованные языки, то лингвистические философы обратились к обыденному, естественному языку, делая упор на прагматический аспект языка. Людвиг Витгенштейн /1889-1951/ срав­нивает язык с играми, которые происходят по определенным правилам. Языковые игры /употребление языка/ устанавливается и изменяются людьми; при этом одно и то же слово в разных языковых играх может иметь различный смысл. Люди могут играть в различные языковые игры, думая, что "игра" у них общая. Отсюда важная задача - выяснение значений, способов употребления слов. Задача философии - прояснение употребления слов и выражении в различных контекстах.

В лингвистической философии предлагалась идея о том, что язык определяет образ мыслей, что люди, говорящие на разных языках, с разной грамматической структурой, по-разному воспринимают и пости­гают мир /гипотеза лингвистической относительности/. Были предложе­ния о реформе языка / например, об ограничении использования общих понятии/.

В 60-е годы формируется новый комплекс концепций, получивший название постпозитивизма. Здесь на первый план выходят проблемы раз­вития научного знания. Карл Раймунд Поппер /1902-1994/ показывает позитивную роль философии для развития науки. Он по-новому ставит проблему разграничения научного и ненаучного знания. Вводит принцип фальсификации, который говорит о том, что теория является научной только тогда, когда она в принципе допускает фальсификацию / опро­вержение/. Томас Сэмуэл Кун /1922-1986/ вводит понятие "парадигма", означающее способ деятельности, стиль мышления, критерии научности и рациональности определенного научного сообщества, Кун предложил концепцию истории науки, которая включает этапы: "нормальная наука" /период господства определенной парадигмы/,"научная революция" /рас­пад данной парадигмы, конкуренция между новыми парадигмами, победа одной из них/ и снова "нормальная наука". Имре Лакатос /1922-1974/ предложил концепцию науки, основанную на идее научно-исследователь­ских программ. Историю науки он понимает как смену этих программ.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Экзистенциализм / от лат.existentiae - существование/ сформировался в первой половине ХХ века. В середине века он был заметным явлением в духовной жизни общества. В это время происходили серьез­ные изменения в общественном сознании. Люди стали разочаровываться в существующих ценностях. Войны, революции и контрреволюции, тота­литарные режимы и концлагеря - все это порождало настроения неуве­ренности, тревоги, подавленности. Поскольку в обществе существовали определенные настроения, нашлись и их философские выразители. Экзи­стенциализм ставил задачу отображения внутреннего мира личности. При этом особая роль отводилась выражению кризисных ситуаций, все­возможных форм пессимизма, отчаяния и т. п.

Исходное понятие экзистенциализма - понятие существования /экзистенция/. Основная проблема - определение места человеческого сущест­вования в общей структуре существования. Но здесь нужно заметить, что экзистенциалисты не дают логически корректного определения экзистенции. Более того, иногда говорится, что попытки выяснить содержание понятия существования погружают нас в бездну неопределенности и та­инственности. Экзистенциалисты утверждают, что существование челове­ка не определяется какой-то природной, общественной или собственной сущностью; такой сущности просто нет. Человек сначала просто сущест­вует, а потом строит свою сущность. Человек делает самого себя, каж­дый строит свою мораль, моральный выбор акт свободного творчества. Но здесь возникает пессимизм, страх сделать неправильный выбор.

Мы отметили некоторые общей черты экзистенциализма. Добавим к этому некоторые идеи его главных представителей. Мартин Хайдеггер /1889-1976/ говорит о трех аспектах человеческого бытия: "брошенность" /мы находим себя уже существующими в мире, без нашего пред­варительного на то согласия/, "фактичность" и "экзистенциальность" /наше существование всегда есть "проект" выхождения за пределы дан­ного/. Единство этих аспектов образует "временность", поскольку брошенность - обнаружение прошлого, фактичность - настоящее, а экзис­тенциальность раскрывается в будущем. В зависимости от того, какой модус времени для человека стоит на переднем плане, его бытие будет подлинным или неподлинным. Смысл существования осознается в погра­ничных ситуациях, в состояниях на грани жизни и смерти, при траги­ческих поворотах судьбы. Здесь человек осознает свою конечность. Но у человека есть выбор: или бегство от смерти в мир обыденной жизни, что - неподлинное бытие, или - принятие экзистенциальной перспективы и жизнь с учетом своей конечности.

Карл Яcперc /I883 -1964/ решительно отказывается от рационалистической линии в философии. Философия должна выражаться не в научных терминах, а в понятиях психологии. Экзистенция, в отличие от эмпири­ческих объектов, не может быть понята рационально; для этого есть единственная возможность - "экзистенциальное прояснение" /а что это такое - непонятно/. Экзистенция не может удовлетвориться повседнев­ным бытием. "Неустойчивость бытия" заставляет человека искать проч­ное, непреходящее. В пограничных ситуациях раскрывается трансцендент­ное - Бог. И у человека есть свобода выбора направленности своей жизни.

Жан-Поль Сартр/1905-1980/ утверждает своеобразную "философию сво­боды". Свобода в том, что человек сам выбирает свои поступки, свое будущее и не может ссылаться на объективные обстоятельства. У человека - "неизбежность" свободного выбора. Но выбор может привести к конфликту с другим, к страданию, к страху. Сама свобода превращает­ся в мучительную необходимость, от свободы никуда не уйти,"человек осужден быть свободным".

Альбер Камю /1913-1960/ в принципе не отрицает ценность научного знания, онтологических и гносеологических проблем в философии. Но не в этом главное."Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Камю говорит, что человек живет в каком-то абсурдном мире, где суета, беспросветность, нелепость существования, Реальности абсурдна. Но что же делать человеку в этом мире? Из абсурда могут быть разные выходы. Первый - самоубийство. Но это - ошибка. Второй -признание абсурда и жизнь в нем. Но это не все. Камю поднимает тему бунта. Обрести свободу можно лишь восстав против абсурда. Первое бунтарское движение - восстание рабов. Отказ от рабского удела ут­верждает свободу, равенство и человеческое достоинство каждого. Но здесь есть негативная сторона - мятежный раб может пожелать стать господином. Другая форма бунта - метафизический бунт - это бунт против самого устройства мироздания, фактически - бунт против Абсо­люта, владыки мира. Но это значит, что бунтующий сам желает занять место Бога. Отсюда - "все дозволено". Метафизический бунт может вес­ти в нигилизму, революциям, террору. В итоге - нигде нет позитивно­го выхода. И Камю последние годы жизни переживал творческий кризис.

 

ГЕРМЕНЕВТИKA

 

Герменевтика - одно из влиятельных философских учений второй поло­вины XХ в. Герменевтикой обычно называют искусство и теорию истолко­вания текстов. Термин "герменевтика" был введен Дилътеем / одна из функций бога Гермеса в античной мифологии - он посредник между людьми и богами, сообщает людям волю богов, истолковывает их веле­ния/.

Герменевтика имеет продолжительную историю. Герменевтика как проблема правильного понимания и толкования письменных источников по сути дела возникает вслед за появлением письменности. В Средневековье герменевтика была связана с теологией. Служители церкви присвоили себе монополию на понимание и истолкование догматов веры, интерпретацию содержания "священных книг" неграмотному населению. В эпоху Возрождения сформировалась т.наз. филологическая герменев­тика, когда была поставлена задача возрождения классической антич­ной литературы, нового прочтения античных источников с целью очище­ния их смысла от наслоений и искажений.

Основы герменевтики как философского учения заложил Фридрих Шлейермахер /1768-1834/. Он характеризует герменевтику как метод понимания исторических памятников и текстов. Подобно умению читать, писать можно научиться и понимать. Для этого нужно изучить определенную систему правил и сознательно их применять. Шлейермахер выделяет два типа истолкования: грамматическое и психологическое. Грамматичес­кое - это искусство находить определенный смысл какой-либо речи, ис­ходя из языка и с помощью языка. В психологическом истолковании нуж­но входить в культурно-историческую атмосферу времени создания текстов, исходя из своеобразия личности автора текста; необходимо "вчувствоваться" во внутренний мир создателя текста.

Представители современной герменевтики фактически отождествляют философию с герменевтикой, считая объектом философии тексты, позна­ние и интерпретацию текстов, мы можем, иметь деле только с "лингвис­тически оформленным миром", запечатленным в языке."Мы живем внутри языка".

Эмилио Бетти /1890-1968/ в работе «Общая теория интерпретации» /1955/ говорит о 4 канонах /необходимых условиях/ интерпретации.

- В объекте интерпретации есть смысл, он - продукт человеческого духа.

- Когерентность. Части текста могут быть поняты в свете целого, а текст в целом - в связи с его частями

- Интерпретатор идет к пониманию, отталкиваясь от собственного опыта.

- Адекватность понимания / конгениальность автора текста и интер­претатора/

Ханс Георг Гадамер(1900-2002) говорит, что подлинное понимание предполагает учет многих факторов: соотношения прошлой и сегодняшней духовной атмосферы, связи автора и текста, интерпретатора и текста и др. В отличие от Шлейермахера, который предлагал интерпретатору стать, так сказать, на позицию автора текста, отвлекаясь от исторической обусловленности самого интерпретатора, Гадамер говорит о необходимости сближения "горизонтов понимания» того и другого. Когда интерпретатор входит в процесс понимания, текста, его ум при этом не tabula rasa, в нем есть определенное предпонимание. Интерпретатор читает текст с определенным ожиданием; если это ожидание не оправдывается, изменения в сфере предпонимания дают возможность новой интерпретации текста. Предпонимание - предпосылка понимания. Хотя мы истолковываем текст с нашей сегодняшней точки зрения, это не мешает пониманию, так как наша точка зрения - продукт той же ис­тории, в которой находится и интерпретируемый текст.

Гадамер говорит, что к истине исследователь должен идти, ведя постоянный "диалог" с текстом, мысля исторически. Каждый новый герменевтик открывает новые оттенки содержания текста свое интерпретирующей деятельностью.

Концепция предпонимания дает возможность для решения ряда проб­лемных ситуаций. Одна из них - так называемый герменевтический круг. Дело в том, чтобы что-то познать, нужно это понимать, а чтобы пони­мать, нужно познать. Или еще - чтобы знать смысл целого, нужно знать смысл частей, а чтобы знать смысл частей, нужно знать смысл целого. Круг разрывается с помощью предпонимания, которое предшествует пониманию.

Некоторые полученные герменевтиками результаты имеют немаловаж­ное практическое значение. Но претензии на роль герменевтики, как единственной истинной современной философии слишком преувеличены.

 








Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1382;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.021 сек.