ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Философию эпохи Возрождения прежде всего отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался в его отношении с Богом, то для Возрождения характерно понимание человека как самостоятельной личности / в искусстве, политике, технике и т.д./. Аскетизму, вере в потусторонний мир противопоставлялись светские интересы и полнокровная земная жизнь. Все это привело к необычайному расцвету искусства, становлению гуманистического мировоззрения.
Признанным родоначальником гуманизма в Италии был. поэт и философ Франческо Петрарка /1304-1374/. Видными представителями гуманизма были Джованни Боккаччо, Леон Батиста Альберти, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и др. Гуманисты сделали новые переводы античных авторов, извлекли из забвения многие их сочинения. Они утверждали необходимость развития как духовной, так и телесной стороны человека, равенство всех людей, призывали к активному образу жизни, выступали против служителей церкви.
В эпоху Возрождения формируются новые социально-политические концепции. Никколо Макиавелли /1469-1527/ разрабатывает новую концепцию государства в противоположность господствующей до этого теократической. Он исходит из того, что самый мощный стимул человеческих действий - интерес. Проявления его многообразны, более всего он виден в желании людей сохранить свою собственность. Сохранение ее лучше всего обеспечивается стремлением к приобретению новой собственности. Но тогда происходит столкновение интересов различных людей. Эгоизм людей нужно ограничить. И тогда возникает государство для самозащиты людей друг от друга, а не от божественней воли, как это утверждалось в теократической концепции государства, Макиавелли дает советы политикам и фактически в качестве принципа государственной морали предлагает правило:"Цель оправдывает средства". Правда, он имел в виду не личный интерес правителя, а "общее благо", но об этом впоследствии часто забывалось.
К концу ХУ в. гуманистическое движение стало общеевропейским. Лидером гуманизма в ХУ1 в. стал Эразм Роттердамский /1469-1516/. Большой резонанс имела его книга "Похвала глупости" (1504), в которой, в частности, говорилось о необходимости радикальной реформы церкви.
Томас Мор /1478-1535/ в книге "Утопия" предложил идеал общественного устройства. Причину всех народных бедствий он видит в существовании частной собственности. Правильное общество должно основываться на общественной собственности.
В позднем Возрождении наблюдаются мотива скептицизма, Мишель Монтенъ /1533-1532/, критикуя схоластику, считал, что истоки подлинного разумного философствования - в классической древности, так как ей была свойственна "свобода мыслей". Монтень призывал к развитию ума, личной убежденности.
В эпоху Возрождения складывается новая натурфилософия, ^ля нее, в целом, характерны следующие черты.
- Пантеизм, идея взаимопроникновения природы и Бога.
-Идея тождества микро- и макромира и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующие природу по аналогии с человеком.
- Гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия.
- Идея самодеятельности материи.
Кроме более-менее общих, у отдельных представителей натурфилософии высказываются оригинальные идеи. Николай Кузанский: . /1401-1464/ говорит о том, что нет никакого центра мира. Леонардо да Винчи /1452-1519/ утверждает, что научное познание должно основываться на опыте и исходя из опыта выявлять причинные связи явлений. Бернардино Телезио /1509-1588/ считает, что началом вещей служит материя. Но она сама по себе пассивна. Кроме нее есть еще активные силы - тепло и холод. Материя придает вещам телесность, тепло и холод дают им свойства и формы. Джордано Бруно /1548-1600/ утверждает вечность Вселенной, говорит о самодвижении материи, которая содержит в себе формы. Завершает натурфилософию эпохи Возрождения и, с другой стороны, является одним из основоположников естествознания Нового времени Галилео Галилей /1546-1642/. Он разрабатывает принципы механики, сделал ряд важных астрономических открытии. Галилей отказывается от органистически-гилозоистических представлений о природе в пользу геометрически-механических. Он говорит о необходимости сочетания в научном исследовании анализа и синтеза.
На исходе эпохи Возрождения происходят реформаторские движения, инициированные Мартином Лютером /1483-1546/, который выступил против римско-католической церкви, ряда ее догматов и элементов культа. При этом речь не шла об отказе от религии вообще, а о ее реформе. В основу лютеранского вероучения положен догмат о достижении "небесного спасения" посредством, личной веры, а не путем подчинения авторитету и различных приношений служителям культа. Сложилась лютеранская церковь, а также ряд других протестантских конфессий. В результате реформационных движений разрушилась духовная диктатура римско-католической церкви, начинается развитие буржуазного светского мировоззрения и культуры.
11. СЕНСУАЛИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
В XVII веке в европейской философии сформировалась оппозиция сенсуалистически-эмпирического и рационалистического направлений
Френсис Бэкон /1561-1626/ - родоначальник традиции эмпиризма в Англии- главное внимание обращает на изучение природы, на выработку нового взгляда на науку и ее классификацию, цели и методы исследования. Для этого прежде всего нужно выявить причины, задерживающие умственный прогресс. К ним Бэкон относит разного рода «идолы», «призраки», предрассудки, которым подвержен человеческий ум. Это: присущая всем людям ограниченность ума и органов чувств («идолы рода»), индивидуальные недостатки людей («идолы пещеры»), влияние особенностей социальной жизни на человека /"идолы площади"/, склонность к вере в авторитеты /идолы театра"/.
Бэкон критикует средневековую схоластику, говоря, что нельзя построить науку на таких понятиях, как субстанция, скрытое качество и
т.п. Реально существуют лишь отдельные предметы и их отношения. Поэтому в основу научного познания должно быть положено изучение отдельных объективно существующих вещей на основе целенаправленного, организованного опыта, на базе чувственных данных. Затем нужно использовать правильный метод анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в природу исследуемых явлений. Таким методом является индукция. Бэкон свое понимание индуктивного метода демонстрирует на примере отыскания природы, "формы" теплоты. Когда собраны и анализируются конкретные факты присутствия и отсутствия теплоты, ее различные степени у вещей, на основе этого делается обобщающий вывод о том, что "формой." теплоты является движение.
Рене Декарт /1590-1650/ в отличие от Бэкона разрабатывает т.наз. рационалистическую методологию. Декарт возражает против преувеличенных оценок роли чувственного опыта в познании; сущность вещей мы познаем иным путем. Путь к истине начинается с интуитивно ясных, простых понятий и идет к все более сложным. Интуиция и дедукция - основные компоненты метода Декарта. При этом у Декарта сближаются интуиция и врожденные идеи. Врожденные идеи не зависят от чувственности. К врожденным идеям Декарт относит идеи Богa, субстанции, движения, аксиомы типа "две величины, равные третьей, равны между собой", и т.д. В дополнение к этому Декарт вводит принцип радикального сомнения по отношению к человеческому познанию, что должно исключить возможность поспешных суждений.
Систематическое изложение философии должно начаться с некоторого интуитивно ясного представления. Таковым является – «cogito» /"Я мыслю"/. В этом каждый уверен. Даже если в этом усомниться, то само сомнение - акт мышления. От факта мышления мы приходим к выводу «cogito,ergo sum» /"Мыслю, следовательно, существую/ Следующий шаг - у нас есть представления о вещах вне нас. Но достоверны ли они? Может быть - это иллюзия? Здесь Декарт апеллирует к Богу, который не способен на обман, он - гарант истинности нашего познания. Затем Декарт выстраивает дуалистическую систему, в которой разделяет две качественно различные субстанции - природа, с ее каузальностью и люди, обладающие свободой воли. Для первой субстанции характерна протяженность, для второй - мышление.
Сенсуалистическая линия продолжена Гоббсом и Локком. Томас Гоббс
/1568-1679/ считает, что процесс познания начинается с чувственного опыта. Причина ощущений - вне нас, внешние тела оказывают воздействия на органы чувств, вследствие чего рождаются образы их в мозге. Гоббс говорит, что в человеческом уме нет ни одного понятия, которое не было бы порождено первоначально в органах ощущения. На чувственном опыте основано мышление и язык, теоретические утверждения, наука.
Отметим важную социально-политическую концепцию Гоббса. Он говорит о двух состояниях человеческого общества - естественном и государственном. В первом, естественном состоянии человек живет своими чувствами, желаниями, страстями, каждый человек не только хочет сохранить свою свободу, но и склонен приобрести господство над другими. Отсюда возникает война всех против всех /"человек человеку волк"/. Но затем страх за свою жизнь приводит людей к осознанию необходимости перехода от естественного состояния к гражданскому, государственному. Путем общественного договора создается государственная власть, чтобы положить конец всеобщей войне всех против всех.
Джон Локк /I682-I704/ критикует концепцию врожденных идей. Он исходит из трех основных положении,
I/ Нет врожденных идей, все знания рождаются в опыте и из опыта.
2/ "Душа" /или разум/ человека при рождении есть “tabula rasa” /"чистая дощечка"/.
3/ Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях, чувствах. Локк показывает, как идет движение от простых идей к сложным.
Продолжил рационалистическую концепцию Барух Спиноза /1632-1667/. Он невысоко оценивает чувственный опыт, в которое много субъективного, неясного. Рациональное познание, образцом которого является математико-геометрическое знание, лишено субъективизма. Но логический вывод предполагает признание некоторых интуитивных положений в качестве исходных истин. Они даются нам интуицией. Интуиция дает нам в качестве исходного понятия понятие субстанции, которая представляет собой «causa sui», т.е. причину самой себя. При этом субстанция оказывается своеобразным тождеством природы и Бога. Содержание субстанции выражается в ее атрибутах - существенных и всеобщих свойствах. /Нам известны, по Спинозе, атрибуты протяжение и мышление/, Наконец, к понятиям субстанции и атрибутов присоединяется понятие модуса - как того, что обусловлено чем-то другим. Для атрибута протяженности отдельный модус - конкретная протяженная вещь, для атрибута мышления - отдельная мысль человека. Спиноза считает, что поскольку все определяется субстанцией, то в мире нет ничего случайного; субстанцией, тс в мире нет ничего случайного; само понятие случайности - по несовершенству нашего знания.
Примыкает к регионализму Готфрид Вильгельм Лейбниц /I646-17I6/. Сн говорит, что в основе мира лежит субстанция, которая понимается как множество монад. Монада - некоторое духовное образование, духовный атом, созданный Богом. Бог сотворил монады, дал им необходимые силы и предоставил им самостоятельно действовать. Кроме монад Бог сотворил и материю, как внешнюю оболочку монад. Между монадами есть изначальное согласование, предустановленная гармония. Монады развиваются. В человеке есть господствующая монада, то, что называют душой. В душе осуществляется саморазвитие заложенного в монаду знания. Лейбниц, как рационалист, считает, что главное в познании не эмпирические, а рациональные истины - всеобщие и необходимые. Их содержание дается интуитивно и опирается на законы логики.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 822;