ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Во второй четверти ХУ111 в. во Франции формируется Просвещение антифеодальное, общественно-политическое движение. Оно объединило прогрессивно мыслящих естествоиспытателей, философов, представителей искусства, юристов и т.д. Просветители были убеждены, что дствия людей проистекают из заблуждений, поэтому они были убеждены в особой, решающей роли знания и просвещения в социальном развитии. Они также высоко оценивали здравый смысл, умение человека самостоятельно мыслить, принимать решения. Сторонники Просвещения возвышали роль разума но отношению к вере, выступали против церкви, абсолютизма, за свободу научного и философского мышления, художественного творчества. При этом среди деятелей просвещения была склонность к деизму - они принимали идею о божественном творении мира, но на этом роль божества заканчивалась - созданный мир самостоятельно существует и изменяется.
"Патриархами" французского Просвещения, заложившими его мировоззренческие основы, были Вольтер и Монтескье. Франсуа-Мари Аруэ /Вольтер,1699-1778/ продолжает линию сенсуализма, выступает против субъективного идеализма Беркли, лейбницевской предустановленной гармонии монад. Вольтер - за союз Философии с естествознанием. Он принимает атомистическую концепцию; важнейшие характеристики природных явлений - протяженность, плотность, тяготение, закономерность, причинность.
Вольтер исповедует принцип активной деятельности человека по улучшению условий своей жизни. Он считал возможным преобразование Франции в "царство разума" мирным путем. Монархи не делают этого потому, что их ум засорен ложными идеями о верховной власти, здесь главный источник ложных идей - церковь; именно она внушила монархам ложную мысль о том, что они получают свою власть от Бога, ответственны только перед ним, а потому игнорируют ответственность перед людьми. Вольтер ведет резкую атаку на христианский клерикализм. При этом он, однако, видит и положительный момент в религии, поскольку она выполняет функцию обуздывания, является опорой морали.
Шарлъ_Луи Монтескье /1889-1755/ критикует деспотизм, королевскую власть и католическую церковь. Справедливая жизнь в обществе должна основываться на разуме, на законах. В духе т.наз. географического детерминизма Монтескье показывает влияние природных условий на общественную жизнь. Кроме того, на общество влияет разум законодателей. Законодатель не должен действовать по своему произволу, он должен учитывать условия, при которых складывалась историческая жизнь народа, и сообразно им устанавливать наиболее мудрые законы.
Влиятельным идеологом демократических слоев "третьего сословия" был Жан-Жак Руссо /1712-1778/. Он - философ истории, моралист, психолог и педагог. Главный вопрос, волнующий его - проблема источника зла, неравенства.
В качестве "гипотезы" Руссо выдвигает мысль о первоначальном естественном состоянии людей, когда была нормальная жизнь. Но затем рост народонаселения, изобретение орудий, увеличивающих эффективность труда, переход к оседлой жизни и т.д. привели к введению частной собственности, к имущественному неравенству. Частная собственность стала предпосылкой государства, под предлогом необходимости избежать антагонизмы "богатые" предложили "бедным" образовать государственную власть. Государство возникло путем общественного договора /вспомним Гоббса/. Но государство эволюционирует от правомерной к деспотической власти. И тогда народ имеет право выступить против деспотизма. Руссо выдвигает идею народного суверенитета. Власть в государстве всегда и везде должна принадлежать народу. Правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, оно заслуживает насильственного свержения. Политический идеал Руссо - республика, экономической основой государства должна быть мелкая частная собственность при личном труде в земледелии и ремесле.
Руссо - один из реформаторов педагогики Нового времени. Он выдвинул идею естественного воспитания. Нужно способствовать развитию натуры человека / человек по природе своей добр/, изолировать от дурных влиянии, готовить человека к самостоятельности, активности, честности.
В общем движении Просвещения участвовали и Французские материалисты, прежде всего, Дени Дидро /1713-1784/, которые привлек к сотрудничеству в создании знаменитой "энциклопедии" многих деятелей просветительского движения. Идеи французского Просвещения приобретают международный характер / в Англии, Германии, России, Польше, Америке/
ФИЛОСОФИЯ КАНТА
Иммануил Кант /1724-1804/ положил начало немецкой классической философии. В творческой деятельности Канта различают два периода: первый, до-критический, в котором главный интерес Канта - изучение природы, и второй, "критический". В этом периоде Кант считает, что разработке проблем философии должно предшествовать критическое исследование познавательных способностей.
Исходная проблема критической философии распадается на вопросы: I/ Что такое познание? 2/ Является ли познание фактом? 3/ Как этот факт возможен?
Отвечая на первый вопрос, Кант говорит, что всякое познание есть суждение, но не всякое суждение есть познание. Познание дают такие суждения, в которых предикат утверждает тс, чего нет в субъекте, и эти суждения имеют общий, необходимый характер /синтетические априорные суждения/. Далее Кант показывает, что такие суждения есть в науках и они возможны при соответствующих условиях, когда у нас есть представления о пространстве и времени.
Обычно считается, что представления о пространстве и времени выведены из опыта. Кант с этим не согласен. У нас есть способность восприятия, чувственность. Пространство и время - формы чувственности. Какие-то внешние воздействия идут извне, они созерцаются и упорядочиваются, в априорных формах пространства и времени. А какие объекты до, вне упорядочивания в этих формах мы не знаем и знать не можем /"вещи в себе/.
Кроме чувственности как способности восприятия, существует рассудок как мыслящая способность. Рассудок на базе чувственных созерцаний создает понятия. Образование понятий возможно потому, что существуют категории, как формы мышления. Например, у нас есть созерцание освещенного солнцем камня и ощущение его теплоты. Мы связываем эти чувственные данные в суждении о их причинной связи; для этого у нас есть категория причинности. Кант указывает на 12 категорий рассудка.
Над рассудком возвышается разум. Он стремится систематизировать познание, дать принципы для рассудка. Разум создает идеи и идеалы, стремится познать "умопостигаемые вещи", находящиеся вне опыта /мир как целое, Бог, душа/. Но когда разум желает познать мир как целое, он впадает в антиномии / антиномия состоит в том, что одновременно доказываются два противоречащих суждения: А и не-А /. Так, Кант приводит доказательства тому, что мир конечен и бесконечен в пространстве и времени, что в мире есть нечто простое и все должно делиться до бесконечности и т.д. Нельзя, далее, доказать ни того, что есть Бог или нет Бога; нельзя доказать ни смертности, ни бессмертия души. Все это означает непознаваемость мира, Бога и души; они оказываются "вещами в себе". В то же время Кант говорит, что они принимаются "практическим разумом". Например, слабые люди укрепляются в морали благодаря религиозной вере. Если при помощи разума нельзя познать мир, Бога и душу, то в практической жизни следует верить в них.
Если "вещи в себе" непознаваемы, то познаваемы явления, "вещи для нас". Мир явлений включает материальные явления и человеческие поступки. И Кант предлагает метафизику природы и метафизику нравов.
Говоря о морали, Кант утверждает ее "автономность" - независимость от религии. Сам человеческий разум устанавливает нравственный закон. Нравственная воля содержит максимы и императивы. Максима - это желание, намерение поступать определенным образом. Императивы говорят, что поступать определенным образом - хорошо. Главный императив /"категорический, императив"/ у Канта звучит так: "Я. всегда должен поступать только так, чтобы я также мог желать превращения моей максимы во всеобщий закон". Например, эгоизм аморален, ибо ни один эгоист не желает, чтобы эгоизм стал всеобщим законом.
Развивая свою концепцию, Кант говорит, что есть три способности души - рассудок, способность суждения и разум. Способность суждения применима к искусству, а также к оценке целесообразности в мире.
В последние годы жизни Кант много размышлял над социально-политическими проблемами, считал, что через антагонизм людей и государств общество придет к оптимальному состоянию. Апофеоз истории - формирование всестороннего, развитого человека, формирование свободы, установление вечного мира.
ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ
Георг Вильгельм Фридрих Гегель /1770-1831/ завершает развитие идеализма в немецкой классической философии. Исходное понятие его философии - абсолютная идея. Абсолютная идея - это разум, мышление, но не отдельных людей; она "подлинно всеобщее всего природного, и также всего духовного","выходит за пределы всех их и составляет основание всего". Абсолютная идея деятельна, стремится к истине. Но истина не есть "отчеканенная монета", которую можно в готовом виде положить в карман. Истина постигается в процессе деятельности, поэтому "идея существенно есть процесс". Деятельность идеи возможна потому, что ей присуще диалектическое противоречие, отрицание самой себя, развитие.
В своем существовании и развитии абсолютная идея проходит три этапа: внутреннее саморазвитие идеи, самообъективирование ее в природу и человека и самопознание через человека и общество. Соответственно этому система Гегеля включает три части: логику, философию природы и философию духа.
Логика - наука о категориях, в которых выражается абсолютная идея. Гегель выстраивает систему категории. Первая группа категорий категории бытия. В начале системы категорий - понятие чистого бытия, которое фиксирует только факт существования идеи. Следующая категория - становление. Здесь идея начинает приобретать содержание. Результат становления - категория наличного бытия. Наличное бытие далее характеризуется категориями качества, количества и меры.
За категориями бытия лежат глубинные связи, отражаемые категориями сущности. Сущность прежде всего включает в себя аспекты тождества, различия, противоположности и противоречия. Противоречивость сущности разрешается в категориях основания и следствия, а основание представляет собой единство категории содержания и формы. Следующий шаг: сущность рассматривается в ее взаимосвязи с бытием. Сущность существует в явлениях, сущность как основание явлений - закон. Единство сущности и явления далее выступает как действительность, которая характеризуется категориями возможности и необходимости. А необходимость имеет своей противоположностью случайность. Блок категорий сущности завершается категориями причинности и взаимодействия.
Но это не все. За сущностью скрываются категории понятия. Здесь Гегель рассматривает понятия, суждения и умозаключения, категории субъективного и объективного, истину. Категорией истины завершается
саморазвитие идеи.
После внутреннего саморазвития - инобытие идеи, природа, превращаясь в природу, идея опредмечивает себя в виде конечных, телесных единичностях, в том числе и человека. Идея создает природу, чтобы в ней был человек, его познание. Философия природы включает механику, физику и органическую физику. Здесь говорится о пространстве, времени, движении, функциональных системах. В целом, эта часть системы Гегеля весьма архаична, содержит много спекулятивных построений, не всегда на уровне современного Гегелю естествознания.
Завершает систему Гегеля философия духа. Достигнув ступени духа, идея через человека приступает к самопознанию. Философия духа включает в себя учение о субъективном, объективном и абсолютном духе, т.е. об индивидуальном сознании, истории общества и общественном сознании.
Учение о субъективном духе состоит из антропологии, феноменологии и психологии. Речь идет об индивидуальном сознании, самосознании, формах знания и т.д. На уровне объективного духа развитие идеи получает свое дальнейшее выражение не в деятельности индивидуального Я, а в коллективной деятельности, в практике человеческого рода. Гегель верит в неодолимость общественного прогресса, говорит о своеобразной хитрости разума в истории, когда идея побуждает людей-эгоистов своей деятельностью способствовать целям идеи. В учении об объективном духе рассматривается право, нравственность, семья, гражданское общество, государство.
Финал системы Гегеля - учение об абсолютной духе. Здесь речь идет об искусстве, религии и философии. В этих нормах абсолютная идея занимается самопознанием. В искусстве она сознает себя в чувственный образах, в религии - в самоуглубленных представлениях, в философии идея мыслит себя в научных понятиях. В философии - "конечный пункт" развития идеи. Любопытно, что финальной формой саморазвития, и самопознания идеи, считает Гегель, является его система.
Философия Гегеля оказала большое влияние на последующую философию, прежде всего, его учением о категориях, его диалектическими идеями.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 879;