САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗНАНИЯ
Процесс формирования русской философской мысли в силу ряда обстоятельств был длительным: он начался в X веке и продолжался до ХVIII, когда философия у нас стала самостоятельной формой знания. До этого философская мысль была связана с богословием.
Первые философские представления формировались после принятия христианства. Через богословскую литературу к нам приходили философские идеи античности, патристики и ранней схоластики. Переводились сочинения Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина и других представителей византийской патристики, пользовались известностью произведения болгарских мыслителей - Кирилла и Мефодия, Иоанна Экзарха Болгарского. Философские идеи наших авторов периода Киевской Руси XI -XIII вв. мы находим в литературных памятниках "Русская правда", "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве", в произведениях митрополита Илариона, митрополита Климента Смолятича, великого князя Владимира Мономаха, Кирилла Туровского и др.
В ХIV в. центр общественной и политической жизни перемещается на север, где ведущую роль начинают играть Москва, Тверь, Новгород. Главная тема произведений конца XIY в. - освобождение Руси от иноземных захватчиков. Серапион Владимирский сурово осуждает тех "беззаконнков", которые своими грехами навели беду на родную землю. Одной из центральных идей литературы становится идея связи мудрости и морали, подчеркивается приоритет дела перед словом.
С конца XIV в. начинается еретические движения стригольников, «жидовствующих». В начале XVIв. внутри церкви идет борьба между «нестяжателями» /лидер - Нил Сорский/ и "стяжателями"/иосифлянами, лидер – Иосиф Влоцкий/. В русских религиозных и общественных кругах после того как Константинополь в 1453 г. был захвачен турками нормируется идея о перемещении политического и духовного центра восточного христианства в Москву. Старец Филофей говорил: "Два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать".
В ХVII в. осуществляется церковная реформа, в ходе которой сформировалось новое религиозное движение - старообрядчество. В том же веке воссоединение Украины с Россией привело к распространению западнорусской учености в Московской Руси, что вызвало противодействие. Сложилась оппозиция т. наз. "традиционалистов", выступавших против многих новаций, и "модернистов", считавших необходимым усовершенствования в обществе. Лидер последних, Симеон Полоцкий /1629-1680/ обсуждает проблему соотношения философии и богословия, знакомит читателей с высказываниями античных авторов, пропагандирует светское знание.
В 1687 г. основана Московская Славяно-греко-латинская академия. В ней изучалась философия, в основе учебного курса лежали взгляды Аристотеля и схоластов.
Восемнадцатый век начинает новый этап в истории страны. Реформы Петра I затронули все стороны общественной жизни. Создается Петербургская Академия наук, закладываются основы естествознания формируются философия и социология, свободные от богословия. Новые научно-философские идеи нашли яркое выражение в кружке Феофана Прокоповича (1681-1732).
В кружок, который называли «Ученой дружиной Петра I» входили В.П. Татищев, А.Д. Кантемир, A.M. Черкасов, И.Ю. Трубецкой. Члены кружка четко разграничивали компетенцию духовной и светской власти, призывали к образованности общества, обсуждали философские вопросы состояния души и тела, проблемы гносеологии.
Многие идеи «ученой дружины» разделял и продолжал Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). В философском плане Ломоносов близок к деизму. Он признает бога только в функции первоосновы, творца, а затем природа рассматривается в материалистическом плане, с точки зрения ее внутренних закономерностей. Ломоносов предлагает атомно-молекулярную концепцию мира. Важными свойствами материи являются протяженность, движение. Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения, высказывал мысли об изменении природы. В методологии науки Ломоносов опирался на эмпиризм, опыт считал основой знаний; за опытом должно следовать теоретическое исследование, познание причинности. «Закон опыта нужно восполнить философским познанием».
Во второй половине XVIII в. В «екатерининское время» официальной становится идеология «просвещенного абсолютизма». В то же время в дворянских кругах образовалась оппозиционная группа, т. Наз. Национально-консервативное направление во главе с М.М. Щербатовым. В духовных академиях и Московском университете преподавалась лейбнице-вольфианская метафизика. В середине века в Россию проникает и становится модным масонство.
Религиозно-идеалистической идеологии противостояло движение Русского просвещения. Крупнейший его представитель Яков Павлович Козельский (ок. 1728-1794). Он впервые у нас, на основе изучения древних и новых философских идей дал краткое, но систематическое изложение проблем философии. Козельский четко разграничивает теологию и философию, дает классификацию наук, показывает структуру философского знания. Козельский материалистически решает основной вопрос философии, дает определение материи и ее фундаментальных свойств, рассматривает процесс познания с точки зрения сенсуализма, говорит о многоаспектности понятия истины. В концепции государства поддерживает теорию общественного договора.
Из других представителей Просвещения отметим С.Е. Десницкого, который рассматривает развитие общества с точки зрения совершенствования хозяйственных занятий, обсуждает проблему происхождения частной собственности. Д.С. Аничков анализирует причины возникновения религии. Д.И.Фонвизин в принципе одобрял просвещенную монархию, но говорил, что при этом должны быть справедливые законы, которых у нас нет.
Русское просвещение инициировало начало освободительного движения. У истоков его стоял Александр Николаевич Радищев (1749-1802).Его главные работы: "Путешествие из Петербурга в Москву" и «О человеке, о его смертности и бессмертии». Анализируя ситуацию в России, Радищев приходит к выводу о всеобщем беззаконии на всех ступенях общества. Необходимы радикальные перемены - отмена крепостного права, переход к республике и т.д. В своем основном философском труде «О человеке…» используется любопытный прием. В первых двух частях утверждается, что бессмертие души – есть не что иное, как пустая мечта, а в двух заключительных – излагаются религиозно-идеалистические суждения о бессмертии души. C точки зрения материализма, душа возникает вместе с рождением человека, телесный орган души – мозг, а когда умирает человек, разрушается «мысленный орган», исчезает душа. С точки зрения идеализма, душа – простая, неделимая субстанция, отсюда делается вывод о ее неуничтожимости. Приводится еще ряд аргументов в пользу противоположных точек зрения и читателю самому предлагается принять ту или иную концепцию. В целом, из работ Радищева видно, что он ближе к материализму.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 538;