ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА
Марксистская философия, как и марксизм в целом, является одним из главных направлений в философии XIX - XX вв. Создавая новое мировоззрение Карл Маркс /1818-1683/ и Фридрих Энгельс /1820-1895/ критически использовали то ценное, что содержалось в предшествующей философской мысли, социальных учений в области политической экономии и утопического социализма, современного им естествознания. Марксизм претендовал на роль выразителя потребностей пролетариата, международного рабочего движения.
Бесспорной заслугой, новым в области философии является создание марксизмом новой формы материализма, диалектического материализма и материалистического понимания истории общества.
В предшествующей философии по ряду причин получалось так, что материализм был в основном метафизическим, а диалектика была преимущественно идеалистической. Философы не видели связи материализма и диалектики и даже часто противопоставляли их друг другу. Маркс и Энгельс преодолели этот разрыв. Если Гегель говорит о диалектике идеи, то в марксизме диалектика понимается как наука о связи явлений и наиболее общих законах движения и развития природы, общества у мышления. Объективная диалектика первична, а субъективная диалектика, диалектика мышления - отражение объективной диалектики.
Философия марксизма утверждает материальное единство мира, идеальное, сознание - высший продукт развития материи, марксистская философия отрицает существование каких-то неизменных абсолютов, первоматерии, первовещества. Материя существует в виде качественно разнообразных, изменяющихся вещей, явлений. Основные формы существования материи - пространство и время. Движение - способ существования материи, оно абсолютно, несотворимо и неуничтожимо.
Маркс и Энгельс дали материалистическую интерпретацию законов и категорий диалектики, раскрыли их методологическую роль /например, проанализированы различные формы противоречий и способы их разрешения, взаимосвязь явления и сущности, необходимости и случайности и др./. В марксистской философии по-новому понимается процесс познания. Маркс и Энгельс указали на социальную обусловленность познания; общественная практика образует основу и является критерием истины.
До Маркса и Энгельса все мыслители, как идеалисты, так и материалисты, полагали, что в развитии общества решающая роль принадлежит сознанию людей, Маркс и Энгельс разработали материалистическое понимание истории. Они исходили из того, что основой общественной жизни, истории общества является труд, материальное производство. "Способ производства...обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание."/Маркс/
Исторический процесс, будучи результатом деятельности людей, в то же время объективен, закономерен. Законы общества /"законы-тенденции"/ определяют в общих чертах тенденции развития общества. Одним из этих законов является закон соответствия производственных отношений характеру и состоянию производительных сил общества. Действие этого закона определяет специфику и смену общественно-экономических формаций.
Маркс и Энгельс развивают теорию классов и классовой борьбы, теорию государства, социальной революции. При характеристике общественного сознания в целом и его отдельных форм они постоянно проводят мысль об их специфической материальной обусловленности /в частности, о классовом характере морали в классовом обществе/.
Мapкс и Энгельс по-новому поставили вопрос о функциях философии. Если раньше философы видели свою задачу, главным образом, в том, чтобы нарисовать картину мира, то Маркс подчеркивал, что философия должна стать активной социальной силой. «Философы лишь различным объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Чтобы философия стала действующей силой, она должна овладеть массами и, прежде всего, стать мировоззрением передового, прогрессивного, революционного класса, который заинтересован в изменении существующего общественного строя и способен повести за собой трудящиеся классы. Таким классом, по мнению Маркса и Энгельса, является пролетариат, марксизм прямо и открыто признавал классовый характер своей идеологии, провозглашал служение пролетариату и его партии своим высшим принципом.
Философию марксизма продолжали и развивали соратники и последователи Маркса и Энгельса - И. Дицген, П. Лафарг, А. Лабриола, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.
ПОЗИТИВИЗМ
Позитивизм - одно из основных печений в философии XIX-XX вв. В истории позитивизма выделяют первый позитивизм, махизм /или «второй позитивизм»/ и неопозитивизм.
Основатель позитивизма - Огюст Конт /1798-1857/. Начиная с Конта звучит призыв к преодолению противоположности материализма и идеализма. Позитивисты утверждает, что основной массив знании о мире, человеке и обществе, нужных в практической жизни, получается в специальных науках. Это знание /"позитивное знание"/ противопоставляется традиционной философии как "метафизике". Конт высказал тезис о том, что наука заменяет собой традиционную философию.
Наука, по Конту, должна в принципе ограничиваться описанием внешней структуры явлении, отвечая на вопрос о том, как протекают явления, а не о том, что они представляют в своей сущности /последнее - ненужная "метафизика"/. Описание явлений позволяет вывести законы, функциональные /не причинные/ отношения между элементами данной структуры.
Конт говорит, что человечество в своем умственном развитии последовательно пользуется тремя методами познания - сначала теологическим /для объяснения явлении ищутся сверхъестественные факторы/, затем метафизическим / используются некие философские абстракции - Абсолют, Идея и т.п./ и, наконец, позитивным /когда познаются действительные законы явлений. Позитивная стадия должна полностью сменить обе предыдущие.
Конт считал своей заслугой создание социологии как науки; сам термин "социология" был введен Контом. Его социология включала "социальную статику" /учение об условиях существования общества/, "социальную динамику"/ учение об изменении социальных систем/ и "социальную политику /программу социального действия/. В социологии, в целом", Конт исходит из тезиса о том, что "миром управляют и двигают идеи".
Герберт Спенсер /180С-1905/ также видит задачу науки в познании сосуществования и последовательности явлении. При этом он допускает, что есть некая единая "Сила" или "Мощь", но они - тайна, в принципе непознаваемая человеческим разумом.
Задача философии - систематизировать научные знания. Наиболее общие истины, к которым приводит анализ действительности, - понятия вещества, движения, силы, эволюции. Спенсер особое внимание эволюции, которую он характеризует как высший закон всего существующего.В эволюции Спенсер выделяет следующие моменты:
- интеграция /переход от бессвязности к связности/;
- дифференциация / переход от однородного к разнородному/;
- возрастание порядка /переход от неопределенности к определенности/. Спенсер считает, что эволюция имеет предел - равновесие системы, когда уравновешиваются все противодействующие силы, в частности, в обществе - консервативные и прогрессивные силы. Но состояние равновесия сменяется разложением под влиянием внешних сил, затем возможно новое равновесие и т.д.
Лидерами "второго позитивизма" были Эрнст Мах /1638-1916/ и Рихард Авенариус /1843-1890/. Мах выступает против понимания материи как объективной реальности. Все существующее - совокупность ощущений, "комплексы ощущении образует тела". Махисты используют понятие "элементы мира". Их они хотят представить как нечто "нейтральное" по отношению к материи и сознанию, утверждая, что "элементы мира" могут быть в одном отношении физическими, а в другом - психическими. Например, огонь, вызывая ощущения тепла, света, является психическим "элементом", а с другое стороны, как совокупность определенных химических и физических процессов, он представляет «физический» элемент.
Махисты далее утверждают, что между физическими и психическими "элементами" существует неразрывная связь, одни не могут быть без других /"принципиальная координация" Авенариус?/. Авенариус заявляет затем о "принципиальной координации" нашего Я и среды / не-Я/. Сознание человека - центральный член, внешний мир - противочлен; они неразрывно связаны друг с другом. Отсюда можно прийти к субъективному идеализму.
ПРАГМАТИЗМ
Название этого философского учения - от греческого "прагма" -дело, действие. Прагматизм возник в 70-е годы Х1X в. в США.
прагматизм заявил о необходимости реконструкции философии. Философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания /как это считалось со времени Аристотеля/, а общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях, в процессе их практической/деятельности, протекающей в непрерывно меняющемся мире, философия должна заниматься "человеческими проблемами", помогать человеку в решении встающих перед ним жизненных задач.
Чарльз Сандерс Пирс/1839-1914/ рассматривает мышление как вид приспособительной деятельности организма, направленной на регулирование отношений между организмов и средой. Мышление принимается за работу тогда, когда возникает сомнение, препятствующее действию. Мышление должно преодолеть сомнение, препятствующее действия, восстановить веру, готовность действовать. В силу различных обстоятельств состояние веры может смениться состоянием сомнения, равнозначным приостановке действия. В противоположность вере сомнение - беспокойное и неприятное состояние и мы стремимся как можно скорее освободиться от него.
Процесс познания Пирс понимает как переход от сомнения к вере /верованию/. Вера не является истиной. Человек /в том числе и ученый/ стремится не к истине, а к устойчивому верованию. А чтобы верование было устойчивым, его по возможности должны разделять все члены общества. Для этого часто применяется метод авторитета, когда некоторая организация предписывает людям совокупность обязательных для них верований, преследуя и наказывая инакомыслящих.
Уильям Джемс /I842-1910/ стремился разрешить противоречие между наукой и религией. Он считал, что человеческая жизнь невозможна без религии. Религия нужна человеку для того, чтобы чувствовать себя в большей безопасности в ненадежной, полной случайностей Вселенной. При этом сам Джемс не утверждал существование Бога. Но раз вера в Бога имеет вечные последствия для человеческой жизни, люди вправе считать объект веры реальным.
Джемс говорит, что наша жизнь зависит от нас самих, от нашей веры в возможность ее улучшения. Нужно верить в успех и действовать; чем сильнее вера, тем более шансов на успех, Джеймс понимает истину как успешность или работоспособность некоторой идеи, ее полезность для достижения той или иной цели, которую ставит и к осуществлению которой стремится человек. Согласно Джемсу, функция мышления состоит преимущественно в выборе средств для осуществления наших планов и намерений.
Джон Дьюи/1853-1952/ говорит, что основная задача философии, науки и научного метода заключается в наилучшем приспособлении человека к среде, в обеспечении успешного человеческого действия. Все теории - своеобразнее инструменты, орудия, позволяющие решить проблемы, возникающее в жизни людей. Теории, идеи признаются истинными в той мере, в какой они оказываются успешными. Мерило истинности теории - ее практическая эффективность. Истина определяется как полезность.
Для прагматизма в целом характерно убеждение, что все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач, мышление - не отражение действительности, а средство приспособления организма к окружающей среде с целью успешного действия.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 883;