ФОРМИРОВАНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ПАТРИСТИКА
Христианство выступило на историческую арену во второй половине I в.н.э. Учение, созданное на периферии огромной Римской империи, становится ее государственной религией в 1У в.н.э. В христианский канон вошли еврейский Ветхий завет и Новый завет /Евангелие/, в котором рассказывалось об Иисусе и его учениках. Вместе Ветхий и Новый завет образовали Библию. На соборах новой церкви была определена христианская догматика / символ веры, учение о трехипостастном божестве и др./.
По мере формирования христианского вероучения складывалась христианская философия. Ее основоположники были, как правило, "отцами" и "учителями" христианской церкви, поэтому первый период христианской, философии / до 71 в./ называют периодом патристики / лат. патрес - отцы/. В этот период формируется основная проблематика христианской философии: сущность Бога, отношение человека к Богу, мир и его устроение, цель истории, соотношение философии и теологии.
Христианская философия начиналась с идеи о том, что для достижения истины нужно раскрыть глубокий смысл библейских сказании. Филон Александрийский /до сер. I в.н.э./ говорит, что в Писании есть два смысла: буквальный и сокровенный; последний можно понять, используя аллегорический метод /экзегетика/. Так, например, историю о том, что облако следовало за Израилем в пустыне, можно понимать как премудрость; праздник Пасхи, с одной стороны знаменует освобождение от египетского плена, а более глубокий смысл заключается в освобождении души от страстей.
Ранний этап патристики - т.наз. апологетика. Апологии - сочинения, ставящие целью защиту от языческой критики деятельность христиан и выработку единой мировоззренческой позиции. Апологет Юстин не отрицал в целом античную философию, но считал ее мудростью низшего порядка по сравнению с христианством. Татиан же резко выступает против античной философии, обвиняя ее в безнравственности. Теофил говорит, что всякое знание должно начинаться с веры; понимание этого дается только христианской религией.
Видный представитель патристики Климент Александрийский /ок.150-215/ утверждает тезис о гармонии веры и разума. Он говорит о том, что философия служит подготовкой к теологии, философия - союзница веры.
Ориген Александрийский /185-254/ развивает учение о Боге, его лицах, развивает идею о сотворенности материального мира "из ничего". /Заметим, что в античной философии говорилось о творении мира, космоса из некоторой материи/.
Тертуллиан /160-220/ утверждает, что христианская вера, содержит в себе истину в готовом виде, не нуждается в доказательстве или проверке. Спор о скрытом смысле Библии - бесцельное мудрствование, нужно буквальное понимание, а если что-то кажется непостижимым и невозможным, тем более в это нужно верить. Тертуллиану приписывается тезис 'Верую, ибо абсурдно", что соответствует его взглядам.
Начиная с II в. в христианстве возникают ереси - гностицизм, манихейство, арианство. В первых ересях говорилось о том, что мир лежит во зле, создан злонамеренным Демиургом. Истинная жизнь человека - в ином мире, но попасть в него могут только те, которые обладают "гносисом", неким особым знанием.
Одним из самых авторитетных представителей патристики был Аврелий Августин /354-430/. Он продолжает обосновывать идею творения мира "из ничего", много внимания уделяет проблеме времени, говорит о творении человека, о способностях души, проблеме веры и знания и др.
Итогом патристики стал комплекс идей, которые были восприняты и продолжены последующей христианской философией. Вот основные из них.
- Теоцентризм. Источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.
- Креационизм. Мир сотворен Богом "из ничего".
- Персонализм. Человек создан по образу и подобию Бога.
- Провиденциализм. Бог правит созданным им миром, человеческой историей и людьми.
- Сотериологизм /лат. сотер - спаситель/. Жизнедеятельность человека должна быть направлена на спасение души.
- Ревеляционизм /лат. ревеляцио - откровение/. Познание истины достигается через постижение смысла Священного писания, а также через учения апостолов, пророков, святых, через мистическую интуицию.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 945;