Предмет философии и основные философские направления
Всякое познание имеет свой объект и предмет.
Объект — это познаваемый круг явлений, процессов, моментов действительности. Например, объектом энтомологии является класс насекомых, ядерной физики - атомное ядро, процессы радиоактивного распада и ядерные реакции, а объектом филологии - письменные тексты во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей.
Предмет познания – специфические стороны, свойства объекта познания, изучаемые данной областью познания (наукой). Так, предмет энтомологии - строение и жизнедеятельность насекомых, их индивидуальное и историческое развитие, многообразие форм, распределение на Земле во времени и пространстве, взаимоотношения со средой.
Специфика науки определяется ее предметом. Объект же может быть один тот же для разных наук. Например, человек является объектом не только для всех гуманитарных наук (история, экономика, юриспруденция, филология и др.), но и для ряда естественных (медицина, физиология, морфология и др.) и, даже, технических (пассажирский транспорт, оборудование и станки с непосредственным участием человека – все это должно учитывать и анатомические и физиологические и психологические его особенности).
С момента возникновения сознания начинается познание человеком окружающего мира, самого себя и своего взаимодействия с этим миром, что определило три основных объекта познания: 1) мир, 2) человек, 3) взаимодействие мира и человека. То или иное представление об этих объектах является мировоззрением. Мировоззрение - это обобщенное знание, система суждений о мире, человеке и их взаимодействии. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.
Философия – достаточно поздняя форма мировоззрения. Она появляется в момент разложения родового строя, перехода к классовому обществу и государственной форме правления. Для различных народов это происходит в очень разное время. Индия, Китай и древняя Греция к VIII VI в.в. до н.э. стали лидерами человечества в экономическом и, следовательно, во всем социокультурном развитии. В такой период люди, за счет качественного изменения в производстве материальных благ, увеличении производительности труда, становятся относительно независимы от природы, переходят от целенаправленного приспособления к ней, ко все более полному целесообразному приспособлению внешнего мира. Это требует более независимого взгляда мир – нового мировоззрения, чем и становится философия. Она отличается от религиозно-мифологического мировоззрения попыткой объяснить мир исходя из него самого – не прибегая к вымышленным силам, используя обращение к естественным причинам и условиям.
Отличительной особенностью философии с момента ее возникновения стало стремление, как это определил древнегреческий философ Платон, познать вечное в преходящем, единое (одно и то же) во многом (в различном).
Сегодняшняя философия – это наука о всеобщих законах и принципах развития природы, общества, познания и мышления.
В этом определении есть указание и на предмет философии "всеобщие законы и принципы развития" и на совокупный объект "природа, общество, познание и мышление".
Соединяя общий предмет философии с элементом ее совокупного объекта, получаем разделы философского знания:
1. Онтология – теория бытия, раздел философии, посвященный изучению всеобщих законов и принципов развития объективного мира, природы;
2. Философия общества (философия истории, философская социология, антропология, аксиология, этика и др.) – раздел философии, связанный с познанием всеобщих законов и принципов развития общества и человека;
3. Гносеология – теория познания, раздел философии, посвященный изучению всеобщих законов и принципов познания человеком окружающего мира.
4. Логика – раздел философии, связанный с познанием всеобщих законов и принципов мышления.
Философия несет в себе многие моменты предшествующих форм мировоззрения – мифологии и первобытной религии, из которых наиболее существенным является проблема связи и соотношения объективного мира и сознания, которая стала основным вопросом философии.
Те из философов, кто считает генетически первичным объективную реальность, а сознание признает высшей формой отражения этой реальности, (оказывающее мощное обратное воздействия на бытие) являются материалистами. Напротив, те, кто предполагает, что некоторое сверхъестественное идеальное начало породило и продолжает определять объективный мир – объективные идеалисты, а те, кто полагают человеческое сознание творцом мира (а иногда и единственно существующей реальностью) – субъективные идеалисты.
То или иное решение основного вопроса философии детерминирует решение других философских проблем. Например, признание того, что человеческое сознание является определяющим фактором развития общества приводит к выводу о ведущей роли выдающихся личностей в историческом процессе. Это, в свою очередь, порождает конкретное решение и метод воздействия на общественную систему – "нужно поставить во главу государства такого-то человека". Так мировоззренческий постулат становится методом действия (в данном примере субъективно-идеалистическое мировоззрение оборачивается методом, уводящим от цели).
В этом проявляется методологическая роль философии – определение основных направлений, методов и приемов, которые нужно использовать для эффективного целенаправленного воздействия человека на любой процесс.
Методология – это мировоззрение в действии. Поэтому, идеализм и материализм являются не только противоположными мировоззренческими системами, но и противоположными методами познания и преобразования мира.
Вместе с тем, в истории философии сформировались еще две противоположные философские мировоззренческие и методологические установки:
диалектика и метафизика.
Диалектика – метод познания и преобразования действительности, основывающийся на положении о том, что все явления и процессы объективной и субъективной реальности представляют собой единство противоположностей, борьба между которыми составляет основу их возникновения существования и развития. (Необходимости и случайности; сущности и явления; изменчивости и устойчивости; внешнего и внутреннего и т.п.)
Метафизика– метод познания и преобразования действительности, противоположный диалектике и связанный с отрывом и абсолютизацией в качестве чего-то самостоятельно существующего отдельной стороны, момента, свойства единого целого, системы[1]. (Необходимости или случайности; сущности или явления; изменчивости или устойчивости; внешнего или внутреннего и т.п.)
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 596;