ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ

 

В 30-40-е годы XIX в. в России культивируется концепция «официальной народности». Ее основополагающая формула: «Православие, само­державие, народность»; она была предложена министром С.С. Уваровым. В этой концепции утверждалось, что уклад русской жизни коренным образом отличается от западно-европейского. Для России характерны "семейное равенство","взаимная любовь между крестьянами и помещиками". Говорилось, что в России существует союз между самодержавием, представляющим собой исконную форму государственной власти, православием. Которое составляет "моральный дух" и образ мышления народа, и народом, боготворящим царя за отеческую заботу о нем. Министр прос­вещения Уваров выступал против "учености", от "пристрастия к иноземному".

Во второй половине 30-х годов в мыслящих кругах общества было увлечение немецкой классической философией. В философии Гегеля ут­верждалось об избранности германского народа и превосходстве создан­ной им культуры. Другие народы как бы выпали из современной истории. Возник законный, вопрос с месте России в истории, об ее специфике, путях развития. В либеральном дворянстве образовалось две партии. Те из писателей, философов и общественных деятелей, кто считал западноевропейскую культуру высшим достижением мировой цивилизации и полагал, что дальнейшее движение России вперед невозможно без ус­воения европейской образованности у буржуазных форм жизни, составили западническое направление /Л.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, T.H. Грановский, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин и др./. Славянофилами стали называть тех, кто считал, что Россия обладает особой культурой и пойдет но пути, отличному от тех, какими шли страны Западной Европы. Идеализировались русские самобытные начала, утверждалась национальная исключительность России. /наиболее известные славянофилы - А.С.Хомяков, И.В. Киреевский , К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин/. Заметим, что позиция славянофилов, не совпадала с официальной идеологией. Так, они крити­ковали бюрократическую государственную машину, выступали за отмену крепостного права.

У истоков западничества - Петр Яковлевич Чаадаев /1794-1856/. Он говорит, что Россия, находясь между Западом и Востоком, не взяла положительное ни у того, ни у другого. В России сложились условия, при которых невозможна нормальная жизнь. У нас царит произвол, беззаконие, крепостное право, нет позитивной идейной позиции и это во многом связано с христианской традицией в ее византийской форме. Мы исключены из единства европейских народов, основанного на католи­цизме. Прогресс возможен только на базе истинного христианства - католицизма. В философском плане Чаадаев примыкал к объективному идеа­лизму, считая себя сторонником Шеллинга.

Н.В.Станкевич /1813-1840/ считал, что философия открывает человеку пути самосовершенствования, призывал к коллективизму, гармонии, единству с другими людьми.

Т.П.Грановский /1813-1855/ был убежден в исторической исчерпанности русского крепостничества и самодержавия высоко оценивал политические свободы Запада.

Алексей Степанович Хомяков /1804-1860/ наиболее колоритная фигура среди славянофилов. Он, как и другие славянофилы, указывает на пороки западной цивилизации: обуржуазивание жизни, социальные антагонизмы, превращение общества в раздробленную массу эгоистических, жестоких, меркантильных личностей. Судьба Запада трагична. Рус­ская культура имеет другую судьбу. Спасение нашей страны в сохране­нии патриархальных основ быта и нравов допетровской Руси. У нас в основе жизни - православие, как истинное христианство. Но чем же все же объяснить отсталость нашу по сравнению с Западом? Причину этому Хомяков видит в оторванности государственной власти от наро­да, от сельских общин. В своей философской позиции Хомяков призывал к гармонии разума и веры. Человек должен жить в церкви. Церковь -это единство людей, основной принцип церкви - соборность, совмест­ное понимание правды и отыскании пути к спасению. Хомяков верил в великую историческую миссии русского народа.

И.В.Киреевский /1806-1858/ критикует рационализм, который харак­терен как в философии, так и в западном богословии. Как и Хомяков, он призывает к согласию разума и веры.

К.С.Аксаков /18I7-1860/ говорит об исключительности русского народа, о высокой нравственности русской жизни, основа которой - в крестьянстве, еще не испорченном цивилизацией. В России есть две силы - Земля /община/ и Государство. На Западе преобладает Государ­ство. У нас на первом плане - Земля. Государство не вмешивается во внутренний мир Земли, а народ не претендует на политическую власть, эту ситуацию нужно сохранить. При этом необходима свобода слова, чтобы правительство знало мнение народа. В этом залог стабильности России.

Ю.Ф.Самарин /1819-1878/ ратует за сохранение общины, что является средством предотвращения в России "язвы пролетариатства" и классо­вых столкновений.

Оба направления, в общем прекратили свое существование в начале 60-х годов, хотя и позднее были отголоски некоторых идей славянофи­лов. В настоящее время иногда можно услышать отголоски этой дискус­сии / например, когда идут разговоры о "русской идее"/.

 








Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 766;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.