ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Мифологически-религиозные представления и зачатки философской мысли древней Индии изложены в Ведах. В Ведах - религиозные гимны, сведения о ритуале, социальных отношениях, размышления об устройстве мира, жизни человека и т.д. Отметим некоторые идеи Вед, оказавшие наибольшее влияние на последующую философскую мысль.
В Ведах говорится, что есть три сферы вселенной: небо, земля и воздушное пространство между ними; им соответствуют три группы богов /всего 33 божества/. Но в дальнейшем выдвигается мысль о некоем едином духовном начале Брахмане, стоящем выше богов. Вводится понятие Атман - человеческое сознание, душа. Утверждается, что тело смертно, душа вечна. Душа может переселяться из одной телесной оболочки в другую /это переселение называется самсара/. Переселение ее в то или иное тело зависит от поведения человека до его телесной смерти /закон кармы/. Благочестивое поведение в конечном счете может освободить душу от связи с телесностью /мокша, освобождение/.
Философские школы древней Индии принято подразделять на т.наз. неортодоксальные /не признающие безоговорочно авторитета Вед/, и признающие. Неортодоксальные - джайнизм, буддизм, чарвака-локаята; ортодоксальные - санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта. Обратим внимание на главные идеи этих школ.
Джайнисты в онтологии считают, что существуют пять субстанций: материя, время, пространство, покой, движение. Материя состоит из четырех элементов: земля, вода, огонь, воздух. Кроме того, каждое живое существо имеет душу. Душа привязана к материи некоей тончайшей материальной оболочкой /карманашира/. Задача человека - достигнуть освобождения, для этого нужно разъединить душу и материю. Путь к этому: правильная вера, правильное познание и правильное поведение. Джайнизм говорит о пяти видах познания - от обычного к ясновидению и телепатии, о необходимости соблюдения 5 обетов, подчеркивая особую роль ненанесения вреда жизни /ахимса/.
В буддизме есть множество разнообразных концепций, но в них можно выделить некоторый общий комплекс идей. Прежде всего, это идея "срединного пути", о том, что нужно избегать крайностей /в том числе, и аскетизма/. Центральным пунктом буддизма является признание "четырех благородных истин" и "восьмеричного пути". Истины гласят: жизнь в мире полна страданий, существуют причины этих страданий, можно прекратить страдания и существует путь, ведущий к прекращению страданий. Этот путь включает в себя правильные взгляды, правильная решимость /преобразовать жизнь/, правильная речь, правильное поведение и т.д. В итоге наступает нирвана - угасание страстей, а вместе с ними и страданий. Нирвана гарантирует от перерождений. В буддизме утверждается всеобщий закон причинности, развивается ученее о всеобщем изменении, о душе, как некоторой последовательности психических состояний. И т.д.
Материалистические тенденции в философии Древней Индии представлены в школе чарвака-локаята. Исходя из того, что единственный надежный источник познания - чувственное восприятие, локаятики считают ошибочным веру в богов, переселение души, судьбы и т.п., поскольку все это выходит за пределы восприятий. Душа человека - результат особой комбинации материальных элементов и после смерти человека распадается на эти элементы. Чарваки говорили, что в жизни человека сочетаются страдания и наслаждения и нужно стремиться к максимуму наслаждений, но на основе духовной дисциплины.
Самая влиятельная из ортодоксальных школ - санкхья /термин "санкхья" переводится как "совершенное знание"/. В онтологии санкхъя исходит из того, что "ничего не может возникнуть из того, что не сушествует". Это означает, что любое следствие существует в причине /в потенциальном виде/. У мира в целом есть первая основа /пракрити/. Пракрити выступает в двух формах: вьякта /проявленная/ и а-вья-кта /непроявленная/. А-вьякта - это некий принцип материальности, возможность всех вещей; вьякта - это природа, совокупность существующих вещей. Далее говорится о том, что в Пракрити есть три гуны : саттва /блестящее, освежающее, легкое/, раджас /деятельное, стимулирующее/, тамас /пассивное и страдательное/. В непроявленной материи гуны находятся в равновесии, с его нарушением образуются конкретные явления,
Кроме пракрити санкхья утверждает существование Пуруши чистый дух, сознание как таковое. Эволюция Вселенной начинается с контакта Пуруши с пракрити. Эволюция идет в двух направлениях - психическом / появляются органы чувств, органы действия, ум человека/ и физическом / эфир, воздух, свет и т.д./.
Много внимания уделяется проблеме страдания. Люди стремятся избегнуть страданий, но все искусства, ремесла и т.д. могут принести лишь временное облегчение. Нужно идти другим путем. Страдания существуют из-за неведения, когда у людей нет совершенного знания. Чтобы их избежать, нужно понять, в чем заключается наше истинное Я. Обычно мы понимаем Я как тело и чувства, ум и интеллект. На самом деле Я - это чистое сознание, верный и бессмертный дух. Когда мы это поймем, наше истинное Я перестанет подвергаться превратностям тела и души,освободится от страстей, будет спокойно существовать в самом себе. А в мировом процессе, когда пракрити осознает свою истинную природу, прекратится эволюция.
Философия йога в теоретическом отношении близка к санкхья. Не есть важное отличие: если санкхья видела путь избавления от страданий в приобретении "совершенного знания", то йога призывает к ограничению деятельности ума. На это нацелен "восьмеричный путь" йоги, предусматривается воздержание от грехов, дисциплина тела и ума, сосредоточение и т.п. Йога решает проблему "освобождение" на пути отказа от связей с внешним миром, самоуглубления и отказа от обычного мышления. При устранении аффектов мудрец достигает освобождения еще при жизни.
В школе вайшешика подчеркивается, что коренной причиной страдания является незнание. Нужно знать характеристики мира, понимать цикличность существавния его, судьбу /адришта/ как первоосновы созидания и разрушения.
В школе ньяя на первом плане вопросы о познании, его источниках, отличии истинного познания от ложного. Анализируются ошибки в логических рассуждениях, рассматриваются разновидности спора.
В школе миманса комментируются и разрабатываются предписания ритуалов, развивается учение о пяти источниках правильного познания.
Веданта / "веданта" - "завершение Вед"/ утверждает, что единственная истинная реальность - духовное начало, Брахман, который творит ум и материю. Человек состоит из тела и души, подлинная реальность - душа /Атман/ как своего рода проекция Абсолюта /Брахмана/ на человеческую личность. Обычно человек способен понять нечто телесное, конечное; душа ошибочно связывает себя с телом. Но есть другая возможность. Поскольку Атман - творение Брахмана, то самопознание приближает человека к познанию Абсолюта. Нужно осознать тезис: "Ты есть То", где "То" - "имя Брахмана", а "Ты" - Атман. Когда наступает мистическое слияние Атмана с Брахманом, происходит освобождение.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 727;